"Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения"
статья

Малыгина Татьяна Викторовна

«Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы  в условиях модернизации образования» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_office_word_2.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Деятельностный подход в обучении на уроках русского языка и литературы  в условиях модернизации образования»

Малыгина Татьяна Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №37» г. Улан – Удэ

Аннотация:     Внедрение технологии деятельностного подхода  представляется весьма актуальной проблемой, так как дидактическая система деятельностного метода, отмеченная Премией Президента в области образования за 2002 год, приобретает большую значимость на нынешнем этапе модернизации образования, поскольку ее цели и задачи удачно вписываются в предложенную Правительством России стратегию реформ. Она отражает один из наиболее серьезных подходов к развивающему обучению: технология деятельностного метода нацелена на формирование необходимых в современных условиях качеств и ценностей духовно-развитой личности в процессе профессионального развития.

Общество ставит перед учителем задачу обеспечить условия развития целостной личности школьника. Чтобы быть успешным в современном мире, недостаточно иметь знания, нужно иметь опыт использования полученных знаний для решения жизненных нестандартных задач. Современное стремительное развитие жизни заставляет перейти школьное образование на качественно новый уровень, предъявляет высокие требования к образовательным стандартам. Концепция модернизации образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода в образовании, на формирование ключевых компетентностей, готовности обучающихся использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач. Поэтому современная школа должна и обязана формировать у учащихся жизненные навыки и ключевые компетенции. Все это должно формироваться на уроке, который должен быть непременно развивающим и личностно-ориентированным. А самыми благоприятными уроками для воспитания и обучения новой социализированной личности являются уроки русского языка и литературы, тем более, что образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие таких жизненных навыков, которые интегрируют в себе умение, способности и компетенции, относимые к разным сферам человеческого бытия.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умение быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным человеком. Поэтому государственные образовательные стандарты II поколения базируются на иных теоретико-методологических основах построения образовательного процесса – на деятельностном подходе. Если раньше цели образования определяли  как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся. Основным принципом реализации технологии деятельностного метода является принцип деятельности, который заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной деятельности. Позиция ученика - "сам нахожу новый способ действий", а позиция учителя - "организую самостоятельное "открытие" детьми нового знания". Учитель становится руководителем и помощником.

 Деятельностный подход наиболее полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Для решения этой основной задачи современного образования требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения, формирующие ключевые компетенции «в интеллектуальной, гражданско – правовой, коммуникационной, информативной и прочих сферах».

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.

4. Сухов В.П. “Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников” Уфа,2004

5. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Доклад «Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.»

Введение ФГОС ООО: первый опыт, проблемы, пути решения.Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования.За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении...

«Внедрение ФГОС среднего общего образования. Первый опыт, проблемы, пути решения».

laquo;Внедрение ФГОС среднего общего образования.Первый опыт, проблемы, пути решения».Статья из опыта работы школы....

Инклюзиное образование - проблемы, пути решения.

Возможен ли мир без барьеров и границ? Проблема равенства в получении образования между людьми очень актуальна в наше время.Решение этой проблемы связано с переосмыслением обществом и государством сво...

Проблемы, опыт и пути решения дистанционного обучения обучающихся.

Статья из личного опыта во время внедрения дистанционного образования....