Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Батурина Светлана Олеговна

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_uprazhneniy_dlya_podgotovki_k_ege.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

   Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

I.Упражнения, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности

  1. а)Прочитайте названия тем. Определите, широкой или узкой является каждая из них. Подумайте, какой тип речи- повествование, описание, рассуждение, - станет основным для каждой темы.

            «Прекрасные мгновения жизни», «Памятный день моей жизни», «Вечерняя прогулка по городу», «Любимый уголок родного города», «Устарело ли понятие долга?», «Что меня радует, а что огорчает», «Современно ли милосердие? ».

              б)Вам предложены широкие темы. Сузьте их и дайте возможные варианты формулировок.

            «Времена года», «Моё Отечество», «Вечные ценности», «Размышления перед картиной».

      2. Прочитайте текст. С каким настроением вы его читали?

      Ночь на реке. Звёзды, ещё не созрев, были по-весеннему далёкими и мелкими. Зато луна, круглая и полная, висела над небом совсем  ярко и празднично. В её серебристом свете всё вокруг лежало в блаженном  оцепенении, и только река, в глубине которой отражалось ночное небо, сверху отсвечивала зелёным надменным сиянием.

       С неба сорвалась звезда и, прочертив горящую линию,  погасла. И тут же невесть с чего, как спросонья, коротко и жалобно хныкнул гудок теплохода. В отходящей к берегу волне, удлиняясь в свечки, играли звёзды. (В.Г.Распутин)

                               Задание

  • Определите тему текста. Найдите в тексте её авторскую формулировку. Может ли она стать заголовком текста?
  •  Найдите в тексте подтемы , сформулируйте их.
  •  Какова основная мысль текста? Как связаны между собой замысел, основная мысль, тема и подтемы.
  • Назовите способ образования слова по-весеннему.
  • Найдите односоставное предложение и укажите  вид.
  • Разберите по составу слова  прочертив, удлиняясь. 

II.Упражнения, направленные на закрепление различных средств  связи в тексте.

  1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте  его.

    Село просыпалось. Сухо звякали щеколды калиток,

оголтело кричали петухи, и, пронизанные заревом света, из трубы каждой хаты неспоро росли зелёные букеты дымов, похожие на кусты перекати-поля. Овраг ещё издали обдал Алёшу зябкой сыростью и нарастающим гомоном не поддававшегося морозу потока,- он бился в туманном сумраке дна оврага, заваленного крупитчатым покорёженным льдом. В бурых рваных потёках оставался южный склон оврага, испещрённый кружевом воробьиных следов.      (К.Воробьёв)

           

                                 Задания

  • Проследите, как содержание первого предложения раскрывается последующими. Могло ли первое предложение быть последним?
  • Каким способом связаны предложения (цепным или параллельным)?
  • Назовите средства связи (лексические и морфологические) в тексте.
  • Объясните смысл следующих выражений: село просыпалось; сухо звякали щеколды; оголтело кричали петухи; росли зелёные букеты дымов; в бурых рваных потёках ; кружевом следов. Что их объединяет? Для какого стиля речи характерны данные сочетания слов?
  • Разберите по составу: просыпались, нарастающим, не поддавшегося.
  • Найдите слова с-н- и –нн-. Объясните их правописание.

2). (1) Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.

    (2) Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивоти, стабильности.

   (3) Нет, незыблемых норм не бывает.

  (4) Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

                         Задания

  • В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) 4,2,1,3;

Б)1,2,3,4;

В)2,3,1,4;

Г)2,4,3,1.(+)

  • Определите тему и основную мысль теста.
  • Установите, как связаны между собой предложения. Какую роль играют языковые сигналы «как известно», «нет», «но значит ли это…».
  •  Разберите по составу следующие слова: развивается,

изменяется, правильность.

  • Найдите слова с приставкой не- . Объясните их правописание. Почему слова «постоянна» и «неизменна» пишутся с двумя буквами нн?
  • В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Какими частями речи выражены главные члены предложения?
  • Определите типы предложений по структуре (простое или сложное; двусоставное или односоставное; распространённое или    нераспространённое).

3).Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

     Каждый о…дельный день в году подарен только одному человеку, самому счастливому; все остальные люди пользуются его днём, насл…ждаясь со…нцем или сердясь на дождь, но (ни)когда (не)зная, кому день принадлежит (по)праву, и это их (не)знание пр…ятно и смешно счастливцу. Человек (не)может пр…двидеть, какой именно день достанется ему, какую мелочь будет вспом…нать он вечно – св…товую ли рябь на стене вдоль воды или кружащ…йся лист, да и часто бывает так, что узнает он день свой только среди дней прошедших, только тогда, когда давно уже сорван ,и скомкан, и брошен под стол к…лендарный листок с забытой цифрой.(В.В.Набоков)

                               Задания

  • Определите тему и основную мысль теста.
  • Выделите «ключевые» слова.
  • Согласны ли вы с позицией автора?
  • Аргументируйте ответ, используя естественные, логические доказательства.
  • Укажите средства связи предложений в тексте:

        А) синонимы;

        Б) антонимы;

        В) повторы  ;

        Г) местоимения;

        Д) союзы.  

  • Какой частью речи являются слова «сорван», «скомкан», «брошен»? Почему в этих словах пишется –н-?
  • Разберите по составу слова «сердясь», «(НЕ)зная».
  • Определите способ связи в словосочетании «его днём».

III.Упражнения , связанные с разноаспектным анализом текста.

1).  (1)… (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3) Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4) Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5) Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6) … оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

                      Задания

  • Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте ?
  1. Что такое конвекция?
  2. Зачем садовод осенью при первых заморозках поджигают разложенные по саду кучи влажного мусора ?
  3. Когда наступают осенние заморозки?
  4. Осень – пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

(ответ 2)

  • Какое из приведённых ниже слов или сочетаний  слов должно стоять на месте пропуска в 6-ом предложении ?
  1. Именно
  2. Наоборот
  3. Кроме того
  4. Также

(ответ 1)

  • Укажите грамматическую основу в 3-ем предложении.

                         (корни могут промёрзнуть)

  • Укажите верную характеристику 3-его предложения.
  1. Сложноподчинённое
  2.  Сложноподчинённое
  3.  Сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
  4.  Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

    ( ответ 3 )

  • Какой частью речи является слово «укрыты»?

          ( краткое причастие )

  • Выберите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4.
  1. Планета
  2.  Почва
  3.  Суша
  4.  Страна

( ответ 2)

  1. Прочитайте выразительно стихотворение А. Твардовского.            Вся суть в одном - единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете –

Живых и мёртвых,- знаю только я.

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому-

Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

                       Задания

   

  • Какова роль первой строки в поэтическом тексте?
  • Объясните значение слова ЗАВЕТ. Что достигается благодаря использованию этого слова в первой строке?

( Завет,-а,м. ( высок.) Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по заветам отцов. Великие заветы. ( Толк. словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой. )

  •    Какие ключевые слова помогают понять авторскую  позицию ?
  • Какую проблему поднимает автор ?

( Ответственность каждого за общее дело, быть верным самому себе, не изменять законам нравственности, законам совести.)

  • Какова роль местоимений?
  • Какое синтаксическое средство выразительности использует поэт?
  1. Антитеза
  2. Градация
  3. Многосоюзие
  4. Парцелляция

( ответ 4)

  1. Перепишите отрывок из статьи А.Битова « Пятьдесят лет без Платонова», вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(1)    …Я не знаю н…какого другого писателя , во все времена и эпохи, которому удавалось бы с такой силой передавать сочу…ствие жалость и любовь к живому.(2) Любовь     вещь невыразимая , в этом большая часть её содержания… (3)Сокровенность сочу…ствие выраженные  в платоновских текстах , сочу…ствие к человеку, живому существу, обречённому на страдание и смерть, выражают…ся с такой силой, что как бы сам начинаеш… страдать и умирать в той(же) мере, что страдают его герои, и это область сладостного воображения и сопережевания от любого другого чтения хорошей литературы, а нечто большее…

      (4)  Получает…ся что чтение любой страницы Платонова ещё являет…ся и очень сильным упражнением души.

                                      Задания

  • Какую проблему поднимает автор в этом отрывке?
  • В каком предложении выражена авторская позиция?
  • Какие средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
  •  Каково ваше отношение к поставленной проблеме? Какие аргументы вы приведёте?
  • Назовите способ образования слова сопереживание. Какова стилистическая окраска этого слова?
  • Выпишите из текста слова с приставкой со-. Каково значение этой приставки?
  • Какой синоним к слову сочувствие используется в тексте?
  • Замените в 3-ем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
  • Соспоставьте слово живой в словоcочетаниях:

         А) любовь к живому;

         Б) живому существу.

Какой частью речи оно выступает в этих словосочетаниях? Что такое субстантивация?

  1.   С каждым из существительных, приведённых в скобках, составьте словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными—паронимами.

     Вечный—вековой (ценности, мерзлота, сосна);     лирический—лиричный (стихотворение, тенор,      настроение); доверительный—доверчивый      (человек, интонация, просьба, разговор); командированный – командировочный (человек, удостоверение); нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод).

  1.    Сформулируйте тезис на  основе данного утверждения.

       Маргарет Тэтчер утверждала, что за всё время существования ядерного оружия мировая война не началась.

( Вариант ответа : ядерное оружие—гарантия мира.)

  • Согласны ли вы с этим тезисом?
  • Постройте вариант опровергающей аргументации.

Используемая литература:

1.«Русский язык .Грамматика. Текст. Стили речи» А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова(10-11) М. «Просвещение»2004

2. «Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку (9-11 классы)» Т.М.Пахнова М. «Вербум-М» АО «Московские учебники»2003.

3.ЕГЭ 2010. Русский язык .Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.:Интелект-Центр,2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Программа позволит качественно подготовить  учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.  Рассчитанана 2 года (68часов) с учетом одного часа в неделю, на 34 ча...

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся  к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...

Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....

Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами  ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...