Активные формы работы на уроках русского языка в свете реализации ФГОС ОО
материал по русскому языку

Выступление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Активные формы работы на уроках русского языка в свете реализации ФГОС ОО

В последнее время российская система образования претерпевает постоянные изменения. Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать учащихся и мотивировать их на изучение предмета.
Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать  высокие результаты по предмету?
        Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него учащегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.
Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
       Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
       Если раньше знания, полученные в школе, техникуме, вузе, могли служить человеку долго, иногда в течение всей его трудовой жизни, то в век информационного бума их необходимо постоянно обновлять, что может быть достигнуто главным образом путем самообразования, а это требует от человека познавательной активности и самостоятельности.

Современный урок русского языка, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно – диалогический урок. При подготовке к такому уроку учитель должен тщательно продумывать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, потребующих импровизации.

В этом учебном году у меня обучаются дети 5 класса. Первое, на что я обратила внимание, - это активность детей, готовность к общению и творческой деятельности в группах, парах. К сожалению, устная работа проходит намного успешнее, чем письменная: низкий уровень грамотности, каллиграфия оставляет желать лучшего, как и само оформление работ.

Моя задача - направить активность в нужное русло, добиваться повышения уровня грамотности и владения речью.

Все мы знаем, что проблему в виде темы или вопроса дети могут сформулировать сами. Для достижения поставленной цель учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением».

Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели.

Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

Например: почему в слове касаться в корне А, а коснуться - О?

Или правописание И и Ы после Ц.

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ЦИ, где ЦЫ?

-Цыпленок не знал, а вы знаете? Чему будем учиться?

Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть - коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку нужно предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий и др.

На данном уроке, анализируя примеры, подводим к выводу: И- в корне, в словах на -ция;

Ы - в окончании, в суффиксе -ын.

А как же слово ЦЫПЛЕНОК? В корне должны писать И! - удивляются учитель и ученики. Удивление - момент пробуждения интереса к изучаемой теме, к самостоятельной работе. Предполагаем, что это слово-исключение.

Слова-исключения лучше запоминаются, если они зарифмованы, например:

ЦыгАн подошел к цыпленку на цыпочках и цыкнул: «Цыц!»

Во всех классах мы ведем так называемые «Шпаргалки», куда записываем правила, планы разборов и т.д. Но правила лучше запоминаются, если даются в виде алгоритма или таблицы. Стремление все структурировать в своих студентах выработала Лариса Борисовна Селезнева, мой преподаватель ВолГУ. Кстати, дети сами охотно составляют алгоритмы, поняв принцип. И это уже результат наших решений.

Следующий шаг - выполнение заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

В условиях введения ФГОС нового поколения учителя-предметники все чаще стремятся уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность групповую. Это особенно актуально для преемственности обучения, так как нужно учитывать, что на смену ведущей деятельности ребенка - учебе - приходит новая ведущая деятельность - общение. Для поддержания мотивации к учебе больше использовать возможности сотрудничества школьников на уроке. Очень важно в классе создать доброжелательную атмосферу, способствующую продуктивному решению практических задач сообща и принятию индивидуальных особенностей каждого. Групповая форма работы позволяет сообща учиться искать информацию, передавать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат. Работа в группе позволяет чувствовать себя защищенным, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Повторяем правила перед тем, как они начнут работать:

- убедись, что в разговоре участвует каждый;

- говори спокойно и ясно;

- говори только по делу.

- позиция «Я — хороший, ты — хороший» (Э. Берн);

- позиция «Поймите меня правильно»;

- истина превыше всего;

-краткость — сестра таланта; .

-Я критикую идеи, а не людей.

-Моя цель не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

-Я выслушиваю соображения каждого, даже если я с ними не согласен.

Каждой группе даётся набор учебных материалов для работы, где указаны цель задания, перечень литературы и материалов, которыми должны пользоваться ученики, порядок выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую - коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. В группах хорошо идет работа над редактированием текста, восстановлением авторского оригинала.

Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.

В рамках групповой работы выделяется и работа парами.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. Например, ученики получают задание по одному и тому же упражнению: один ученик становится исполнителем — он должен выполнять его, а другой — консультант — должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у консультанта имеется образец выполнения задания. Выполняя следующее упражнение, дети меняются ролями. Введение в практику парной формы контроля позволяет решить важную задачу: контролируя друг друга, учащиеся постепенно учатся контролировать и себя, становятся более внимательными.

Интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?».

На уроке материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания, тест «Верные и неверные высказывания» и другие.

Эффективно использование игр на уроках. Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.   Известный российский педагог Станисла́в Теофи́лович Ша́цкий считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания». «Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом», - писал кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Олег Семенович Газман.

Эти общие положения становятся особенно актуальны в настоящее время, так как явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.

Широко используются учителями такие игры, как «Собери фразеологизм»; «Угадай-ка»;  «Собери пословицу»;   «Найди пару»;  «Объясни значение»;  «Прямое и переносное»;  «Замени фразеологизмом»;  «Подбери синонимы»;  «Географические названия»; «Имена собственные»;  «Кто больше»;  «Закончи фразеологизм» и др.

Целесообразно использовать игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. «Смысл социально-педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но в том, чтобы помочь овладеть способом обнаружения и решения своих проблем» (О.С.Газман). Поможет упражнение игра «Найди ошибку». Усложняя материал из года в год, приходим к умению выполнять задания КИМов ЕГЭ, вызывающих трудности.

Нравится ребятам проводить лингвистические эксперименты. Простейший из них по определению роли имён прилагательных в речи: прочитайте текст, исключая имена прилагательные, сравните с исходным, сделайте вывод по исследуемой проблеме.

Работали над созданием проектов: «Из истории орфограммы…», «Что в имени тебе моём?», «Какой член предложения самый главный?», «Способы словообразования существительных».

И, наконец, ИКТ. Источником информации является компьютер. Его преимущество очевидно. Это и постоянное обновление информации, и возникновение новых возможностей: создание презентаций, сетевые информационные системы, Интернет, электронная почта, электронные учебники, журналы, игры. 

В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.

Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества, в том числе:

- развитие наглядно-образного, интуитивного, творческого видов мышления;

- развитие коммуникативных способностей;

- формирование умений принимать оптимальные решения;

- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации.

В заключение мне бы хотелось отметить, что применение на практике активных форм работы способствует повышению интеллектуальной активности учащихся, а следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы работы на уроках русского языка

Активные формы работы на уроках русского языка...

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Активные формы работы на уроках русского языка

Современный урок - это взаимодействие учителей и учащихся с комплексом учебного обрудования, наглядных пособий, ТСО, методических материалов, составляющих единую дидактическую единицуюСовременный урок...

Активные формы работы на уроках русского языка и литературы как фактор развития ключевых компетенций учащихся

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость ...

Активные формы работы на уроках русского языка.

В статье рассказывается об активных формах работы на уроках русского языка...