Урок русского языка по теме "Правописание приставок пре-,при-"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Анохина Наталья Владимировна

Это урок с использованием мультимедийной презентации. Данная  тема ( «Правописание приставок пре-, при-») изучается в 6 классе (по программе М.Разумовской).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_pristavok_pre-pri-.rar580.44 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок  по русскому языку в 6 классе
«Правописание приставок пре-, при-»

Цель:
Познавательная: дать сведения о закономерности употребления приставок пре-, при-;
Развивающая: создание ситуации для развития внимания мышления, памяти, развитие орфографической зоркости учащихся;
Воспитательная цель: формирование на уроке общеучебных умений и навыков, включающих воспитание трудолюбия, старательности, настойчивости, ответственности, дисциплины.

Оборудование: учебник; мультимедийная презентация

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-исследование.

Технология: коммуникативная, информационно-коммуникационная

Методы и педагогические  приёмы: проблемно-поисковый, самостоятельная  работа

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (Ребята должны были вспомнить правописание изученных ранее приставок)

3.Фронтальный опрос

-Что такое приставка? (часть слова)

- Для чего нужна приставка? (приставка образует новые слова)

4.Работа с доской

-Можно ли утверждать, что у приставок есть лексическое значение?

Итак, приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Вы знаете, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы.

5.Игра «Третий лишний» (слайд )

− А почему эти слова оказались «лишними» ? − Можете ли вы объяснить правописание приставок в этих словах?

−Нет, так как это правило мы еще не изучали. И именно приставки ПРИ- и ПРЕ- относятся к 3-й группе

Давайте сформулируем и запишем тему урока.

Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-  (слайд)
Чему мы должны научиться за урок, какими умениями должны овладеть?

6.Почему же эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными?

 По двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило, а целых шесть. Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания ПРИ- и ПРЕ- придётся сразу учиться различать разные смыслы приставок по шести правилам

Прежде всего научимся узнавать их в лицо.

 (слайд )

Выпишите только те слова, которые относятся к теме нашего урока.(ученик у доски работает и после проверки всем классом выделяем орфограмму, пока без значения в скобках)

  • пробежать
  • прибежать
  • прекрасный
  • запретный
  • приподнять
  • надорвать
  • преграда (Работа с толковым словарем)
  • прадедушка
  • рассеянный
  • приморский
  • пришить

Молодцы! Справились с заданием. Ну а прежде, чем мы отправимся в путешествие, я хотела бы вас познакомить с нашим помощником. Это карандаш. Он очень любит русский язык и любит сочинять маленькие стихотворения на правила орфографии, чтобы ребята лучшее поняли материал. И Карандаш приготовил вам напутственное слово(слайд)

− Что же может означать приставка ПРИ- ? Сейчас мы с вами об этом узнаем.

Самый первый и самый легкий случай объясните сами. (слайд)

− Какое значение есть у слов: пришел, приехал, прискакал, приплыл− С какой приставкой написаны все эти слова?

Учащиеся делают первый вывод:

(слайд 7)ВЫВОД:Слова, обозначающие приближение, пишутся с приставкой ПРИ- Закрепление полученных знаний. (слайд «Стихотворение Карандаша»)

Работа в тетрадях и на доске.

(слайд 8)Запишите слова, обозначающие:

приближение, птицы, черепахи;

 (слайд 9)Учитель. Приходить, приближаться могут не только живые существа. О мысли говорят: пришла в голову, о догадке – придумал, а еще припомнил, приснилось.

А теперь давайте посмотрим на следующий слайд ( слайд 10)
− Какое слово не имеет значения приблизился?

Пришел, прибежал, приклеил, приплыл.
С какой приставкой написано это слово?

− Люди часто присоединяют друг к другу разные вещи. Что только они не придумали для такой работы! Образуйте  слова со значением присоединить от данных словосочетаний

  • (слайд)с помощью веревки (ПРИвязать)
  • с помощью молотка (ПРИбить)
  • с помощью иголки (ПРИшить)
  • с помощью клея (ПРИклеить)
  • с помощью кнопок (ПРИколоть).

Учащиеся делают второй вывод:

В словах со значением присоединения всегда пишется приставка ПРИ-

Учитель.

− Многие предметы присоединяются к чему-либо не обязательно при помощи веревки или клея.

Все, что движется, стремится к какой-то цели, в конце концов с о е д и н яе т с я с ней.

Вставьте в предложения нужные слова.

  1. Самолет пошел на посадку и благополучно ....
  2. Когда лодка прикасается к берегу, говорят, что она ...
  3. Когда корабль останавливается у пристани, говорят, что он ...

Слова с такими значениями продолжают появляться в языке. Например, когда наш космический корабль впервые благополучно опустился на поверхность Луны, возникло слово прилунился.

(слайд №14)– Приблизиться, присоединиться можно очень ненадолго, слегка, не насовсем. Слова с этим значением тоже пишутся с при-. И обозначают неполноту действия.

 (слайд ) (УСТНО)Замените данные словосочетания одним словом с приставкой при-.

Немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка коснулся, ненадолго лёг, ненадолго сел.
Делаем вывод (слайд 16). Читаем стихотворение (слайд)


 Работа с учебником (выпишите  из упражнения №188 все словосочетания, в которых приставка соответствует данному значению, выделите орфограмму по образцу )

 

 

 (слайд )− А как можно назвать:

  • площадь у вокзала,
  • канаву при дороге − …
  • огород при усадьбе − …
  • поселок при городе − …
  • участок при школе (слайд )
  • (слайд 21)Вывод: В данном случае приставка при обозначает нахождение около чего-то, близость, смежность (слайд 22) (Записать общий вывод в тетрадь)

    ПРИ-
  • приближение;
  • присоединение;
  • неполнота действия;
  • близость;  смежность.

Все было бы хорошо с приставкой ПРИ- , если бы не было приставки ПРЕ-. Но она есть, и давайте при помощи приставки ПРЕ- образуем новые слова: (слайд 23)

  • очень добрый – предобрый,
  • очень скверный − прескверный,
  • очень светлый – пресветлый,
  • очень добрый − предобрый,

очень хорошенький − прехорошенький.

(слайд)− Вы сами убедились: ПРЕ- − значит «очень». НО! Есть еще и второе значение… понаблюдаем. Определите, в каких словах нет приставки ПРЕ- с таким значением:

  • предобрый
  • пресветлый
  • прерывающийся
  • престарелый
  • преступный
  • преградить

− Подумайте, какое значение имеет приставка ПРЕ- в этих словах. Объясните лексическое значение данных слов.



Вывод: Приставка ПРЕ- пишется в тех словах, где она по смыслу сходна с приставкой ПЕРЕ-.(слайд )

Подведение к общему выводу ( ребята должны устно сформулировать правило).

Тест с последующей взаимопроверкой.
Сочинение-миниатюра на тему «Пришкольный парк» с использованием словосочетаний:
 

Пр…школьный  парк,
пр…слушиваюсь к тишине,
пр…коснулся к ветке дерева,
пр…бежала  пр…милая белочка,
пр…белый снег
и последующим объяснением написания приставок.

Подведение итогов.
Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание -з и -с на конце приставок (урок русского языка в 5 классе)

У урока объяснения нового материала помимо трех основных целей, которые мы преследуем на каждом уроке, должна быть, на мой взгляд, и особая "миссия" - привлечение внимания учащихся к новому материалу,...

Урок русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ"

Конспект  урока русского языка в 6 классе по теме"Правописание приставок ПРЕ и ПРИ" включает разнообразный материал. Учитывая возраст учащихся , предлагаются игровой  материал и занимательны...

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ

Правописание приставок на -з-с-. Урок русского языка в 5 классе по УМК В.В. БАБАЙЦЕВОЙ....

Урок русского языка в 6 классе по теме: "Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-"

Это первый урок по данной теме, где учащиеся знакомятся с условиями выбора приставок ПРЕ- и ПРИ-, учатся определять лексическое значение данных приставок....

Конспект и презентация к уроку русского языка в 6-ом классе на тему "Правописание приставок на З, С"

Тип урока – изучение нового материала. В ходе урока учащиеся включаются в различные виды деятельности. Изучение нового материала осуществляется учениками самостоятельно на основе работы с материалом у...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока  русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....