Внеклассное мероприятие по русскому языку. Лингвистический КВН в 11 классе.
материал по русскому языку (11 класс) на тему

Развитие познавательного интереса к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Лингвистический КВН в 11 классе.48 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по русскому языку.

Лингвистический КВН  в 11 классе.

                                                     Подготовила и провела Николаева Светлана Станиславовна,                                                           учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №12» г.Калуги.

 Цель: развитие познавательного интереса к русскому языку.

Задачи:

- повысить общую языковую культуру;

- помочь уч-ся расширить и закрепить знания по русскому языку, убедить, что грамматика не свод скучных и трудных для запоминания правил, а увлекательная наука о законах родного языка

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, подписанными под портретами авторов; словари, имеющиеся в школе (орфографические, толковые, иностранных слов, фразеологизмов и др.).

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А. И. Куприн

Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...

Н. В. Гоголь

Русский народ создал русский язык, яркий как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью...

 А. Н. Толстой

1. Ведущий.

Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Могуч и прекрасен наш родной язык. На  русском языке говорят не только русские. Послушайте, что говорили о нем русские писатели.

«Русский язык – настоящий, сильный. Где нужно – строгий, серьезный, где нужно - страстный, где нужно – бойкий и живой». А. Н. Толстой

«Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью. Что такое Родина?

Это весь народ. Это его культура, его язык». А. Н. Толстой

«Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». М. Горький

Сейчас ребята прочитают пословицы о русском языке.

2. Дети.

Сначала подумай – потом говори.

Не храбрись словом, а покажи делом.

Меньше говори – больше дела твори.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

До слова крепись, а, давши слово – держись.

3. Приветствие команд.

Ведущий.

Вы веселые ребята

И не любите скучать,

С удовольствием мы с вами

В КВН будем играть.

1. Команда. 

Мы отвечаем дружно,

И здесь сомнений нет.

Сегодня будет дружба

Владычицей побед.

И пусть острей кипит борьба

Сильней соревнование

Успех решает не судьба,

А только ваши знания.

И, соревнуясь вместе с вами

Мы останемся друзьями.

Пусть борьба кипит сильней,

И наша дружба крепнет с ней.

2. Команда.

Любит КВН наш дружный класс,

И объявит заседание сейчас.

Вот болельщики, а вот жюри.

Путь к победе труден. Что ни говори.

Нам доверено с тобою

Провести удачно бой,

Чтоб, находчивость и знания проверить.

Ты велик, родной язык,

Ты наш друг,

И в это все мы будем верить.

4. Команды приветствуют жюри.

(вручают свои эмблемы)

Вам и слава и почет!

Все мы любим точный счет.

5. Болельщики приветствуют команды.

За команду мы «болеем»

И друзьям помочь сумеем!

6. Разминка. «Угадай название нашей команды».

(сообщает капитан каждой команды):

1. Название нашей команды обозначает название предмета. Отвечает на вопросы кто?, что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом предложения.

2. Название нашей команды обозначает название действий предмета, отвечает на вопрос что делает?. В предложении бывает сказуемым.

7. Ведущий обращается к болельщикам с вопросами:

- какое название имеет каждая команда?

- какие еще части речи вы знаете?

- какая часть речи не изменяется?

8. Домашнее задание.         

(капитаны каждой команды читают сочиненное четверостишие и передают его жюри).

Слова рифмы.

- не спешу – пишу, в тетрадь – пять.

- щенка – пока, помогите найдите.

9. Конкурс команд «Слово – змейка».

(Представителю от каждой команды предлагается за две минуты на доске записать в таком порядке слова, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого, например: адрес, салют, тетрадь …..)

10). Конкурс «Вспомни правило и примером докажи».

(Ведущий показывает карточки со словами, в которых пропущены буквы. На любые правила. Дети называют слово и объясняют написание буквы).

11. Конкурс болельщиков.

(задание раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми)

Рукой подать – близко.

Через час по чайной ложке – медленно.

Морочить голову – обманывать.

Склонять по падежам – ругать.

Засучив рукава – хорошо работать.

Опустив рукава – плохо работать.

Во весь дух – быстро.

Прикусить язык – замолчать.

Ни пуха, ни пера – пожелать удачи.

12. Конкурс капитанов.

(раскрыть скобки в предложениях)

- (по)шел (по) саду

- язык (до)Киева (до)ведет

- хорошее слово (до)сердца (до)йдет

- (с)горы (с)бежал поток проворный.

Определить части речи:

- посадила мама в печь пироги с капустой печь

- снежное покрывало, покрывало все поле

- ведро дало течь, и вода стала течь.

13. Конкурс разгадай кроссворд «Спрятанные слова»

(даны 9 букв М, расположенные горизонтально, надо вписать слова в клетки вертикально,

слева направо)

-подземная железная дорога

- мера времени

- шкаф, стол, стул

- помещение для продажи товаров

-овощ

- сильный ветер со снегом

- напиток белого цвета, полезный для детей

- погода зимой

- переход через реку

- знак вычитания

- дикий зверь

- куклы одна в другой

- ильный холод

- напиток из ягод.

14. Конкурс «Отгадай слова»

Его корень в слове снежинка,

Приставка в слове подъехал,

Суффикс в слове лесник,

Окончание в слове ученик. (Подснежник)

Его корень в слове вязать,

Приставка в слове замолчать,

Суффикс в слове книжка,

Окончание в слове вода. (Завязка).

Его корень в слове писать,

Приставка в слове рассказать,

Суффикс в слове книжка, Окончание в слове вола. (Расписка)

15. Конкурс «Угадай знак»

(У каждой команды по 3 карточки со знаками «!», «?», «.».)

Ведущий читает предложение, а команды поочереди выставляют соответствующий знак в конце предложения, зарабатывая себе баллы.)

- Ты знаешь, какой праздник мы отмечаем 9 Мая?

- Это День Победы.

- Какое счастье быть свободным!

- Ты любишь раннее весеннее утро?

- Выйди в сад и открой глаза.

- Чувствуешь радость наступающего дня?

- Как прекрасно все вокруг!

- Что ты еж такой колючий?

- Это я на всякий случай.

- Знаешь, кто мои соседи?

- Лисы, волки и медведи!

18. Рекламная пауза.

Инсценировка по стихотворению С. Маршака «Знака препинания».

У учащихся на груди прикреплены знаки препинания.

Ученик.

У последней точки

На последней строчке

Собралась компания знаков препинания.

Прибежал чудак ! знак.(вбегает ! знак)

! знак.

Ура! Долой! Караул! Разбой!

Ученик.

Притащился кривоносый ? знак.

? знак.

Кто? Кого? Откуда? Как?

Ученик.

Явились запятые, девицы завитые.(входят запятые)

Живут они в диктовке

На каждой остановке.

Запятые.

Мы особы занятые, не обходится без нас

Ни диктовка, ни рассказ. (Выходят точка с запятой)

Точка с запятой.

Если нет над вами точки,

Запятая знак пустой.

Чтец.

Прискакало двоеточие,

Прикатило многоточие…

:

Нет, постой!

Я важней, чем запятая

Или точка с запятой,

Потому, что в два раза

Больше точки одноглазой.

В оба глаза я гляжу

За порядком я слежу.

Чтец.

Но сказало многоточие, еле глазками ворочая.

…..

Если вам угодно знать

Я важней, чем прочие.

Там где нечего сказать,

Ставят многоточие.

Чтец.

? знак удивился.

?

То есть как?

Чтец.

! знак возмутился.

!

То есть как?

Чтец.

И сказала точка, точка одиночка.

.

Мной кончается рассказ,

Значит я важнее вас.

19. Конкурс «Сколько предложений в тексте»

(поставьте границы предложений и сосчитайте их.)

Пришел сентябрь после августовских теплых дней наступила золотая осень по опушкам лесов еще растут грибы на лесных полянах краснеют гроздья рябины по высокому небу бегут облака.

20. Жюри подводит итоги.

21. Ведущий проводит награждение участников.

22. Участники КВН читают стихотворение «Серьезный разговор» О. Высоцкой

« Грамматика, грамматика –

Наука очень строгая!

Учебник по грамматике беру с тревогой я.

Она трудна, но без нее

Плохое было бы житье!

Не составить телеграмму

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днем рожденья не поздравить!

Отправляя поздравленья,

Помни правило склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи!

А приставки и частицы –

Вроде хитреньких зверьков!

Им охота порезвиться,

Обмануть учеников!

Люблю тебя, грамматика!

Ты умная и строгая.

Тебя моя грамматика

Осилю понемногу я!

23. Ведущий благодарит участников за участие.

Используемая литература:

1.Е.А.Евлампиева «Внеклассные мероприятия порусскому языку», Чебоксары.

2.Б.Т. Панов «Внеклассная работа по русскомуязыку», Москва, «Просвещение», 1980г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку. Лингвистический КВН.

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 7 класса - Лингвистический КВН - проводился с целью привития интереса к предмету, повышения мотивации к изучению русского языка, развития любознательности...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 6 классе "Лингвистический турнир"

Материал может использоваться при проведении предметных недель или внеклассной работы по предмету....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Лингвистический КВН «Знатоки русского языка»"

Мероприятие Лингвистический КВН «Знатоки русского языка» для 6го класса...

Лингвистические Олимпийские игры Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе

Лингвистические Олимпийские игры (см. Приложение 2) (слайд 1)(внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе)Учитель (слайд 2)Вы, олимпийцы, прибыли на Олимпийские игры из различных греческих го...

Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Лингвистический конкурс "От игры к знанию" для учащихся 7-8 классов.

Внеклассное мероприятие "Лингвистический конкурс "От игры к знанию" для учащихся 7-8 классов" содержит игровые задания по изученному материалу, а также общеразвивающие задания и сведения о русском язы...

Внеклассное мероприятие о русскому языку "Лингвистическое путешествие" для учеников 6 класса

Данное внеклассное мероприятие направлено на повышение интереса детей к изучению русского языка, открытие творческих способностей детей. Урок можно проводить как в середине, так и в конце учебного год...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе "Лингвистический турнир"

Конспект мероприятия содержит занимательные задания, которые можно использовать как во время внеурочной деятельности, так и как занимательный материал на уроках....