сочинение-описание по картине И. Репина "Бурлаки на Волге"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Сочинение - это творческий потенциал ученика. У каждого он свой. Для того чтобы ученик написал хорошее сочинение нужна хорошая подготовка: тщательно подобранный материал, красочно оформленный, рассказанный интересно и т.д. - это залог успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл burlaki_na_volge.docx57.09 КБ

Предварительный просмотр:

Лашева М..А.

 учитель русского языка и литературы

 МБОУ «СОШ №13»

п. Новый

Тахтамукайского р-на Республики Адыгея

Подготовка к сочинению

по картине И. Репина «Бурлаки на Волге».

Урок русского языка

Тема урока – Подготовка к сочинению по картине И. Репина «Бурлаки на Волге». (2 часа)

Тип урока –  урок развития речи с применением ИКТ

Цели урока:

          Введение в активный словарь учащихся лексики, связанной  с темой картины

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с творчеством художника  И. Репина и его картиной «Бурлаки на Волге»;
  • научить соединять в своем сочинении различные типы речи (повествование, описание);
  • обогатить речь учащихся выразительными средствами языка; учить подбирать синонимы, избегать повтора слов, последовательно соединять предложения и части текста;
  • учить совершенствовать написанное
  • научить сопереживать, сочувствовать, восхищаться героями

Методические приемы:   работа с репродукцией, написание сочинения. 

Формы организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Формы организации работы учителя: рассказ-лекция, аналитическая беседа с учащимися, знакомство с  картинами и иллюстрациями, демонстрация слайдов.

Оборудование: презентация PowerPoint, компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ход урока:

Этапы урока

Содержание

№ слайда

  1. Организационный момент.

1. Запись числа. Объявление  темы урока.

             2. Вступительное слово учителя:

Сегодня у нас урок развития речи. На уроках развития речи вы углубляете свои знания об окружающем мире,

обучаетесь формировать свои мысли и  создавать текст;

№1

  2. Постановка целей и  задач урока.

Мы познакомимся с творчеством художника И.Репина и его картиной «Бурлаки на Волге». Узнаем, кого называли бурлаками, что заставило художника взять кисть и запечатлеть их. И, конечно же, попробуем их описать в сочинениях.

  1. Повторение

Повторим:

  • Какие типы речи вы знаете?
  • Что такое повествование? Рассуждение? Описание?
  • Что можно описывать?
  • Чем различается научное описание и художественное?

Сегодня мы будем писать сочинение-описание по картине. Давайте вспомним, какие бывают жанры картин (пейзаж, натюрморт, интерьер, жанровая картина, портрет).

№ 2

 «Типы речи»

.

 «Жанры живописи».

  1. Актуализация знаний
  1. Посмотрите внимательно на картину. Как вы думаете, к какому жанру можно отнести картину «Бурлаки на Волге»? (жанровая картина)
  2. Перед нами жанровая картина. Как вы думаете почему? (потому что изображена повседневная жизнь народа, картина отображает форму жизни этого народа и окружающую их действительность).
  3. Репин написал сотни больших и маленьких картин, портреты разных людей, а рисунков сделал тысячи. Теперь посмотрите на портрет художника. Свой портрет Репин написал сам. Какое у него серьёзное лицо, какой зоркий, внимательный взгляд!
  4. На этом автопортрете Репин молодой, но его уже называют «первым русским художником». Славу ему принесла картина «Бурлаки на Волге». Он писал эту картину 5 лет, много думал над ней, несколько раз переделывал. А когда в 1873году окончил работу, все поразились. Ничего похожего в русском искусстве не было. Всё удивительно в этой картине. И необыкновенные герои. И замечательное мастерство художника.

№3

Когда художник изображает другого человека, это – портрет, а когда самого себя, это-автопортрет.

№4

Илья Ефимович Репин(1844-1930)

Автопортрет

  1. Знакомство с художником.

6.  История создания картины «Бурлаки на Волге»

 

Биография И. Е. Репина (Интересные факты)

Илья Репин родился 24 июня 1844 года в небольшом украинском городке Чугуеве: «Я родился военным поселянином украинского военного поселения. Это звание презренное,- ниже поселян считались разве что крепостные»,- вспоминал художник.

В такой атмосфере возникла у мальчика тяга к искусству. «…Я стал вырезывать лошадей, и мы налепливали их на стекла окон. Мальчишки и даже взрослые люди останавливались у наших окон и подолгу рассматривали наших животных… Вот нехитрое начало моей художественной деятельности»,- рассказывал Репин о своем детстве. Илья мечтал учиться рисованию, и отец определил его учеником в мастерскую живописца. Почти четыре года Репин со старыми мастерами выполнял роспись церквей, заказные портреты, копии старинных икон. В 1863 годы Репин приехал в Петербург, но в академию художеств его не взяли, потому что он не знал классического рисунка. Но встреча с художником И. Н. Крамским изменила жизнь Репина. Два месяца Илья учился у Крамского, потом был зачислен вольнослушателем в Академию. Стипендии не полагалось, а за учебу нужно было платить. Репин ходил в поисках заработка. Он жил на копейки, но так велико было желание учиться, что юноша преодолевал все трудности.

Через восемь лет после поступления в Академию Репин на последнем годовом экзамене получил большую золотую медаль и право на шестилетнюю заграничную поездку за казенный счет.

«Бурлаки на Волге» сыграли огромную роль в формировании Репина - художника. Картина принесла художнику известность в Европе.

За шестьдесят лет неустанного труда в искусстве  Репин создал сотни картин, известных сегодня во всем мире.

Репин учится в Петербурге, в Академии художеств. Здесь, в старинном здании на набережной реки Невы, учились будущие живописцы, скульпторы, архитекторы. Репин очень много работал. От зари до зари не выходил он из мастерской. Однажды в летний погожий день товарищи уговорили его отправиться на прогулку за город. Поплыли пароходом по Неве. На высоком берегу стояли красивые дачи, к воде сбегали широкие лестницы. Возле домов темнели аллеи старых лип, сквозили берёзовые рощицы, пестрели цветники, поднималась душистая сирень. Всюду гуляли нарядные господа, офицеры, студенты, дамы под разноцветными зонтиками. Всюду слышались весёлые голоса, беззаботный смех.

Вдруг Репин увидел вдали какое-то тёмное пятно. Будто мрачная туча заслонила солнце.

- Что это движется сюда? Вон то, тёмное? – спросил он у товарища.

- Это бурлаки тянут барку, - отвечал товарищ. Репину прежде не приходилось встречать бурлаков, и он быстро нарисовал их для памяти в своём блокноте.

 Но прогулка больше не радовала его. Перед глазами стояли угрюмые лица, потемневшие от пота лохмотья рубах. Бурлаки. В старину  бурлаки тянули по реке суда с грузом. С судна бросали на берег прикрепленную к мачте длинную веревку – бечевку; за нее цепляли ременные плети- лямки; бурлаки впрягались в эти лямки и тащили судно против течения. Случалось, месяц и два шли они под палящим солнцем или под проливным дождем, навалясь грудью на лямку. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей. Когда жил Репин, по рекам уже ходили пароходы, но богатым промышленникам и купцам было дешевле запрягать в лямки людей. Группа бурлаков называлась артелью. Любимой песней бурлаков была «Дубинушка»

«Эх, дубинушка, ухнем!

Эх, зеленая, сама пойдет!

Идет, идет

Идет, идет,

Сама пойдет!»

Бурлаки дружно налегали на лямки, крепко упирались ногами в мокрый песок – и вот тяжелое плоскодонное судно, баржа, доверху нагруженная хлебом, солью или известью, нехотя сползала с мели и уже опять качалась на глубокой воде.

№ 5

7.Беседа по картине.

Скоро Репин стал делать наброски всей картины. На эскизах бурлаки идут не один за другим, а свободной и в то же время очень построенной группой. При этом Репин старался так расставить их, чтобы каждый был хорошо виден. Расположить на картине людей и предметы, отыскать для каждой фигуры место, очень трудно. Если художник умеет это, про него говорят, что он овладел мастерством композиции.

Сбор материала к сочинению. Заполнение таблицы учащимися.

Бурлак

Поведение, манеры

Как изобразил его художник его художник

Канин (первый бурлак)

Мало говорил, не посмеивался над другими, не спорил, как будто хотел что-то понять в жизни людей.

Привлекали печальные и мудрые глаза бурлака, большой, умный лоб. Встречая артель, любовался Каниным.

Илька-моряк (правее Канина)

Поднял голову. Человек с суровым лицом и острым, пристальным взглядом.

На эскизах Илька изображён с низко склонённой головой.

«Нижегородский боец» (левее Канина)

Настоящий богатырь. Тянет и тянет без устали и всех увлекает за собой.

Взлохмаченный, темнобородый, готовый ободрить весёлой шуткой товарищей.

Высокий бурлак с короткой трубкой в зубах.

Не слишком нажимает на лямки, ни о чём не думает.

На нём - шляпа горшком, с узкими полями. Такие шляпы называли бурлацкими.

Больной бурлак

Утирает пот со лба

Ларька

Упрямо повернул голову, взгляд смело устремлён вперёд.

Самый юный из ватаги. На его лице решимость и нетерпение.

Седой старик

На ходу набивает

трубочку табаком

Притерпелся. Но и вэтой спокойной уверенности есть сила.

Калмык(между Ларькой и седым стариком)

Виден только картуз.

Тень от картуза скрывает лицо с узкими «будто прорезанными осокой» глазами

Отставной солдат

Несёт бурлацкую лямку, как и солдатскую - смиренно

В сапогах. Одежда поновее.

Грек

Оглянулся назад.

Красивое, гордое лицо. Похож на орла

Последний бурлак

Отстал от остальных.

То ли горе согнуло, то ли нет больше сил.

Рассмотрите репродукцию картины И. Репина «Бурлаки на Волге»

  • Кто изображен на этой репродукции?

  • Каков цветовой фон картины? (солнечным светом пронизаны дали, оно блестит на глади воды, золотит парус плывущей мимо барки. Картина не пестрит красками: жёлтый, голубой, розовый)

  • Бурлацкая артель и пейзаж написаны одними и теми же красками. Но, тем не менее, они разные. Почему? (для изображения природы эти краски лёгкие, радостные, а когда художник пишет бурлаков, они становятся густыми, мрачными, тревожными).

  • И правда. Такими они показались художнику в тот день на Неве, и он запомнил это сильное впечатление.

  • Обратите внимание на судно. Кого вы там видите? (на судне два человека; один из них, видимо, хозяин)

  • Какие чувства вызывает у вас эта картина? (картина показывает , как трудно жилось в то время беднякам, вызывает протест против жестокой эксплуатации)

Набросок будущей картины – это эскиз.

Слайд №6

(набросок «Бурлаков»)

Композиция – это построение картины.

Слайд №7

Канин. Фрагмент картины.

Слайд №8

Илька – моряк. Фрагмент картины.

Слайд №9

Ларька. Фрагмент картины.

8.Словарная работа

А) Толкование лексических значений слов

Бурлаки – рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Артель – группа бурлаков.

Расшива – в старое время на Волге: большое плоскодонное судно для перевозки грузов.

Лапти – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, схватывающая только стопу.

ОнУчи – длинная широкая полоса ткани для обмотки ноги.

 Бечева – прочная толстая верёвка.

Сукно (суконные штаны) – шерстяная или хлопчатобумажная плотная ткань с гладкой поверхностью.

9.Составление рабочих материалов к сочинению.

  • Волга – широкая, спокойная, тихо несёт свои светло – голубые воды
  • Поверхность реки – зеркальная гладь воды
  • Бурлаки – непокорные, смирившиеся, сильные и слабые, мужественные
  • Судно, барка, расшива
  • Судьба, доля, участь
  • Ширь, раздолье, просторы
  • Природа – спокойная, безмятежная
  • Идут – волочатся, тащатся, шагают, бредут, плетутся

№10

10. Составление плана сочинения

1.Представление портрета (автор, история создания).

2.Описание героев картины.

   3.Колорит картины

   4.Отношение автора к героям.

5.Ваше отношение к данным персонажам.

№11

     11.Домашнее задание

Написать сочинение-описание сравнительного характера по картине И. Репина «Бурлаки на Волге»

№ 12

      12.Рефлексия

  • Что узнали на уроке? Чему учились?

 

  •   Оцените свою готовность к написанию сочинения.

№ 13

Литература:  

В. Порудоминский Бурлаки на Волге М.: Изд. «Малыш»,1985г.

 Ходякова Л.А. Е.В.Кабанова, Л.И.Новикова, Т.И.Миронова. Сочинение по картине.

  М.: АСТ Астрель. 2009

С.И.Ожегов Словарь русского языка

  М.: Русский язык, 1986

Интернет-ресурсы:

 Портретисты http://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение-описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"

Урок развития речи. Тема: Описание животного по картине А.Н.Комарова "Наводнение"....

Подготовка к сочинению "Описание природы по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень»"

Цель урока: 1) Учиться художественному восприятию произведений живописи.  2) Уметь воспроизводить произведение живописи как целостно, так и отдельные его признаки; давать авторскую оценку пре...

Сочинение – описание натюрморта по картине Н.М.Баранова «Рябиновые грозди» как подготовительный этап к сочинению по воображению.

Урок подготовки к сочинению-описанию натюрморта по картине владимирского художника Н. М. Барановасодержит работу  спонятием "натюрморт", художественным текстом(отрывком из книги В. А. Солоухина "...

Сочинение-описание природы по картине Н. М. Баранова «Владимирские просёлки».

Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию природы по картине владимирского худлжника Н. М. Баранова содержит презентацию  охудожнике, работу с репродукцией картины. составление плана....

Р.Р. Сочинение-описание действий по картине С.А. Григорьева "Вратарь"

в ходе беседы по вопросам к картине ребята учатся систематизировать собранный материал, обрабатывается лексика, связанная с темой урока; получают сведения о художнике; закрепление умений описания дейс...

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лягушка»...

Презентация к сочинению-описанию изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»

Сочинение-описание изображенного на картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь»...