Разработка урока по русскому языку по теме: Междометие.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ондар Анай-Хаак Чапан-ооловна

Данный материал будет полезен учителям русского языка в средней школе, работающим в нациоальных школах РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка урока25.37 КБ
Файл Презентация184.33 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока русского языка в 7 классе.

Тема: Междометие.

Цели: 1. дать понятие о междометии как особой части речи; показать грамматические признаки и роль междометий;

2. развивать устную речь; развивать знания о служебных частях речи;

3. воспитать любви к языку, культуре речи, к литературе.

Оборудование: компьютер, проектор, картины, тексты, учебник Русский язык: 7 класс: Учеб. для общеобраз. учрежд. с русским (неродным) и родным (нерусским) языком обучения/ С. Д. Ашурова, Г. Н. Никольская, Х. Х. Сукунов, Н. М. Хасанов. – 10-е изд. – СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2012. – 240с.: ил.

Тип урока: урок изучения новой темы, урок-исследование.

Методические приемы: подготовленный диктант, взаимопроверка, объяснение учителя, составление проекта, элементы сопоставительного анализа, выполнение упражнений.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас вновь на уроке. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу крепкого здоровья. Сначала садятся девочки, потом мальчики.

Сегодня на уроке будем изучать новую тему «Междометие».  Изучим грамматические признаки, роль междометий,  рассмотрим знаки препинания при междометиях. Повторим служебные части речи.

  1. Проверка домашнего задания. Актуализация.

Запись под диктовку песни В. Высоцского (можно прослушать песню в записи); взаимопроверка по тексту (текст, распечатанный на бумаге, раздаст учитель).

Ребята, 2015 год – это год литературы, Владимир Высоцкий – поэт, актер и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений, сыграл десятки ролей в театре,

- Какие служебные части речи вам известны?

- Что такое предлог?

- Какие отношения выражают предлоги?

(временные, причинные, пространственные, целевые и т. д.)

- Расскажите о простых и составных предлогах.

- Что такое союз?

- Расскажите о сочинительных и подчинительных союзах.

- Что  такое частица?

- Какие разряды частиц вы изучали?

Молодцы, ребята. Вы очень хорошо подготовились.

  1. Объяснение новой темы.
  1. Работа с текстом.

Мне интересно узнать, какие чувства вы сейчас испытываете на этом уроке? Знаете ли вы, что существует часть речи, которая   помогает выразить множество чувств,  при помощи только одного слова? Посмотрите, ребята, на экран. Перед вами стихотворение А. Тетивкина. Прочитайте его внутри себя.

МЕЖДОМЕТИЕ

Разрешите доложить

Всем без исключения,

Что могу я говорить

Только лишь с волнением.

Выражаю поощренья,

Похвалу, упрек, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет...

Те, которых гложет страх,

Произносят слово «Ах!».

Кто пасует пред бедой,

Произносит слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

Кто задерживает вдох,

Произносит слово «Ох!».

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья.

А. Тетивкин

Найдите из текста самостоятельные и служебные части речи.

О какой части речи говорится в тексте? Как вы думаете, есть ли в нашем языке слова, которые будут понятны и англичанину, и французу, и немцу? Какие это слова?

Откройте тетради, запишите дату и тему урока.

  1. Работа с учебником. Исследовательская работа.

Откройте учебники, страница 207, § 60. Прочитайте, что написано в учебнике.

Задание к первой группе: Составить проект (тезисный план) параграфа.

Примерный план:

I. Междометия – слова, выражающие чувства, настроения, побуждения.

II. Междометия бывают производные и непроизводные.

III. междометия не изменяются, не являются членами предложений, могут употребляться в значении других частей речи.

IV. междометия употребляются в устной речи.

Задание ко второй группе:  

Вывод: Ответьте на вопросы, изучив самостоятельно параграф 60.

1.В чем особенность междометия как части речи?

2.Междометие выражает……..

3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?

4.Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?

5.Где чаще всего в художественной речи используются междометия?

(каждая группа выступает на доске, защищают свою исследовательскую работу). 

Чтение учителем сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»

Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!»

      Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.

Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?

Нас с вами ждет открытие. Оказывается, к междометиям относятся слова вежливости. Они еще называются ЭТИКЕТНЫМИ МЕЖДОМЕТИЯМИ.

Среди междометий выделяются 3 группы. Посмотрите.

Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ.

Этикетные междометия: ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Обратите внимание, каких междометий больше, тех, с помощью которых можно выразить положительные эмоции, или тех, с помощью которых можно выразить отрицательные эмоции? (отрицательные).

3. Слово учителя.

Междометие стоит особняком среди других частей речи. Оно не относится ни к самостоятельным, ни к служебным, не является членом предложения. Зато междометия легко «маскируются», принимают на себя роль других частей речи и тогда становятся членами предложения.

Роль междометий – выражение чувств, настроений, побуждений: Ах! Увы! Кошмар! Вон! Бац! и т. д. Выражая, они не называют чувства и настроения.

Понятно, что большое значение в ситуации общения имеет интонация. Одно и то же междометие, например, Ах! Может выражать восторг, удивление, страх, восхищение, испуг и т. д.

Для осознания роли интонации в выражении различных чувств и ощущений с помощью междометий я предлагаю вам четырежды произнести междометие ах, выражая: а) радость; б) жалобу; в) испуг; г) огорчение.

На ваших партах текст песни Владимира Высоцкого «Песня о друге» из фильма «Вертикаль». Если вы заметили, в начале урока мы уже встретили междометие в песне Владимира Семеновича Высоцкого: если парень в горах не ах…

Если друг оказался вдруг

И не друг, и не враг, а так,

Если сразу не разберёшь

Плох он или хорош,

Парня в горы тяни, рискни,

Не бросай одного его,

Пусть он в связке одной с тобой,

Там поймешь кто такой.

Если парень в горах не ах,

Если сразу раскис и вниз,

Шаг ступил на ледник и сник,

Оступился и в крик,

Значит, рядом с тобой чужой,

Ты его не брани - гони,

Вверх таких не берут и тут

Про таких не поют.

Если он не скулил не ныл,

Пусть он хмур был и зол, но шёл,

А когда ты упал со скал

Он стонал, но держал.

Если шёл он с тобой, как в бой,

На вершине стоял хмельной,

Значит, как на себя самого,

Положись на него. Значит, как на себя самого,

Положись на него. «Скопировано с сайта www.karaoke.ru»

Слово ах не выражает чувство, а «прикидывается» самостоятельной частью речи. Какой же частью речи притворилось междометие?

Попробуем поставить вопрос: парень какой? не ах. Подберем синонимы: парень не смелый, не надежный, не мужественный, а трусливый, неуверенный паникер.

Значит, междометие выступает в значении прилагательного, в роли определения.

4. Закрепление.

Работа с учебником. Упражнение 535. Составить предложения с одним междометием из каждой группы.

Упражнение 537. Выразительное чтение стихотворения.

Ах, как трудно жить на свете,

Не усвоив междометий!

Сердце так и гложет страх,

Ах!

Эх, ведь спросят, как назло,

Вот бы нынче повезло!

Я по списку дальше всех.

Эх!

Ох, беда уже близка!

Так и ждет меня доска.

Если б кто-нибудь помог!

Ох!

Ух, захватывает дух!

Притворюсь-ка, что я глух!

Хоть бы в классе свет потух.

Эх! Ах! Ох!

Ух! …не вызвали!                                                Ц. Ангелов

Назовите междометия и скажите, что каждое из них выражает.

5. Итоги урока.

Что вы узнали на уроке?

Что вам было интересно?

О чем бы вы хотели еще узнать на следующем уроке?

Выставление оценок.

Спасибо всем за урок. Сегодня вы очень хорошо работали.

6. Домашнее задание.

 Упражнение 538. Составьте или выпишите из художественного произведения четыре предложения со звукоподражательными междометиями. Запишите их.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Междометие как часть речи

Слайд 2

Владимир Высоцкий поэт, актер и автор-исполнитель песен, автор прозаических произведений, сыграл десятки ролей в театре

Слайд 3

Если друг оказался вдруг И не друг, и не враг, а так, Если сразу не разберёшь Плох он или хорош, Парня в горы тяни, рискни, Не бросай одного его, Пусть он в связке одной с тобой, Там поймешь кто такой. Если парень в горах не ах , Если сразу раскис и вниз, Шаг ступил на ледник и сник, Оступился и в крик, Значит, рядом с тобой чужой, Ты его не брани - гони, Вверх таких не берут и тут Про таких не поют. Если он не скулил не ныл, Пусть он хмур был и зол, но шёл, А когда ты упал со скал Он стонал, но держал. Если шёл он с тобой, как в бой, На вершине стоял хмельной, Значит, как на себя самого, Положись на него. Значит, как на себя самого, Положись на него.

Слайд 4

МЕЖДОМЕТИЕ Разрешите доложить Всем без исключения, Что могу я говорить Только лишь с волнением. Выражаю поощренья, Похвалу, упрек, запрет, Благодарность, восхищенье, Возмущение, привет... Те, которых гложет страх, Произносят слово «Ах!». Кто пасует пред бедой, Произносит слово «Ой!». Кто отстанет от друзей, Произносит слово «Эй!». Кто задерживает вдох, Произносит слово «Ох!». У кого захватит дух, Произносит слово «Ух!». Интересно жить на свете, Если знаешь междометья. А . Тетивкин

Слайд 5

Я – самое важное слово, в разговоре без меня никак не обойтись, потому что я чувства и всякие настроения человеческие выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!» Весело ему – смеется: «Ха-ха-ха, хи-хи-хи, хе-хе-хе». Встретились двое, сразу ко мне за помощью: «Привет! Здравствуйте! Спасибо! Пожалуйста!» Чуть дело плохо, говорят: «Дело – табак! Крышка! Капут!» А все эти ну, эге, ага, ого, ох, ах, гм-гм и им подобные – это ведь тоже мои братцы.

Слайд 6

Эмоциональные междометия : А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

Слайд 7

Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ. Этикетные междометия : ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

Слайд 8

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку на тему"Приставки- труженицы"

Данный урок проводится с учащимися 1 курса профессионального училища. Программа русского языка изучена ими в общеобразовательной школе. Поэтому в училище уроки строятся как уроки повторения изуч...

Разработка урока по русскому языку на тему: "Монолог и диалог"

Данная разработка содержит в себе план урока,а также презентацию...

Разработка урока по русскому языку по теме «Имя числительное»

Автор: Шевченко Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы в МБОУ "СОШ №3 г.Красноармейска Саратовской области"Описание материала: конспект урока по русскому языку по теме «Имя ч...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Урок развития речи.Письмо.5 класс"

Уроки по развитию речи в пятом классе дают широкие возможности совмещения освоения учебного программного материала с привлечением дополнительного материала (в том числе со здоровьесберегающей тематико...

Методическая разработка урока по русскому языку по теме "Синонимы.5 класс"

Тема: «Синонимы» (раздел «Лексика») (Учебник «Русский язык. 5 класс» под ред. М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской и др.)Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование представлений о синон...

Разработка урока по русскому языку по теме "Личные местоимения" для 6-го класса.

Урок в 6-м классе по теме «Личные местоимения»с применением интерактивной доски.( по программе C. И. Львовой,В.В. Львова)Цели:Обучающая:- познакомить учащихся с личными местоимениями, особенностями их...