Рабочая тетрадь для элективного курса "Текст как речевое произведение" 8-9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Рабочая тетрадь элективного курса помоет при подготовке к экзамену по русскому языку в 9 классе.Это практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tetrad_dlya_rabot_po_elektivnomu_kursu_1.doc337 КБ

Предварительный просмотр:

                       

                                Рабочая тетрадь                                                              

                                по элективному курсу

(русский язык)

"Текст как речевое произведение"

для  учащихся 8 класса

 

                                            Введение в курс электива.

Занятие1.Текст как речевое произведение.

Цель: вспомнить все, что учащиеся  знают о тексте как основной единице синтаксиса; углубить знания о тексе.

                                               Текст. Основные признаки текста.

   «Прежде чем начать писать, - говорил М.Горький, - я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать».  С этими тремя вопросами сталкивается не только любой автор, но и каждый критик, рецензент и просто читатель.

Главное – знать формулу, а умение подставлять свои значения в соответствии с заданным текстом приходит с опытом:                П  = Т + И + Ф

Где П. – это произведение, то есть текст

       Т  - это тема ( т.е. о чем?)

       И - это идея ( т.е. зачем? Для чего?)

       Ф – это форма (т.е какими лексическими и стилистическими средствами)

                                                 ВСПОМНИТЕ!!!

   Текст – ( лат.) означает ткань, связь, соединение. Текст – это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой  соединены по смыслу и грамматически.

Основные признаки текста:

1. Включает в себя не менее двух предложений, т.е.  состоит из группы  предложений. Заметим, что текст отличается от синтаксической единицы языка – предложения: предложение является средством оформления отдельной мысли, эмоции, а в тексте отражено развитие мысли ( мыслей).

2. Предложения в тексте расположены в определенной последовательности, что обеспечивает его смысловую и структурную организацию.

3. Предложения текста связаны между собой общей темой, основной мыслью.

4. Предложения связаны друг с другом не только по смыслу, но и с помощью различных языковых средств.

5. Текст  всегда можно озаглавить.

   Текст может состоять из одного абзаца, а  может быть статьей, книгой. Любой текст    представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

                          Текст как речевое произведение

 

Текст – это _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 Признаки текста:

1.             Тематическая и композиционная целостность

2.             ________________________________________

3.             ________________________________________

4.              ________________________________________

 

Афоризм, пословица, поговорка, словосочетание, реклама, объявление, стихотворение

Как вы думаете, что из вышеприведённого является текстом? Подчеркните. 

 Занятие  2. Тема текста

Каждый текст имеет свою тему, т.е. то ,о чём в нём говорится ( о событиях, об интересных людях, о научных открытиях и т.д.) Многие заголовки отражают тему  текста.

1.По заголовкам определите примерную тему статей:                                                                                                                                                         а). Здоровье нации - дело каждого и всех.                                                                                                                                                    б).Человек и компьютер;                                                                                                                                                                                            в).Беречь Землю;                                                                                                                                                                                                                   г). По страницам истории шахмат;                                                                                                                                                2.Прочитайте  и определите тему ученического сочинения:                                                                                                                              Не люблю собирать грибы. Идёшь, идёшь, ковыряешь эти опавшие листья, ворошишь сухую траву, то и дело спотыкаешься о корни деревьев, ветки за одежду цепляются, да и наклоняться нужно до самой земли. Не знаю, как эти грибы моя бабушка находит. А готовит как вкусно! Пальчики оближешь!_      )______________________________________________________________________________________________________

3. Прочитайте предложения. Какие из них могут войти в связный текст? Составьте его:                                                                                                          Л.Н.Толстой любил рисовать. Сегодня многие предпочитают пользоваться фломастерами вместо карандашей. Карандаш появился очень давно. Известно, что писатель иллюстрировал произведение Жюля  Верна «Путешествие вокруг света в 80 дней»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Уберите лишнюю информацию, не относящуюся к теме заметки:

 Автор балета «Спящая красавица»- Пётр Ильич Чайковский. Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина» подсказала Чайковскому русская певица Е.А.Лавровская. «Содружество » двух гениев дало миру прекрасное произведение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                            Занятие   3. Идея текста

Основная или главная мысль (идея) раскрывает цель текста, его назначение, смысл. Оно может содержаться в заглавии, в одном из предложений, но в большинстве случаев её нужно искать и формулировать самостоятельно.

№1. Прочитайте текст, назовите предложение, несущее главную смысловую нагрузку.

                                        Берегите книги.

Не реже двух раз в год книги в домашней библиотеке надо чистить щёткой или тряпкой. Пыль и сырость – враги книг. Если в книжных шкафах появилась сырость, книги следует протереть сухой тряпкой. Шкафы нужно оставить открытыми, чтобы они хорошо проветрились.

________________________________________________________________________________________________________

№2.Прочитайте текст, обратите внимание на выделенные части предложений. Они несут основную информацию и называются информативными центрами предложений. На основании выделенных информативных центров сделайте вывод об их обычном расположении в письменной речи.

Московский университет основан по инициативе М.В.Ломоносова – великого русского учёного. Он всегда являлся центром русской науки и просвещения. В университете учились знаменитые русские писатели и поэты, передовые общественные деятели. В нём работали выдающиеся русские учёные.

В настоящее время в Московском университете имеется 17 факультетов. В систему

учреждений МГУ входят четыре научно-исследовательских института, учебные станции, астрономические обсерватории, Ботанический сад, библиотека, издательство и типография.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В предложенном тексте: а) найдите информативные центры предложений; б) его «подтемы»; в)определите главную мысль текста.

  Память бывает разная. Есть память чувств, в которой хранятся радости и печали. Есть память ума, сохраняющая обдуманное и понятое. Можно помнить вкус дыни, которую ели месяц назад, потому что у вас есть память на вкусовые ощущения. А ещё есть память на запахи.

Людям во всём помогают разные виды памяти. Но чтобы они по-настоящему выручали, о них надо заботиться: тренировать и развивать.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Содержание текста. Работа с терминами.

Тема – это_______________________________________________________________________________________________

Идея (основная мысль) – это _______________________________________________________________________________

Заглавие – это____________________________________________________________________________________________

Микротемы – это_________________________________________________________________________________________

Ключевые слова – это_____________________________________________________________________________________________________

                                                Занятие 4.    Структура текста 

   Текст может состоять из нескольких предложений или нескольких абзацев, связанных между собой по смыслу и грамматически – формой глаголов, местоимениями, союзами, вводными словами, синонимами, конструкциями предложений.

Части текста имеют свои правила построения. По определенным правилам строится и абзац.

   Слово абзац имеет два значения: 1) отступ в начале строки, красная строка;  2) часть текста между двумя отступами.

   Наименьшая составная часть общей темы называется микротемой, а часть текста, в которой раскрывается микротема, называется микротекстом. Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста – абзац.

   Абзац служит для выделения основной микротемы,  для перехода от одной микротемы к другой. Предложения в абзаце тесно связаны между собой логически и грамматически. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия, ту или иную характерную особенность в описании предмета, в характеристике героя, ту или иную мысль в рассуждении, доказательстве.

   Бывают абзацы, состоящие из одного предложения. Первые предложения всех абзацев текста составляют наиболее важное его содержание. Эту основную часть абзаца называют абзацным зачином. Последующие предложения – комментирующая часть: она раскрывает, разъясняет, комментирует то, что заключено в первом предложении.

   Таким образом, абзац состоит из абзацного зачина ( основной фразы, являющейся обычно первым предложением) и комментирующей части (последующие предложения)

   Основные фразы абзацев ( абзацные зачины) текста должны быть логически однородными, взаимно связанными и в совокупности своей составлять единое целое. Если в зачинах такого единства не получается, значит, абзацы построены неправильно или же неправильно определены их границы.

Как вы заметили, с абзаца нередко пишется прямая речь ( диалог), а также текст, следующий за нею (  за ним).

   Началом абзаца не может служить предложение, имеющее второстепенное значение в последующем тексте или по содержанию мало с ним связанное.

                                          Структура текста. Абзац.

1.             Прочитайте теоретический материал по теме занятия. Выпишите то определение абзаца, которое представляет для нас главный интерес, учитывая название элективного курса.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.             Составьте мини-словарик из ключевых слов темы занятия.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                                    3.Выделите из текста основную роль абзаца, его функции, запишите.

1.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3.----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

4.Практическое задание: Разделите статью на абзацы, найдите предложения существенные и несущественные для подтверждения главной мысли. Запишите полученный новый текст.

 При кровотечении из носа многие спешат лечь. Это неправильно. Надо сесть, но слегка откинуть голову назад, расстегнуть воротник. На переносицу и лоб положить кусок льда или холодную примочку. Ноздри заткнуть тугими ватными тампонами, смоченными перекисью водорода. Не надо втягивать носом воздух, иначе усилится кровотечение. Если нет под рукой ваты, надо плотно зажать ноздри пальцами на одну-две минуты. При длительных и частых кровотечениях необходимо обратиться к врачу. 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                      Занятие 5-6  Практикум

№1.Упражнение на понимание прочитанного. 

Ход работы

1.Прослушать текст.

2.Заполнить таблицу «Ключевые слова».

3. По ключевым словам сформулировать и  записать микротемы текста.

                       Часы на Спасской башне.

В древности на Спасской башне Московского Кремля были установлены часы, которые своим устройством очень отличались от современных. Обыкновенно в часах вращается стрелка, а циферблат остаётся  неподвижным. Тут было наоборот: Циферблат вращался, а стрелка оставалась неподвижной. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами.  На циферблате было обозначено не двенадцать часов, как обычно, а целых семнадцать. Часы показывали время от восхода до захода солнца: при восходе били один раз, потом каждый час – до заката. После этого часы начинали счёт с первого ночного часа до наступления дня.

Почему же циферблат был разделён на семнадцать частей? Потому что столько часов длится в Москве самый длинный день летом и самая длинная ночь зимой. И только в 18-ом веке на башне были установлены часы с современным делением циферблата, которые были выписаны Петром 1 из Голландии.

 Заполните таблицу №1

«Ключевые слова текста»

Тема

 

Идея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заполните таблицу №2  «Микротемы текста»

Микротемы

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

 

Запишите номера неправильных утверждений.

1.В древних часах вращался циферблат.

2.Стрелка была в виде полумесяца

3.На циферблате было обозначено 17 часов.

4.Часы с современным делением были выписаны Петром! Из Англии.

5.При восходе часы били 6 раз.

6.Семнадцать часов длится в Москве самая длинная ночь.

7.Часы начинали счёт с восхода.

8.Часы показывали время от восхода до захода солнца

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------                                                                

  №2    Цель : развить навык составлять ( воссоздавать) тексты по ключевым словам и  формулировкам микротем.

 Ход работы

1.             Прочитайте  сделанные вами записи в таблице «Ключевые слова».

2.             Проанализируйте формулировки микротем . Если необходимо, внесите дополнения и исправления ( на черновике).

3.             Составьте ( или восстановите) текст по ключевым словам и формулировкам микротем.

4.             Проверьте свою работу. При необходимости обратитесь к  различным словарям.

 ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                             Занятие 7 -8      Способы связи предложений в тексте

         Смысловая и грамматическая  связность частей текста достигается при помощи различных средств связи и способов связи. Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте в свою очередь  являются основой для разграничения двух основных видов ( способов) связи предложений в тексте: цепного и параллельного.

        Цепная ( последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. В текстах с такой связью каждое новое предложение соотносится со словами и словосочетаниями предшествующего предложения; предложения как бы соединяются цепью между собой. «Новое» в каждом предшествующем предложении становится «данным» для следующего предложения.

          Наконец мы увидели море. Оно было огромным и очень спокойным. Но это спокойствие было обманчивым.

        Средствами цепной связи обычно являются повтор, синонимические замены, местоимения, союзы, семантические соответствия и ассоциации.

      ( Вечер наступал, уже садилось солнце, а духота не уменьшалась.

         Иван изнемогал и едва слушал брата.)

        При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на параллельных, т.е. одинаковых или похожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые.    Во многих текстах с параллельной связью первое предложение становится «данным» для всех последующих, которые конкретизируют, развивают мысль, выраженную в первом предложении ( при этом «данное» во всех предложениях, кроме первого, оказывается одинаковым).                                                                                                                                                                                                                          Леса оздоровляют землю. Они не только исполинские лаборатории, дающие

кислород. Они поглощают пыль и  ядовитые газы. Их справедливо называют «легкими земли».

     Основными средствами параллельной связи являются: синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лексические средства связи

Например:

Свои примеры

 

1.

Слова одной тематической группы

Зима в этих краях суровая и долгая. Морозы достигают 60-ти градусов.

 

2.

Лексические повторы

Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы  ждали. И наши ожидания оправдались.

 

3.

Синонимы и синонимические замены

Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А.С.Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях…

 

4.

Антонимы ( в том числе контекстуальные)

Недруг поддакивает. Друг спорит.

 

5.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова типа вот почему, поэтому,

Морская вода содержит много соли. Вот почему она не пригодна для приготовления пищи.

 

 

Морфологические средства связи

 

 

1.

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

За окном шумит дождь. Зато в доме тепло и уютно.

 

2.

Использование личных ( 3л.) указательных и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.

Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.

 

3.

Использование наречий времени и места, которые по смыслу могут относиться сразу к нескольким самостоятельным предложениям.

Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.

 

4.

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.

 

5.

Использование степеней сравнения прилаг. и наречий

Место было прекрасное. Лучше и придумать нельзя.

 

                                           

Задание 1.Прочитайте текст. Обратите внимание на вид связи в предложениях, подумайте и скажите, какую роль играют подчёркнутые слова:

Усадьба Кусково окружена чудесным парком. Парк украшают изумительные мраморные скульптуры. Их хрупкость и изящество как бы подчёркиваются огромными деревьями. Эти великаны « сторожат» покой усадьбы, делают её ландшафт неповторимым и запоминающимся.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Прочитайте текст и укажите слова, при помощи которых сцепляются предложения:

 При выборе очков необходимо учитывать форму лица. Если она овальная, то рамка должна быть тоньше и закруглённой.

К лицу с острым подбородком и широким лбом идёт узкая оправа без острых углов. Она зрительно уменьшает выпуклость щёк (скул).

Узкое  лицо можно расширить более толстой оправой. Верхняя линия её должна быть прямой и горизонтальной, а нижняя - закруглённой.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание3.Вместо точек вставьте сцепляющее слово в данные предложения.

А). Маки были похожи на красные фонарики, зажжённые в зелёной траве.

…. было много.

Б). В сырых впадинах синели незабудки. …были такие яркие и такие синие, словно в них отразилось весеннее небо.

В). Вслед за цветами и травой потянулись с высохшей земли в горы и отары овец. …как белые курчавые облака ползли по горным склонам.

 Задание 4. Прочитайте текст. Запишите его по памяти, добавляя слова (при этом; вместе с тем; кроме того; сверх того; кстати; надо сказать; что…; между прочим; к слову сказать; помимо того; следует заметить…),используя свои.

                    Группа голландских школьников построила  настоящую подводную лодку длиной 20 метров. Средства на постройку заработали сами, помогая фермерам собирать урожай. По-настоящему испытать свою конструкцию ребята не смогли: власти запретили самодеятельной лодке погружаться, разрешив только надводные прогулки.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Задание 5.шумит над головой лес. Мягко  похлюпывает под ногами сизый карельский мох. Рдяно алеют в своей нержавеющей зелени крупные бусины брусники. Косо, невпопад лежит рыжий, поникший папоротник… И никаких звуков – ничего, кроме шума дождя и шорохов леса.

- Определить способы и средства связи предложений

способы

средства

 Задание 6.

Мы были шагах в трёхстах от живого розового острова, когда птицы зашевелились. Они были обеспокоены приближением лодки. Птицы расправляли крылья, взлетали одна за другой, выстраивались в длинную вереницу. Красная вереница отражалась в зеркальной глади залива, затейливо извивалась.

 

способы

средства

      Занятие 9.         Зачёт по теме.

Цель: совершенствовать  умения и навыки составлять тексты, определять тему и основную мысль, средства и способы связи предложений в тексте.

 Ход работы

1.              Прочитать предложения.

2.              Выполнить задания, ответить на вопросы.

  (1)            Книга – это могучее оружие: без  нее я был бы немым или  косноязычным, я не мог бы сказать юному сердцу и сотой доли того, что ему надо сказать и что я говорю.

(2)            Школа – это прежде всего книга.

(3)            Умная, вдохновенная книга нередко решает судьбу человека.

(4)            Одной из истин моей педагогической веры является безграничная вера в воспитательную силу книги.

(5)            Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения.                                   ( В.А.Сухомлинский)

       Вопросы и задания

1.              Подумайте, в какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст.  Текст запишите, озаглавьте.

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.              Определите тему и основную мысль текста. Подумайте, можно ли основную мысль выразить предложением из текста или ее нужно сформулировать.

Тема _______________________________________________________________________________

Идея _______________________________________________________________________________

3.             Определите способ связи предложений в тексте. Приведите доказательства._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

4.             Выпишите из текста средства связи предложений , запишите их названия, воспользовавшись справочной таблицей предыдущего занятия.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                            

                         Занятие 10 -11. Стили и типы речи. Создание проекта

Цель:1) выявить и проанализировать проблему проекта, определить цели и основные задачи проекта;  2) совершенствовать навыки проектно-исследовательской деятельности: умение размышлять, делать выводы, принимать самостоятельно решения, развивать интеллектуальные качества учащихся;

                                                         Ход занятия

1.            Орг.момент.

2.            Создание проблемной ситуации.

3.            Сообщение темы, постановка цели.

4.            Старт проекта.

5.            Работа класса.

( Запись в рабочих блокнотах примерного плана проектного продукта)

6.            Формирование рабочих групп, распределение функций.

7.            Определение конечного проектного продукта

8.            Подведение итогов занятия.

 «Все о стилях речи» Заполнить таблицу

стиль

Форма и вид речи

Сфера общения

функции

жанры

Особенности

стиля

Языковые

средства

             «Все о типах речи» Заполнить таблицу

Типы речи/

           Основания выделения типов речи

Содержание (смысловая структура)

О чём говорится в тексте?

Строение (композиция)

Типичные языковые особенности(Языковая структура)

Занятие 12-15 .Практикум.

1.Определите по перечисленным признакам тип речи:

1.Общее впечатление от предмета речи; признаки предмета речи; оценка предмета речи

2. тезис, аргументы, выводы

3.начало события, развитие события, кульминационный момент, конец события

 №2. В тексте «перепутаны» абзацы, но план составлен  правильно. Восстановите и запишите текст по плану.

                                               Книга.

А) Но в книге не одно прошедшее. Она оставляет документ, по которому мы вводимся во владение настоящим. Она программа будущего.

Б). Вся жизнь человечества постепенно оседала в книге. Имена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством. В ней кристаллизовались все учения, что потрясали умы. В ней записана та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автобиография, которая называется всемирной историей.

В). Книга- это духовное завещание одного поколения другому. Совет умирающего старца юноше, который начинает жить. Это приказ, который передаёт часовой, что отправляется на отдых.

Г). Итак, будем уважать книгу.

                    План

 1.Духовное завещание поколения.

 2.Исповедь жизни человечества

 3.Программа будущего.

 4.Нужно уважать книгу.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  - Определите стиль и тип речи текста. Что отражает название текста: тему или основную мысль?

 - Сжато ответьте на вопрос: как вы понимаете утверждение «Книга – духовное завещание»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.В тексте «перепутаны» абзацы. Запишите  текст правильно, составьте план, определите тип и стиль текста, озаглавьте.

                   А). Рассыпает вокруг звонкие смешинки. Я прижмусь носом к стеклу и наблюдаю за ней. Минуты на месте не посидит. Всё пляшет да через голову кувыркается. Зачем она к нам повадилась?

                 Б). По утрам будит меня синица. Усядется на ветку рябины под носом и насвистывает:

                     -Пинь - пинь - пинь, дзинь-дзинь-дзинь!

                В). Оказалась ,что ей пакля нужна. Прицепится к  бревну и полный клюв пакли надерёт. И быстро к тополю. В дупле у неё гнездо. Но строительного материала не хватило.… Вот и повадилась к нам.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №3

В тексте «перепутаны » абзацы. Запишите правильно текст, составьте план, озаглавьте, определите тип и стиль текста. Сколько микротем содержится в абзаце А?

  А). Это был кот, который потерял всякую совесть. Он воровал всё: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. Объевшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались, но рыбная ловля всё равно была сорвана.

 Б). Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота, который обворовывал нас  каждую ночь.
В). Это было уже не воровство, а грабёж средь бела дня.

Г). Почти месяц мы потратили на то, чтобы выследить рыжего кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды  они примчались и рассказали, что на рассвете кот пронёсся через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№4.Спишите текст , деля его на абзацы (должно получиться 3 ),определите тип и стиль речи, озаглавьте, определите тип  и средства связи между первыми тремя предложениями.
 Багульник – болотное растение. Это кустарник с белыми соцветиями, которые очень похожи на зонтик. Лепестки цветков багульника настолько яркие, что сверкают даже ночью. Когда цветёт багульник, болото кажется в снегу. Даже зимой листья багульника не облетают и остаются зелёными. Он словно не замечает наступления  морозов. Багульник коварен. Это растение ядовито, и от его запаха кружится голова. Растёт дурманящий кустарник по соседству с голубикой. Собирающие ягоды на болоте прозвали голубику «пьяникой».А виноват-то багульник!

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №5. Определите по первому предложению первого абзаца текста

-стиль речи, свойственный тексту; тип текста; тему текста; предположите возможности развёртывания темы. Напишите свой вариант продолжения текста.

               САД  РАЗНООБРАЗНО  ОДЕВАЛСЯ.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                               _Занятие 16- 22.  Средства выразительности в тексте

     Цель занятия: вспомнить основные изобразительно-выразительные средства языка; углубить знания о выразительных средствах фонетики; совершенствовать навык работы со справочной литературой; развивать устную и письменную речь.

Вспомните!      Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

Языковая выразительность – это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного, обыкновенного.

     Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности, основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

  Поработайте со словарями, определите значение следующих терминов!

 Выразительные средства фонетики

Основными выразительными средствами фонетики являются следующие: звукопись ( ассонанс и аллитерация) , звукоподражание ( подражание с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы) , а также анафония, липограмма, сдвиг, тавтограмма, фоника.

 Приведите примеры на каждое выразительное средство фонетики!

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

______________________________________________________

  Выразительные средства лексики и фразеологии

      На уровне  лексики  основными  средствами выразительности являются тропы ( от греч. – поворот, оборот, образ) -  специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносном значении. К основным видам тропов относятся : эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия , синекдоха, перифраз ( перифраза), гипербола, литота, ирония.

Помимо тропов, средствами языковой выразительности на уровне лексики и фразеологии могут выступать:

- синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;

- фразеологизмы;

- стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления      ( их ещё называют неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка).

 Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка

Эпитет

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще выражаются прилагательными: «лимонный свет», «седой туман».

Эпитеты могут выражаться также:

- существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета: волшебница-зима; поэт – это лира своей души ;

- наречиями, выступающими в роли обстоятельств:

«На севере диком стоит одиноко…»;

- деепричастиями:

Волны несутся гремя и сверкая ;

- краткими прилагательными, которые выполняют в предложении функцию сказуемого:

Зловещ горизонт и внезапен;

- причастиями и причастными оборотами:

Соловьи словословьем  грохочущим оглашают лесные пределы.

      С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые, индивидуально-авторские и народно-поэтические.

     С точки зрения того, как выражается авторская оценка, все эпитеты делятся на изобразительные и выразительные ( лирические).

     Изобразительные эпитеты выделяют существенные стороны изображаемого, не привнося прямую оценку; в выразительных эпитетах, напротив, ясно выражается отношение к изображаемому явлению ( н-р, «мелькают образы безумные людей»).

     Примечание. Следует иметь в виду, что указанное деление достаточно условно, т.к. и изобразительные эпитеты имеют эмоционально- оценочное значение.

 Выполните  следующие задания. 

Из слов правой и левой колонки составьте словосочетания.

Луч                  Неприступный     ___________________

Замок             Бледный         _____________________

Луна               Ликующий     ______________________

Сон                Роковой         ______________________

Тайна             Страшная     ______________________

Возглас         Золотой         ______________________

  Подберите к данным словам изобразительные и лирические эпитеты

 Солнце _____________________________________

Туман  ______________________________________

Огонь  ______________________________________

Свет    ______________________________________

Сирень______________________________________

Чувство ____________________________________

Муза    ______________________________________

Тишина _____________________________________

 Найдите эпитеты, определите их роль в тексте.

 1. Стояло лето, шел долгий день, ветер успокаивался на вечер среди    сонных, блаженных сосен. ( А.Платонов)

2. В красном закате плыли и плыли величавые лебеди – розовато-золотые в солнце. Отзывался пустынный их крик в парке. ( И.Шмелев)

3. Сжатая рожь, бурьян, молочай – всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь отмытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. ( А.П.Чехов)

 _____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

_____________________________________________________

 Практическая работа по теме «Выразительные средства лексики. Сравнение»

 Цель: расширить знания учащихся  о средствах художественной изобразительности на примере тропа – сравнение; развить навык лингвистического анализа текста; развить устную и письменную речь.

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

 Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте Цель: отработать умение определять роль выразительных средств художественной речи; совершенствовать навык находить тропы в тексте, уметь распознавать их и уместно использовать в своей устной и письменной речи.

Ход работы

1.Прочитать отрывок текста.

2. Найти в тексте указанные в задании средства выразительности, назвать их.

3. Определить роль каждого тропа.

4. Дать определение другим средствам выразительности ( задание № 1), определить их роль.

5. Сделать вывод.

Текст № 1.Задание: найти в тексте повторяющиеся ударные звуки. Как называется такое средство выразительности? Какие звуковые образы создают эти повторения?

1.О, весна – без конца и без краю –

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь, принимаю… ( А.Блок)

2.   И веют древними поверьями

Её упругие шелка.  ( А.Блок)

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Текст № 2

Задание: найти в тексте сравнение, объяснить роль данного тропа.

Надо мной между березой и сосной

В своей печали бесконечной

Плывут, как мысли, облака,

Как чувство радости беспечной.   ( Н.Рубцов)

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

_____________________________________________

Задание № 1

Определить роль следующих средств выразительности:

Эпитеты служат в тексте для:

1)____________________________________________________

______________________________________________________

  

Используя метафоры,  автор… 1)    ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Олицетворение служит для  ___________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Метонимия – это _____________________________________________________________________

Использование метонимии позволяет _____________________________________________________________________________________

Синекдоха – это ____________________________________________________________________________________

Она усиливает ________________________________________________________________________

Перифраз – это оборот речи, ___________________________________________________________

Перифраз позволяет:

1)___________________________________________________________________________________

2)___________________________________________________________________________________

3)___________________________________________________________________________________

Гипербола – это ______________________________________________________________________
Литота – это __________________________________________________________________________

Использование гиперболы и литоты позволяет авторам текстов __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ирония - это употребление слова или высказывания _____________________________________________________________________________________

Ирония как выразительный прием используется для _____________________________________________________________________________________

Вывод: таким образом, выразительные средства фонетики и лексики__________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  Проверь себя !

«Роль выразительных средств лексики  в речи» 

Эпитет. Все эпитеты направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков. Кроме этого, эпитеты могут; 1) усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов; 2) уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество); 3) создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона; 4) передавать отношение автора к изображаемому, выражать авторскую оценку и авторское восприятие явления.

Сравнение. Сравнения, как и эпитеты, используются в тексте с целью усиления его изобразительности и образности, создания более ярких, выразительных образов и выделения, подчеркивания каких-либо существенных признаков изображаемых предметов или явлений, а также с целью выражения авторских оценок и эмоций.

Метафора. Метафора является одним из самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста. Через метафору автор не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта. Метафора является авторской характеристикой предметов и явлений, создает картины жизни, передает внутренний мир героев и точку зрения рассказчика и самого автора.

    Олицетворение. Служит целям создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, целям усиления передаваемых мыслей и чувств.

 Метонимия. Относится к числу важнейших и наиболее употребительных средств языка. Использование метонимии позволяет сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придает изображаемому предметную наглядность.

Синекдоха. Усиливает выразительность и экспрессию речи.

  Перифраз (а). Позволяет: 1) выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; 2) избежать неоправданной тавтологии; 3) ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого; 4) придать тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание.

  Гипербола. Литота. Их использование позволяет авторам резко усиливать выразительность изображаемого, придавать мыслям необычную форму и яркую эмоциональную окраску, оценочность, эмоциональную убедительность. Они могут использоваться также как средство создания комических образов.

  Ирония. Ирония как выразительный прием используется для создания в тексте комического эффекта и выражения авторских оценок и эмоций.

 

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

 

К «неспециальным» лексическим тропам относятся синонимы, антонимы, омонимы ( а также омофоны, омографы и омоформы), фразеологизмы и паронимы.

Роль синонимов в тексте

Синонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки; 2) выражать оценку обозначаемого и авторское отношение к нему; 3) обозначать интенсивность признака и усиливать экспрессию;

4) более глубоко раскрыть образ.

Приведите примеры предложений с синонимами_________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Роль антонимов в тексте

Антонимы ( в том числе контекстуальные) позволяют: 1) уточнить мысль, сделать ее ярче, образней; 2) дать более полную характеристику явления; 3) усилить передаваемое содержание; 4) выразить авторскую оценку обозначаемого.

Приведите примеры предложений с антонимами.

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

Роль омонимов в речи

Омонимы используются: 1) для усиления выразительности и экспрессии речи; 2) для создания выразительности комического характера ( на основе их использования обычно создаются каламбуры).

Приведите примеры омонимов и их разновидностей.

Паронимы – это слова, сходные по звучанию и написанию, но имеющие различные значения ( шумный- шумливый ; поступок – проступок и др.)

Роль паронимов в тексте

Используются для достижения большей точности и выразительности, образности, наглядности изображения.

Подберите к данным словам паронимы, объясните их значение.

Образец: поделка ( изделие, поделка из древесины – подделка ( не подлинник)

Бережный __________________________________

Обидный  ___________________________________

Представить ________________________________

Договор   __________________________________

Выразительные средства  синтаксиса 

1.            Прочитайте внимательно лингвистический текст.

             Для усиления выразительности текста могут использоваться самые разные структурные, смысловые и интонационные особенности синтаксических единиц языка: словосочетаний и предложений, а также особенности композиционного построения текста, его членения на абзацы, особенности пунктуационного оформления.

            Наиболее значимыми выразительными средствами синтаксиса являются:

- синтаксическая структура предложения и знаки препинания;

- специальные синтаксические выразительные средства ( фигуры);

- особые приемы композиционно-речевого оформления текста ( вопросно-ответная форма изложения, несобственно-прямая речь, цитирование).

Синтаксическая структура предложения и знаки препинания.

           С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:

а) грамматические признаки предложения: простое оно или сложное, двусоставное или односоставное, неосложненное или осложненное;

б) тип предложения по цели высказывания;

в) характеристика предложения по эмоциональной окраске.

            Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.

Обратите внимание на комментарий к фрагменту текста.

Например, в стихотворении М.Лермонтова «Молитва» в последней строфе

С души как бремя скатится,

Сомненья далеко-

И верится, и плачется, и так легко, легко... – безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную» молитвы и находится во власти этой силы, несущей надежду на спасение души.

Возьмите на заметку!

               Роль знаков препинания как выразительных средств в тексте обусловлена, прежде всего, их способностью передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление ( знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность ( многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование и т.д.

               Особую роль для создания выразительности текста имеют «авторские» знаки препинания, которые не соответствуют общепринятым пунктуационным правилам и служат целям усиления смысловой или эмоциональной значимости того или иного фрагмента, понятия, образа.

 2. Прочитайте и запомните стилистические фигуры.

 Специальные выразительные средства синтаксиса ( фигуры)

            Фигурами ( риторическими, стилистическими, фигурами речи) называются стилистические приемы, основанные на особых сочетаниях слов, выходящих за рамки обычного «практического» употребления и имеющие целью усиление выразительности изобразительности текста.

             К основным фигурам речи относятся риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, повтор, синтаксический параллелизм, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, инверсия, парцелляция, анафора, эпифора, антитеза, градация, оксюморон, именительный темы.

 3. Используя «Словарь лингвистических терминов», определите значение незнакомых  или непонятных стилистических фигур. Подберите пример(ы) к самым сложным , по вашему мнению, стилистическим фигурам.

 _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

                Занятия №23 –31. Практикум  «Сжатие текста» 

Приёмы сжатия текста:- В науке известны три способа сжатия текста:

1.Исключение

2.Обобщение, 

3.Упрощение. 

I. Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.

Объектом сжатия, сокращения при реферировании может быть не только сама информация, но и языковая форма ее изложения. Иначе говоря, не сокращая мысли, можно сократить ее запись.

II. Обобщение нескольких однородных мелких (частных, единичных) вопросов. В этом случае ученик должен сначала найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, то есть переформулировать мысль своими словами.

III. Упрощение (Упростить содержание абзаца текста; трансформировать сложные предложения в простые.)

Выбор того или иного способа сжатия зависит от особенностей конкретного текста.

Какие задания и упражнения, по моему мнению, способствуют выработке навыков свертывания второстепенной информации и выделения главной, а также ее переформулированию в обобщенной форме?

Формы работы:

Выделите опорные слова в предложении.

Трансформируйте сложное предложение в простое, сохраняя его суть.

Составьте к абзацу прочитанного текста опорную фразу, которая являлась бы ключом к его пониманию.

Изложите сжато содержание предложения, абзаца, текста.

Прочитайте предложения, в которых подчеркнуты детализирующие слова, сначала полностью, а потом без них, сравните их смысл.

Подчеркните в тексте слова, которые могут быть опущены без ущерба для содержания.

Выделите в тексте смысловые части. В каждой части определите основную мысль. Озаглавьте каждую часть. Сформулируйте главную мысль всего текста.

Проделайте следующую работу с текстом:
а) составьте к нему план;
б) отберите наиболее существенную информацию в тексте и запишите ее в соответствии с планом.

                           Памятка  «Приемы сжатия текста»

Исключение (исключается все, без чего текст остается понятным и цельным);

Обобщение (переформулировать мысль своими словами);

Упрощение (исключение  повторов, замена сложных синтаксических конструкций простыми.

                       Практическое занятие по сжатию текста

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, со старшими и младшими, как говорить и как одеваться. Но люди обычно мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры.

  Что же лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание «рецептов» поведения?

  В основе всех хороших манер лежит одна забота – о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо.

  Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. Поэтому не надо чавкать, звонко класть вилку в тарелку, громко говорить за обедом. Не надо говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол – опять-таки, чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим: на вас не должно было противно смотреть.

  Как видите, в так называемых хороших манерах есть глубокий смысл. И воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них – бережное отношение к людям, к природе.

   Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к другим. А тогда манеры сами придут к вам, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применять.

                                                                                                        (По Д.Лихачеву )

Приём сжатия

 Примеры из текста

Исключение 1 абзац

Есть много книг о «хороших манерах».Но люди обычно мало черпают из этих книг.

Обобщение 2,3 абзац

Что лежит в основе рецептов поведения?

В основе всех хороших манер лежит одна забота- о том, чтобы человек не мешал человеку.

Упрощение 4абзац

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь, чавкать, громко говорить за обедом, класть локти на стол.

Исключение + обобщение

В хороших манерах есть глубокий смысл. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно – необходимость уважительного отношения к  другим.

  Практикум

№1.Сверните предложение: Примерно 25 процентов регулярных курильщиков умрёт преждевременно по причине курения, а ведь многие из этого числа смогли бы прожить на 10,15,а то и 20 лет  дольше ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№2.Каждый год около миллиона метеоритов, одни из которых представляют собой просто оплавленные при прохождении через земную атмосферу каменные булыжники, другие – таинственный сплав никеля и железа, поражают поверхность нашей планеты, пролетая около 270 млн.километров от загадочного Астероидного пояса, что время от времени отправляет своих посланцев в сторону Земли. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№3.Хуже всего, когда в земную атмосферу влетает рой космических осколков, именуемых метеоритным дождём, который бывает очень интенсивным, как, например, в Мексике, где на городок Пуэбло де Альенде одновременно обрушилось 8000 камней весом в четыре тонны.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№4.Сократите предложение, оставив только главную мысль.

Однако учёные предупреждают о гораздо большей опасности, чем простое физическое поражение метеоритами людей и наземных объектов, поскольку посланцы вселенной, по их мнению, несут в себе неизвестные земной науке микроорганизмы, с которыми связывают возникновение диковинных  болезней. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№5.Разъезжая по городу на пикапе в компании великовозрастных шутников,  американский подросток Томас Миллер развлекался тем, что снимал знаки обязательных остановок на особенно опасных перекрёстках, поэтому по вине дорожных хулиганов произошло несколько аварий, в том числе со смертельным исходом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№6Самые опытные экскурсоводы советуют знакомиться с Лондоном при помощи собственных ног, так как места  паломничества  туристов расположены в городе компактно, и если вы в состоянии самостоятельно разобраться со схемой столицы, то никакой гид вам не нужен.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№7.Определите тему текста

Памятники истории и культуры дороги нам как свидетели нашего прошлого. Они являются вехами исторического пути, пройденного предшествующими поколениями, и рассказывают о духовном величии и громадных творческих возможностях народа, о его трудовых и ратных подвигах, вселяют в нас чувство гордости за Отчизну.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№8.Определите тему текста, его стиль

 В предстоящие дни давление будет падать. Местами пройдут кратковременные грозовые дожди, в юго-западной половине района возможны сильные ливни. Ветер восточных напрвлений,2-7 м/с, при грозе порывистый.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№9.   Изображение детей ,тема детства привлекали художников во все времена.

      Безмятежность этой прекрасной поры воспевал в полотнах французский живописец Огюст Ренуар, любуясь своими моделями на свету, как любуются прекрасными сосудами или драгоценностями.

     С уважением вглядывался в ребёнка русский художник Валентин Серов, невольно заставляя и

зрителей удивляться и задумываться: как же всё –таки рано формируется личность, формируется

характер человека!..

    Василий Перов, Николай Ярошенко и другие художники – демократы царской России вводили детей в сюжеты своих картин, чтобы вызвать у современников чувство сострадания к исковерканному и омрачённому нуждой и невзгодами детству…

   А как решается эта «вечная » тема сегодня? Каким видят мир детства современные нам художники?

   -Определите количество микротем_________________________________________
- Сформулируйте их_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
- Скажите ,верно ли утверждение о том, что в тексте тема текста и главная мысль совпадают

______________________________________________________________________________
- Запишите главную мысль текста, отразив её в одном предложении

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    №10. Запишите каждый абзац текста в виде одного предложения, отражающего главную мысль.

«Декабрь – шапка зимы, а июль- макушка лета».Древние названия второго летнего месяца очень поэтичны: «страдник», «сенозарник», «краса лета, серёдка цвета».

 Как только наступают первые июльские дни, каждый в  полном соответствии с русскими народными традициями должен  был заняться влажной уборкой своего рабочего помещения. Причём в начале июля  не разрешалось перепоручать это важное занятие кому-то другому, иначе во втором полугодии все заработанные на этом месте деньги будут перетекать не в ваш карман, а исключительно в карманы тех, кто наводил чистоту и порядок. Этому правилу в старину следовали очень строго, и  потому  от не самой приятной работы не уклонялись, говоря современным языком ,даже очень крупные руководители.  ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                      Задания на восстановление разнообразных конструкций

 №1.Путники терпеливо ждали. Проснётся Трусливый Лев(1).Лев слишком долго дышал. Он дышал отравленным воздухом макового поля(1).Лев был крепок и силён. Льва не смогли убить коварные маки(1).Лев открыл глаза. Несколько раз широко зевнул. Лев попробовал потянуться. Перекладины телеги помешали Льву(1).

  - Объедините простые предложения в сложные, в предложения с однородными сказуемыми. Используйте для связи союзы: когда, но, и. Устраните ненужные повторы. Запишите текст в исправленном виде. В скобках указано, сколько предложений должно получиться.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2. И вот настал счастливый момент. Железный Дровосек стоял перед Элли (1).Он был совсем новенький. Если не считать нескольких заплаток. Заплатки были наложены там. Железо насквозь пробилось о скалы(1). Мигуны  отшлифовали Железного Дровосека. Дровосек блестел. На него было больно глядеть (1).

 - устраните ненужные повторы: замените существительные местоимениями. Объедините простые предложения в сложные. Используйте для связи  союзы: когда, где, и, так, что.

 Во втором предложении замените краткое причастие на полное и вставьте, где нужно, союз как. Определите тип речи.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№3.Вот налетел первый вал. Он крутился. Вал накрыл путников с головой(1).Вал схлынул. Среди воды стоял Дровосек. За Дровосека цеплялись остальные путники с мужеством отчаяния(1).Железный Дровосек заржавел. Теперь никакая буря не сдвинула бы Дровосека с места. Остальным путникам приходилось плохо(1).Лёгкий Страшила весь был на поверхности воды. Волны бросали Страшилу во все стороны(1).Лев стоял на задних лапах. Лев отплёвывался

от воды. Элли была охвачена ужасом(1).Лев увидел. Элли тонет.

- Устраните ненужные повторы: замените сущ-е местоимениями; употребите предложения с деепричастиями и полными причастиями, объедините простые предложения в простые с однородными сказуемыми и  сложные, используя для этого союзы когда, а, и, однако, и, что; докажите, что это текст, озаглавьте, определите стиль и тип речи.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                    Задания на понимание прочитанного:

        №1 . Почему мы говорим « рыцарское поведение»?

 Рыцарем в Западной Европе в средние века называли феодала, тяжеловооружённого конного воина.

Для сыновей светских феодалов существовала специальная система воспитания. Д о семи лет дети жили в семье, до четырнадцати – при дворе синьора как пажи и до двадцати одного года служили оруженосцами. Воспитание включало обучение религии, придворному этикету и так называемым семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, охоте, игре в шашки, сочинению и пению стихов  в честь дамы сердца.

 Для рыцаря считались обязательными такие моральные нормы, как смелость, верность долгу, благородство по отношению к женщинам. Отсюда «рыцарское поведение» - это поведение самоотверженного благородного человека.

 Рыцари обычно презирали расчётливость и бережливость.

Чтобы заслужить уважение других феодалов, рыцарь должен был проявлять щедрость. Доходы, получаемые от крестьян, и военная добыча чаще всего шли на подарки, пиры, охоту, дорогую одежду, на содержание множества слуг и воинов.

 Выработаны были особые правила рыцарской чести. Рыцарь должен искать подвигов, бороться с врагами христианской веры, защищать слабых и обиженных.

         - Запишите номера неправильных утверждений:

 1.Рыцарем называли феодала.

 2.Для сыновей светских феодалов существовали специальные школы.

 3.С семи лет дети служили пажами.

 4.В число рыцарских добродетелей входили фехтование, плавание, игра в шахматы.

 5.Рыцарское поведение –это поведение смелого человека.

 6.Рыцари презирали бережливость и щедрость.

 7.Военная добыча шла на содержание множества слуг и воинов.

 8.Рыцарь должен бороться с врагами христианской веры

-Письменно выполните  одно  из заданий: 1.Составьте на основе данного текста правила поведения рыцарей. 2.Ответьте на вопрос, являющийся заголовком текста;

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2.                           О фиалке.

                Фиалка- один из наших любимых цветов, хотя она и  очень маленькая. Мы за то любим эти цветы, что они одни из первых растений, которые после зимнего периода, когда  совсем нет цветов, расцветают в лесу. Цвет фиалок настолько интенсивен, что послужил названию краски -фиалковая синь. Запах у них сильный и приятный. Если находишь фиалки, становится ясно – наступает весна!

Ещё до того, как появляются цветы, на земле можно найти маленькие кругловатые листочки, которые сначала бывают скручены как пакетики. Но вот наступает время, когда из зелёных листков выглядывает первая фиалка.

Есть красивое сказание о том, что, прежде чем создать фиалку, Земля долго мечтала, глядя в голубое небо…Когда мечтаем мы, люди, наши мечты остаются у нас в душе…Когда мечтает Земля, её мечты превращаются в цветы. Чтобы цветы могли возникнуть из мечты Земли, им должно помочь Солнце.

- Внимательно прочитайте текст, закончите последнее предложение: В марте Солнце ещё не может проникнуть в Землю, поэтому…

________________________________________________________________________

                               Задания на умения учащихся определять типы и стили речи

№1. Прочитайте текст. О чём он?

      Я люблю свою лошадку. Причешу ей шёрстку гладко. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку.  Монголо - татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает, верёвка всё короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости.  А конь оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

 - можно ли понять основную мысль?

 -можно ли это назвать текстом?

- какие законы нарушены?

-сколько авторов в лжетексте?

Определите количество текстов, запишите эти тексты, определите их стили ,аргументируйте.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№2.Прочитайте «псевдотекст», определите тип и стиль каждого.

    Проспект вливается в очередную площадь. Собственно, это не совсем площадь – просто справа располагается полукруглый сквер, за которым желтеет длинное здание с вогнутым фасадом, установленным фальшивыми колоннами. Если длина и ширина прямоугольника выражены в метрах, то его площадь выражается в квадратных метрах. Фасад жёлтый, и кусты в сквере какие-то вяло-жёлтые, словно в канун осени, и поэтому я не сразу замечаю посредине сквера ещё один «стакан».Если длина и ширина прямоугольника измерены в разных единицах, то их надо выразить в одних  единицах. На этот раз он целёхонек и блестит как новенький, будто его только сегодня утром установили здесь, среди жёлтых кустов, - цилиндр высотой метра в два и метр в диаметре, из полупрозрачного, похожего на янтарь материала.  

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

32-34   Итоговое занятие .Контрольная работа и анализ.

   А) В 1893 году молодой голландский врач Эйкман поселился на острове Ява, где свирепствовала страшная болезнь «бери-бери».Она поражала людей в Китае, Японии, в некоторых странах Южной Америки и Африки – повсюду, где население питалось рисом. Много лекарств перепробовал Эйкман против болезни, но безрезультатно. Помогли неожиданно…куры.

Б).Какое же вещество содержится в отрубях риса? На этот вопрос дал ответ польский учёный Функ. В 1912 году он выделил из рисовых отрубей целебное вещество, названное витамином – «веществом жизни».

 В).Существует предание, что гуси Рим спасли, предупредив городскую стражу о приближении врага. Было ли так на самом деле или это только исторический анекдот, неизвестно, но вот достоверная история о том, что куры помогли избавить человечество от большого несчастья.

Г).Впоследствии учёные стали искать вещество, которое помогло бы борьбе с цингой, и нашли его в свежей капусте, чёрной смородине, лимоне. Но это уже был другой витамин, или, как его называют, аскорбиновая кислота.

Д).Однажды, проходя мимо курятника, врач заметил у птиц все признаки болезни. Наблюдая за ними, он нашёл причину заболевания. Оказалось, что куры питались остатками больничных обедов, которые готовили из белого, очищенного риса. Опыты показали, что стоит только примешать к рису немного отрубей (оболочки рисовых зёрен),как куры излечивались.

Е).Так были открыты витамины, которых в настоящее время известно более двадцати.

 - Восстановите правильный порядок абзацев _______________________________________

 -Составьте план текста

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 -Определите тип и стиль текста__________________________________________________________

 -Определите способы и средства связи предложений_________________________________

________________________________________________________________________________

- Озаглавьте______________________________________________________________________

- Определите  средства выразительности_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

- Сжато ответьте на вопрос: «Как были открыты витамины?». _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                    Ключи к заданиям:

Урок №2.

№2 .тема а) «люблю кататься, но не люблю саночки возить »; «люблю вкусно поесть, особенно когда приготовят другие»; В). «обожаю грибы, но только собранные и приготовленные бабушкой».

№3.Лев Толстой любил рисовать. Известно, что писатель иллюстрировал произведение Жюля Верна «Путешествие вокруг света в 80 дней».

№4.Мысль о создании оперы на сюжет пушкинского «Евгения Онегина»подсказала Чайковскому

русская певица Е.А.Лавровская. «Содружество»двух гениев дало миру прекрасное произведение.

Урок№3

№1. Пыль и сырость – враги книг

№2.информативные центры предложений обычно располагаются в конце.

№3.подтемы текста: а) память бывает разная; б).людям во всём помогают разные виды памяти.

           В).главная мысль – Любой вид памяти надо тренировать и развивать.

          Уроки №5-6

 №1. 2,4,5,7

           Уроки №7-8

 №1. Подчёркнутые слова выполняют роль «связных»от одного предложения к другому.

 №2.Она (во втором предложении).Она (в четвёртом).Верхняя линия её (в шестом);

№3.а)Их; б)Они; в)Они

           Уроки №12-15

 №5.

 (ТЕКСТ - оригинал) Сад разнообразно одевался. Огромный старый клён, возвышавшийся над всей южной частью сада, видный отовсюду, стал ещё больше и виднее,- оделся свежей, густой зеленью. Выше и виднее стала и главная аллея, на которую Митя постоянно смотрел из своих окон: вершины её старых лип, тоже покрывшиеся, хотя ещё прозрачно, узором юной листвы, поднялись и протянулись над садом светло-зелёной грядою. А ниже клёна, ниже аллеи лежало нечто сплошное кудрявого, благоуханного сливочного цвета.

        Уроки №23- 31.

№1.Примерно 25 процентов курильщиков умрёт преждевременно.

№2.Ежегодно миллионы метеоритов с Астероидного пояса в виде булыжников и сплавов поражают поверхность Земли.

№3.Очень опасен метеоритный дождь, выпавший ,например, в Мексике из 8000 камней

№4. Метеорит – источник заражения.

№5. Дорожный хулиган стал причиной трагедии.

№6. Лучше всего знакомится с Лондоном пешком и с картой.

№7.Памятники истории и культуры дороги нам как свидетели нашего прошлого.

№8 тема «Прогноз погоды», стиль – оф.-деловой

№9. 1.-3;  2.а) тема детства в творчестве О Ренуара;б).тема детства в творчестве В.Серова;в).Тема детства в творчестве художников – демократов царской России; 3. Да; 4.Тема детства,с его радостями и печалями,привлекала художников во все времена,что подтверждается творениями О. Ренуара,В.Серова,В.Перова,Н.Ярошенко и многих других

№10. А) Июль- макушка лета. Б) Не отлынивай от любой работы, если хочешь жить в достатке.

Текст – оригинал: Путники терпеливо ждали, когда проснётся Трусливый Лев. Он слишком долго дышал отравленным воздухом макового поля. Лев был крепок и силён, и коварные маки не смогли убить его. Он открыл глаза, несколько раз широко зевнул и попробовал потянуться, но перекладины телеги помешали ему.

Текст-оригинал: И вот настал счастливый момент, когда Железный Дровосек стоял перед Элли. Он был совсем как новенький, если не считать несколько заплаток, наложенных там, где железо пробивалось о скалы. Мигуны отшлифовали его, и он так блестел, что на него больно было смотреть.

Текст - оригинал: Вот ,крутясь, налетел первый вал и накрыл путников с головой. Когда он схлынул, среди воды стоял Дровосек, а остальные путники цеплялись за него с мужеством отчаяния. Железный Дровосек заржавел, и теперь никакая буря не сдвинула бы его с места, однако остальным приходилось плохо. Лёгкий Страшила весь был на поверхности воды, и волны бросал его во все стороны. Лев стоял на задних лапах, отплёвываясь от воды. Элли барахталась в волнах, охваченная ужасом. Лев увидел, что девочка тонет.

Ответ: 2,4,5,6

Ответ   …, поэтому  его хватает только на маленькие листочки и крошечные цветы.

Ответ1.Я люблю свою лошадку:

Причешу её шёрстку гладко,

 Гребешком прилажу хвостик

 И верхом поеду в гости.

2.Монголо – татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.

3.Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аршина к дереву и стал сматывать верёвку. Мотает, мотает, верёвка всё короче, конь совсем из сил выбился. А конь этот оказался не простым. Да  и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул…

Ответ 1. Если длина и ширина прямоугольника выражены в метрах, то его площадь выражается в квадратных метрах. Если длина и ширина прямоугольника измерены в разных единицах, то их надо выразить в одних  единицах.

 

                     Программа элективного курса

                «Текст как речевое  произведение»

                                                                               

Пояснительная записка

       Настоящий элективный курс предназначен для учащихся 8-9 классов. Часы для проведения занятий по курсу выделены из школьного компонента Базисного учебного плана.

       Элективный курс посвящен тексту как речевому произведению и ориентирован на совершенствование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенции  учащихся в области речеведения. Выбор тематики курса определяется значительными сложностями изучения соответствующего раздела школьной программы и необходимостью подготовки учащихся к итоговой аттестации по русскому языку в форме ГИА.

       Основными  задачами элективного курса «Текст как речевое произведение» являются:

- обобщение, расширение и углубление знаний учащихся о тексте и его важнейших признаках; о функционально-смысловых типах и функционально-стилистических разновидностях речи (стилях); о выразительных возможностях ( средствах выразительности) русского языка и его стилистических ресурсах;

- закрепление и активизация умений и навыков, связанных с содержательным, типологическим, функционально-стилистическим и собственно языковым  анализом текстов различной стилистической и жанровой отнесенности;

- закрепление и совершенствование навыков информационной переработки текстов и создание собственных речевых произведений различных типов и жанров;

- совершенствование навыков работы со справочной литературой;

- обогащение лексического запаса учащихся, закрепление и расширение навыков речевого самоконтроля школьников (в том числе в области использования выразительных средств русского языка);

- развитие творческих способностей учащихся;

- подготовка  к итоговой аттестации в  форме ГИА.        

                  Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей.

В процессе изучения совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

                                

 Учебно-тематический план курса

№№

П.п

Тема занятия

Кол-во

часов

теория

Кол-во

часов

практика

1

Текст и его основные признаки

1

1

2-3

Тема, идея, ключевые слова текста. Микротемы.

 

1

4

Структура текста

 

1

5-6

Практикум по теме «Текст и его основные признаки»

2

7-8

 Способы и средства связи предложений в тексте

 1

1

9

Зачёт по теме

 

1

10

Функционально-стилистические разновидности речи  (стили речи)

 

1

11

Функционально-смысловые типы речи

 (создание проекта)

1

12-15

 Практикум

 4

16-22

Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики

 1

Выразительные средства лексики и фразеологии

 

1

Тропы

1

Роль выразительных средств фонетики и лексики в тексте

 

1

Проверь себя! ( контроль по теме)

 

1

«Неспециальные» лексические изобразительно-выразительные средства языка

 

 Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления

 

Выразительные средства морфологии и словообразования

Выразительные средства синтаксиса

1

23-31

Понятие о сжатии текста. Основные приемы сжатия

2

7

32-34

Контрольная  работа:     содержательно-языковой анализ текста и его информационная переработка. Подведение итогов.

 

2

Всего часов:   34

7

27

                               Методическое обеспечение курса

1..Л.И.Величко Работа над текстом на уроках русского языка. М.Просвещение 1983.

2..В.Я.Коровина От упражнений к системе совершенствования речи учащихся. М. Мнемозина 19961.                                                                                                                                  3.С.И.Львова ГИА 2009 Русский язык Сборник заданий. Гл. «Текстоведение» стр.200-290. М.Эксмо 2009.

4. С.Ю. Михайлова Учимся писать конспекты, рефераты, изложения. Москва 1998г. ЮНВЕС

5.Т.Ф.Сивокозова.Русский язык. Система подготовки ЕГЭ. Работа с текстом. Волгоград. Изд-во «Учитель».

5.Статьи журнала «Русский язык в школе»

  • И.Г.Милославский Как научиться вычленять оценочный компонент в чужом тексте и включать его в свой. №№ 1,2 2006г.
  • Л.С.Степанова Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9 классе общеобразовательной школы.№1 2004г.
  • И.Н.Добротина Упражнения по трасформации и моделированию текста. № 4 2007г.
  • В.Ю.Башашкина Формирование навыка понимания текста. №6 2008г.
  • Т.Н.Соловьёва На пути к изложению. № 8 2008г.

                           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по практической стилистике для 5-6 класса

Рабочие тетрадипо практической стилистике для 5 класса помогут учителю наиболее эффективно организовать работу на уроке, поскольку они содержат достаточное количество заданий, адаптированных к в...

Рабочая тетрадь по курсу "Родной край Хакасия" 6 класс

Печатное пособие, рабочая тетрадь по курсу «Родной край – Хакасия» 6 класс....

Разработка рабочих тетрадей по предмету "Окружающий мир" (1-4 классы) для коррекционных школ VIII вида на основе учебников Е. Д. Худенко

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ТЕТРАДЕЙ ПО ПРЕДМЕТУ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" (1 - 4 КЛАССЫ) ДЛЯ КОРРЕКЦИОННЫХ ШКОЛ VIII ВИДА НА ОСНОВЕ УЧЕБНИКОВ Е. Д. ХУДЕНКО

В настоящее время проблеме воспитания и обучения детей  c  ограниченными возможностями здоровья, обучающимися  по программе школ VIII вида(1 варианта), уделяется значительное вним...

Рабочая тетрадь к УМК "Географический практикум для профильных классов"

Рабочая тетрадь – это полевой дневник для выполнения работ на местности. Задания рабочей тетради стимулируют каждого ученика к самостоятельному поиску новых знаний, овладению новыми умениями. Дневник ...

Рабочая тетрадь по русскому языку для 8-9 классов

Тетрадь предназначена для отработки навыков тем, изучаемых в этих классах тем....

Рабочая тетрадь «Дидактический материал к учебнику для 7 класса под редакцией Михеевой И.Н., Афанасьевой О.В.».

Аннотация к рабочей тетради «Дидактический материал к учебнику для 7 класса под редакцией Михеевой И.Н., Афанасьевой О.В.».Основу представленной рабочей тетради составляют дидактические задания в...