Активные формы работы на уроках русского языка
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Соколова Татьяна Васильевна

Активные формы работы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokolova_t.v._statya.docx36.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И.И. Борзова

села Середниково Шатурского муниципального района Московской области

Д О К Л А Д

           АКТИВНЫЕ  ФОРМЫ  РАБОТЫ  

         НА  УРОКАХ  РУССКОГО  ЯЗЫКА

   Подготовила:

   Соколова Татьяна Васильевна,

   учитель начальных классов

 

с. Середниково

2014 г.

Активные формы работы на уроках русского языка

Русский язык - это основной предмет. Язык – это средство общения во всех сферах жизни, средство усвоения и передачи знаний, средство связи поколений людей, сохранения традиций, это средоточие духовной культуры, это внутренняя жизнь человека, изучение художественной классики, средство воспитания.

В связи с этим целями и задачами учителя на современном этапе является изучение языка как системы, в которой всё взаимосвязано; основой изучения языка является текст; необходимо внимание к нормам литературного языка, к культуре языка, к речевому этикету. Человек, изучающий язык, должен владеть предметной, языковой компетентностью и коммуникативностью.

Одной из причин недостаточного усвоения грамматики русского языка учащимися и их слабой грамотности является отсутствие активной познавательной деятельности детей на уроках. Каждый учитель знает, что нередко приходится много раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике, и всё же он остаётся неусвоенным. Дети как будто знают правило правописания, верно его формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. В чём причина такого явления?

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не желает сосредоточить внимание, мысль, напрячь память. Подобную работу ученика можно назвать пассивной. Конечно, при этом что-то ученик усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний и навыков.

Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же при его усвоении требует внимания к изучаемому материалу, к заданиям учителя, к формулировкам правил и заданий учебника, требует напряжения ума и воли учащихся. Особенно серьёзным это требование становится в применении к грамматике и правописанию, которые, как известно, представляют для детей немалые трудности. На практике это требование часто забывается учителем, и дети пассивно воспринимают изучаемый на уроках материал. Этим во многом и объясняется всё ещё большой процент неуспеваемости по русскому языку.

Каковы же пути активизации процесса обучения русскому языку?

Ответом на этот вопрос может быть применение разнообразных активных форм работы на уроках русского языка. Активные формы работы как раз и служат для создания в классе эвристических, поисковых ситуаций. Активизация мыслительной деятельности школьников предполагает глубокие изменения в системе мотиваций учебной работы. Только при наличии живого лингвистического интереса к предмету, удовлетворения, получаемого от самого процесса учебного труда, веры учащихся в свои силы, возможно достичь желаемых результатов.

Разнообразие форм и видов упражнений – одно из важнейших условий активизации учащихся на уроках русского языка.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ УРОКА.

Каждый урок русского языка представляет собой известное целое, части которого связаны между собой. Очень часто целесообразность этой связи решает успех работы на уроке. При этом большое значение имеют соотношение коллективных и индивидуальных самостоятельных упражнений и расположение различных видов упражнений по этапам урока. Кроме того, немаловажным является осознание учащимися практических целей изучаемого материала, а также степень трудности языкового материала, используемого на уроке.

На разных этапах урока можно предложить следующие активные формы работы:

1.Проверка домашнего задания:

а) выборочная проверка;

б) самопроверка ( проверка по цепочке);

в) взаимопроверка;

г) диктант.

2. Опрос:

а) индивидуальный опрос(«перекрёстная» постановка вопросов от учителя к классу, от класса к отвечающему и к учителю; план ответа ученика; взаимное рецензирование ответов; дополнения к ответу);

б) комбинированный опрос(у доски- разные задания, но проверка для всех);

в) «уплотнённый» опрос ( письменная форма- за первыми партами, все остальные выполняют самостоятельную работу, а потом опрос перед классом).

3.Изучение нового материала. Здесь активные формы нужны для наблюдения над языком, для формулирования правил и т.д.:

а) проблемный вопрос и беседа;

б) рассказ- наблюдение над языком;

в) самостоятельная работа (формулирование правил).

4. Закрепление изученного и повторение пройденного:

- комментированное письмо;

- предупредительные диктанты (зрительные, слуховые и другие);

- объяснительный диктант;

- выборочный диктант;

- различные виды осложнённого списывания репродуктивного характера;

- диктант «Проверяю себя»;

-разные виды языкового разбора;

- различные виды осложнённого списывания творческого характера;

- творческий, свободный диктант;

- работа по составлению связных текстов;

- свободное списывание;

- различные виды грамматико-стилистического конструирования;

- редактирование текстов;

- изложение (подробное, выборочное, сжатое, с перестановкой материала, с творческим заданием и др.);

- сочинения разных жанров (письмо другу, рассказ экскурсовода, дневник героя и т.д.) .

5. Дальнейшее углубление и обогащение знаний, умений, навыков:

а) предупредительный диктант с использованием алгоритмов;

б) предупредительный диктант с использованием таблиц;

в) предупредительный диктант с использованием словарей, учебников и других справочных пособий;

г) предупредительный диктант с «отсроченным» решением дидактической задачи («разученный» диктант);

д) диктант на рисунке

6. Домашнее задание:

а) упражнения на основе изучаемого по литературе материала;

б) обычные упражнения, по 1- 2 примера из упражнения, чтобы показать способы его выполнения.

В тесном взаимодействии друг с другом все эти активные формы урока ведут к более глубокому, осознанному усвоению учащимися программного материала и к дальнейшему лингвистическому развитию, к хорошим оценкам, отличным знаниям, а в итоге – к личному удовлетворению в работе учителя.

УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Учитель может использовать в своей практике творческие диктанты разных видов.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ СО ВСТАВКОЙ СЛОВ.

Этот вид диктанта преследует две цели:

-научить пользоваться определёнными группами слов или конструкций (вставить в текст слова или словосочетания, опираясь на смысл фразы, контекста); выбор происходит в процессе диктовки, следовательно, ученик действует самостоятельно;

-научить точно и ярко описывать предметы или действия с помощью вводимых слов и словосочетаний; ученик должен проникнуться замыслом текста, хотя при его восприятии у учащихся могут возникать различные ассоциации; поэтому тема должна быть сформулирована очень точно и конкретно.

Текст, используемый для творческого диктанта со вставкой слов, должен быть связным. Он читается с пропуском слов; затем формулируется задача: записать, вставляя определённую группу слов в соответствии с общим замыслом текста.

Такой диктант может носить как коллективный, так и индивидуальный характер. При анализе работ следует отметить, насколько точно и выразительно описывается предмет (или действие) с помощью вводимых слов и словосочетаний, и познакомить школьников с полным авторским текстом.

Творческий диктант со вставкой слов может быть написан с использованием картины.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ ПО КАРТИНЕ.

Для лучшего запоминания текста диктанта можно использовать картину, особенно при работе над описанием.

При выборе картины и текста, содержащего краткое описание того, что изображено на картине, нужно учитывать, что употребление учениками указанных учителем грамматических средств должно быть естественным, т.е. подсказываться самим содержанием картины.

Перед написанием работы желательно немного рассказать о художнике, показать на картине предметы, описываемые в тексте. Затем перед учащимися ставится задача: сделать описание более полным, ярким, вставив в текст определённые слова. Вставляя слова в соответствии с заданием, учащиеся исходят из того, что они видят, а это позволяет после выполнения диктанта применять объяснение.

Этот вид диктанта воспитывает внимание к слову и готовит учащихся к сочинению по картине.

Данную работу ученики могут продолжить дома: можно предложить им дать более полное описание картины (или ее деталь) устно или письменно, или написать сочинение на близкую тему, или подготовиться к сочинению на близкую тему.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ С ЗАМЕНАМИ

При написании диктантов данного вида учащиеся должны произвести замену одной грамматической формы или категории другой.

Текст читается полностью, чтобы ученики могли уяснить его содержание. Затем учитель читает текст по предложениям, ученики находят то, что им нужно заменить, образуют требуемую форму или конструкцию и выполняют задачи правописания (в тексте даются трудные с точки зрения орфографии слова).

Эффективность такой работы определяется тем, что в процессе написания учащиеся решают сразу несколько задач: они учатся понимать стилистическую функцию грамматической формы в тексте (например, при замене лица, времени и наклонения глагола), практически знакомятся с грамматическими синонимами, закрепляют орфографические навыки.

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

После первого чтения текста ученикам предлагается ответить на вопросы по содержанию, а затем, перед записью текста, проводится предупреждение ошибок. Коллективно выделяются из текста незнакомые и трудные слова, учитель записывает их на доске. Объясняют написание ученики, а учитель помогает им лишь в том случае, если они не могут найти правильного ответа. Интерес учеников к выяснению трудных случаев правописания развивает внимание к написанию слов, вырабатывает орфографическую зоркость и навыки самоконтроля.

При написании творческого диктанта необходимо учитывать подготовленность учеников к изложению текста и этап работы над тем или иным орфографическом материалом. Поэтому предупредительный диктант может помочь ученикам в формировании правописных и речевых навыков.

Орфографический разбор помогает запомнить правописание слов, содержащих орфограммы, воспитывает орфографическую зоркость, приучает детей вдумываться в текст. Очень важно предупредить ошибки на этапе первичного применения знаний, чтобы не допустить закрепления ошибочных написаний в памяти учащихся. Этот вид диктанта рассчитан на то, что ученики, прослушав объяснения и усвоив его, напишут трудные слова без ошибок, поэтому после написания текста проверка его в классе не производится.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ С ОБЪЯСНЕНИЕМ трудных случаев написания.

Текст диктанта не должен вызывать у учащихся трудностей с точки зрения жанра и стиля речи.

При проведении объяснительных диктантов «трудные случаи не предупреждаются, а анализируются и ошибки исправляются либо после написания абзаца, либо после написания всего текста. Целесообразнее проводить объяснение после того, как весь диктант: при такой организации работы не разрушается целостное восприятие текста.

Объяснительный диктант требует от учащихся самостоятельности, так как им приходится решать орфографические задачи в творческом письме. Школьники приучаются анализировать изложенный текст, мотивировать необходимость такого, а не иного варианта написания, вспоминать правила, сопоставлять факты.

Процесс объяснения делает этот вид диктанта особо эффективным для формирования навыков грамотного письма.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ С КОММЕНТИРОВАНИЕМ.

Отличительной чертой этого диктанта является то, что объяснения, необходимые с орфографической точки зрения, даются в процессе самого письма, в то время как при предупредительном диктанте они производятся до записи диктуемого текста, а при собственно объяснительном – после неё.

С точки зрения психолого-педагогических особенностей комментированный творческий диктант несколько уступает другим видам диктанта.

ТВОРЧЕСКИЙ ДИКТАНТ С КОМБИНИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКОЙ.

Этот вид диктанта проводится следующим образом: перед записью первой части текста идёт предварительное объяснение написаний; вторая часть объясняется параллельно с записью; последующие анализируются после записи; заключительная часть пишется без анализа.

Такой диктант проводится главным образом на повторительно-обобщающих уроках.

Творческий диктант - одно из наиболее активных упражнений по формированию собственно коммуникативно-речевых и правописных умений, он как бы заполняет пробел между репродуктивным и продуктивным видами работ.

Приведу примеры ещё нескольких активных форм и методов работы на уроке.

Микроисследования.

Задания этого типа предполагают формирование у учащихся исследовательских умений (на доступном для определенного возраста уровне): работать с научно-популярной литературой и справочниками; анализировать языковые единицы; формулировать выводы; составлять текст (сообщения, реферата, доклада). Нестандартный подход проявляется в необычной формулировке темы, в занимательном характере исследования. Здесь, так же как и в предыдущем типе заданий, за внешней простотой формы — серьезное лингвистическое содержание. Задания рассчитаны на высокий уровень развития и подготовки школьников, но их всегда можно трансформировать с учетом конкретных условий обучения.

Задание 1. Подготовьте развернутый ответ-исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами.

1. Что общего между шпаргалкой и пеленкой? Что общего между капором, капюшоном и капустой? (По И.М.Подгаецкой.) 3. Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? 4. Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осёл, основа, остов, остров, острый? 5. Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?

Задание 2. Напишите сочинение на одну из тем (в форме доклада, реферата, сказки, детектива и др. — в зависимости от формулировки темы).

1. Волшебник по имени Йот. (Варианты: Приключения Йота. Где прячется Невидимка ?)

2. Портреты суффиксов (-чик, щик, -тель), приставок (пре-при-, раз-рас-,с-), корней-омонимов.

3. Знакомые незнакомцы (о заимствованных словах).

4. Как вас теперь называть? (О переходе слов одной части речи в другую.)

5. История слов в истории города (о топонимах).

6. Пропала буква (детективное расследование).

Задания « на засыпку ».

Нестандартный подход к этому виду заданий касается характера дидактического материала и состоит в максимальном усложнении его содержания, составляющих его языковых единиц (большей насыщенности однородными орфограммами, пунктограммами, лексическими и грамматическими явлениями, чем при традиционно отобранном материале). Таким образом, оставаясь по форме выполнения привычными, нестандартные задания этой группы расширяют возможности учителя в осуществлении дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения русскому языку (степень усложнения материала будет зависеть от уровня подготовки учащихся и этапа работы над ним). Для учащихся же такая работа полезна в том плане, что позволяет совершенствовать навыки самоконтроля.

К нестандартным заданиям этого типа можно отнести:

диктанты «на засыпку»(насыщенные орфограммами и пунктограммами);

редактирование предложений и текстов, максимально насыщенных однотипными элементами (речевыми ошибками, неуместно употребленными словами и конструкциями) ;

подбор однотипных языковых единиц (синонимов, родственных слов и др.) к данной — по принципу «кто больше?»;

упражнения с выборочным ответом (выбор правильного варианта из нескольких предложенных или исключение явления из ряда по принципу «третий лишний»).

Задание. «Предметные» (терминологические) диктанты. Запишите одним словом диктуемые словосочетания.

Лингвистический диктант

Наука о языке. Графическое обозначение звука на письме. Часть слова перед корнем. Определение, выраженное существительным, Вода, от воды, к воде... Голубое небо, смотреть на небо, смотреть вдаль...

Литературоведческий диктант

Художественное преувеличение. Строение художественного произведения. Краткое изречение. Литературные воспоминания. Литературное воровство.

Математический диктант

Вытянутый квадрат. Равносторонний прямоугольник. Линия, делящая угол пополам. 1000 грамм. 100 килограмм. 1000 килограмм. 1000 метров.

Исторический диктант

Вооруженное нападение одного государства на другое. Власть народа. Отсутствие всякой власти. Распространение экономического и политического влияния одного государства на другое. Политика устрашения, насилия, подавления.

Лингвистические почемучки

Это вопросы, целью которых является активизация мыслительной деятельности учащихся при воспроизведении полученных ранее знаний. Неожиданность формулировок вопросов по форме и нешаблонность их содержания служат хорошим стимулом для выполнения заданий. Отвечая на вопросы, делая своеобразные маленькие «открытия» в области лингвистики, школьники убеждаются в практическом значении знаний по русскому языку, сам учебный предмет открывается для них по-новому. За внешней простотой (иногда даже несерьезностью формулировок) вопросов кроется серьезное лингвистическое содержание: языковые факты учащиеся должны объяснить «научным языком». Таким образом, при выполнении этих заданий главным является не опознание языковых фактов, а их объяснение, т.е. формируются умения и навыки построения связного высказывания в научном стиле.

К заданиям этой группы относятся:

вопросы проблемного характера (выбор одного варианта из нескольких, разграничение двух правильных вариантов, сопоставление вариантов);

вопросы занимательного характера (в их основе — внеязыковая ситуация: вопросы-шутки, вопросы-загадки, «неожиданные» или «детские» вопросы).

Задание 1. Сформулируйте развернутый связный ответ на вопрос.

1. Почему, когда смотришь на сцену в бинокль, не только лучше видишь, но и лучше слышишь и понимаешь?

2. Почему иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу за жену кузнеца, а кузнечика — за их сына?

3. Почему в приведенных парах слов оба случая написания правильны? Чем они отличаются?

Стукнете — стукните. Вырастешь — вырастишь. В пенье птиц — в пении птиц. В «Песне о Соколе» — в «Песни о вещем Олеге».

Задание 2. Дайте ответы на вопросы-шутки. Как можно проверить их правильность?

1. Какое домашнее животное любит смотреть на новые ворота? 2. В каком городе живет дядька, если в огороде бузина? 3. Как называется полуфабрикат из детской дразнилки? 4. Какую строчку не прочитать? 5. Какую шляпку нельзя надеть на голову? 6. Чего не следует сыпать на рану? (По материалам газеты «Московский комсомолец».)

Заклинание

Есть нехитрый прием - «заклинание». На одном из первых уроков в новом классе я вручаю каждому маленький листок бумаги, на котором напечатано «заклинание», с него мы будем начинать урок. Текст для каждого класса варьируется. 

Я стараюсь успешно заниматься

на уроках русского языка. Мне

этот предмет нравится. Все

упражнения я выполняю с

удовольствием. Мне нравится

изучать новые правила и

повторять старые.

Мой почерк аккуратен. Мою

тетрадь приятно брать в руки,

Я люблю родной язык и буду его

хорошо знать.

Не забудьте: бороться надо не ПРОТИВ, а ЗА, поэтому из текста исключите всякие нет и не, все только со знаком «+».

Бывает, что уже вскоре это «заклинание» становится ненужным и остается наклеенным на обложку тетради как реликвия-воспоминание, а кто-то из ребят и выполнение домашнего задания с него начинает. А то вдруг в 7-м или 8-м классе, когда нет хорошего настроя, вспомнится «заклинание», напишем текст, и снова каждый урок для бодрости духа начинаем с него. Не забываем только, «заклиная», улыбаться друг другу, радостно потирать руки, как перед началом самого любимого дела. Об этом приеме можно прочитать в замечательной книге С.Л. Соловейчика «Учение с увлечением».

Подводя итоги сказанному о видах упражнений, рассматриваемых с точки зрения активизации всего процесса усвоения учащимися знаний по русскому языку, хочется с особой настойчивостью подчеркнуть, что из двух или нескольких видов упражнений, имеющихся в распоряжении учителя, следует предпочесть то, которое больше активизирует внимание, восприятие, память, мышление учеников.

В тесном взаимодействии друг с другом все эти активные формы урока ведут к более глубокому, осознанному усвоению учащимися программного материала и к дальнейшему лингвистическому развитию, к хорошим оценкам, отличным знаниям, а в итоге – к личному удовлетворению в работе учителя.

Список использованной литературы:

1.Мягкова В.В. Как пробудить интерес к русскому языку. Русский язык. Приложение к газете «Первое сентября». 2006 г. №43.

2.Напольнова Т.В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. М., «Просвещение», 1993г.

3.Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М., «Просвещение», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы на уроках русского языка

Современный урок - это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного обрудования, наглядных пособий, ТСО, методических материалов, составляющих единую дидактическую единицуюСовременный урок...

«Активные формы работы на уроках иностранного языка как фактор развития учебных умений и творческой активности учащихся»

В данной работе рассмотрены традиционные и натрадиционные формы работы на уроке английского языка...

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...

Активные формы работы на уроках русского языка.

В статье рассказывается об активных формах работы на уроках русского языка...