Урок русского языка в 5 классе по ФГОС.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бац Людмила Константиновна

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Цели урока: 

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в группе.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Формы обучения: групповая,  фронтальная, индивидуальная, работа в  группе. 

Методы обучения:  словесные,  наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

-  морфологическому разбору имени прилагательного

Получат возможность научиться:

- безошибочно применять  алгоритмы и правила при решении учебных задач. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morf_r-r_pril._5_kl_po_fgos.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе по ФГОС.

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного

Учитель: Бац Л. К.

Цели урока: 

познавательные:

-  создать условия  для развития  у обучающихся  орфографической зоркости, мышления (операции анализ, обобщение, рассуждение, речь, память, внимание),  умения работать с алгоритмом морфологического разбора, применять полученные знания на практике;

личностные:

- формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

-умение  проводить самооценку.

коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- развитие  умения слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение  работать в группе.

регулятивные:

- развитие  умения высказывать свое предположение на основе работы с материалами;

- оценивание  учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозирование  предстоящей  работы;

- осуществление  познавательной  и личностной  рефлексии.

Формы обучения: групповая,  фронтальная, индивидуальная, работа в  группе. 

Методы обучения:  словесные,  наглядно – иллюстративный, частично поисковый, проблемный.

Планируемые образовательные результаты:

Научатся:

-  морфологическому разбору имени прилагательного

Получат возможность научиться:

- безошибочно применять  алгоритмы и правила при решении учебных задач. 

Тип урока: обобщение знаний и рефлексия.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

                                                                                            Эпиграф:

                                                                                           Я – часть речи интересная,

                                                                                           Широко в миру известная:

                                                                                          Опишу любой предмет –

                                                                                          В этом равных со мной нет.

                                                                                          Речь со мною выразительна,

                                                                                          И точна, и удивительна.

                                                                                          Чтоб красиво говорить,

                                                                                         Мною нужно дорожить!(слайд №1)

Ход урока:

1. Организационный этап. Мотивирование к учебной деятельности. 
Учитель:
Добрый день, ребята! С каким настроением вы пришли в школу на урок?
Пусть нам всем урок русского языка принесет радость общения. Сегодня вас ожидает много интересных заданий и новых открытий.
 Каким  вы хотите видеть сегодняшний урок?  Слова какой части речи вы использовали в своих ответах?

2. Актуализация знаний (слайд №2)В комедии «Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина есть такая сцена: один из героев Правдин спрашивает дворянского недоросля Митрофанушку, что он знает по грамматике. Инсценирование:

Митрофан: Много. Существительна да прилагательна…

Правдин: Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: Котора дверь? Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум: Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан: И ведомо.

Фронтальный опрос:

Правильно ли ответил Митрофан Простаков? Что же такое прилагательное? Дайте точное определение этой части речи (слайд №3): 

1) Что обозначает имя прилагательное?

2) На какие вопросы отвечает?

3) Как изменяются имена прилагательные?

4)  Какую форму могут иметь имена прилагательные?

5) С какой частью речи согласуются прилагательные?

6) Каким членом предложения являются? (слайд №4)

Проблемный вопрос:  А  как  вы  думаете, с  какой  целью  мы  с  вами  повторили  морфологические  признаки  имени  прилагательного?   Как называется разбор, который характеризует слово как часть речи?

Формулирование темы и целей урока: Уточните тему нашего урока. Для чего нам необходимо исследовать слово как часть речи? (слайд №5)

3. Синтаксическая 5-минутка(слайд №6).

Обратимся к эпиграфу. Действительно, велика роль прилагательных в художественной литературе: они широко используются при создании портретных характеристик героев, при описании  их чувств, настроений, душевных переживаний. Особая роль прилагательных - в создании впечатляющих картин природы.  Поэтому сегодня на уроке мы обратимся к поэтическому тексту (слайд №7).

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

( «Жаворонок» В. Жуковский).

Учитель: Какую картину природы вы себе представили? Подумайте, почему поэту удалось создать такую яркую, образную картину? 

-А бывает пар тонкий, жаворонок звонкий? Использование какого художественного средства помогает поэту создавать яркую образную картину? 

 -Назовите антоним к прилагательному тёмный.

-А что такое антонимы?

-Назовите  синоним к слову звонкий.
-А что такое синонимы?

- Какие слова в четверостишии являются словарными?  Записи в словарики (слайд №8)

Самостоятельно (слайд №9):
1) Определите количество грамматических основ в предложении.

2) Какими членами предложения являются прилагательные?

На  доске:

- Выписать словосочетания (прил. + сущ.)

4. Морфологический разбор прилагательного.

А теперь рассмотрим алгоритм морфологического разбора прилагательного.

План разбора (слайд №10).
I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки: начальная форма (Им.п., ед.ч.), краткая или полная форма; род (в ед.ч.), падеж, число.
III. Синтаксическая роль.

На доске разбор: тёмный лес.

Самостоятельно по рядам: пар тонкий, песню раннюю, жаворонок звонкий.

5. Игра: «Найди лишнее» (слайд №11). 
Представьте, что мы прибыли на экскурсию на остров Прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным:
веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, озеро, волна, играют, радостные (слайд №12)

6.  Физминутка. Снятие мышечного и эмоционального напряжения детей.

  1. Массаж рук.

      2.   Гимнастика для глаз 

7. Работа в парах (тексты на партах),(слайд №13). Вы должны по смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными  в роде, числе и падеже.

 1 ряд                                                                                                                                                                     1.(…)  утром приятно побродить по лесу, подышать (…)воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.                                                                                                                                            2 ряд                                                                                                                                                                   1.Наступило  (…)лето. 2.Только в (…)лесу сквозь  (…)деревья  пробивались (…) лучи.                                  3 ряд.                                                                                                                                                                          1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2 Сквозь (…)облака неожиданно появились (…) тучи.

Морфологический разбор прилагательных (слайд №14):

1ряд- свежим воздухом, 2ряд-в зеленом лесу, 3ряд- маленькая птичка

8. Тест. Закрепление материала (слайд №15, 16, 17).

1-Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает:

а) предмет;       б) признак;       в) действие.

2- Найдите строку, в которой даны только имена прилагательные:

а) медленный, верное, желтизна, белеть;

б) медленный, верное, жёлтый, белый;

в) медленный, верность, жёлтый, белый;

г) медлительность, белый, верность, жёлтый.

3- Укажите род прилагательных в предложении:  В весеннем лесу песню раннюю запел жаворонок звонкий. Выберите подходящую строку: а), б) или в):

а) весеннем (ср.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

б) весеннем (м.), раннюю (ср.), звонкий (м.);

в) весеннем (м.), раннюю (ж.), звонкий (м.);

4- Определите падеж прилагательных в предложении: На зелёной полянке мы увидели небольшой куст с необычной листвою. Выберите подходящий ответ: а), б) или в):

а) зелёной (Т.), небольшой (И.), необычной (Т.);

б) зелёной (П.), небольшой (И.), необычной (Т.);

в) зелёной (П.), небольшой (В.), необычной (Т.);

Ответы: 1-б, 2-б, 3-в, 4-в.

9.  Разгадать  шарады, но не забывайте, зашифрованные слова должны быть прилагательными (слайд №18).

1 ряд- Суффиксы взяты из слова «значительный»,
Корень из слова «переполненный»,
Приставка и окончание – из слова
«исключительный».  

2 ряд- Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливый»,
Приставку – в слове
«выписать»,
Корень – в слове «преподносить». 

3 ряд- Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный»,
Приставка та же, что и в слове
«приезд»,
Корень тот же, что и в слове
«подлежащее».

9. Подведение итогов.

Итак, сегодня на уроке мы с вами были прилежными, исполнительными и выносливыми. Что нового вы узнали на уроке? Какие у вас возникли вопросы? Понравился ли урок? Какое задание было сложным для вас? Поднимите руку, у кого на уроке было хорошее настроение? 

Рефлексия: отметьте на листиках

1-Урок:      интересный,  яркий,  полезный,  скучный

2-Узнали что-то новое:      да,     нет.

Домашнее задание (слайд №19): п. 106, выучить план разбора, сочинение-миниатюра «Описание любимого уголка природы», морф. разбор двух прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Словообразование. Основные способы образования слов в русском языке».

   Данный конспект урока разработан по программе С. И. Львовой и В. В. Львова. Урок выстроен с учётом системно - деятельностного подхода в преподавании, что отражает суть реализации н...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При-

Расширение понятийной базы об орфограммах в приставках слова;  с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися условий выбора  гласной в приставках пре- и при-...

Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Отрицательные местоимения

Цели: Образовательные:      1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений;       2) формироват...

конспект урока русского языка 5 класс Шмелев ФГОС

конспект урока русского языка 5 класс по теме "Слог, ударение" Шмелев ФГОС...

Урок русского языка в условиях реализации ФГОС. Конспект урока «Под лежачий камень вода не течёт!» Повторение изученного материала по теме «Глагол» (5 класс)

Этот урок был проведён мной 28 апреля 2017 года на муниципальном научно-практическом семинаре для руководителей муниципальных и школьных методических объединений учителей по теме "Профессиональный рос...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Урок – деловая игра «Корректор» (5 класс)

Урок закрепления знаний по теме "Имя существительное" с применением игровой технологии...