Урок русского языка в 5 классе по фгос "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Повторение сведений о суффиксе, известных из начальных классов;
-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;
-повторить определения основы, окончания, корня.
-осмысление словообразующей роли суффикса;
-наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;
-способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;
-способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС
Тема: «Суффикс»
Цель урока:
-повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;
-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;
-повторить определения основы, окончания, корня.
-осмысление словообразующей роли суффикса;
-наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;
-способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;
-способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.
Тип урока: Знакомство с новой темой.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, групповая, коллективная, фронтальная
Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.
Оборудование к уроку: проектор, компьютер, презентация, учебник, карточки с заданиями, тексты.
Формировать УУД:
Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.
Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с морфемой - суффикс.
Метапредметные: привитие интереса к различным видам спорта, олимпийским играм, здоровому образу жизни, создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций
Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики спортсменов
Ход урока:
- Мотивация:
- включение в деловой ритм - подготовка к работе в начале урока, приветствие;
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Внимание ваших умных глаз.
Доброе утро, ребята, присаживайтесь. Пожелаем, друг другу добра, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Ребята, вы, проснувшись утром, делали зарядку? А любите ли вы спорт? Хотите ли быть спортсменами?
- создание проблемной ситуации:
- Какое грандиозное спортивное событие прошло в Сочи в феврале в прошлом году? (Зимние олимпийские игры)
СЛАЙД 1
Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Сотни атлетов готовились к этому старту всю жизнь. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и Олимпийского движения.
Современные Олимпийские игры имеют тысячелетнюю историю и сейчас находятся на пике своего развития. А в этом году мы отмечаем годовщину олимпийским играм.
- А какими, по - вашему, чертами характера должен обладать спортсмен - олимпиец? (сила воли, дисциплинированность, воля к победе и т.д.)
- Важны ли эти качества в обычной жизни для простого человека? А для ученика?
Попробуем сегодня, изучая тему урока, проявить данные спортивные качества.
Игра: «Найди отличия»: чем отличаются по морфемному составу слова «зимние» и «игра» (в слове зимние есть суффикс). А какие есть сходства, ребята? (корни, окончания, основы)
- Актуализация знаний (разминка):
- задание на повторение пройденного материала:
- У спортсменов в начале тренировки, перед соревнованием всегда проводится разминка. Поступим и мы также, проведём разминку.
«Разминка» СЛАЙД 2
Каждый ряд выступит в роли команды, ответив на мои вопросы по изучаемой теме.
- ряд - Что изучается в морфемике? (части слова)
- ряд - Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
- ряд - Назовите мне самую главную морфему в слове? (корень)
- ряд - Что называется окончанием? (значимая часть слова, которая образует формы слова)
- ряд – Какие слова не имеют окончания? (неизменяемые)
- ряд – Что такое основа? (часть слова без окончания)
- Формирование новых знаний:
- Ребята, а какие виды спорта вы знаете?
На слайдах названия и изображения разных видов спорта: биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, фигурное катание, сноуборд, футбол, шахматы. СЛАЙД 3
- Ребята, а каких видов спорта не было на зимних олимпийских играх в Сочи? (Футбол, волейбол, баскетбол, шахматы) Почему? (Т.к. это не зимние виды спорта).
- Задание «Зимние виды спорта»
- Образуйте от предложенных названий видов спорта, названия спортсменов, занимающихся данными видами спорта. СЛАЙД 4-11
- Определение темы урока
- Постарайтесь понять, что мы будем сегодня изучать на уроке. Какая морфема помогла выполнить данное задание? Сформулируйте тему урока (Суффикс)
СЛАЙД 12
- Запись числа в тетрадях и темы урока
- Создание ситуации успеха
- Чтобы почувствовать себя спортсменами, давайте вспомним, как поощряются за удачное выступление спортсмены? СЛАЙД 13 (Восходят на пьедестал и получают медали). В конце урока у вас будет возможность не только получить оценку, но и обзавестись медалью. СЛАЙД 14
- Работа по учебнику, в парах
Откройте учебник на стр. 17 и прочитайте правило о суффиксе.
- Определение цели урока
- Ребята, как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова)
СЛАЙД 15 Камень-каменщик, паром-паромщик, стекло-стекольщик
В этих парах слов, какие слова обозначают предмет? А какие обозначают лиц (людей) по профессии? Какие значения имеют эти слова, разные и или одинаковые? Т.е. с помощью суффикса –щик- образовались новые слова.
- Ребята, подумайте над следующими вопросами. Какую роль играет в слове суффикс? Для чего же служит суффикс? (Суффикс служит для образования слов. Суффикс придает слову новое значение) В ходе урока мы убедимся, что суффикс служит для образования слов и придает слову новое значение.
Физминутка (здоровьесбережение): В качестве физминутки мы проведем игру
« Тренер с мячом» - тренер будет передавать мяч вам, а вы будете придумывать слова с суффиксом. Тренером 1 ряда будет…
1 ряд будет придумывать слова с суффиксом –щик- (бетонщик, каменщик, наборщик, стекольщик, банщик, паромщик, съёмщик)
Тренером 2 ряда будет…. 2 ряд слова с суффиксом –ник-(школьник, рыбник, работник, карманник, охранник, печатник)
Тренером 3 ряда будет… 3 ряд слова с суффиксом –тель- (учитель, воспитатель, водитель, руководитель)
- Первичное закрепление и проговаривание вслух:
- выполнение тренировочных упражнений с самопроверкой по эталону:
СЛАЙД 16
В таблице даны слова, обозначающие спортивный инвентарь. С помощью суффиксов образовать слова.
1. Обычного размера. 2. Маленького размера.
Мяч(?), мячик, шайбоч(?)ка, шайба, клюшка, клюшеч(?)ка, конёчек, к(?)нёк, саноч(?)ки, сани. СЛАЙД 17
- Ребята, какие суффиксы мы использовали для обозначения маленького размера? (уменьшительно-ласкательные)
- Самостоятельная работа с карточками:
- задание для самостоятельной работы по рядам парами:
Выписать из данных стихотворений слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами, выделить эти суффиксы.
1 ряд Утренняя зарядка. Просыпайся, не ленись, 2 ряд А сейчас начнём прыжки - | 3 ряд На зарядку становись |
Проверка задания
- Включение в систему знаний и повторение:
- вспомнить пройденный материал;
- работа в группах (в 5 группах назначается тренер - более способный учащийся, поможет выполнить работу более слабому напарнику)
СЛАЙД 18-20
Возвращаемся к спортивной тематике, к олимпийским играм в Сочи. Наверняка вы уже слышали, что олимпийский огонь пронесли по России, отправляли в космос, был он и на дне Байкала. И в Тыве тоже пронесли олимпийский огонь. Об этом созданы репортажи. Ребята. Вам было задано на дом работа с толковым словарем, узнать значение слова репортаж. Что называют репортажем? (Репорта́ж — сообщение с места событий).
Познакомимся с отрывком одного из таких репортажей.
На озеро Байкал Олимпийский огонь доставили из архитектурного музея "Тальцы", расположенного на берегу Иркутского водохранилища. Как сообщает ИТАР-ТАСС, погружение происходило близ истока Ангары, куда огонь доставили на катере. В этом месте глубина воды составила 23 м. Там установили памятную плиту в честь этого события. |
|
-Ребята, каких чемпионов Олимпийских игр вы знаете? СЛАЙД 21-22
Юлия Липницкая - Российская фигуристка, Олимпийская чемпионка Сочи-2014, член сборной России на Олимпиаде в Сочи.
Евге́ний Плю́щенко - выдающийся российский фигурист, выступавший в мужском одиночном катании. СЛАЙД 23
Медальный зачёт Зимней Олимпиады 2014 в Сочи
№ | Страна | Золото | Серебро | Бронза | Сумма |
1 | Россия | 13 | 11 | 9 | 33 |
2 | США | 9 | 7 | 12 | 28 |
3 | Норвегия | 11 | 5 | 10 | 26 |
4 | Канада | 10 | 10 | 5 | 25 |
5 | Нидерланды | 8 | 7 | 9 | 24 |
СЛАЙД 13
- Рефлексия.
- Вспомните, какие цели и задачи ставили вы перед собой сегодня в течение урока.
- Мы с вами говорили о медалях. Предлагаю отступить немного от системы награждения на Олимпиаде. Оцените себя сами и нарисуйте ту медаль, какую вы заслужили, усвоив, изучив тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД 14
- Д.З. написать спортивный репортаж (выделить в словах суффиксы)
Используемые материалы:
- Русский язык. 5 класс. Ч. 2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. 2013 г.
- Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
- Ладыженкская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьёзно. - М.: Экзамен, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/17/picture-347150-1384704200.jpg)
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-400871-1631601365.jpg)
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/09/14/picture-400871-1631601365.jpg)
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/28/picture-461307-1403961343.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/19/picture-783578-1461069106.jpg)
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/20/picture-572342-1505896183.jpg)
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/13/picture-725268-1607883377.jpg)
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....