Конспект урока "«Буквы И-Ы после Ц» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Смирнова Татьяна Анатольевна

Урок объяснения нового материала.На изучение темы по плану отведено 2 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок объяснения нового материала20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

Тема урока

«Буквы И-Ы после Ц»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цели урока:

        образовательные: помочь учащимся усвоить правило «Гласные И-Ы после Ц»; выработать умение обосновывать выбор буквы И или Ы в корнях, окончаниях, суффиксах слов после ц.

        развивающие: развивать орфографическую зоркость, навык графического обозначения данной орфограммы; развивать память,  внимание, логическое мышление; расширить словарный  запас учащихся.

        воспитательные: прививать интерес к урокам русского языка, воспитывать  навыки самостоятельной деятельности.

Задачи урока:

        обеспечение формирования у учащихся целостной системы основных знаний по теме «Буквы И-Ы после Ц»

        формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы организацию учебного занятия

Оборудование:  презентация, сигнальные карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  1. Изучение нового материала

  1. Создание проблемной ситуации.

На доске запись:  цирк, станция, улицы, цыган

- Какие звуки слышатся в словах, цирк, станция, улицы, цыган? ([цы])

- А какие же буквы пишутся в этих словах? (ы, и)

   Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы, а когда - и.

- Сформулируйте тему нашего урока.  («Правописание ы-и после ц»).

Запись темы урока (учитель записывает тему на доске, дети – в тетрадях).

         Чтобы узнать, когда после ц пишется «ы», а когда «и», выделим морфемы, в которых встречается данная орфограмма. Выделяю на доске.

Давайте попытаемся сформулировать правило (Слушаю ответы учащихся)

Итак, в именах существительных  после ц пишется И в корне слова и в словах, заканчивающихся на - ция, например цирк, цитрус, акция, революция

После Ц пишется Ы в окончаниях и в словах исключениях( приводим примеры).

Запомнить слова исключения вам поможет слайд  (слайд № 4).

Чтобы подтвердить правильность наших гипотез обратимся к учебнику

2.3 Работа с учебником

Т 43,стр.54 читаем правило

2.4. Обобщение теоретического материала

Составление опорной схемы на доске и в тетради

 Работа с опорным конспектом

- Посмотрите на опорный конспект и расскажите об условиях написания буквы И-Ы после Ц.

Отвечают 1-2 ученика.

Обобщающее слово учителя.

3.Формирование практических навыков.

    Закрепление материала

Задание (записать слово, объяснить выбор орфограммы) (ученик выходит к доске)

 

        Рац..я, цариц..но зеркальце,  ц..клон,  ц..ганский, дикция, цилиндр,  у ящериц.., лисиц..н хвост.

Ц..фра, ц..ркуль, ц..рк, ц..ган, ц..трусовый, авиац..я, традиц..я, сестриц..н, птиц.., пальц.., круглолиц..й, куниц..н.

 

Физкультминутка.

А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове пишем «ы»,  нужно нам подпрыгнуть,

Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.

И - тянемся вверх.

Ы - подпрыгнуть.

         Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.

4.Тренировочные упражнения

1. Давайте совершим путешествие, не выходя из кабинета?

Я читаю предложение, а вы выписываете слова на изученную орфограмму и графически ее объясняете. Напомните, на какое сочетание звуков вы будете обращать внимание.

1.                В Москве возле цирка находится памятник известному клоуну Юрию Никулину. (Слайд 5)

2.                Эйфелева башня - символ Франции - названа в честь ее конструктора Густава Эйфеля. (Слайд 6)

3.                Неаполитанский цикламен напоминает стаю бабочек над зелеными листьями. (Слайд 7)

4.                Индейцы-коренные жители Америки - строили жилище из шкур животных. (Слайд 8)

5.                Из Древней Греции пришли к нам многие виды спорта. (Слайд 9)

6.                Несколько столетий назад цыгане перекочевали к нам из Индии. (Слайд 10)

7.                Циферблат часов Биг Бена в Англии самый большой в мире. (Слайд 11)

8.                Царицын, Сталинград - прежние названия города Волгограда. (Слайд 12)

9.                Птицы, живущие в джунглях, например тукан, имеют яркое оперение. (Слайд 13)

2.Лексический диктант «Пишу на 5» (записать одним словом).

 

Учащиеся выходят к доске, записывают слово с изучаемой орфограммой, объясняют правописание слова.

            Артист цирка -  (циркач), апельсины, мандарины, лимоны  - (цитрусовые), отрывок из какого-либо произведения – (цитата), знак, обозначающий количество – (цифра), систематизированное собрание каких-либо предметов -  (коллекция), устаревшее обозначение парикмахера – (цирюльник), стриженный и крашенный мех овцы – (цигейка)

3. Задание: Услышать в тексте слова на изученную орфограмму. Показать сигнальными карточками написание нужной буквы в слове.

По двору бегали цыплята. Особенно выделялся один весёлый пушистый непоседливый. Он был темнее остальных и получил прозвище “Цыганёнок”. Вот хозяйка выходит на крыльцо и нараспев зовёт: “Цып-цып-цып”. Все гурьбой несутся к ней. Только “Цыганёнок” - нет. Он как будто ждёт, что к нему подкрадутся на цыпочках и на руках отнесут в курятник

  1. Тестовый контроль

 Слайд № 14

1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

           А) ц..рк;   Б) делегац..я;  В) ц..ганочка;  Г) ц..фра.

2.  Укажите слово, в котором в корне пишем И:

           А) ц..кнуть;                        Б) ц..новка;

           В) ц..плёночек;                  Г) уц..питься.

3. В какой группе слов пишется И:

          А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

          Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

Взаимопроверка слайд №15

  1. Подведение итогов.

         Какое правило мы сегодня изучили?

        Вспомните способ определения написания букв и-ы после ц.

        Какие слова-исключения из этого правила вы должны запомнить?

     6.Обобщаюшее слово учителя

 

Выставление и комментирование оценок, домашнее задание.

Урок закончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне слов". 5 класс

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Буквы о-ё после шипящих в корне слов"...

Конспект урока "Буквы И - Ы после Ц"

Конспект урока по данной теме составлен в соответствии с программой и учебником под редакцией М.Разумовской для 5 класса. На уроке были предложены задания, формирующие у обучающихся УУД. Дети сами фор...

конспект урока "Буквы е-и в чередующихся корнях" 5 класс

урок предназначен для проведения в 5 классе...

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»

План – конспект урока «Буквы о и ё после шипящих в корне»...

Конспект урока "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слова" 5 класс

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по учебному комплексу М.М. Разумовской по теме "Буквы О-Ё после шипящих в корнях слов"....

Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику  под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...

Конспект урока "Буквы о-ё после шипящих в корне"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Буквы о-ё после шипящих в корне"....