Методический проект. Роль словарей в формировании УУД
методическая разработка по русскому языку на тему

Тараненко Наталья Викторовна

Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.pr_.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тараненко Наталья Викторовна

МКОУ «СОШ №3»г.Николаевска

учитель русского языка и литературы

Тема проекта «Роль лексических словарей в реализации ФГОС»

В связи с введением  и реализацией ФГОС  важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Важным элементом формирования УУД, обеспечивающим успешное овладение общим образованием, является способность ученика извлекать информацию из любых источников. Немецкий философ Георг Зиммель справедливо говорил: «Человек образованный тот, кто знает, где найти то, чего он не знает».  Немаловажную роль играет умение  школьника пользоваться лексическими словарями для решения учебно-познавательных задач по разным дисциплинам.

       Эффективное формирование коммуникативной компетентности может быть достигнуто только при наличии у учащихся достаточного словарного запаса, навыков точного, грамотного и меткого использования слов. К сожалению, в последнее время всё чаще приходится отмечать бедность словарного запаса детей, неумение правильно и логически высказывать свои мысли, использование в своей речи ненормативной и жаргонной лексики. Учащиеся не умеют аргументировать свои высказывания, не умеют выстраивать диалог, что негативно отражается на последующей социальной самореализации. Исходя из этого, становится понятно, что сегодня одной из главных задач учителя русского языка является работа по обогащению словарного запаса ученика, по обучению умению связно излагать свои мысли в письменной и устной речи. Конечно же, важным подспорьем в работе учителя русского языка являются лексические и фразеологические словари, работа с которыми является актуальной задачей образовательного процесса.

Несмотря на важность проблемы, наблюдается недостаточность изучения данного компонента в базовом курсе русского языка. Поэтому перед учителем встаёт проблема организации данной работы в школе. Учитель сам решает, каким образом будет выстраиваться работа. На этом этапе важно планировать практические, исследовательские, поисковые методы работы, которые будут способствовать осознанию ребёнком роли словаря в жизни человека, развитию познавательного интереса в работе со словарём, овладению систематических базовых знаний и навыков работы со словарём,  овладению стилистическими ресурсами лексики и фразеологии. При этом важна идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью, практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности, самостоятельность ученика. Форма работы должна быть преимущественно групповой, парной, индивидуальной.

 Чтобы добиться сформированных предметных, метапредметных и личностных результатов образования при работе со словарями нужен системный подход на разных ступенях обучения. Так, в 5 классе продолжается работа с орфографическими и толковыми словарями, начатая в начальной школе. Самая распространённая форма работы с орфографическим словарём - словарные диктанты, подготовленные мной или самими учениками, которые потом выступают в роли учителя. Интересна работа в парах по созданию собственных текстов с использованием словарных слов с пропущенными орфограммами. После обмена текстами ребята вставляют пропущенные буквы, проверяют правильность выбора по орфографическому словарю, определяют лексическое значение этих слов, пользуясь толковыми словарями.

Толковый словарь – незаменимый помощник при работе с текстом. Ученики, обращаясь к словарям  В.И. Даля или С.И.Ожегова, объясняют лексическое значение слов. Эту работу, формирующую навык  использования словаря, стараюсь проводить часто, для этого  урок выстраиваю с опорой на текст или высказывание, например, эпиграф к уроку.

Очень интересна для детей работа с фразеологическим словарём. Здесь ребята проявляют творческие способности: создают рисунки, по которым одноклассники воспроизводят фразеологизм и объясняют его смысл. Обязательно обращаемся к этимологии фразеологизма. Предлагаю упражнения, где в устойчивом выражении одно слово употреблено неверно, его следует заменить: Крокодил в мешке. Как с совы вода. Утиная песня. Тигриная доля. Конское упрямство. Стреляный петух. Подложить барана. Барсучья услуга.

Важно, чтобы к словарям ребята обращались и дома. Я работаю в 5 и 6 классах по программе  В.В.Бабайцевой на  улублённом уровне, где коммуникативно-речевая направленность проходит через изучение языковой системы. Ученики пишут много творческих работ, сочинений, в которых уместно используют пословицы из словаря В.И.Даля или фразеологизмы. Так, например, перед сочинением в 6 классе на тему «Ты настоящий друг?» ребята искали пословицы о дружбе, после чего умело использовали их в своих текстах. Также ученики создают собственные тексты на основе пословиц или фразеологизмов.

Организуя работу со словарями, использую различные формы. Так при изучении синонимов, антонимов, паронимов, омонимов, неологизмов, историзмов, диалектизмов, профессионализмов провожу уроки, где учащиеся работают в группах или парах. Это хорошая организация по причине малого количества словарей в классе (в роли эксперта работы со словарём выступает каждый в одном из заданий), хорошая форма работы для получения метапредметных результатов.

Для этого подбираю разные задания.

  1. Подберите синонимы к выделенным в тексте словам; используя эти синонимы, измените текст.

Дом старика производил неприятное впечатление. Можно было только интересоваться, какое изменение произошло с человеком по причине его недоброты.

  1. Подберите  к выделенным в тексте словам антонимы; используя их, измените текст.

Солнышко загрустило, и всё вокруг загрустило. Цветочки повяли, птицы умолкли, заплакали дети.

  1. Продолжите предложения, используя синонимы. Кто больше вспомнит членов одного синонимического ряда? (после проверки, поработаем со словарём синонимов)

Учитель говорил,….

Мальчик был грустным,…

Мама была весёлой,…

  1. Обращаясь к книге пословиц В.И.Даля, запишите пословицы, в состав которых входят антонимы.
  2. Подберите синонимы к архаизмам: чело, ланиты, уста, десница, шуйца, рамёна, ветрило, выя.
  3. Подберите синонимы к фразеологизмам: золотые руки, сломя голову, как рыба об лёд, бить баклуши, стреляный воробей.

Большой интерес вызвали у ребят диалектизмы, вследствие чего учащиеся 5 класса вышли на создание проекта «Словарь диалектизмов Николаевского района». Ребята собирали диалектизмы, составляли словарные статьи по образцу словарных статей толкового словаря,  изучая не только их содержание, но и общие принципы организации и расположения, значение словарных помет, сокращений и т. д.  Приведу примеры словарных статей, составленные учениками.

Буряк,-а, м. Корнеплод с толстым сладким корнем, идущим в пищу. Кормовой буряк. // Синоним свёкла.

Дробыня,-и, ж. Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска. Деревянная дробыня.// Синоним лестница.

Гарбуз,-а, м. Бахчевое растение с большими круглыми или овальными съедобными плодами, а также самый плод его. Сладкий гарбуз.// Синоним тыква.

Скрыня,-и, ж. Тяжёлый напольный ящик для хранения вещей с крышкой на петлях и с замком. Кованая скрыня.// Синоним сундук.

Чаплилька,-и, ж. Род крючка на рукоятке для захватывания горячей сковороды. Удобная чаплилька.// Синоним сковородник.

В результате выполнения такого вида работ, считаю, у школьников формируются потребности в обращении к словарям и навыки работы с ними, способности извлекать из словарей информацию, необходимую для решения учебных задач по разным дисциплинам. Словарная культура является одной из основ информационной грамотности и необходима школьнику для достижения равноценно высоких личностных, предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы, предусмотренной ФГОС.

Литература:

  1. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Дрозд Н.В. Русский язык. Углублённое изучение. Сборник заданий. 5 класс.-М.,2013
  2. Бабайцева В.В., Беднарская Л.Д., Политова Н.И., Сальникова О.А.. Методическое пособие к УМК В.В.Бабайцевой. Русский язык. 5-9 классы. Углублённое изучение.-М., 2013
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4т. –М.,2004
  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М., 2008.
  5. Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи.-М., 1974
  6. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.
  7. Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе.-М.,1984
  8. Фундаментальное ядро содержания образования.-М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Роль диалога на уроке истории в формировании коммуникативной компетенции учащихся».

Данный проект поможет активизировать деятельность учащихся на уроке, развивать их речь и логическое мышление....

Тема педагогического проекта: «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики»

Наряду с подготовкой учащихся, которые в дальнейшем станут профессиональными пользователями математики, важнейшей задачей обучения становится обеспечение некоторого гарантированного уровня математичес...

Педагогический проект "«Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению биологии»"

В результате накопления собственного педагогического опыта, обучения на курсах повышения квалификации, знакомства с опытом коллег-учителей, чтения и осмысления современной педагогической и естественно...

Проект «Природный словарь Забайкалья» как условие формирования универсальных учебных действий

Выявляется  про­блема - создание условий для формирования универсальных учебных действий на основе информационной образовательной среды школы с использованием «Природного словаря Забайкалья»...

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация работы с орфоэпическими словарями как средство развития УУД у обучающихся 5-9 классов на уроках русского языка и внеурочной деятельности по предмету»

Областной конкурс на лучший методический проект«Роль словарей в обеспечении предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы основного общего образования»...

Роль воспитателя в формировании словаря дошкольников.

   Основную работу по накоплению и уточнению словаря детей и активизации навыков грамматически правильного построения устной речи проводит воспитатель....

Открытый урок в рамках муниципального учебно- методического семинара «Роль семьи в формировании личности главного героя в рассказе А.Платонова «Никита»

Цели урока :Образовательные:• Повышать качество чтения.• Учить вчитываться в художественный текст и понимать авторский замысел.• Добиться понимания сюжета и проблематики рассказа.Развив...