Урок-проект развития речи "Моя семья - моя гордость"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Рязанова Ольга Владимировна

Урок-проект развития речи "Моя семья - моя гордость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-proekt_ryazanova.doc59 КБ

Предварительный просмотр:


Тип урока:                 урок формирования знаний

Технология:                 проблемно-исследовательская

Цели урока:

  1. Способствовать углублению знаний по данной теме;
  2. Формировать опыт участия в общеклассной деятельности и работы в малых группах, развивать познавательную деятельность учащихся;
  3. Воспитывать высокие духовные и нравственные качества.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска;
  2. Толковый слова С.И. Ожегова;
  3. Фотовыставка.

 

Счастлив тот дом,

Где пребывает мир,

Где брат любит брата,

Родители пекутся о детях,

Дети почитают родителей…

Там благодать Господня…

И.С. Шмелев

Подготовительная работа

  1. Прочтение рассказов В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой» и В.Г. Распутина «Уроки французского».
  2. Работа учащихся в течение недели в следующих группах: эксперты, исследователи, историки, археологи, фотографы, артисты. Эксперты выступают в качестве ведущих.

  1. Актуализация проблемы

Тема дома, семьи – одна из главных в русской литературе. Она волновала Л.Н. Толстого, А.М. Горького, И.С. Шмелева, В.П. Астафьева и многих других писателей. Актуальна она и в наше время. Сегодня мы постараемся ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое семья?
  2. В чем заключается семейное счастье?
  3. Как составить родословную?
  4. Есть ли у нас семейные реликвии?
  5. Семейные традиции. Как их сохранить?

По мере объявления учителем вопросов, они проецируются на интерактивной доске, а дети записывают их в тетрадях.

  1. Представление работы группы экспертов

Слово учителя

Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков, близких родственников (проекция определения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).

Выступление ведущих (экспертов)

- У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, всегда помним о нем. Он притягивает нас своим теплом.

- Дом – это не только крыша над головой, это твоя семья, самые близкие тебе люди.

- Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приголубит, поймет и утешит?

- Конечно же, ваши мамы, бабушки, папы, дедушки, родные и близкие вам люди – ваша семья.

- Какие они, наши семьи?

(Учащиеся читают отрывки из сочинений на тему «Моя семья»).

Эксперты делают вывод:

Семья – это любящие друг друга люди (проекция предложения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).

  1. Представление работы группы исследователей

- Есть такая пословица: «Счастье – не птица, само не прилетит».

- Из чего же складывается семейное счастье? У каждого свой ответ на этот вопрос.

Ответы детей

-Когда есть папа и мама.

- Когда свой дом и есть деньги.

- Когда все родственники живы и здоровы.

- Когда тебя в семье уважают.

Выслушав мнения остальных, исследователи предлагают свое: Самые счастливые – это многодетные семьи.

Слово учителя

Многодетными считаются семьи, в которых трое и более детей (проекция определения на интерактивной доске  и запись его учащимися в тетрадях).

- Раньше в России таких семей было много. Они отличались тем, что дети росли в них дружными, заботливыми, трудолюбивыми.

- В результате исследования установлено, что в нашей школе 18 таких семей.

- по статистике мама в такой семье перемывает за год 18 тысяч ложек, 13 тысяч тарелок, 8 тысяч чашек…

- А общий вес посуды, переносимой из кухни к столу и обратно, за год достигает 5 тонн!

- Дело чести каждого сына, дочери, отца переложить хотя бы парочку тонн посуды на свои плечи.

Исследователи делают вывод:

Чем больше в семье заботы, тепла, любви, тем прочнее отчий дом, тем счастливее дети (проекция предложения на интерактивной доске и запись его учащимися в тетрадях).

  1. Представление группы историков

- Одно из слагаемых семейного счастья – это знание своей родословной. Издавна человек стремился узнать о своих предках. Это добрая традиция возвращается в наши семьи.

Родословная – это перечень поколений одного рода.

Род – ряд поколений, происходящих от одного предка.

Предок – это древний представитель по роду.

Генеалогия – родословная история рода.

(проекция определений на интерактивной доске и запись их учащимися в тетрадях).

- В процессе работы мы сделали очень важное открытие: у каждого человека – два родителя – отец и мать, а вот у бабушки и дедушки – вдвое больше, а прабабушки и прадедушки еще вдвое больше и так далее. Вот сколько у человека предков!

Ребята представляют свои проекты на тему «Моя родословная».

Историки делают вывод:

Конечно, у нас в родственниках не пять тысяч исторических имен, как у А.С. Пушкина. У кого-то на дереве 15-20 листочков, но и они говорят о большой проделанной работе.

  1. Представление работы группы археологов

- Скажите, что дом делает домом? То есть домом, не похожим на другие дома? Что вас окружает в квартире? Вещи, предметы. Правильно, человек живет, пользуется какими-либо вещами, которые ему дороги, связаны с разными событиями в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы продолжаем ее беречь, сохраняя тем самым память о дорогом нам человеке.

- В каждом есть какая-либо семейная реликвия.

Реликвия – особо чтимая, дорогая по воспоминаниям или традициям вещь (проекция определения на интерактивной доске  и запись его учащимися в тетрадях).

- Старинные вещи в русских семьях хранились в сундуках. Желая продолжить эту традицию, свои реликвии мы тоже поместили в сундучок.

Дети бережно достают из импровизированного сундучка фронтовые письма, награды, фотографии и рассказывают о них целые истории.

  1. Представление группы исследователей

- Говорят, что все семьи счастливы по-своему, и у большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет и взрослых, и детей. А сколько прекрасных традиций живет в наших семьях!

Традиция – то, что переходит или перешло от одного поколения к другому (проекция определения на интерактивной доске  и запись его учащимися в тетрадях).

Учащиеся рассказывают о своих  семейных традициях, увлечениях.

Исследователи делают вывод:

Сами по себе праздники не получатся, их надо готовить, трудиться.

  1. Представление работы группы фотографов

- Готовясь к этой встрече, мы со своими родителями оформили фотовыставку «Загляни в семейный альбом». Как вы думаете для чего? Собирать семейные фотографии – это еще одна старинная традиция. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях семейной жизни.

Когда люди вынуждены покидать свои дома, они берут с собой только самые ценные вещи, среди которых фотографии дорогих людей.

Звучит фонограмма песни Э. Пьехи «Загляните в семейный альбом». Дети  дают пояснения к фотографиям.

  1. Представление работы группы артистов

Дети читают пословицы о семье.

На что и клад, коли в семье лад.

Согласную семью и горе не берет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья печка: как холодно, все к ней собираются.

В семье и каша гуще.

Дети выступают со сценкой «Бабушки и внуки».

Слово учителя

Звучит фонограмма песни «Родительский дом»

- Десять веков с момента крещения Руси люди жили по законам духовности, нравственности. Так жила и семья, признаваемая главной человеческой ценностью.

Все мы говорим о возрождении России, но ведь это невозможно без возрождения культа семьи. Чем больше будет дружных, сплоченных, трудолюбивых семей, тем дело возрождения пойдет быстрее.

Я от души желаю, чтобы пламя семейного очага поддерживало нас в трудную минуту.

  1. Подведение итогов урока

Мы провели большую работу, каждый внес свой вклад. Ответы на поставленные вопросы найдены.

Домашним заданием для вас будет сочинение о своих будущих семьях «Традиции, которые я перенесу в свою семью, а что постараюсь изменить». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека "

Урок- проект  на тему "Онтогенез. Эмбриональное развитие на примере человека " разработан для 10 класса, так же можно применять этот урок для изучении развития человека по анатомии и для кла...

Развитие навыков говорения на уроках-проектах английского языка

В данной статье отображены основные этапы проектной деятельности, а также краткое описание каждого их них. Также в данной статье я постаралась поэтапно раскрыть действия учителя и ученика....

Урок-проект "За чашкой чая - вся моя семья".

Формирование у старшекласников осознанного отношения к роли родителей....

Программа развития класса "Семь-Я"

Программа развития класса...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи «Семья»

Непрерывная образовательная деятельность проводилась с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР (6-7 лет) в соответствии с задачами рабочей программы по образовател...

Развитие отношений семьи и общества: от зарождения государственности на Руси до становления централизованного государства

В самый ранний период истории восточных славян семья и общество были нераздельны, поэтому связь между поколениями была очень сильна, человек не мог себя осознавать вне семейных, общественных отношений...