технологическая карта урока русского языка в 5 классе словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Власова Марина Геннадьевна

технологическая карта урока русского языка в 5 классе словосочетание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovosochetanie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: усвоение новых знаний

Тема урока: Словосочетание

Разновидность урока: традиционный

Уровень подготовленности класса: средний

Средства обучения: слово учителя, таблица, записи на доске, информационный текст, мультимедийная презентация к уроку

Класс: 5

Цели урока:

Лингвистическая: знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой и грамматической связи слов в словосочетании.

Языковая: знать отличие словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов  в  словосочетании;  

 Коммуникативная: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Ход урока

Этап

Время

Деятельность  учителя

деятельность

учащихся

примечания

1. Орг. момент

1

        Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу

Метод: беседа

Приём: психологический настрой

Средство: слово учителя, записи на доске

Приветствие учителя, запись числа, темы урока, сдача тетрадей с дз

Приветственное слово.

Чтение стихотворения С. Смирнова

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь
.

2. Словарно-орфографическая работа

5

Цель: развитие орфографической зоркости у учащихся. 

Метод: беседа

Приём: слово учителя, этимологический анализ

Средство: слово учителя, записи на доске

Запоминают правописание слов.

3. Изучение нового материала

10

Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала, сформулировать тему урока.

Метод: беседа, проблемное изложение изучаемого материала

Приём: слово учителя, индивидуальная,  работа в парах

Средство: слово учителя и ученика, таблица, мультимедийная презентация к уроку

  1. На доске вы видите слова.

- Можно ли из двух  случайно взятых слов построить словосочетание?

- Посмотрите внимательно на слова на слайде и построенные вами словосочетания, что более точно, конкретно? Слова или сочетания слов? (Более точны сочетания слов.) Перепишите в тетрадь эти сочетания.

Итак, определим тему и цели урока.

2. Организует работу в парах.

Ребята, вспомните все, что вы знали о словосочетании и запишите в 1 колонку таблицы «Я знал (а)…»

Я знал (а)

Я узнал (а)

Хочу узнать

На слайдах записаны вопросы, которые помогают детям работать в парах:

1. Что такое словосочетание?

2.  Как связаны слова в словосочетании?

3. Из каких частей состоит словосочетание?

4. Какие сочетания слов не являются словосочетаниями?

5. Назовите виды словосочетаний по главному слову.

Рассматривают слова.

Отвечают на вопросы учителя.

Определяют тему и цели урока

Объединяются в пары и обсуждают свои записи.

Одна – две пары зачитывают информацию.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.

На доске записаны слова

4. Закрепление изученного материала

20

Цель: зафиксировать преодоление затруднения

Метод: беседа, анализ, сравнение, обобщение,

Приём: слово учителя, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная работа

Средство: слово учителя и ученика, таблица, информационный текст

Раздает учащимся тексты с правильной информацией.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-« - думал иначе

«?» - есть вопросы

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например, голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога  Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения и однородные члены предложения.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным. Если главное слово наречие – наречными. 

1. Попробуйте закрыть информационный текст и рассказать то, о чем вы прочитали.

2. Выполните упр. 128 (устно)  

129        

        Индивидуальная работа с текстом.

Производят маркировку текста, чтобы узнать новое и отказаться от неправильной информации.

Словами или словосоч. записывают информацию во 2 столбик таблицы.

В 3 столбик записывают вопросы (если возникнут).

Проговаривают теоретические сведения

Выполняют упражнение (составляют словосочетания, отмечают главные и зависимые слова, объясняют орфограммы, определяют тип словосоч.)

(Читают стихотворение, объясняют, в каких словосочетаниях нарушена смысловая связь, выписывают словосочетания из 1 части стихотворения)

5. Итог урока

3

1

Цель: оценить результаты собственной деятельности

Метод: беседа

Приём: постановки вопроса

Средство: слово ученика, учителя

Достигли ли вы поставленной перед собой цели? Какая информация отложилась у вас в памяти?

Домашнее задание:

Выучить информационный текст

Выполнить упр. 130.

Отвечают на вопросы учителя

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка: 5 класс (ЗПР) школы для глухих детей.

Конспект урока по теме: "Корень. Однокоренные слова". Тип урока: повторение пройденного материала....

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Технологическая карта урока русского языка 6 класс тема"Наклонение глагола. Изъявительное наклонение"

Технологическая карта урока русского языка составлена с учётом требований ФГОС . УМК Бабайцевой...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание»

Технологическая карта урока русского языка по теме «Словосочетание» в 5 классе....