Урок повторения в 7 классе по теме "Причастие"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Мелюхова Наталья Юльевна

Урок повторения в 7 классе по теме "Причастие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_prichastiyu.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Повторение по теме «Причастие» ( с презентацией)

Цели: 

повторить и обобщить знания, полученные о причастии, формировать умение находить причастие и определять его грамматические признаки; вырабатывать практические умения находить и выделять запятыми причастный оборот.

Задачи:

  выявление степени усвоения учебного материала и пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся по пройденному материалу;

 активизирование познавательной деятельности учащихся, стимулирование и развитие мыслительных процессов через парную и индивидуальную работу;

  развитие умения спонтанной речи для передачи выводов и умозаключений на основе материала урока.

Тип урока: повторительно-обобщающий

Вид: урок-путешествие во времени

Виды деятельности:

- устная и письменная

- индивидуальная и коллективная

-мыслительная деятельность; продуктивная и репродуктивная;

-речевая: учебная и спонтанная.

Межпредметные связи: история, культурология, информатика.

Оборудование урока: компьютер, мультимедиапроектор, презентация, карточки с разным уровнем сложности, раздаточный материал для парной работы.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Добрый день, ребята. Я думаю, он по-настоящему добрый. На улице теплая осенняя погода. Хочется, чтобы и на нашем уроке была теплая дружеская атмосфера. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с такими прекрасными улыбками начинаем наш урок.

Слайд № 1 Отгадайте загадку.

Вот свойство моё обязательное

Склоняюсь я, как прилагательное.

На все вопросы его отвечаю,

Глагол по значению напоминаю.

- О чем эта загадка? ( о причастии)

На доске написан эпиграф к уроку:

Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.

                                                                                                   В.И. Даль.

- Как понять смысл этого высказывания? ( причастие совмещает в себе признаки 2 частей               речи: прилагательного и глагола)

- Дайте определение причастия как часть речи.

II. Сообщение темы и цели урока.

Тема сегодняшнего урока – повторение по теме «Причастие». Мы повторим все признаки причастия и причастного оборота, вы покажете свое умение выделять запятыми причастные обороты, правильно определять его границы, соотносить причастие с определяемым словом, различать причастия в тексте, определять синтаксическую роль причастий, строить и употреблять предложения с причастными оборотами. (Напечатать на листке.)

III. Создание психологического настроя класса для восприятия материала урока.

- Каждый человек так или иначе придерживается моды, следит за ней, поэтому вам предлагается не только повторить причастие, особенности этой части речи, но и отправиться в путешествие во времени и узнать, как мода появилась у нас в России. Но для любого путешествия нужно сначала подготовиться.

IV. Подготовка к путешествию через повторение основных особенностей причастия и причастного оборота.

Задание «Веришь или нет?»

Это упражнение поможет узнать, как дети усвоили теоретические сведения о причастии.

Задача – определить, верное или ложное суждение содержится в вопросе, и доказать свою точку зрения.

- Верите ли вы, что причастие – изменяемая часть речи?

- Верите ли вы, что причастия своим внешним похожи на прилагательные?

- Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

- Верите ли вы, что у причастия нет будущего времени?

- Верите ли вы, что у причастий не может быть краткой формы?

- Верите ли вы, что у причастия нет зависимых слов?

- Верите ли вы, что правописание суффиксов причастий не зависит от спряжения глагола?

- Верите ли вы, что причастие в предложении выполняет роль определения?

- Верите ли вы, что знаете, что такое причастие и сможете его определить в любом тексте?

ЗАДАНИЯ:

  1. Признаки причастия.

  • Задача: образовать и записать причастия сданными суффиксами –АЩ(-ЯЩ), -УЩ(-ЮЩ),-ВШ-,-Ш-, -ЕМ-,(-ОМ-), -ЕНН-,-НН-,-Т-

    2.        Образовать с тремя любыми из записанных причастий словосочетания      «Причастие + зависимое слово».

   3.        Составьте предложение с причастным оборотом, сделайте синтаксический разбор предложения.

Самостоятельная работа. ( дифференцирована)

Придумайте и запишите предложения с причастным оборотом по схемам.

Слабые учащиеся выполняют задания по карточкам. Вставить гласные буквы в суффиксы  причастий.

Скач…щий, вид…мый, черт…щий, стел…щий, подгон…емый, леч…щий.

Физминутка.

Устали, немного отдохнем. Если я называю страдательное причастие, то вы должны присесть. Если же причастие действительное, то вы должны поднять руки вверх.

Одеваемая, одевающая, сорванная, дувший, изрытая, возвышавшийся, сидящую, брошенного, спавший, усеянный, цветущий, увлекаемый, облетевший.

Устно просклонять любое причастие.

Знакомство с женским костюмом. Путешествие во времени.

Работа в парах.

Задание: исправить грамматические ошибки с последующей проверкой.

Знакомство с мужским костюмом.

  • В XVIII веке костюм русского дворянина изменился до неузнаваемости, превратившись из длиннополого и просторного в короткий и узкий. Дворянин надевавший белоснежную рубашку с кружевными манжетами  повязывал на шею галстук в виде косынки. Поверх рубашки носили камзол, которому отводилась роль жилета. Интересно, что, нашивая на камзол до 30 пуговиц, застёгивали только верхнюю их половину. Вовсе не застёгивали кафтан, прикрывавший кюлоты и доходивший  почти до колен, притягивая взоры золотым и серебряным шитьём и нарядными металлическими пуговицами. Русские дворяне позаимствовавшие из Англии моду на гетры надевали их зимой поверх белых шёлковых чулок. Парик причинявший определённые неудобства придавал своему владельцу представительный вид. Шляпа являвшаяся обязательной принадлежностью костюма не всегда могла гармонировать с париком, поэтому она не находившая применения часто оставалась в руках. Карманные часы на цепочке, перчатки и трость дополнявшие костюм были предметом особой гордости. Так, например, граф Разумовский заплативший 20 тысяч рублей украсил свою трость алмазами и рубинами.

Коллективная работа с текстом.

-Индивидуальная работа  с заданием различного уровня сложности

Рефлексия.

Заполнение листка-отзыва.

Я …………………………………….фамилия, имя учащегося

       1. Среди других частей речи определяю причастие:

            А) легко          Б) с трудом               В) не определяю

      2. Отличаю действительные причастия от страдательных

           А) легко          Б) с трудом                В) не определяю

3.Могу просклонять причастие:

          А) легко          Б) с трудом                В) не могу

     4. Знаю суффиксы причастий и отличаю их друг от друга:

         А) легко          Б) с трудом                 В) не определяю

    5. Могу  найти причастный оборот в предложении:

         А) легко         Б) с трудом                  В) не могу

ИТОГИ УРОКА.

- подведем итоги , создавая рассказ на  лингвистическую тему.(ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА)

                                                          ПРИЧАСТИЕ

         Причастие – это………………………часть речи, которая  совмещает в себе признаки…………….(время, вид, возвратность) и признаки……………..(изменяется по родам, числам и падежам).

        Причастия образуются от ……………………с помощью специальных суффиксов:

 ……………………………………………………………………………………………….

       Причастия в предложении обычно бывают …………………………………и отвечают на вопросы: …………………………………………………

       При них часто находятся зависимые слова и образуют……………………………….,

который может находиться  как перед определяемым ……………., так и после него.

       Если причастный оборот стоит перед …………………….существительным, то он не ……………………запятой, если же он стоит после ………………………….слова, то он всегда выделяется запятыми.

     Причастия могут быть страдательными и ……………………………………

Страдательные причастия могут иметь полную и…………………………..формы.

ОЦЕНКИ . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

(Презентация находится в папке «Презентации )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Урок Повторение 6 класс Имя существительное

Повторение и обобщение изученного об имени существительном.                                        ...

Урок повторение 5 класс - турнир

Автор предлогает урок повторение по теме Древний Восток в форме турнира...

Урок повторения 6 класс

Урок повторения 6 класс...

"Решение уравнений. Разложение многочлена на множители". Урок - повторение. (7 класс)

Урок в презентации. Повторение пройденного мтериала за 7 класс: решение уравнений, разложение многочлена на множители....

Анализ урока "Повторение" 2 класс

Анализ открытого урока Поиграем? Споем? 2 класс...