Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Батурина Светлана Олеговна

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

I.Упражнения, связанные с характеристикой текста как продукта речевой деятельности

  1. а)Прочитайте названия тем. Определите, широкой или узкой является каждая из них. Подумайте, какой тип речи- повествование, описание, рассуждение, - станет основным для каждой темы.

            «Прекрасные мгновения жизни», «Памятный день моей жизни», «Вечерняя прогулка по городу», «Любимый уголок родного города», «Устарело ли понятие долга?», «Что меня радует, а что огорчает», «Современно ли милосердие? ».

              б)Вам предложены широкие темы. Сузьте их и дайте возможные варианты формулировок.

            «Времена года», «Моё Отечество», «Вечные ценности», «Размышления перед картиной».

      2. Прочитайте текст. С каким настроением вы его читали?

      Ночь на реке. Звёзды, ещё не созрев, были по-весеннему далёкими и мелкими. Зато луна, круглая и полная, висела над небом совсем  ярко и празднично. В её серебристом свете всё вокруг лежало в блаженном  оцепенении, и только река, в глубине которой отражалось ночное небо, сверху отсвечивала зелёным надменным сиянием.

       С неба сорвалась звезда и, прочертив горящую линию,  погасла. И тут же невесть с чего, как спросонья, коротко и жалобно хныкнул гудок теплохода. В отходящей к берегу волне, удлиняясь в свечки, играли звёзды. (В.Г.Распутин)

                               Задание

  • Определите тему текста. Найдите в тексте её авторскую формулировку. Может ли она стать заголовком текста?
  •  Найдите в тексте подтемы , сформулируйте их.
  •  Какова основная мысль текста? Как связаны между собой замысел, основная мысль, тема и подтемы.
  • Назовите способ образования слова по-весеннему.
  • Найдите односоставное предложение и укажите  вид.
  • Разберите по составу слова  прочертив, удлиняясь. 

II.Упражнения, направленные на закрепление различных средств  связи в тексте.

  1. Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Озаглавьте  его.

    Село просыпалось. Сухо звякали щеколды калиток,

оголтело кричали петухи, и, пронизанные заревом света, из трубы каждой хаты неспоро росли зелёные букеты дымов, похожие на кусты перекати-поля. Овраг ещё издали обдал Алёшу зябкой сыростью и нарастающим гомоном не поддававшегося морозу потока,- он бился в туманном сумраке дна оврага, заваленного крупитчатым покорёженным льдом. В бурых рваных потёках оставался южный склон оврага, испещрённый кружевом воробьиных следов.      (К.Воробьёв)

           

                                 Задания

  • Проследите, как содержание первого предложения раскрывается последующими. Могло ли первое предложение быть последним?
  • Каким способом связаны предложения (цепным или параллельным)?
  • Назовите средства связи (лексические и морфологические) в тексте.
  • Объясните смысл следующих выражений: село просыпалось; сухо звякали щеколды; оголтело кричали петухи; росли зелёные букеты дымов; в бурых рваных потёках ; кружевом следов. Что их объединяет? Для какого стиля речи характерны данные сочетания слов?
  • Разберите по составу: просыпались, нарастающим, не поддавшегося.
  • Найдите слова с-н- и –нн-. Объясните их правописание.

2). (1) Всякий язык развивается (хотя и очень медленно), и вместе с ним изменяются его нормы.

    (2) Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивоти, стабильности.

   (3) Нет, незыблемых норм не бывает.

  (4) Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?

                         Задания

  • В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

А) 4,2,1,3;

Б)1,2,3,4;

В)2,3,1,4;

Г)2,4,3,1.(+)

  • Определите тему и основную мысль теста.
  • Установите, как связаны между собой предложения. Какую роль играют языковые сигналы «как известно», «нет», «но значит ли это…».
  •  Разберите по составу следующие слова: развивается,

изменяется, правильность.

  • Найдите слова с приставкой не- . Объясните их правописание. Почему слова «постоянна» и «неизменна» пишутся с двумя буквами нн?
  • В каждом предложении подчеркните грамматическую основу. Какими частями речи выражены главные члены предложения?
  • Определите типы предложений по структуре (простое или сложное; двусоставное или односоставное; распространённое или    нераспространённое).

3).Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

     Каждый о…дельный день в году подарен только одному человеку, самому счастливому; все остальные люди пользуются его днём, насл…ждаясь со…нцем или сердясь на дождь, но (ни)когда (не)зная, кому день принадлежит (по)праву, и это их (не)знание пр…ятно и смешно счастливцу. Человек (не)может пр…двидеть, какой именно день достанется ему, какую мелочь будет вспом…нать он вечно – св…товую ли рябь на стене вдоль воды или кружащ…йся лист, да и часто бывает так, что узнает он день свой только среди дней прошедших, только тогда, когда давно уже сорван ,и скомкан, и брошен под стол к…лендарный листок с забытой цифрой.(В.В.Набоков)

                               Задания

  • Определите тему и основную мысль теста.
  • Выделите «ключевые» слова.
  • Согласны ли вы с позицией автора?
  • Аргументируйте ответ, используя естественные, логические доказательства.
  • Укажите средства связи предложений в тексте:

        А) синонимы;

        Б) антонимы;

        В) повторы  ;

        Г) местоимения;

        Д) союзы.  

  • Какой частью речи являются слова «сорван», «скомкан», «брошен»? Почему в этих словах пишется –н-?
  • Разберите по составу слова «сердясь», «(НЕ)зная».
  • Определите способ связи в словосочетании «его днём».

III.Упражнения , связанные с разноаспектным анализом текста.

1).  (1)… (2)Осенние ночные заморозки – это налетающий с севера холодный воздух и открытое небо. (3) Земля теряет накопленное за день тепло в результате конвекции и теплового инфракрасного излучения, и корни деревьев могут промёрзнуть, пока они не укрыты снегом. (4) Дым от костров поднимается невысоко и не сразу опускается на землю. (5) Он расстилается над садом, образуя некое «одеяло». (6) … оно препятствует конвекции воздуха и отражает инфракрасное излучение земли над всей площадью сада.

                      Задания

  • Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте ?
  1. Что такое конвекция?
  2. Зачем садовод осенью при первых заморозках поджигают разложенные по саду кучи влажного мусора ?
  3. Когда наступают осенние заморозки?
  4. Осень – пора сбора урожая и окончания сельскохозяйственных работ.

(ответ 2)

  • Какое из приведённых ниже слов или сочетаний  слов должно стоять на месте пропуска в 6-ом предложении ?
  1. Именно
  2. Наоборот
  3. Кроме того
  4. Также

(ответ 1)

  • Укажите грамматическую основу в 3-ем предложении.

                         (корни могут промёрзнуть)

  • Укажите верную характеристику 3-его предложения.
  1. Сложноподчинённое
  2.  Сложноподчинённое
  3.  Сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями
  4.  Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.

    ( ответ 3 )

  • Какой частью речи является слово «укрыты»?

          ( краткое причастие )

  • Выберите значение слова ЗЕМЛЯ в предложении 4.
  1. Планета
  2.  Почва
  3.  Суша
  4.  Страна

( ответ 2)

  1. Прочитайте выразительно стихотворение А. Твардовского.            Вся суть в одном - единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете –

Живых и мёртвых,- знаю только я.

Сказать то слово никому другому

Я никогда бы ни за что не мог

Передоверить. Даже Льву Толстому-

Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог.

А я лишь смертный. За своё в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

                       Задания

   

  • Какова роль первой строки в поэтическом тексте?
  • Объясните значение слова ЗАВЕТ. Что достигается благодаря использованию этого слова в первой строке?

( Завет,-а,м. ( высок.) Наставление, совет последователям, потомкам. Жить по заветам отцов. Великие заветы. ( Толк. словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведовой. )

  •    Какие ключевые слова помогают понять авторскую  позицию ?
  • Какую проблему поднимает автор ?

( Ответственность каждого за общее дело, быть верным самому себе, не изменять законам нравственности, законам совести.)

  • Какова роль местоимений?
  • Какое синтаксическое средство выразительности использует поэт?
  1. Антитеза
  2. Градация
  3. Многосоюзие
  4. Парцелляция

( ответ 4)

  1. Перепишите отрывок из статьи А.Битова « Пятьдесят лет без Платонова», вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

(1)    …Я не знаю н…какого другого писателя , во все времена и эпохи, которому удавалось бы с такой силой передавать сочу…ствие жалость и любовь к живому.(2) Любовь     вещь невыразимая , в этом большая часть её содержания… (3)Сокровенность сочу…ствие выраженные  в платоновских текстах , сочу…ствие к человеку, живому существу, обречённому на страдание и смерть, выражают…ся с такой силой, что как бы сам начинаеш… страдать и умирать в той(же) мере, что страдают его герои, и это область сладостного воображения и сопережевания от любого другого чтения хорошей литературы, а нечто большее…

      (4)  Получает…ся что чтение любой страницы Платонова ещё являет…ся и очень сильным упражнением души.

                                      Задания

  • Какую проблему поднимает автор в этом отрывке?
  • В каком предложении выражена авторская позиция?
  • Какие средства выражения отношения, оценки используются в тексте?
  •  Каково ваше отношение к поставленной проблеме? Какие аргументы вы приведёте?
  • Назовите способ образования слова сопереживание. Какова стилистическая окраска этого слова?
  • Выпишите из текста слова с приставкой со-. Каково значение этой приставки?
  • Какой синоним к слову сочувствие используется в тексте?
  • Замените в 3-ем предложении причастный оборот придаточным предложением. Сравните синонимичные конструкции.
  • Соспоставьте слово живой в словоcочетаниях:

         А) любовь к живому;

         Б) живому существу.

Какой частью речи оно выступает в этих словосочетаниях? Что такое субстантивация?

  1.   С каждым из существительных, приведённых в скобках, составьте словосочетания с согласующимися по смыслу прилагательными—паронимами.

     Вечный—вековой (ценности, мерзлота, сосна);     лирический—лиричный (стихотворение, тенор,      настроение); доверительный—доверчивый      (человек, интонация, просьба, разговор); командированный – командировочный (человек, удостоверение); нестерпимый – нетерпимый (поступок, боль, холод).

  1.    Сформулируйте тезис на  основе данного утверждения.

       Маргарет Тэтчер утверждала, что за всё время существования ядерного оружия мировая война не началась.

( Вариант ответа : ядерное оружие—гарантия мира.)

  • Согласны ли вы с этим тезисом?
  • Постройте вариант опровергающей аргументации.

Используемая литература:

1.«Русский язык .Грамматика. Текст. Стили речи» А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова(10-11) М. «Просвещение»2004

2. «Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку (9-11 классы)» Т.М.Пахнова М. «Вербум-М» АО «Московские учебники»2003.

3.ЕГЭ 2010. Русский язык .Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ-М.:Интелект-Центр,2010.



Предварительный просмотр:

Система работы по повышению практической грамотности учащихся 5-6 классов по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Автор: Батурина С.О., учитель русского языка и литературы

 

Привитие учащимся прочных навыков грамотного письма является наиболее сложной задачей, стоящей перед учителями русского языка.

Ошибки на правописание безударных гласных занимают самое значительное место. Данная проблема является «сквозной»,  проходит через все классы. В связи с расширением словаря учащихся появляются все новые и новые слова с безударными гласными, в написании которых учащиеся допускают ошибки.

Различают три типа ошибок на правописание безударных гласных:

правописание безударных гласных проверяемых ударением, не проверяемых ударением, правописание чередующихся безударных гласных.

Почему так много ошибок на правописание безударных гласных? Это объясняется тем, что учащиеся не умеют быстро и правильно выделять корень, не могут правильно подобрать родственные слова для проверки безударной гласной в силу недостаточного общего лингвистического развития. Следовательно, задача учителя заключается в том, чтобы научить производить структурный анализ и анализ смысловой.

В большинстве случаев найти проверочное слово нетрудно. Есть типовые проверки, одинаковые для многих слов.

На уроках в 5-6 классах повторяется правило правописания безударных гласных и способы их проверки с обязательным приведением примеров.

Например, корневую гласную можно проверить:

 

- изменением числа:

толпа - толпы,  тропинка – тропы,

дерево – деревья,  роса – росы,

гроза – грозы,  сосна – сосны

рядами – ряд,  корней – корень,

рукавами – рукав

 

- замена одной части речи другой:

белил – побелка,  бежать – побег,

осень – осенний,  уценить – уценка,

весна – весенний,  засмолить – смолка

 

- прибавлением суффикса:

трава – травушка,  седой – седенький,

молодой – молоденький

 

- изменением времени:

привозил – привозит, уносил – уносит,

смотрел – смотрит,  копилось – копится,

затопила – затопит

 

При выполнении домашних и классных заданий на внутренних полях в рабочих тетрадях учащиеся обязательно записывают проверочные слова к словам с безударной гласной. Это позволяет вырабатывать постоянное внимание к словам на данное правило, умение находить их в тексте и, главное, думать над их правописанием.

Практические навыки грамотного письма вырабатывается путем разнообразных тренировочных упражнений. В течение всех лет обучения используются различные виды работ по данной теме:

- работа по карточкам,

- предупредительные диктанты,

- объяснительные диктанты,

- работа с перфокартой,

- словарные диктанты,

- выборочные диктанты и другие виды работ.

 

Приведу примеры некоторых видов работ:

1. Объяснительные и предупредительные диктанты:

     Гроза.

1.1. На горизонте показалась большая туча, она быстро надвигалась. Солнце спряталось в облака. Небо потемнело. Я быстро вышел из рощи и побежал по тропинке к деревне. Сверкнула яркая молния, а потом раздался удар грома. Гроза скоро прошла. Но сильный ливень напоил землю.

1.2. Ночь приближалась к концу. В воздухе еще стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел. Красота борьбы света лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся звон наковальни и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

1.3. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

(И.Бунин)

1.4. Небо медленно заволокло темными тучами. В вершинах деревьев зашевелилась листва. Ярко сверкнула молния. Раздался гром. Через секунду дождь перешёл в стремительный ливень.

1.5. Осыпал лес свои вершины.

Сад обнажил свое чело.

Дохнул сентябрь, и георгины

Дыханьем ночи обожгло.

1.6. Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

                                             (М.Ю. Лермонтов)

 1.7. Лежишь на земляном полу подле целой груды раскаленных головешек, по которым то и дело трепетно пробегают последние огненные языки.

1.8. В комнате моей светло,

Это он ночной звезды

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды.

(Н.Рубцов)

1.9. Сверкает яркий луч росой.

Карась боками гладкими.

Мудрец – умом,

Лицо – красой,

А трус – босыми пятками.

1.10.     Под колпаком

Когда после оттепели повернет на крутой мороз, образуется на снегу крепкий ледяной наст. Проснулись утром серенькие куропатки. Тепло под снегом. Только дышать трудно. Хотели взлететь, но над головой крепкий, как стекло, ледок. В кровь разбивают свои головы серые куропатки – только бы пробить лед, вырваться из-под ледяного колпака.

2. Словарные диктанты с выделением корней:

2.1. Цветочный аромат, выглянуло из-за туч, кормить птенцов, раздаваться в тишине, поливать фиалки, приближаться к лесу, появится на горизонте, удивляться поведению, потемнеть от сырости, задавать тон, бродить по просеке, наслаждаться картиной.

2.2. Соединить провода, увязать в трясине, исчезать в ночи, пропадать в горах, сотрясаться от ударов грома, пахучий кустарник, с тяжелой ношей. Распрямить плечи, выкопать яму, исчезать в долине, прославлять героя, удаляться от берега, проливать воду.

2.3. Видно издалека, относиться заботливо, бегущая вдоль реки тропинка, одинокие золотые березки, косматые дожди, веселые полянки, большая картина, очарованный странник, удивительная жизнь, световая камера, грозовая туча, часовая цепочка.

3. Работа по карточкам:

 

3.1. Вставить пропущенные буквы, объяснить свой выбор (с скобках).

На Урале целые р…ды зар…стающих озер. Если посм…треть с х…лма, увидите п…л…су б…р…гов. Зам…чательно то, что обр…зовавшиеся т…рфяники сохр…нили в…дяной ур…вень – он в д…линах пон…жается. Почва  к…лышется под с…п…гами, как п…л…тно м…терии, в других м…стах н…га во…бще проваливается. Кое-где есть полузат…нувшиеся л…пухами «окна», не зам…рзающие и в ж…стокий м…роз.

 

3.2.Объяснить правописание безударной гласной в данных словах, составить с ними словосочетания:

 

3.2.1. Развевался – развивался, примерять – примирять,

поласкать – полоскать, поседел – посидел,

слезать – слизать, запевать – запивать, посветить – посвятить.

 

3.2.2. Увидать – увядать, спешите – спишите.

обежать – обижать, залезать – зализать,

отворить – отварить, разредить – разрядить,

умолять – умалять.

 

3.2.3. Сторожил – старожил, чистота – частота,

сжевать – сживать, далекий – долина,

скрепить - скрипеть.  

 

Главное в этом задании – правильно определить лексическое значение данных слов:

долина – «ровное место вдоль реки» - дол, раздолье»;

далекий – «на расстоянии» - даль, дальний»;

умалять – «не оценить по достоинству, принизить»

умолять – «выражать просьбу, мольбу»;

посветить – «направлять свет»;

посвятить – «предназначить, отдать»;

сторожил – «охранять»;

старожил – «человек, долго живущий в одном месте».

 

4. Выборочные диктанты.

Из диктуемого учителем текста (или предложений) выписать в две колонки слова с безударными гласными проверяемыми и непроверяемыми.

 

4.1.  Обнажена прозрачная река,

Оголены пустынные холмы.

Лес чист и неподвижен, и зимы

Холодная судьба недалека.

(М.Дудин)

 

4.2.Среди множества ремесел и искусств, воздействующих на человеческую душу, нет силы более доброй и более беспощадной, чем поэзия. Она все может. Она бескорыстна, она доверяется тебе вполне, она готова отдать тебе всю неисчерпаемость свою.

 

4.3.   В зарослях зеленых отзвенели трели,

И березы тронуты желтой акварелью.

Жухлые колеблются травы в первом инее,

Улетают лебеди в дали синие.

(Е.Маркин)

 

5. Самостоятельная работа учащихся по составлению небольших словарных диктантов на изученное правило. После проверки учителем данной работы из общего количества выбираются слова, в которых учащиеся допустили ошибки. С данными словами на уроках ведется работа, а затем пишется контрольный словарный диктант.

Придумывание своих собственных примеров требует от учащихся более активной мысли, а это является очень важным средством развития речи.

1. Включение игровых моментов в урок.

Например:

- кто быстрее найдет в тексте слова с безударными гласными;

- кто больше подберет однокоренных слов:

хлеб (хлебный, хлебушек, хлебец, хлебница, хлебозавод),

труд (трудиться, трудовой, трудящийся, труженик, труженица),

диво (удивление, удивительный, удивляться, удивительно),

приближение (приблизиться, близкий, близко, ближайший, близёхонько).

Дело…

Жизнь…

Лес…

Стол…

Двор…

Земля…

- кто точнее истолкует значение слова с безударной гласной;

- кто быстрее составит словосочетание или предложение со словом с безударной гласной.

Каждый учитель, обучая детей русскому языку, хочет добиться полного усвоения ими правил грамматики и выработать навыки применять их на практике.

Постоянно при выполнении синтаксического разбора предложения предлагаю учащимся найти в нем слова на изученные правила и объяснить их правописание, обозначить условия выбора той или иной орфограммы.

Например:

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

(С.Есенин)

Тропинка бежала вдоль ручья, вилась по отвесной круче.

 

Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдалеке извивалась между холмами.

 

Изредка раздавался одинокий голосок птички, как будто удивлённой наступлением тишины.

 

Удивительно красив лес осенью! На кромке горизонта пологой радугой засветилась заря.

 

Я неторопливо брожу по берегу небольшой степной речки, оставляя за собой следы на мокрой траве.

 

Блистая, облака лепились

В лазури пламенного дня.

(И.Бунин)

Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух.

 

Туман, расстилавшийся над равниной, постепенно исчезает, уступая силе солнечных лучей, которые оживляют природу.

 

Одинаково очаровывают и доставляют наслаждение развевающиеся на ветру летом густые кроны деревьев  и обнажившиеся по осени ветки с последними висящими на них листочками.

 

На другой стороне реки яркой точкой горел костер, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.

 

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

 (А.С. Пушкин)

 

На дворах и домах снег лежит полотном

И от солнца блестит разноцветным огнем.

 

Багряная печальная луна висит еще вдали.

 (И.Бунин)

Золотой метелью мчится желтый лист.

 (Ф.Глинка)

В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительные гласные.

Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие: агроном, капуста, горизонт, календарь, фестиваль, корзина, делегация и др.

Для закрепления правописания словарных слов предлагаю такие задания:

№1 Вставить пропущенные буквы, проверить по словарю.

Б…гровый, в…стибюль, к…бинет, к…ридор, б…тальон, б…нокль, в…теран, ин…й, к…рабкаться, об…ятельный, п…латка, ф…олетовый, г…рбарий

№2 Придумать словосочетания или предложения с данными словами.

Багаж, балкон, каникулы, картина, сигнал, пассажир, фамилия, пейзаж, акварель, платформа, вагон.

№3 Используя слова с непроверяемыми безударными гласными, напишите сочинение на одну из тем: «Прогулка в лесу», «Летом на даче»

№4 Выписать из диктуемых учителем предложений слова с непроверяемой безударной гласной.

Густые камыши волновались на громадных болотах.

Мы любовались закатом: огромное багровое солнце садилось в лиловые тучи, которые клубились на горизонте.

Украшением старинной усадьбы был дом с колоннами, верандой и балконом.

В палисаднике росли георгины, сирень, жасмин, калина красная.

Опрятней модного паркета блистает  речка, льдом одета.

Нельзя не сказать еще об одном виде чередования, который является тоже важным для правописания. Встречается он в практике не так часто. Это слова с гласными, проверяемыми чередованием сочетаний в корне.

Для ознакомления учащихся с данным видом привожу несколько примеров:

1.      Дохнул осенний хлад, дорога промерзает.

2.      Там царь Кащей над златом чахнет.

3.      У Лукоморья дуб зеленый,

      Златая цепь на дубе том.

4.      Там о заре прихлынут волны.

      На брег песчаный и пустой.

Для осознанного восприятия использую таблицу:

Полногласные        

Неполногласные        

Полногласные        

Неполногласные

берег

золото

холод

город

волоку        

брег

злато

хлад

град

влеку        

ере

оло

оло

оро

оло        

ре

ла

ла

ра

ле

Знание полногласных и неполногласных сочетаний помогает правильному письму.

Орфография тесно связана со всеми разделами науки о языке, поэтому её изучение является базой овладения орфографической грамотностью.

Орфографическая грамотность повышается, если на уроке русского языка её развитию уделять максимум внимания. Орфографическая зоркость обеспечивается в первую очередь работой над опознавательными признаками типов орфограмм.

При изучении темы «Фонетика» вновь возвращаемся к правописанию безударных гласных. Выполняя фонетический разбор слова,  повторяем правило, подбираем однокоренные слова, при этом видим часть слова, в которой может быть допущена ошибка. Фонетический разбор помогает лучше усвоить орфографические правила, основанные на расхождении между звуками и буквами.

 

Например:

большого (бал'шова)

загляденье (загл'ид'эн'йэ)

разнеслась (разн'ислас')

догадками (дагаткам’и)

 

При изучении темы «Словообразование» повторяем определение однокоренных слов, их отличие от форм одного и того же слова, ведем работу над словами с безударной гласной, подбираем однокоренные слова, выделяем морфемы. При морфемном разборе используем таблицу.

 

Приставка        

Корень        

Суффикс        

Окончание

Под-        

-пис-        

-к-        

По-        

-лет-        

-е-        

-ть

 

 

Например:

Разглядеть, непримиримый, наказание, (в) отдалении, объявление, высидеть, наслаждаться, преподаватель, посвятить, присоединить, поседеть, посветить, высадка, отправляться, промахнуться.

Систематическое повторение орфограмм – залог успешной работы по повышению грамотности учащихся.

В 5 классе программа знакомит учащихся с безударными чередующимися гласными в корнях слов, в 6 классе изучение данной темы продолжается.  

Все корни с чередованием гласных подчинены определенным правилам. Однако ошибки в правописании составляют большой процент от всех допущенных в письменных работах.

Причин несколько:

- неправильное выделение корня;

- незнание корней с чередованием гласных;

- неразличение коней с чередованием и с гласными, проверяемыми ударением;

- не учитываются исключения.

Первое, что должны усвоить учащиеся, чередующиеся гласные нельзя проверять ударением, второе – выучить корни с чередованием, третье – понять условия выбора гласной.

Объясняю учащимся, что корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:

- зависящие от ударения:

а) гар- - -гор (исключение: пригарь, выгарки)

б) зар- - -зор (исключение: зоревать, зорянка)

 

- от следующей после гласной буквы:

а) лаг- - -лож (исключение: полог)

б) раст, ращ, рос (исключение: Ростов, росток, ростовщик, Ростислав, отрасль)

в) скак – скоч (исключение: скачу, скачок)

 

- от суффикса:

а) кас – кос, бер – бир, мер – мир, тер – тир, пер – пир, дер – дир, жег – жиг, блест – блист, стел - стил

б) чет – чит (исключение: сочетать, сочетание)

 

- от лексического значения:

а) равн – ровн (запомнить: равнина, уровень, равняйсь)

б) мак – мок (обмакнуть, вымокнуть)

Для облегчения запоминания корней с чередованием гласных полезно выучить стихотворение С. Балашева «Настроение»:

Горит заря. Клонится день к закату.

Творит вечернюю прохладу бор.

И тихо плавают лучи по перекату.

Листва ведет неслышный разговор

 

Туман ложится пологом в низинах.

И в зарослях не видно больше птиц,

Скакавших бойко утром по вершинам, -

Их сон касается и клонит клювы ниц.

 

Природа замирает. На равнине

Луч стелет сочетание теней.

Седеющий туман в долине

Чуть дремлет на перине из камней…

 

Изучив тему «Чередующиеся гласные в корне слова» и получив понятие о чередовании, учащиеся применяют свои знания на практике, выполняя различные задания и упражнения.

Особенно эффективна на уроке работа с перфокартой. Этот вид работы нравится учащимся, так как после выполнения задания идет взаимопроверка, что дает возможность увидеть свои ошибки и ошибки соседа по парте, а также сразу получить оценку. Работа с перфокартой дает возможность учителю установить степень усвоения материала учащимися.

Например:

Пригорать  заросли  натворить

Прикасаться предлагать  росточек

Зорянка  изложение  горящий

Отрасль  касаться  излагать

Выращенный предложение  озарился

Положение  прикосновение зарница

Касательная горелка  возраст

Полагать  растение  ложиться

Выгоревший расположение ростовщик

 

Если в каком-либо слове допущена ошибка, то это слово разбирается и объясняется выбор орфограммы.

Для проведения выборочных диктантов использую предложения из художественных произведений:

I.

1. Встает заря во мгле холодной.

2. Опрятней модного паркета блистает речка, льдом одета.

3. Вся комната янтарным блеском озарена.

4. Румяной зарею покрылся восток.

5. Сквозь волнистые туманы пробирается луна.

6. Давно все думы и желанья Гирей с моими сочетал.

7. Украина глухо волновалась.

Давно в ней искра разгоралась.

8. Уж реже солнышко блистало, короче становился день.

9. Зари багряной полоса объемлет ярко небеса.

10. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

Белый пар по лугам расстилается.

 

П. Практикуются и такие задания:

Распределить слова в 2 колонки - с безударными гласными, проверяемыми ударением, и чередующимися гласными в корне слова. Один из учащихся выполняет работу на доске, остальные в тетрадях.

Сидеть, отпереть, загорать, полог, косичка, положение, коснуться, отрасти, росинка, бегать, зарисовать, зори, зажигать, глядеть, выкосить, пировать, сумерки, пират, помирать.

 

Ш.Найдите «третье лишнее»:

 

Гореть, угорать, гора                             Пара, парный, паровой

Горе, нагорный, горевать                        Носильщик, носатый, поднос

Пот, потолок, потливый                        Лето, летний, лететь

Море, морщины, морской                       Наводить, подводник, наводчик

Гусь, гусыня, гусеница                              Водитель, водник, водопой

Примерка, примерочная, вымерло          Коснется, прикосновение, косьба

 

IV. Вспомнить и записать пословицы, в которых есть слова с безударной гласной.

Графически объяснить выбор орфограммы, подобрать однокоренные слова.

 

Например:

Легко встречаться – трудно расставаться.

От добра добра не ищут.

 

Все виды заданий, перечисленные в данной работе, используются при закреплении навыков грамотного письма в 7-9 классах с более усложненными по лексике примерами.

Используемая литература:

1.      С.Балашев, Н.Маслова, «Русский язык», Москва, 1997г.

2.      Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб, «Русский язык. Орфография. Пунктуация»-3-е изд., испр., Москва, Айрис-пресс, 2002г.

3.      Т.А.Ладыженская, Л.М.Зельманова, «Практическая методика русского языка: 5 класс», Москва, Просвещение, 1995г.

4.      Г.А.Богданова, «Уроки русского языка в 5 классе», Москва, Просвещение, 1992г.

5.      Г.А.Богданова, «Уроки русского языка в 6 классе», Москва, Просвещение, 2001г.

6.      В работе использованы отрывки из художественных произведений А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.А.Бунина, Н.Рубцова, М.Дудина, С.Есенина, Ф.Глинки и др



Предварительный просмотр:

`Расставить знаки препинания, выделить морфемы с пропущенными орфограммами.

Песня.

   В то время как Егорушка см…трел (на) со(н,нн)ые лица(не)ожид…(н,нн)о п…слыш…л…сь тих…пение.Где(то) бли…ко пела женщина а где име(н,нн) и (в) к…кой ст…р…не трудно было п…нять. Песня тих… т…гуч… и заунывн… похож… на плач… и едва ул…вимая слухом слаш…л…сь  то (с)прав… то (с)лев… то (с)верху то из(под) з…мли точно над степью н…сился (не)вид…мый дух и пел. Егорушка огляд…вался и (не) п…н…мал (от)куда эта стра(н,нн)ая песня потом(же) когда он пр…слуш…лся ему стало казат?ся что это пела тр…ва в св…ей песн… она (полу)мёртвая уже п…гибш…(без) слов но жал…бн… и искре(н,нн)…уб…ждала кого(то) что она (ни)(в)(чём) (не) виновата что со…нце выжгло (по)(на)прасну она ув…ряла что ей страстно хочет?ся ж…ть что она ещё молода и была (бы) красивой если(бы) и (не) засуха в…ны (не)было но она всё(таки) пр…сила у кого(то) пр…щени…и кл…лась что ей (не)выносимо больно грус…но и жалко с…бя.

   Егорушка п…слушал (не)много и ему стало к…зат?ся что от з…унывной т…гуч… песн… воздух (з,с)делался душнее жарче  и (не)подвижнее…. Чтобы з…глушить песню он напевая и ст…раясь стучать н…гами п…б…жал косок…. (От)сюда он погл..дел (во)все стор…ны и наш…л того кто пел.

(А.П.Чехов)

Они учились не по книгам.

      Путн…ки пр…ход…т через п…л…тно ж…лезной д…рог… и (за)тем спустивш…сь с насып…идут к р..ке. Идут они (не,ни) за делом а куда глаза глядят и всю д…рогу разг…варивают.

       Терентий отв…ча…т на все в…просы и нет на бел…м свет… той тайны к…торая могла(бы) п…ставить его (в)тупик. Он зна…т всё. Так он зна…т назван…я всех п…л…вых трав ж…вотных и к…мней. Он зна…т какими тр…вами леч…т б…лезни (не,ни) затруднит?ся узнать сколько лошад… или коров…лет. Глядя на з…ход на луну на птиц он может сказать какая завтра буд…т п…года. Учились т…кие люди маст…ра на все руки (не,ни) по книгам а в пол… в л…су на б…р…гу р…ки. Учили их птиц…когда пели им песни сол…це когда зах…дя ост…вляло посл… с…бя б…гровую з…рю д…ревья и травы.

(По А.П.Чехову).

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Представлена результативная система работы учителя по подготовке учащихся старших классов к ЕГЭ по русскому языку....

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку

Программа позволит качественно подготовить  учащихся 10-11 классов к итоговой аттестации по русскому языку в форме ЕГЭ.  Рассчитанана 2 года (68часов) с учетом одного часа в неделю, на 34 ча...

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Методические материалы "Система работы учителя по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Методические рекомендации "Система работы учителя по подготовке учащихся  к ЕГЭ по русскому языку" представляют собой информацию, определяющую наиболее эффективные варианты организации работы по ...

Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)

Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....

Рабочая программа дополнительных курсов в 10-11 классах "Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку"

Программа составлена на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку и в полном соответствии с КИМами  ФИПИ за 2016 год. Цель программы - обеспечение качественной подготовки уч...