Урок русского языка в рамках технологии деятельностного подхода
статья по русскому языку на тему

Ширямова Татьяна Николаевна

Требования ФГОС по русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в рамках технологии деятельностного подхода


       
Томский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования проводит обучение педагогов в условиях перехода на ФГОС. В октябре такие курсы были организованы для учителей русского языка и литературы по дополнительной профессиональной программе «содержательные и методологические аспекты преподавания русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС основного общего образования».  Особое внимание было уделено современным требованиям к урокам русского языка и литературы. Анализ возможностей адаптации ребенка в мире, где поток информации удваивается каждые десять лет, показывает, что уже с раннего возраста он должен обладать определенными умениями, планировать и целенаправленно осуществлять разного рода деятельность. Готовясь к взрослой жизни, ему необходимо научиться отбирать из массы предложений конструктивное, разбираться в многообразии функций современной техники, в инструкциях к ней, легко ориентироваться в ассортименте супермаркетов, приживаться в лабиринтах Интернета. Кто же, как не школа, призван развивать способности школьника реализовать себя в новых социально-экономических условиях, уметь адаптироваться в различных жизненных ситуациях.
Задача системы образования сегодня состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить ребят учиться. Этой задаче адекватен деятельностный метод обучения, обеспечивающий системное включение школьников в учебно-познавательную деятельность. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ученика на основе универсальных учебных действий.

          В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».
Технология деятельностного метода предполагает умение извлекать знания посредством выполнения специальных условий, в которых учащиеся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживают и осмысливают учебную проблему.
Для учителей русского языка принцип деятельностного подхода требует, прежде всего, понимания того, что обучение - это совместная деятельность учителя и учащихся, основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания.

Для включения школьника в активную познавательную коллективную деятельность на уроках русского языка необходимо:
• связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся (так, при изучении темы «Заимствованные слова» можно предложить школьникам составить словарь пользователя Сети Интернет, а на уроке по теме «Профессиональные слова» написать эссе о будущей профессии от лица опытного специалиста);
• планировать урок с использованием всего многообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы, диалогических и проектно-исследовательских методов (например, при подготовке к изучению темы «Функциональные стили речи» можно разбить класс на группы и предложить каждой команде представить один из стилей, лучше – в виде компьютерной презентации; на уроке по теме «Устаревшие слова» - провести мини- исследование, связанное с прошлым и настоящим того или иного слова);
• привлекать для обсуждения лингвистический опыт учащихся (так, на уроке по теме «Зачем нужны тире и двоеточия в письменной речи» учащиеся должны вспомнить все ранее изученные правила постановки этих знаков препинания, привести примеры);
• оценивать достижения учащихся не только отметкой, но и содержательной характеристикой.

Важно развивать такие стороны: рефлексию, анализ, планирование. Г. А. Цукерман, доктор психологических наук определяет основания нетрадиционной педагогики, построенной на психологической теории учебной деятельности, следующим образом: «…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать…»
Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, до сих пор применяемый на уроках русского языка недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Современный урок русского языка должен быть, прежде всего, развивающим. Остановимся на структуре урока и особенностях некоторых его этапов.
Структура урока русского языка в технологии деятельностного подхода:
1. Организационный момент:
• включение учащихся в деятельность;
• выделение содержательной области;
2. Постановка учебной задачи:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
• создание проблемной ситуации;
• выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока;
3. «Открытие» учащимися нового:
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
• выведение алгоритма действий;
4. Первичное закрепление;
5. Самоанализ и самоконтроль;
6. Итог урока, рефлексия.

Можно применять такие приемы создания проблемной ситуации:
• побуждающий диалог – постановка проблемной ситуации, основанной на противоречии между житейским и научным фактом, вызывающей удивление учащихся (например, на уроке по теме «Исторические изменения в морфемном составе слова» можно предложить ученикам поработать со словом «ряха», которое в древнерусском языке означало «красивая»);
• постановка учебной задачи, основанной на противоречии между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя и вызывающей затруднения у учащихся (можно, например, предложить учащимся попробовать образовать причастия от глаголов сослагательного или повелительного наклонения; образовать деепричастия совершенного вида от глаголов несовершенного вида).
Существуют следующие методы решения учебной проблемы:
• побуждающий от проблемной ситуации диалог (общее побуждение, подсказка, сообщение);
• подводящий к открытию знания диалог (система посильных ученику вопросов и заданий, которые постепенно приводят ученика к осознанию темы урока)

Необходимо использовать виды продуктивных заданий:
• формулирование вопросов по теме урока;
• создание опорного сигнала: схема, таблица, опорные слова;
• создание художественного образа: метафора, загадка, стихотворение, сказка.

Использование технологии деятельностного метода позволяет проводить интересные уроки, проектировать учебную деятельность, позволяющую получить требуемый результат. Учащиеся при этом учатся высказать свои суждения, мнения, отстаивать свою точку зрения, - у них формируются чувства сопереживания, умение жить и трудиться в коллективе, умение уважать себя, слушать и слышать друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность на уроках русского языка - метод практического использования деятельностного подхода в обучении

Разработка группового проекта по русскому языку для учащихся начальной школы по изучению темы: Правописание мягкого знака, помогает детям самостоятельно изучить учебную проблему и избежать ошибок по д...

Построение и анализ урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного подхода

В статье рассматриваются вопросы построения и анализа  урока русского языка на основе компетентностно- деятельностного  подхода...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практичесский материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность...

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоритический и практический материал по формированию устойчивой мотивации учащихся через включение их в инновационную учебную деятельность....

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА на высшую категорию Тема: «Проектирование уроков русского языка на основе системно-деятельностного подхода»

Данная работа содержит теоретический и практический материал по проектированию уроков русского языка на очнове системно-деятельностного подхода....

урок русского языка в рамках системно-деятельностного подхода "Типы речи"

Урок русского языка в рамках системно- деятельностного подхода....