Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Интенсивная подготовка к экзаменам

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интенсивный курс подготовки к экзамену по русскому языку

До вступительных экзаменов остается очень мало времени. Необходимо повторить весь пройденный материал в короткие сроки и с наибольшей эффективностью. Комплекс предлагаемых упражнений применяется на практике уже несколько лет и дает хорошие результаты.

Темы

  • Классификация гласных и согласных звуков. Фонетический разбор.
  • Употребление прописных и строчных букв.

Упражнения

1. Сделайте фонетический разбор слов: ель, свадьба, объездчик, змея, юбка.

2. Перепишите, исправляя ошибки, подчеркните слова, которые пишутся с маленькой (строчной) буквы.

Покровские Ворота, Синяя Птица, Орден Отечественной Войны I Степени, Иван Грозный, Международный Женский День, Салтыков-Щедрин, Пушкинский Стиль, Зевс, Забайкалье, Средневековье, Научные Горьковские Чтения, Созвездие Большого Пса.

Темы

  • Слово как единица языка. Лексическое значение слова. Группы слов по лексическому значению. Группы слов по употреблению и происхождению.
  • Литературное произношение и ударение.

Упражнения

1. Подберите синонимы к словам: беседовать, вселенная, возмездие, золотой, добро.

2. Подберите антонимы к словам: бодрствовать, небрежно, возникать, радость, черствый, острый.

3. Составьте словосочетания со словами: опушка, несется, перебить, лайка.

4. Исправьте лексические ошибки, допущенные в предложениях:

Во вновь открытом демонстрационном зале Дома моделей демонстрируются новые модели одежды и обуви.

Пришла пора консервации овощей и фруктов.

Я привез из поездки памятный сувенир.

После долгих дебатов договорились назначить прогулку с друзьями на ближайшее воскресенье.

Мальчики оказались в огненном кольце, но они не стушевались.

5. Расставьте ударение в словах: алфавит, баловать, безудержный, задолго, искра, каталог, лоскут, намерение, призыв, ремень, столяр, хаос, эксперт.

Темы

  • Разбор слова по составу.
  • Правила переноса.

Упражнения

1. Разберите слова по составу: замазка, предрассветный, фонарщик, коленчатый, сотрудники, уклончивый, талантливый, настойчивость, опаздывал, умывающийся, оклеенный, напутствие, путеводитель.

2. Разделите слова для переноса: подъезд, бойцы, большой, масса, поссорить.

Тема

  • Именные части речи, их общие и отличительные признаки.

Упражнения

1. Выпишите сначала одушевленные имена существительные, затем неодушевленные: кашне, портье, кукла, атташе, вирус, часовой, русалка.

2. Определите род имен существительных: шампунь, денди, кашне, рояль, плакса, судья, моль, тюль, староста, пенальти.

3. От существительных образуйте форму множественного числа: волос, небо, ребенок, теленок, татарин, директор, торт, инженер.

4. Выпишите имена существительные и определите их падеж и тип склонения.

Жестянка с порошком была вытащена из чемодана в какую-нибудь секунду.

Дни поздней осени бранят обыкновенно.

Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много тайн погребено.

5. Выпишите отдельно качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. От качественных имен прилагательных образуйте все возможные формы степеней сравнения и краткие формы.

Новый дом, медвежья берлога, деревянный стол, фиолетовые тени, хрустальный графин, французский хлеб, дорогая вещь, птичьи трели, комариный писк, суетливый человек, мглистое небо.

6. Укажите, к какому разряду по значению и группе по составу относятся данные числительные: пятьдесят, полтора, третий, девятьсот сорок восемь, двое, три миллиона, сотый, оба, четыре целых и одна шестая.

7. Определите, к какой группе по значению относятся данные местоимения: таков, себя, мой, оно, столько, чей, некто, сам, любой, кто-то.

Темы

  • Глагол как часть речи.
  • Место причастия и деепричастия в системе частей речи.

Упражнения

1. Сделайте морфологический разбор всех глаголов из предложений.

Время проходит.

Мне захотелось вас заставить рассказать что-нибудь.

Без тебя я не добрался бы до города и замерз на дороге.

2. Выпишите из предложений причастия и деепричастия, отметьте их морфологические признаки, определите, от каких глаголов они образованы и с помощью каких суффиксов.

В застывшем небе гасло последнее облако.

В разбитое окно врывался морской ветер.

Показался тарантас, запряженный тройкой ямских лошадей.

Поет сверкающий ручей.

Шторм гремел и надвигался с востока стеной, закрывая звезды.

Велев седлать лошадей, я оделся и сбежал к купальне.

Темы

  • Неизменяемые самостоятельные части речи. Их морфологические и синтаксические признаки.
  • Служебные части речи: предлог, союз, частицы. Их разряды по значению и синтаксическому употреблению.
  • Морфологический разбор.

Упражнения

1. Сделайте морфологический разбор всех наречий из предложений.

Луна хорошо помогала Маргарите, светила лучше, чем самый лучший электрический фонарь.

Впереди – целый день покоя в безмолвной уже по-зимнему усадьбе.

2. Выделите предлоги и сгруппируйте непроизводные в одну группу, а в другую – производные.

Перед померкшими домами вдоль сонной улицы рядами двойные фонари карет веселый изливали свет.

Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас – темно-синие вершины гор.

Вслед за фронтом шел наш брат.

В продолжение ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты.

Движение было прервано в связи со снежными заносами.

Я хотел поговорить с вами насчет квартиры.

Муму ловко вывернулась из-под пальцев Степана.

3. Выделите союзы. Отметьте сочинительные и подчинительные, производные и непроизводные.

То флейта слышится, то будто фортепьяно.

Он закидывает голову назад, когда говорит, и поминутно крутит усы левой рукой, ибо правою опирается на костыль.

Зима в этом году стояла лютая, так что не проходило ни одного дня, чтобы часовые не отмораживали себе носов или вьюга не засыпала бы снегом дорог.

Вы тоже должны быть на сборах.

Он выполнил работу хорошо, причем обещал делать еще лучше.

4. Перепишите и укажите, к какой части речи относится каждое слово:

Внизу лежал незнакомый город. Над бухтой проревел пароходный гудок. Я сошел на берег и зорко осмотрел нарядную толпу. Ночь мы не спали.

5. Сделайте морфологический разбор двух любых частей речи из предложения:

Какой-то муравей был силы непомерной и даже хаживал один на паука.

Темы

  • Правописание гласных в корнях слов.
  • Безударные гласные, проверяемые ударением, не проверяемые ударением, чередование гласных.

Упражнения

1. Вставьте пропущенные буквы:

Охв_тить, огл_деться, превр_щать, ок_нчательный, нагром_ждение, сг_рать, оз_ренный, укл_ниться, претв_рить, пл_вучий, ул_жить, пол_гаться, возр_стной, зар_сли, заск_чить, выск_чка, уб_рать, отд_рать, зап_реть, бл_стать, выж_гать, соч_тание, прик_сновение.

2. Вставьте пропущенные буквы:

Выт_снить из памяти – выт_снить золотом, деревенский ст_рожил – ст_рожил склад, об_жать вокруг – об_жать невниманием, осв_щенный солнцем – осв_щенный любовью, скр_пя колесами – скр_пя сердце, ув_дать осенью – ув_дать мир; вым_кнуть под дождем, пром_кательная бумага, обм_кнуть перо в чернила, пор_вняться с лесом, выр_вненная площадка, ур_внять шансы.

Темы

  • Проверяемые непроизносимые согласные.
  • Проверяемые звонкие и глухие согласные.
  • Удвоенные согласные.

Упражнения

1. Вставьте пропущенные согласные, где необходимо:

Плес_нуть, лос_ниться, сверс_ник, ужас_ный, поз_ний, опас_ный, искус_ный, блес_нуть, блес_ки, хрус_нуть, ярос_ный, ровес_ник.

2. Вставьте пропущенные согласные:

Ги_кий, ро_кий, пры_кий, сколь_кий, бро_кий, вя_кий, чу_кий, че_кий, гла_кий, жи_кий, моло_ба, пово_ка, упря_ка, ло_кий, ли_кий, врастя_ку, бли_сидящий.

3. Выпишите слова с двойной согласной в корне:

Програ(мм)а, му(сс)он, га(лл)ерея, те(нн)ис, опере(тт)очный, криста(лл)ический, трехто(нн)ка, анте(нн)а, дро(жж)и, дли(нн)а, жу(жж)ать, мо(жж)евельник, (сс)ора, телегра(мм)а, ми(лл)ион, ко(мм)ентарий, дра(мм)атургия, те(рр)итория, кла(сс)ика, ко(рр)идор.

Тема

  • Гласные после шипящих и ц.

Упражнения

Вставьте пропущенные буквы:

1. Ш_пот ночи, трещ_тка сторожа, зажившие ож_ги, трудолюбивые пч_лы, ш_в покривился, ш_ры для лошади, мягкая щ_тка, ч_порный вид, старый ч_лн, кусты крыж_вника, горячий ш_колад, щ_лкнул курок.

2. Растение ц_кламен, стрекотание ц_кад, античная ц_вилизация, ц_кл гуманитарных наук, под действием ц_клона, выступает ц_рк, светящийся ц_ферблат, ц_гейковое пальто.

3. Ж_лет, ч_ща, ч_дный, венч_льный, ш_рох, ш_пот, ш_лк, печ_т, стеллаж_м, деш_вый, сч_т, ретуш_р, парч_вый, нипоч_м, копч_ности, свеж_, раскорч_вка, размеж_вывать, распаш_нка, пощ_чина, щ_голь, ж_ванный, взбеш_н, репетиц_я, ц_ганский, настурц_я, огурц_, ц_фра, ц_трусовые.

Тема

  • Гласные и согласные в приставках.

Упражнения

Вставьте пропущенные буквы:

1. По_хватить, пре_чувствовать, о_дуваться, о_тирать, о_тянуть, на_писать.

2. З или с?

В_дрогнуть от испуга, во_пользоваться случаем, и_тратить деньги, бе_ценная посылка, чре_мерные требования, точный ра_чет, бе_вкусная пища, ра_цвела сирень, бе_сменный руководитель, бе_заветная преданность, ра_считать доход, и_следовать природу.

3. И или е?

Пр_зидиум, пр_учить, пр_стиж, пр_беречь, пр_думать, пр_мадонна, пр_зидент, пр_мудрость, пр_ломить, пр_вилегия, пр_митивный, пр_образить, пр_брежный, пр_людия, пр_лестный, пр_тендовать, непр_клонный, непр_метный; пр_подать урок – пр_падать к земле, пр_бывать в заблуждении – пр_бывать поездом, пр_ходящие ценности – пр_ходящий работник.

4. И или ы?

До_сторический, за_нтригованный, без_мянный, контр_гра, небез_звестный, дез_нфекция, от_граться, раз_скать, мед_нститут, спорт_нвентарь, пред_стория, сверх_зысканный.

Темы

  • Гласные и согласные в суффиксах имен существительных.
  • Суффиксы имен прилагательных.

Упражнения

1. И или е?

Камеш_к, порядоч_к, платоч_к, песоч_к, костюмч_к, горш_к, сарафанч_к, кресл_це, пальт_цо, баш_нка, неж_нка, внуч_нька;
син_ватый, рыж_ватый, доверч_вый, вежл_вый, смекал_стый, кож_стый, гор_стый, добл_стный.

2. Ч или щ?

Зенит_ик, пакет_ик, расклад_ик, смаз_ик, вальцов_ик.

3. Образуйте прилагательные от данных слов:

Молодец, абхаз, рыбак, киргиз, немец, француз.

Темы

  • Суффиксы причастий.
  • Н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.

Упражнения

1. Вставьте пропущенные буквы в суффиксы причастий:

Кол_щий, душ_щий, верт_щий, колыш_щийся, знач_щий, жал_щий, стел_щийся, кле_щий; увлека_мый, уважа_мый, движ_мый, слыш_мый, вычисля_мый.

2. Н или нн?

Камен_ый дом, кожан_ый портфель, маслян_ое пятно, копчен_ая рыба, рискован_ый поступок, румян_ое лицо, соломен_ый матрац, оловян_ый солдатик, ломан_ая линия, поношен_ое пальто, вялен_ая рыба, посолен_ые огурцы, кован_ый сундук, скроен_ое платье, тяжело гружен_ая повозка, медлен_ый танец, решен_ый вопрос, вязан_ое мамой платье, назван_ый брат.

Темы

  • Суффиксы глаголов.
  • Личные окончания глаголов.

Упражнения

1. Вставьте пропущенные буквы в суффиксы глаголов.

Растапл_вать, завид_вать, потреб_вать, во_вал, воспит_вать, устра_вал, преодол_вать, посп_вать, зал_ваться.

2. Перепишите, ставя в глаголах прошедшего времени пропущенную гласную перед суффиксом -л-.

Слыш_л, вид_л, наде_лся, се_л, утрат_ла, обид_лся, завис_л.

3. Образуйте от данных глаголов формы 2-го лица ед. числа, 3-го лица ед. и мн. числа.

Спорить – споришь, спорит, спорят.

Вертеться, тревожиться, зависеть, резать, расслышать, вытерпеть, захотеть, справиться.

Темы 

  • Окончания имен прилагательных.
  • Окончания имен существительных.
  • Гласные в окончаниях имен числительных.

Упражнения

1. Вставьте пропущенные буквы в окончаниях слов.

У алле_, к площад_, к галере_, вашему племен_, в молчани_, в подполь_, о сбру_, об ине_, о безвремень_, о времен_;
зеленеющи_ луга, палящ_го солнца, бунтующ_е море, запахло вечерн_й сыростью, виднеющ_еся село, пахнущ_го сеном, улыбающ_муся ребенку, строящ_мися домами, о возводивш_хся плотинах, вонзающ_мся клинком.

2. Просклоняйте (изменяйте по падежам) числительные:

двести (рублей), обе (планеты), четверо (друзей), шестьсот восемьдесят пять (метров), две трети (площади), тысяча девятьсот сорок пятый (год), пятидесятитысячный (житель).

3. Образуйте от количественных числительных порядковые: 690, 28 тысяч, 395 миллионов.

Тема

  • Написание ъ и ь.

Упражнения

1. Вставьте, где нужно, ъ:

об_единение, в_езд, с_узить, двух_ярусный, об_ятия, кон_юнктура, с_экономить, пред_юбилейный, от_ыграть, аэрос_емка, неот_емлемый, трех_этажный, ин_екция, сверх_интересный.

2. Вставьте, где нужно, ь:

вин_тик, лошад_ми, четыр_мя, смен_щик, раз_ве, бурил_щик, б_ется, восем_сот, замуж_, девят_надцать, вен_чик, сып_ся, тысяч_, проч_, порт_ера, развлеч_ся, пят_десят, наотмаш_.

Темы

  • Не с различными частями речи.
  • Частицы не и ни.

Упражнения

1. Перепишите, раскрывая скобки, частицу не пишите слитно или раздельно:

(не)истовый, говорить (не)всерьез, (не)(за)чем ехать, (не)молодой человек, (не)подходящий для меня костюм, (не)готов к зачету, (не)взирая на обстоятельства, пример (не)решен, сказал (не)громко, обещания (не)сдержал, (не)обыкновенный, а диковинный; (не)крашенный снаружи, (не)приветлив ни с кем, поступить (не)обдуманно, (не)способность к труду, (не)встретив друга.

2. Перепишите, вставьте пропущенные е или и.

Это был н_кто иной, как мой товарищ. Кругом чистота, нигде н_ пылинки. Н_ раз мы были на выставке. Кто книгу н_ читал, всем она понравилась. Он н_ болен. Ребята шли быстро, не отставая н_ на шаг от взрослых. Из строя он не уходил, пока н_ иссякли силы. Широта его интересов н_ могла н_ изумлять меня. Чем он только н_ занимался! Альпинисты усиленно готовились к походу, и н_что иное их н_ занимало.

Тема

  • Слитное, раздельное, дефисное написания.

Упражнения

1. Слитно, раздельно или через дефис?

(Двести)(девяносто)восемь, (в)виду дождя, какая(нибудь) помощь, засиделись (до)темна, (авиа)связь, (пол)очка, (в)следствие ремонта, (тридцати)(восьми)миллионный, (социал)демократия, (глубоко)водный, (с)кем(то) обменяться, (по)прежнему, (юго)восток, (из)за нарушения правил, (шести)классница, (светло)синий, (от)кого(то) слышал, (на)счет скорой встречи, (фото)снимок, (пол)пути, (вот)вот, (северо)восточный, (по)мере возможности, (высоко)калорийный, (по)немецки, (полу)остров, (плащ)палатка, (на)перекор стихии, (любо)дорого, (в)течение четырех недель, (русско)французский, сварил (в)крутую.

2. Перепишите, раскрывая скобки.

(За)тем домом разбит сквер. (На)завтра ты уже забудешь об этой неприятности. (По)утру можно судить о том, какой будет день. Истина необходима человеку (так)же, как трезвый поводырь. Я пришел, что(бы) поговорить с вами о деле. Секунду он молчал, мать смотрела на него то(же) молча. Что(бы) мне почитать? Я учусь, брат то(же) учится.

Тема

  • Орфография (повторение).

Упражнение

Перепишите, вставляя, где нужно, пропущенные буквы, раскрывая скобки.

(Не)прож_вал б_фштекс, изв_нение (не)ум_ляло его достоинства, разг_рается рас_вет, с_ежился от пр_к_сновения, пром_кнуть бронзовым (пресс)папье, зар_сли трос_ника, шел, (не)оп_раясь на палку; зан_мательно рас_каз_вал, стены домов (как)будто опутан_ы реш_тками, пугающие ш_рохи, молоч_ная изморо_ь рас_пис_вает узоры, на ст_ндах стояли новые мод_ли сам_летов, пол_жил бума_ку в карман, вкус_ная медовая коври_ка, огонек (чуть)чуть бре_жит, зал насторожен_о безмол_ствовал, День (К,к)онституции, (Т,т)ретьяковская гал_рея, раз_яренная толпа, сер_езно увлеч_ся, он учит_ся катат_ся на коньках, бе_жизнен_ый взгляд, бе_следное и_чезновение, пр_д_ставить отпуск, обнаж_н_ые сучья дерев_ев, пришел приказ_ик, о рыбач_м поселке, веснушч_тый нос, чудес_ный безветрен_ый день, (девяност_)летний ст_рожил, (пол)килограм_а огурцов, (высоко)художественное произведение, (химико)фармацевтический кол_едж, (ни)кто и (ни)что его (не)тревожило, пр_одол_вал трудности, (не)прекращающ_мся потоком, бор_щиеся за счастье люди, покл_нился флагу, колыш_щ_муся на ветру, заплакан_ое лицо, обл_ка рас_еян_ы ветром, белен_ая хата, отл_жили от_езд (на)завтра, (на)завтра отправились в путь, испугат_ся (на)смерть, сделать (по)твоему, он так(же), как и я, учился в музыкальном училище, (не)принято гулять в сырую погоду, (не)обязан доклад_вать.

Темы

  • Словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях.
  • Предложения как основная единица синтаксиса. Грамматическая основа предложения.
  • Простое и сложное предложение.

Упражнения

1. Определите вид связи слов в словосочетаниях: подъехали к крепости, наша артиллерия, боязнь ошибиться, в двух шагах, уважение к старикам, жажда славы, шел спотыкаясь.

2. Определите вид предложения по наличию главного члена.

Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне.

Уже второй раз на колокольне били в колокола.

Взгляну на дом, на этот сад.

Колокольным звоном болезни не лечат.

Между тем на дороге совсем стемнело.

Нам теперь стоять в ремонте.

Темнота и огни впереди.

3. Выпишите сначала простые предложения, затем сложные, подчеркните главные члены.

Что не понятно, то и есть чудо.

Светало, когда я возвращался домой по главной улице.

Яркий, почти солнечный свет мешается с клубами черного дыма.

Перед тем как поступать в военное училище, Аркаша тяжело заболел.

По платформе бегали взад и вперед, несмотря на жгучий мороз, фигуры людей в полушубках по колено.

Ехать ночью, пожалуй, было опасно, если бы не гнала крайняя нужда.

Вот случай, о котором в свое время говорила вся Москва.

Губы то ли от черники, то ль от холода черны.

Пароход стал двигаться осторожнее из боязни натолкнуться на мель.

Вещь, которая сделана из железа, ошибочно кажется более понятной нам, чем сама железная руда.

Темы

  • Главные и второстепенные члены предложения.
  • Синтаксический разбор предложения.

Упражнения

1. Рассмотрите предложения. Выделите главные и второстепенные члены предложения.

Встреча с попутчиками радовала его и бодрила.

Сторож Лука вечно борется с желанием сбегать к жене и брату в деревню.

Огромная чаша из горных склонов, открывавшаяся ему, была переполнена прозрачным воздухом, свежестью, светом.

У короля была красавица дочь, принцесса Изольда.

Грустные крики их подолгу раздаются над равниной.

У нее есть время приготовить обед и отдохнуть.

Оглянулся последний раз на красно-зеленые огни, поворачиваюсь к жуткой темени леса, потом гляжу на яркие, мигающие звезды и иду к костру.

Дорогая, сядем рядом, поглядим в глаза друг другу.

К счастью, тайна так и осталась тайной.

И было непривычно, что в кухне тихо.

2. Сделайте синтаксический разбор предложений.

В чернолесье запахло отмокающей землей и набухшими почками.

Григорий Иванович вспомнил свое обещание и старался не показать и виду удивления; но шалость его дочери казалась ему так забавна, что он едва мог удержаться.

Темы

  • Тире между подлежащим и сказуемым.
  • Однородные члены предложения. Обобщающие слова при однородных членах.

Упражнения

1. Перепишите; где нужно, ставьте тире.

Слово полководец человеческой мысли. Твое дело табак. Заря как пожар на снегу. Грустить о прошлом скучная работа. Пустыня это желтое и голубое.

2. Перепишите, расставьте знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Красные махровые маки зацвели в степи. Девушка в розовой кофте и желтых туфлях на босу ногу была крупная полная русая с темными глазами. Длинные прямые русые волосы не слушались его. Далеко гулы повторяют и рев и треск и шум и гром. Хоть мал огонек да все-таки светит. Эта местность называлась Ямской слободой или просто Ямской. Мы пришли на стадион и взяли мяч и сетку. В горах найдены цветные металлы медь цинк марганец. И этот феерический меняющийся отсвет и ночная муть и ветер и гул машин и суета людей все смешалось в одну картину. Все улицы площади парки было празднично украшено.

Тема

  • Обособленные члены предложения.

Упражнения

1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

В нежном блеске утренней зари даль моря спокойно дремала отражая перламутровые облака. Состоящие из дуба леса называют дубравами. Тишина тягучая и властная снова овладела лесом. Взволнованные счастливые они стали пожимать руки и поздравлять друг друга. Нас встретил молодой парень лет двадцати высокий красивый. Он человек упорный добился успеха. Он известен как способный студент. Иванову как способному химику предложили работу в научно-исследовательском институте. Он довольно хорошо даже с каким-то особенным произношением говорил по-русски. Наша собака по кличке Лада была вся черная и курчавая. Я несколько раз просыпался ночью боясь проспать утро и в шестом часу уже был на ногах. Он замерз а немного пробежавшись согрелся. До двух часов должны были идти не прерываясь. Все лето исключая непогожие дни я прожил в саду. Эта комната окнами на запад и на север занимала чуть ли не половину всего дома. В старом фруктовом саду нехотя слабым голосом пела иволга должно быть тоже старушка.

Тема

  • Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями.

Упражнения

1. Перепишите, расставляя знаки препинания.

Внизу под глинистым обрывом поблескивало Азовское море. Прекрасны вы поля земли родной. К счастью болезнь моя была непродолжительна. Эй завяжи на память узелок. О нет вы еще мало знаете меня. Море казалось суровым. Наконец работа завершена. Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. Должно быть за пеленой облаков взошла луна. Очевидно общение с детьми развивает в человеке многие добрые свойства. Там в вышине уже светило летнее солнце. Кот несся за нами на трех лапах а четвертой передней лапой бил петуха по спине.

Темы

  • Сложное предложение и его виды.
  • Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

Упражнения

1. Выпишите из текста сложные предложения. Докажите, что эти предложения сложные.

Была уже полночь. Направо видно было все село, длинная улица тянулась далеко, верст на пять. Все было погружено в тихий, глубокий сон. Даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с ее избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо. И кажется, что и звезды смотрят ласково и с умилением, что зла уже нет на земле и все благополучно. Налево с края села начиналось поле, оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля тоже ни движения, ни звука.

2. В сложносочиненных предложениях выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания.

Не только дети должны понимать отцов но и отцы детей.

Становилось жарко и я поспешил домой.

Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания неясные как сон.

Легли опять спать генералы да не спится им натощак.

Темы 

  • Сложноподчиненные предложения. Типы придаточных.
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

Упражнения

1. Рассмотрите предложения. Подчеркните главные и второстепенные члены. Расставьте знаки препинания. Определите тип придаточных.

Когда останавливаются ночью часы в спальне перестает стучать маятник это будит сонного.

Я совершенно уверен что у этого лорда есть что-то очень смешное чего он стыдится что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги.

Вскоре я познакомился с еще одним поэтом-самоучкой как их тогда называли.

Все лошади едва держались на ногах что было видно любому глазу.

Если надо родиться поэтом то надо родиться народным чтоб выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников.

Капитан мигнул Грушницкому и тот думая что я трушу принял гордый вид хотя до сей минуты тусклая бледность покрывала его щеки.

Темы

  • Бессоюзное сложное предложение. Двоеточие и тире между частями сложного предложения.
  • Знаки препинания в сложном предложении (обобщение).

Упражнения

1. Перепишите, ставя двоеточие или тире между частями сложного предложения.

Со всегдашней своей настороженностью он прислушался: за стенами стояла тишина, неспешно проковылял дневальный мимо двери, брякнул кружкой. У директора стало легче на сердце: строгий порядок, царивший в его владениях, утешил его. От солнца бегать света не видать. Камень бросили в воду брызги разлетелись во все стороны. Шофер включил третью скорость машина рванулась на шоссе. Жена сочувственно вздохнула ей было жалко мужа, ушедшего из дома на рассвете и так поздно вернувшегося. Все вдруг смолкли и подняли головы из-за избы показался сосед, высокий белобрысый малый Гриша. Тьма света не любит злой доброго не терпит. Останавливаться было нельзя ноги засасывало и следы наливались водой.

2. Спишите, расставляя, где следует, знаки препинания.

Солнце стояло в зените и яркие лучи невыносимо жгли мне тело. Последние звезды тихо погасли и небо совсем просветлело когда группа разведчиков подошла к указанному в приказе пункту. Где будет концерт и кто из артистов выступит? Упал и встал как ни в чем не бывало. Ветер дул порывами и с такой силой что стоять на ногах было почти невозможно. До самой смерти пока бьется сердце ни минуты не стоять на месте и все время двигаться вперед. Уже более трех часов прошло с тех пор как я присоединился к мальчикам. Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы нам сделать это не удалось. Манилов все время сидел и курил трубку что тянулось до самого вечера. У костра остался проводник который пока путешественники охотились приготовил ужин. Сегодня я освобожусь рано и если будет хорошая погода мы поедем за город.

Темы

  • Предложения с прямой речью.
  • Прямая и косвенная речь.
  • Стилистическое построение предложений.

Упражнения

1. Расставьте знаки препинания в предложениях с прямой речью. Замените прямую речь косвенной.

Мужчина наклонился к мальчику и сказал поздоровайся с дядей сынок.

Простите меня Вера Павловна попросил Лопухов входя в ее комнату простите меня что я был дерзок.

2. Исправьте стилистические ошибки в предложениях.

Татьяну не увлекали даже такие детские забавы, как куклы и игрушки.

Не рассчитывая попасть на поезд, было решено заночевать в лесу.

Собравшись на прогулку в березовую рощу, мы надеемся набрать белых грибов.

Тема

  • Стиль и тип речи.

Упражнения

Определите стиль и тип речи каждого текста.

1. 30-летие полета человека на Луну НАСА решило отпраздновать очередным запуском многоразового корабля «Колумбия» с пятью астронавтами на борту. Командовать ими впервые будет женщина – полковник американских ВВС 42-летняя Эйлин Коллинс. Главная цель полета – выпустить на орбиту уникальную обсерваторию «Чандра». Управляемый собственными ракетными двигателями телескоп будет регистрировать излучение Вселенной.

2. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных, очень высоких елей стояли как две сплошные стены, образуя мрачную, красивую аллею.

Было тихо, темно, и только высоко на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно, до духоты, пахло хвоей.

3. О каждом теле можно сказать, что оно в любой момент времени занимает определенное положение в пространстве. Если положение тела в пространстве с течением времени изменяется, то тело движется. Таким образом, движением тела называется изменение его положения в пространстве с течением времени.

Тема

  • Повторение.

Упражнение

Перепишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, поставьте нужные знаки препинания.

Вдруг (с)боку налетает гроза. Могучий дождь душит землю и радос_но соед_няется с ней быстро нам_кают люди, набрасывают на себя рогожки, пряч_тся под телеги. В ч_рных тучах (на)верху обн_жается огнен_ая змея слепящий удар разрывает воздух; (из)далека с почерневшей земли исходит сладкий запах. Ветер трепл_т красные цветы.

Через (пол)часа тучи уже нет облака грудами в золотистом цвете кудрявятся и плывут. Алмазные капли прорезывают (с)верху (в)низ воздух и божествен_ая радуга висит на небе. Дома у забора (жемчужно)белый ж_смин цветет растрепан_ыми шапками. Вечер бл_стает. Из(под) кухни выск_чил галопом кофейный пес Каштан.

На другой день перед вечером небо прозрачно. Утихли ветры и в облаках любовь и благозвучие.

 



Предварительный просмотр:

Подготовка к Единому государственному экзамену (ЕГЭ)

Часть II

КОНТРОЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Глава 1. Фонетика

Задание 1. Найдите правильный ответ.

1. Подчеркните в данном наборе слова, в которых букв больше, чем звуков:

а) размять;
б) друзья;
в) лисий;
г) грустный;
д) луч.

2. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки – глухие:

а) доклад;
б) ночник;
в) часов;
г) сетей;
д) колосок.

3. Подчеркните слово, в котором буква е обозначает один звук:

а) сегодня;
б) еда;
в) объезд;
г) пьеса;
д) собрание.

4. Подчеркните слова, где буква ё обозначает два звука:

а) шёпот;
б) поёт;
в) плётка;
г) перевёл;
д) ёжик.

5. Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв:

а) клочья;
б) прелестный;
в) академия;
г) святой;
д) зеленый.

6. Подчеркните слово, в котором три слога:

а) тайный;
б) ураган;
в) больной;
г) подпись;
д) землей.

7. Какими звуками различаются слова?

лук – люк
стол – стал
луг – лук
томный – тёмный

[ ] – [ ]
[ ] – [ ]
[ ] – [ ]
[ ] – [ ]

8. Подчеркните слово, где все согласные звуки – звонкие:

а) майка;
б) свеча;
в) кружка;
г) косой;
д) заговор.

9. Подчеркните слова, где количество букв равно количеству звуков:

а) лестный;
б) белый;
в) подъем;
г) ложь;
д) растет.

10. Подчеркните слово, в котором есть звук [э]:

а) лесной;
б) шептать;
в) облегчить;
г) тяжелый;
д) черпать.

11. Подчеркните слово, в котором все согласные звуки – мягкие:

а) щавель;
б) зеленый;
в) лыжи;
г) юг;
д) шинель.

Задание 2. Запишите правильный ответ.

Вопрос

Ответ

Эталон

+

1

Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, называется

фонетика

2

Звуки языка делятся на гласные и

согласные

3

Две буквы в русском языке не обозначают звуков. Это

ъ и ь

4

В слове зуб буква б обозначает звук

[п]

5

Сколько букв и звуков в слове ель?

3 буквы и 3 звука [йэл’]

6

Сколько всего гласных звуков в русском языке?

6

7

Какой(ие) звук(и) обозначает буква я в слове грядка?

[а]

8

Сколько слогов в слове земля?

2

9

Верно, ли, что в слове домой все согласные звуки звонкие?

да

10

Какими звуками различаются слова мал – мял?

[м] – [м’]

11

Верно ли, что в слове тень 4 звука?

нет, 3 звука

12

Какой звук обозначает буква т в слове отбор?

[д]

13

Какой звук является парным по звонкости – глухости звуку [б’]?

[п’]

14

Какими звуками различаются слова жар и шар?

[ж] – [ш]

15

Какой звук обозначает буква д в слове дело?

[д’]

16

Сколько слогов в слове тропинка?

3

17

Верно ли, что в слове поёт звуков больше, чем букв?

да

18

Какими звуками различаются слова мол и мёл?

[м] – [м’]

19

Какой звук обозначает буква в в слове лавка?

[ф]

20

Какой звук обозначает буква ю в слове блюдо

[у]

21

Сколько мягких согласных звуков в слове яблоко?

1, [й’]

22

Какой звук обозначает буква о в слове молчит?

[а]

23

Сколько глухих согласных звуков в слове отбой?

ни одного,
[адбой’]

24

Сколько слогов в слове течение?

4

25

Не имеют парных мягких звуков твердые согласные [ ], [ ], [ ]  

[ж], [ш], [ц]

26

Гласные звуки делятся на ____ и _____

ударные и безударные

27

Верно ли, что буквы я, ю, е, ё после ъ обозначают один звук?

нет

28

Сколько звонких согласных в слове зверь?

3

29

Не имеют парных твердых звуков мягкие согласные [ ], [ ], [ ]

[ч’], [щ’], [й’]

30

Верно ли, что буква я в начале слова обозначает один звук?

нет

31

Сколько мягких звуков в слове часть?

3, [ч’ас’т’]

32

Каким звуком различаются слова лед – льёт?

[й’]

33

Верно ли, что в слове ведь букв больше, чем звуков?

да, 4 буквы и 3 звука

34

Если звуки слова люк прочитать справа налево, то получится слово

куль

35

Сколько глухих согласных звуков в слове луноход?

2, [х], [т]

36

Верно ли, что в слове честный количество букв равно количеству звуков?

нет, [ч’эсный’]

37

Сколько глухих согласных звуков в слове сдоба?

ни одного

38

Какими звуками различаются слова мать – мять?

[м] – [м’]

39

Какую функцию выполняет ь в слове радость?

показывает мягкость звука [т’]

40

Какой звук обозначает буква у в слове чудо?

[у]

41

Раздел языкознания, в котором изучаются нормы литературного произношения, называется

орфоэпия

42

Какую функцию выполняет ь в слове молодежь?

указывает на грамма-тические особенности слова

43

Сколько звуков обозначает буква ё в слове ёж?

два: [й], [о]

44

Сколько гласных звуков в слове платье?

2

45

Какую функцию выполняет ь в слове воробьи?

разделительную

46

Сколько согласных звуков в слове таял?

три: [т], [й’], [л]

47

Если звуки слова дог прочитать справа налево, то получится слово

код

48

Какое слово получится, если звонкий согласный в слове бросит заменить парным глухим?

просит

49

Можно ли подобрать парный глухой звук для звонкого [л]?

нет

50

Верно ли, что в сочетаниях щ, ч с другими согласными (нч, чн, щн, рщ и т.д.) мягкий знак не пишется?

да

Всего набрано баллов

Задание 3. Выполните задания тренировочного опросника.

Прочитайте текст и выполните задания 1–4.

Мои старые турманы Хмель и Подружка снесли яйца и через двадцать дней из них вылупились голые большеротые ребятишки. Они пищали и ели ели и пищали пока не покрылись блестящим золотым пером. И всякий взглянув на них мог безоплошно сказать это же вывод Хмеля и Подружки это же их гнездо. Только «сапожки» на ногах белые как известка да короткие хвостишки тоже.

(М.Гроссман)

 

1. Объясните лексическое значение слова турман.

2. Определите стиль текста.

3. Укажите средства связи между предложениями.

1–2 – ______________, 2–3 ____________, 3–4 – ___________.

4. Укажите количество знаков препинания в данном тексте (кроме точки в конце предложения). Обведите правильный ответ кружком: 1) 8; 2) 7; 3) 9; 4) 6.

5. Запишите слова в два столбика.

Буквы е, ё, ю, я
обозначают один звук

Буквы е, ё, ю, я
обозначают два звука

  

  

  

  

  

Петли, полёт, скамья, язык, ругаться, блистающий, льёт, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая.

6. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки – звонкие:

1) отдал;
2) отзвук;
3) взять;
4) боязнь;
5) борода;
6) скоба;
7) груз;
8) друг;
9) больной;
10) нота.

7. Укажите номера слов, в которых все согласные звуки – твердые:

1) справка;
2) будто;
3) дрожь;
4) ешьте;
5) соловьи;
6) спутник;
7) возжег;
8) ожег.

8. Укажите номера слов с мягким согласным [т’]:

1) пастель;
2) термин;
3) Амстердам;
4) темп;
5) Данте;
6) компьютер.

9. Укажите номера слов с мягким согласным [н’]:

1) Гвинея;
2) Нельсон;
3) тоннель;
4) неологизм;
5) турне;
6) кашне.

10. В каких словах есть лишний звук?

1) ин[и]циалы;
2) компроме[н]тировать;
3) инци[н]дент;
4) ин[и]циатива;
5) конста[н]тировать.

11. Сделайте орфографическую запись слов, составьте с ними словосочетание.

Изморо[с’]
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

Впереме[ш]ку
_______________________________________________________
_______________________________________________________
_______________________________________________________

12. Укажите номера слов, в которых написание полностью совпадает с произношением:

1) бедный;
2) сердце;
3) отдать;
4) голубь;
5) игры;
6) латы;
7) рукав;
8) милиция;
9)  ошибка;
10) скучный;
11) храброго;
12) что.

13. Укажите звуковое значение буквы т в словах:

1) от службы;
2) птица;
3) отсрочка;
4) отделить;
5) местный;
6) процентный.

14. Какие звуки обозначают выделенные буквы?

кофе
в
олна
пол
ожить
купа
ться
бак
терия
ин
тервью

 

модель
о
тель
О
десса
дезинфекция
т
енор
каба
ре

 

15. Укажите звуковое значение выделенных букв и буквосочетаний:

1) подписчик;
2) зака
зчик;
3) помо
щник;
4) ле
гкий;
5) смя
гчить;
6) пе
сни;
7) и
зжарить;
8) ле
тчик;
9) бе
зжалостный;
10) три
дцать;
11) по
дчистить.

16. Укажите номера слов, в которых ударение падает на второй слог:

1) послала;
2) умерший;
3) форзац;
4) мельком;
5) агентство;
6) хозяева;
7) свекла;
8) досуг;
9) понявший;
10) понятый;
11) позвонишь;
12) торты;
13) диспансер.

17. Укажите номера слов, в которых количество букв и звуков совпадает:

1) прежние;
2) слезы;
3) нашел;
4) весь;
5) кажется;
6) отстает.

18. Какой из вариантов фонетической транскрипции слова семья верен?

1) [с’им’й’а];
2) [с’имьй’а];
3) [с’имй’а];
4) [с’йим’й’а]

19. В каких словах мягкий знак используется только для обозначения мягкости согласных?

1) тоньше;
2) ночь;
3) прячьте;
4) терпеть.

20. В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]?

1) бытие;
2) ман
евр;
3) иноплем
енный;
4) разноплем
енный;
5) хреб
ет;
6) пре
емник.

21. Укажите в данном тексте фоностилистические средства выразительности.

Всю ноч_ шуршало и шумело,
Ш_птало, в темень уходя,
Т_кло, срывал_сь, ш_лестело
И что(то) мне ск_зать х_тело
Под шум д_ждя, под шум д_ждя.
И мнил_сь мне, что (кто)то, строго
Дням отшумевш_м сч_т ведя,
Ст_ит у темного порога
(Не)отр_зимо, как тр_вога,
Под шум д_ждя, под шум д_ждя.
Ра(с,сс)вет тума(н,нн)о ра_г_рался,
И умоляя и стыдя,
А я понять его старался,
Я засыпал и просыпался
Под шум д_ждя, под шум д_ждя.

(Вс. Рождественский)

Задание 4. Контрольный опросник по фонетике.

1. В каком слове букв больше, чем звуков?

а) опытный;
б) доблестный;
в) ясный;
г) вьюжный.

2. В каком слове звуков больше, чем букв?

а) осень;
б) этаж;
в) ближе;
г) лает.

3. В каком слове все согласные звуки – твердые?

а) шепот;
б) человек;
в) домой;
г) ярко.

4. В каком слове все согласные звуки – мягкие?

а) идешь;
б) перья;
в) цапля;
г) великан.

5. В каком слове все согласные звуки – звонкие?

а) сбил;
б) город;
в) засветло;
г) пробка.

6. В каком слове все согласные звуки – глухие?

а) лодочка;
б) повозка;
в) статистика;
г) койка.

7. В каком слове есть согласный звук [д]?

а) поддержка;
б) городской;
в) деспот;
г) отбой.

8. В каком слове есть согласный звук [п’]?

а) робкий;
б) песня;
в) спасатель;
г) отпор.

9. В каком слове есть согласный звук [т’]?

а) ателье;
б) отдалиться;
в) впредь;
г) ходьба.

10. В каком слове есть звук [о]?

а) сгореть;
б) тушенка;
в) оплата;
г) поехать.

11. В каком слове есть звук [а]?

а) яркий;
б) тяжелый;
в) вытянул;
г) часовой.

12. В каком слове буква ю обозначает два звука?

а) крючок;
б) выпьют;
в) блюдца;
г) утюг.

13. Написание какого слова не расходится с произношением?

а) счастье;
б) чувства;
в) сбиться;
г) сарай.

14. В каком ряду все фамилии расположены строго в алфавитном порядке?

а) Шолохов, Фет, Чехов, Хлебников;
б) Чехов, Фет, Шолохов, Хлебников;
в) Фет, Хлебников, Чехов, Шолохов;
г) Хлебников, Шолохов, Фет, Чехов.

15. В каком ряду нарушен алфавитный порядок?

а) Лермонтов, Некрасов, Тютчев, Цветаева;
б) Булгаков, Бунин, Блок, Белый;
в) Вересаев, Куприн, Лесков, Помяловский;
г) Добролюбов, Писарев, Чернышевский, Шелгунов.

Продолжение следует

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

Психологическая подготовка учащихся при подготовке к ЕГЭ по физике

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики....

Модуль 1Микромодуль 1: Подготовка глины Область работы: подготовка сырьевой смеси

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме "Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по ...

Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....

Физическая подготовка, Тактическая подготовка,Тактика защиты, Техническая подготовка

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание ...

Контрольно-переводные нормативы по общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на подготовку на этапе начальной подготовки (второй год обучени

Контрольно-переводные  нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п...