Урок русского языка в 5 классе по фгос "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Куулар Индра Монгун-ооловна

Повторение сведений о суффиксе, известных из начальных классов;

-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;

-повторить определения основы, окончания, корня.

-осмысление словообразующей роли суффикса;

 -наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;

-способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;

-способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon урок русского языка "Суффикс"96.5 КБ

Предварительный просмотр:

.

Разработка урока русского языка в 5 классе по ФГОС

Тема: «Суффикс»

Цель урока:

-повторить сведения о суффиксе, известные из начальных классов;

-дать понятие о суффиксе как значимой части слова;

-повторить определения основы, окончания, корня.

-осмысление словообразующей роли суффикса;

 -наблюдения над ролью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

-воспитание у учащихся любви, интереса к русскому языку, побуждение к желанию писать грамотно;

-способствовать обогащению словарного запаса; расширению кругозора учащихся на примере текстов, посвященных зимним видам спорта; формированию самооценки;

-способствовать привитию интереса к здоровому образу жизни, воспитанию любви и интереса к различным видам спорта.

Тип  урока: Знакомство с новой темой.

Формы  работы  учащихся:  парная,  индивидуальная, групповая, коллективная,  фронтальная

Методы и приемы: беседа, словесный, наглядный, демонстрационный, частично-поисковый.

Оборудование к уроку:  проектор, компьютер, презентация, учебник, карточки с заданиями, тексты.

Формировать УУД:

Личностные УУД: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности,  учить формулировать тему и цели урока, подводить итог урока.

Регулятивные: проявление инициативности, управление своей деятельностью, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные: умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении, владение монологической и диалогической формами речи 

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с морфемой - суффикс.

Метапредметные: привитие интереса к различным  видам спорта, олимпийским играм, здоровому образу жизни, создание условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций

Личностные: формирование духовно-нравственных качеств личности на примере характеристики спортсменов

Ход урока:

  1. Мотивация:
  • включение в деловой ритм - подготовка к работе в начале урока, приветствие;

Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый ваш класс,

И для меня уже награда

Внимание ваших умных глаз.

Доброе утро, ребята, присаживайтесь.  Пожелаем,  друг другу добра, посмотрите друг на друга и улыбнитесь.  Ребята,  вы, проснувшись утром,  делали зарядку? А любите ли вы спорт? Хотите ли быть спортсменами?

  • создание проблемной ситуации:

- Какое грандиозное спортивное  событие прошло  в  Сочи  в феврале в прошлом году? (Зимние олимпийские игры)

СЛАЙД 1

Олимпийские игры – самое яркое спортивное событие в мире. Сотни атлетов готовились к этому старту всю жизнь. Те, кому удается взойти на олимпийский пьедестал, становятся примером для миллионов. Их достижения навсегда остаются в истории спорта и Олимпийского движения.

Современные Олимпийские игры имеют тысячелетнюю историю и сейчас находятся на пике своего развития.  А в этом году мы отмечаем  годовщину олимпийским играм.

- А какими, по - вашему, чертами характера должен обладать спортсмен - олимпиец? (сила воли, дисциплинированность, воля к победе и т.д.)

- Важны ли эти качества в обычной жизни для простого человека?  А для ученика?

Попробуем сегодня, изучая тему урока, проявить данные спортивные качества.

         Игра: «Найди отличия»: чем отличаются по морфемному составу слова «зимние» и «игра»  (в слове зимние есть суффикс). А какие есть сходства, ребята? (корни, окончания, основы)

  1. Актуализация знаний (разминка):
  • задание на повторение пройденного материала:

- У спортсменов в начале тренировки, перед соревнованием всегда проводится разминка. Поступим и мы также, проведём разминку.

«Разминка»  СЛАЙД 2

Каждый ряд выступит в роли команды, ответив на мои вопросы по изучаемой теме.

  1. ряд - Что изучается в морфемике? (части слова)
  2. ряд - Что такое морфема? (наименьшая значимая часть слова)
  3. ряд - Назовите мне самую главную морфему в слове? (корень)
  1. ряд - Что называется окончанием? (значимая часть слова, которая образует формы слова)
  2. ряд – Какие слова не имеют окончания? (неизменяемые)
  3. ряд – Что такое основа? (часть слова без окончания)

  1. Формирование новых знаний:

- Ребята, а какие виды спорта вы знаете?

На слайдах названия и изображения разных видов спорта: биатлон, бобслей, кёрлинг, хоккей, фигурное катание, сноуборд, футбол, шахматы. СЛАЙД 3

- Ребята, а каких видов спорта не было на зимних олимпийских играх в Сочи? (Футбол, волейбол, баскетбол, шахматы) Почему? (Т.к. это не зимние виды спорта).

  • Задание  «Зимние виды спорта»

- Образуйте от предложенных названий видов спорта, названия спортсменов, занимающихся данными видами спорта. СЛАЙД 4-11

  • Определение темы урока

 - Постарайтесь понять, что мы будем сегодня изучать на уроке. Какая морфема помогла выполнить данное задание? Сформулируйте тему урока (Суффикс)

СЛАЙД 12

  • Запись числа в тетрадях и темы урока
  • Создание ситуации успеха  

- Чтобы почувствовать себя спортсменами, давайте вспомним, как поощряются за удачное выступление спортсмены? СЛАЙД 13  (Восходят на пьедестал и получают медали). В конце  урока у вас будет возможность не только получить оценку, но и обзавестись медалью. СЛАЙД 14

  • Работа по учебнику, в парах

Откройте учебник на стр. 17 и прочитайте правило о суффиксе.

  • Определение цели урока

- Ребята, как вы думаете, как можно сформулировать цель урока? Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Находить в словах суффиксы, научиться выделять их, с помощью суффикса образовывать слова)

СЛАЙД 15  Камень-каменщик, паром-паромщик, стекло-стекольщик

В этих парах слов, какие слова обозначают предмет? А какие обозначают лиц (людей) по профессии?   Какие значения имеют эти слова, разные и или одинаковые? Т.е. с помощью суффикса –щик- образовались новые слова.

- Ребята, подумайте над следующими вопросами. Какую роль играет в слове суффикс? Для чего же служит суффикс? (Суффикс служит для образования слов. Суффикс придает слову новое значение) В ходе урока мы убедимся, что суффикс служит для образования слов и придает слову новое значение.

 Физминутка (здоровьесбережение): В качестве физминутки мы проведем игру

« Тренер с мячом» - тренер будет передавать мяч вам, а вы будете придумывать слова с суффиксом. Тренером 1 ряда будет…

1 ряд будет придумывать слова с суффиксом –щик- (бетонщик, каменщик, наборщик, стекольщик, банщик, паромщик, съёмщик)

Тренером 2 ряда будет…. 2 ряд слова с суффиксом –ник-(школьник, рыбник, работник, карманник, охранник, печатник)

Тренером 3 ряда будет… 3 ряд слова с суффиксом –тель- (учитель, воспитатель, водитель, руководитель)

  1. Первичное закрепление и проговаривание вслух:

  • выполнение тренировочных упражнений  с самопроверкой по эталону:

СЛАЙД 16

В таблице даны слова, обозначающие спортивный инвентарь. С помощью суффиксов образовать слова.  

1. Обычного размера.                        2. Маленького размера.

Мяч(?), мячик, шайбоч(?)ка, шайба, клюшка, клюшеч(?)ка, конёчек, к(?)нёк, саноч(?)ки, сани. СЛАЙД 17

- Ребята, какие суффиксы мы использовали для обозначения маленького размера? (уменьшительно-ласкательные)

  1. Самостоятельная работа с карточками:
  • задание для самостоятельной работы по рядам парами:

Выписать из данных стихотворений слова с уменьшительно  - ласкательными суффиксами, выделить эти суффиксы.

1 ряд

Утренняя зарядка. 

Просыпайся, не ленись,
На зарядку становись!
Солнце из-за
тучки
Нам уж машет ручкой!
Начинаем попорядку
Мы весёлую зарядку:
Руки вверх - до облаков,
Вниз - до маленьких цветов,
Руки в бок, теперь наклоны:
Слева ёлки, справа - клёны!
Всем
минуточку вниманья,
Начинаем приседанья:
Раз и два, раз и два:
Солнце в небе и трава!

2 ряд

А сейчас начнём прыжки -
Как
пружинки - раз, два, три!
Прыгаем, как
зайчики -
Девочки и мальчики.
Вот окончилась зарядка!
Вам понравилось,
ребятки?
Прогоняйте скуку, лень -
Занимайтесь каждый день:
Настроенье и здоровье
Вместе к вам придут с любовью!

3 ряд

На зарядку становись 
На зарядку становись!
Друг за
дружкой напрягись!
Раз, два, три, четыре, пять,
Надо
пальчики размять.
И
немножечко попрыгать,
Ножками подвигать,
А еще поползать,
Ладошками похлопать,
Вы
ребятки молодцы!
Молодые удальцы!

Проверка задания

  1. Включение в систему знаний и повторение:
  • вспомнить пройденный материал;
  • работа в группах (в 5 группах назначается тренер - более способный учащийся, поможет выполнить работу более слабому напарнику)

СЛАЙД 18-20

Возвращаемся к спортивной тематике, к олимпийским играм в Сочи. Наверняка вы уже слышали, что олимпийский огонь пронесли по России, отправляли в космос, был он и на дне Байкала. И в Тыве тоже пронесли олимпийский огонь. Об этом созданы репортажи. Ребята. Вам было задано на дом работа с толковым словарем, узнать значение слова репортаж. Что называют репортажем? (Репорта́ж — сообщение с места событий).

Познакомимся с отрывком одного из таких репортажей.

   На озеро Байкал Олимпийский огонь доставили из архитектурного музея "Тальцы", расположенного на берегу Иркутского водохранилища.                             Как сообщает ИТАР-ТАСС, погружение происходило близ истока Ангары, куда огонь доставили на катере. В этом месте глубина воды составила  23 м. Там установили памятную плиту в честь этого события.

  1. Прочитайте текст репортажа.
  2. Придумайте заголовок, запишите.
  3. Подчеркните слова, в которых есть, по вашему мнению суффиксы.
  4. Придумайте на спортивную тему предложение и запишите его.

-Ребята, каких чемпионов Олимпийских игр вы знаете? СЛАЙД 21-22

Юлия Липницкая - Российская фигуристка, Олимпийская чемпионка Сочи-2014, член сборной России на Олимпиаде в Сочи.

Евге́ний  Плю́щенко - выдающийся российский фигурист, выступавший в мужском одиночном катании. СЛАЙД 23

Медальный зачёт Зимней Олимпиады 2014 в Сочи

Страна

Золото

Серебро

Бронза

Сумма

1

Россия

13

11

9

33

2

США

9

7

12

28

3

Норвегия

11

5

10

26

4

Канада

10

10

5

25

5

Нидерланды

8

7

9

24

СЛАЙД 13

  1. Рефлексия.
  • Вспомните, какие цели и задачи ставили вы перед собой сегодня в течение урока.
  • Мы с вами говорили о медалях. Предлагаю отступить немного от системы награждения на Олимпиаде. Оцените себя сами и нарисуйте ту медаль, какую вы заслужили, усвоив, изучив тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 14

  1.  Д.З. написать спортивный репортаж (выделить в словах суффиксы)

Используемые материалы:

  • Русский язык. 5 класс. Ч. 2. Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов и др. 2013 г.
  • Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку: 5 класс. – М.: ВАКО, 2009.
  • Ладыженкская Т.А. Русский язык. Книга для учителя. 5 класс. Учим всех и каждого, весело и серьёзно. - М.: Экзамен, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...