Речевое развитие учащихся при изучении темы "Глагол"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Подковырина Нина Михайловна

В работе представлен дидактический материал по анализу текста при изучении темы "Глагол".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_uchashchihsya_pri_izuchenii.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие учащихся при изучении

темы «Глагол».

У учащихся не должно создаваться впечатление, что обязательными  атрибутами художественного стиля должны быть слова в переносном значении. Содержание и речевое оформление художественного текста должны соответствовать речевой задаче, решаемой средствами этого стиля,- нарисовать словом картину, передать свое отношение к предмету речи.

1.    «Мы кружили по болоту, поворачивали направо, налево, перебирались по хлюпким жердочкам, прыгали с кочки на кочку, от куста к кусту… Раз – и по пояс в воду. Два – и захрустела сухая осина. Вслед за осиной полетело в грязь трухлявое бревно. Тяжело плюхнулся туда же гнилой пень. Вот и опора. Вот еще одна лужа. А вот он и сухой берег». (А. Гайдар «Голубая чашка»)

В анализируемом тексте изобразительность речи создается за счет того, что автор дробит действие на его составляющие и в деталях показывает, как это делали его герои. Это образная глагольная конкретизация. Они кружили, поворачивали, перебирались, прыгали. При этом каждое действие в свою очередь уточняется с помощью обстоятельств места и образа действия. Обеспечивают изобразительность и определительные словосочетания: хлюпкие жердочки, сухая осина, трухлявое бревно, гнилой пень, сухой берег,- и конкретная , чувственно воспринимаемая лексика: плюхнулся, трухлявое, хлюпкие. Сложносочиненное предложение с союзом и, обозначающее действие и его результат, при этом действие не называется, а лишь обозначается (Раз – и по пояс в воде. Два – захрустела сухая осинка.)

Речь идет о последовательных действиях. В первом предложении четыре действия героев рассказа передаются с помощью глаголов движения. В остальных предложениях ни одно из действий не названо, а говорится лишь об их последовательности и об их следствиях. О действии мы догадываемся, исходя из контекста. Такое повествование обычно бывает лаконичным, броским, выразительным.

2. Анализ текста. «Метель» (А.С. Пушкин).

    «Но едва Владимир выехал за околицу в поле, как поднялся ветер и сделалась такая метель, что он ничего  невзвидел. В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которую летели белые хлопья снегу; небо слилося с землею.  Владимир очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Владимир старался только не потерять настоящего направления. Но ему казалось, что уже прошло более получаса, а он не доезжал еще до жадринской рощи. Прошло еще около десяти минут; рощи все было не видать. Владимир ехал полем, пересеченным глубокими оврагами. Метель не утихала, небо не прояснялось. Лошадь начинала уставать, а с него пот катился градом, несмотря на то что он поминутно был по пояс в снегу.

    Наконец он увидел, что едет не в ту сторону. Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать – и уверился, что должно было взять ему вправо. Он поехал вправо. Лошадь его чуть ступала.  Уже  более часа был он в дороге. Жадрино должно было быть недалеко. Но он ехал, ехал, а полю не было конца.  Все сугробы да овраги; поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал. Время шло; Владимир начал сильно беспокоиться.

    Наконец в стороне что-то стало чернеть. Владимир поворотил туда. Приближаясь, увидел он рощу. Слава богу, подумал он, теперь близко. Он поехал около рощи, надеясь тотчас попасть на знакомую дорогу или объехать рощу кругом. Жадрино находилось тотчас за нею. Скоро нашел он дорогу и въехал во мрак дерев, обнаженных зимою. Ветер не мог тут свирепствовать; дорога была гладкая, лошадь ободрилась, и Владимир успокоился.

    Но он ехал, ехал, а Жадрина было не видать; роще не было конца. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес. Отчаяние овладело им. Он ударил по лошади; бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать и через четверть часа пошло шагом, несмотря на все усилия несчастного Владимира».

- Определите тип речи.

- Составьте план текста.

- Какие изобразительные средства использует автор для описания метели?

- Как вы понимаете выражение: сделалась такая метель, что он ничего не взвидел?

- Подберите синонимы к глаголам: сделалась, не взвидел. (Поднялась такая метель, что он ничего не увидел.) Исчезла выразительность.  Таким образом, необычное словоупотребление выступает здесь как средство выразительности.

- Какими языковыми средствами показана сила стихии? Как изображено пространство и время?

- Какую картину помогает нарисовать метафора «небо слилося с землею»?

- Как показана последовательность действий Владимира и лошади?

- Выпишите глагол « ехать» и все слова, образованные от него. (Выехал – доезжал, ехал, едет, поехал, ехал, ехал, поехал, объехать,, въехал, ехал, ехал, заехал). Выехал – заехал – логическая цепочка завершена. (начало действия и тупиковый конец).

- На что указывает повтор глагола ехал, ехал?

- Какими языковыми средствами показан мыслительный процесс в предложении: «Владимир остановился: начал думать, припоминать, соображать – и уверился, что должно было взять ему вправо»?

- Что значит «бедное животное пошло было рысью, но скоро стало приставать»?

- С какой целью использует автор повтор наречия «поминутно»? (Лошадь поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались. Он поминутно был по пояс в снегу. Поминутно сани опрокидывались, поминутно он их подымал.)

- Как показана смена мыслей, чувств, овладевающих героем?

- Каким образом достигается динамичность, напряженность действия?

- Как дробление, членение действия, его конкретизация показаны во времени и пространстве?

- Найдите в тексте слова оценочной лексики. Какова их роль?

- Какие части речи преобладают в тексте? Каких почти нет? Почему?

- В тексте, исключая описания метели,  нет ни одного сравнения, метафоры, эпитета. Какими же языковыми средствами достигается выразительность?

3. Для построения связной монологической речи (письменной и устной) важное значение имеют вид и время глагола: соотношение видо-временных форм глаголов-сказуемых является одним из средств связи самостоятельных предложений в сложном синтаксическом целом, немаловажную роль играет соотношение видо-временных форм и при построении предложений, однородных рядов сказуемых.

Сначала для анализа берутся тексты, в которых соблюдены нормы соотношения видо-временных форм глаголов.

    Поздняя осень. Птицы уже улетели на юг. Деревья оголились. Чистая прозрачная вода заполнила колеи дорог.

    В лесу тишина. Только слышно, как вдалеке стучит дятел. Опавшие листья свертываются в трубочки и приятно шуршат под ногами. Иногда хрустнет сучок, когда на него наступишь.

- Определите тему текста.

- Разделите текст на абзацы.

- Определите микротемы.

- Выпишите из каждого абзаца глаголы-сказуемые, определите их видо-временные формы.  Попытайтесь ответить: почему именно эти, а не другие формы глаголов использованы в данном тексте.

(Учащиеся определяют, что текст о поздней осени. Текст делится на 2 абзаца. В первом описываются зрительные признаки поздней осени. Употреблены глаголы: улетели, оголились, заполнила. Все они совершенного вида прошедшего времени и указывают на завершенные действия, которые конкретно передают приметы поздней осени. Предложения 2-4 связаны параллельной связью, глаголы-сказуемые в них соотнесены по виду и времени.

Микротема второго абзаца – слуховые признаки. Глаголы обозначают действия, которые нарушают тишину поздней осени. Это глаголы:  стучит, свертываются, шуршат, хрустнет, наступишь. Три из них несовершенного вида настоящего времени, обозначают действия длительные (стучит, свертываются, шуршат). Два глагола совершенного вида будущего времени обозначают повторяющиеся взаимосвязанные действия. Совершенный и несовершенный вид не противоречат друг другу, а тоже соотнесены, т.к. они обозначают действия, передающие типичные звуки, длительные, характерные для осеннего леса, а другие обозначают действия, производимые человеком, когда он оказывается в осеннем лесу.

Следующий этап – анализ деформированного текста. Предлагается текст-описание, в котором нарушена норма соотношения видо-временных форм глаголов. Ставится задача найти ошибку и исправить ее.

    Наступила осень. Все вокруг золотится. Желтые и красные листья летят по воздуху.  Погода стала ненастной. Небо стало серое. Уже слетелись стаи птиц.

Учащиеся замечают, что в данном тексте неоправданно повторяется глагол «стала».

 Он не соотносится по виду с предшествующими глаголами несовершенного вида, То же самое следует сказать и о глаголе «слетались».

4. Анализ текста.

Задача:  выяснить причину смены видовых и временных форм глаголов и объяснить, почему такая смена не нарушает норм употребления видо-временных форм глаголов.

Он спасал урожай.

    Был жаркий июльский день. Комбайны шли друг за другом по огромному полю. Между ними и током сновали грузовики. Убирали хлеб, выращенный в трудных условиях. Он дорог вдвойне, и люди радовались ему.

    Анатолий Мерзлов стоял вместе со своим напарником Николаем Вагиным у волокуши, что-то исправляя, чтобы продолжить работу. Вот Вагин сел на свой трактор. Толя – на свой и давай тянуть волокушей солому к скирде. Остановились. Вагин отцепил свой трактор, выпрыгнул из кабины. Толя взглянул на скирду соломы и увидел огонь. Не иначе как солома загорелась от искры. Сушь. Солома – что порох. Надо было отцепить трактор от волокуши, чтобы спасти машину.  Словно одержимый, забыв о смертельной опасности, бросился он в пламя. Трактор буксует. Пламя лижет лицо, руки, грудь. Секунды подвига. Бесстрашие, высокое мужество, удивительная сила натуры – все эти качества сконцентрировались, слились воедино, сделали Толю настоящим героем.

    Первая Толина жатва оказалась для него последней. Но она не будет никогда забыта, как не забывают о подвигах людей, отдавших жизнь в суровые годы войны.

(Из газеты «Комсомольская правда»)

- Выписать из текста глаголы.

- Почему в тексте много глаголов?

- В какой временной форме использованы глагол для рассказа о событии? (В прошедшем и настоящем времени).

- Каково соотношение форм прошедшего и настоящего времени? (Это стилистический прием, который используется, для того чтобы сделать повествование более живым, эмоциональным, выразительным. В результате автор достигает наглядности в описании событий. Настоящее время здесь употреблено в переносном значении, в значении формы прошедшего времени.)

5. Чтобы показать изобразительно-выразительные возможности глагола, для анализа берутся тексты И. Тургенева, т.к. именно в лексике Тургенева много звонко и нежно звучащих слов, особенно глаголов.

    Заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце… мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками… Но вот опять хлынули играющие лучи,- и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило.

    Утро зачиналось. Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею… Все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило. Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы…

- Подчеркните глаголы.

- Какова роль глаголов в этих текстах?

- Найдите примеры образной глагольной конкретизации, примеры дробления действия.

- Выделите глаголы, передающие слуховые и зрительные ощущения. С какой целью писатель вводит их в текст?

- Для чего нужно в 1 предложении отрицание:

  « заря не пылает пожаром?»

- Что значит «разливается кротким румянцем»?

- Почему утро зачиналось, а не начиналось? Заря забелелась? (Едва уловимое начало).

- Отметьте в тексте все глаголы с приставкой ЗА-. Объясните их лексическое значение.

- Найдите в текстах примеры градации.

6. Многие писатели, рассказывая о дожде, грозе, урагане, вьюге и других природных явлениях,  активно пользуются глаголами. Как вы думаете – почему? Какую роль играют глаголы в приведенных ниже отрывках? Приведите свои примеры из известных вам описаний.

    Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью – я, мол, готово – и нахмурилось. Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, черным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи вдоль и поперек, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати-поле, а одно из них попало в вихрь, завертелось, как птица, полетело к небу и, обратившись там в черную точку, исчезло из виду. (А. Чехов)

- Найдите однородные сказуемые. Какую картину помогают они нарисовать?

- Найдите в тексте метафоры и объясните их роль.

- Объясните роль деепричастий и наречий в тексте.

    Потом начинает синеть, темнеть, наливаться чернотой один край неба, и  начинают ударять молнии… И первые крупные капли свертываются в шарики в дорожной пыли, прежде чем хлынет, освежит, напоит, омоет, потечет ручьями, засверкает лужами, засветится на траве и листьях… Вода журчит ручьями, грохочет водопадами, черными реками, бухает океанскими прибоями. (В. Солоухин)

- Какие синтаксические средства помогают нарисовать картину грозы?

-Найдите глаголы, передающие слуховые и зрительные восприятия. Объясните их роль в тексте.

- Создайте свой текст на одну из тем:

а) «Люблю грозу в начале мая…»

б) «Ветер, ветер, ты могуч…»

в)»Море…ты то спокойное, то штормовое…»

7. Какую роль играют глаголы в оценке персонажа, героя повести, сказки, рассказа, романа? Можно ли судить о характере, личности героя по его действиям?

    И царица хохотать,

    И плечами пожимать,

    И подмигивать глазами,

    И прищелкивать перстами,

    И вертеться подбочась,

    Гордо в зеркальце глядясь.         (А. Пушкин)

    Живет Балда в поповом доме,

    Спит себе на соломе,

    Ест за четверых,

    Работает за семерых;

    До света все у него пляшет,

    Лошадь запряжет, полосу вспашет,

    Печь затопит, все заготовит, закупит,

    Яичко испечет, да сам и облупит.           (А. Пушкин)

- Приведите подобные примеры.

8. Какие глаголы И. Бунин употребляет в переносном значении? С

какой целью?

а) А ветер, мягкий и сырой,

    Глаза тихонько закрывает.

б) Догорал апрельский светлый вечер,

     По лугам холодный сумрак лег.

в) Ночь побледнела, и месяц садится

     За реку красным серпом.

     Сонный туман на лугах серебрится,

     Черный камыш отсырел и дымится,

     Ветер шуршит камышом.

9. Подумайте, какую роль играют глаголы в создании картины осени в произведениях А.С. Пушкина. Прочитайте начало стихотворения «Осень». Посмотрите в толковом словаре значение глаголов. Подумайте, как эти глаголы помогают представить именно этот период осени.

    Октябрь уж наступил – уж роща отряхает

    Последние листы с нагих своих ветвей;

    Дохнул осенний хлад – дорога промерзает,

    Журча еще бежит за мельницу ручей,

    Но пруд уже застыл…

А как работают глаголы в следующих текстах?

    Роняет лес багряный свой убор,

    Сребрит мороз увянувшее поле,

    Проглянет день как будто поневоле

    И скроется за край окружных гор.                  (А. Пушкин)

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь –

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле…                                      (Ф. Тютчев)

10. Качество ученических сочинений – описание действия зависит от умения наблюдать, от умения членить, дробить действие и в своем описании правильно передать последовательность действия. Так выделение динамических фрагментов в тексте раскрывают перед учащимися грамматические средства организации динамического повествования, показывают повествовательную природу глагола.

    Смело и весело уселась Гуля в седло. Сивко сразу бросился вперед, но перед самым барьером шарахнулся куда-то в сторону. Гуля еле его удержала. Сивко брыкался, мотал головой, кусал удила. Гуля кое-как усидела в седле и снова направила коня вперед.  Она неслась к барьеру, и ветер бил ей прямо в лицо. Сивко доскакал до цели и снова отпрянул в сторону. Он, казалось, во что бы то ни стало решил сбросить с себя эту легкую, но беспокойную ношу.  У Гули закружилась голова. Она судорожно вцепилась в поводья… Гуля не хотела сдаваться… Она уселась покрепче, прилегла на шее коня… и опять помчалась к барьеру…

    Стиснув зубы, сжавшись словно пружина, погнала она коня галопом. Доскакав до барьера, она дала шенкеля, конь, не успев опомниться, сделал прыжок, и Гуля, точно на крыльях, взлетела куда-то вверх. Секунда – и конь снова плавно бежал по дорожке.            (Е. Ильина)

- Озаглавить текст, выделить основную мысль.

- Подчеркнуть глаголы, которые передают динамику (быстроту, нарастание) действия.

-  Определить своеобразие текста (динамический рассказ).

- Выделить языковые средства, которые передают динамику рассказа: однородные сказуемые, глагольные синонимы, приставочные глаголы; сравнения; синтаксические особенности текста; деепричастные обороты.

- Составить план, передающий динамизм рассказа.

- Написать подробное изложение по тексту.

Подобный структурно-смысловой и коммуникативно направленный анализ текста обогащает представления школьников о глаголе как такой части речи, которая служит структурно-смысловым центром текста высказывания повествовательного типа. В анализируемом отрывке глаголы передают взволнованный тон автора, создают точное и образное описание поведения девочки в единоборстве с упрямым и боязливым конем.

Познакомившись с динамической ролью глаголов в тексте-повествовании, учащиеся без труда отыскивают подобные фрагменты в прочитанных книгах, выделяя лексико-семантические группы глаголов движения и определяя их роль в структурной и смысловой организации текста.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция речевого развития учащихся II ступени обучения, интеграция в массовую школу как основа успешной социализации детей с нарушениями речи"

Работа  Затеевой Натальи Викторовны, заместителя директора по учебной работе, учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ №215 Фрунзенского района Санкт-Петербурга по формированиюздоровьесберегающе...

Использование аутентичных документов для развития речевой компетенции учащихся при изучении французского языка.

Статья с материалами для урока французского языка в 10 классе школы с углублённым изучением французского языка. В программе 10 класса по французскому языку предусмотрено решение коммуникативных задач ...

Коммуникативно-речевое развитие учащихся на уроках иностранного языка

                           Обучение иностранному языку направлено на развитие способности детей к общению.Основу...

«Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся 5 класса».

Ниже приводится дидактический материал, проблемные вопросы к нему концентрируют внимание учащихся на речевом аспекте языковых единиц. Порядок расположения материала соответствует логике науки о языке:...

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития учащихся по географии в рамках внедрения ФГОС

Учебные задачи на формирование логических умений; читательской грамотности; речевого развития  учащихся в рамках внедрения ФГОС. Все предложенные задания на формирования  умений логического ...

Преодоление речевого барьера учащимися при изучении английского языка в школе. Интеграция языков.

В стаье представлено взаимодействие английского языка с русским. Алгоритм перевода составлен на основе знания учащимися русского языка (перевод простого предложения русского языка на английский)...

Речевое развитие учащихся при изучении фонетики

В работе собран дидактический материал, отображающий выразительные средства фонетики в тексте...