Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие" (обобщение)
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Жемчужина Нина Александровна

На данном уроке у учащихся формируется навык обобщения материала по теме "Причастие". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse.doc47 КБ
Office presentation icon prichastie.ppt2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 7 классе

Тема:  «Повторение по теме «Причастие»

Цель:

  • Повторить знания о причастиях, полученные на уроках русского языка;
  • Уметь находить причастия и причастные обороты в тексте;
  • Уметь объяснять изученные орфограммы;
  • Научиться правильно употреблять причастие и причастные обороты в     тексте;

Ход

I О.М  

 1) Здравствуйте, дорогие ребята.  Откройте тетради и запишите число и тему урока.

2) - Как вы думаете, какие мы перед собой поставим цели?

Продолжите фразу – повторить…., уметь…, уметь…, научиться…

II А.З

         (Учитель включает музыку).

- Какая наука русского языка изучает причастие? (Морфология).

  1. 2)  Перед вами слова, найти  «лишнее» слово (Кожаный, гусиный, деревянный, сорванный;
  2. Невежливый, неудачный, нерастраченный, недобрый;

III Закрепление

  1. Отгадайте загадку. 

Маленький и кругленький

Несётся быстро вскачь,

Недавно мамой купленный

Весёлый, резвый ...

(  Мяч)

      Назовите прилагательные, характеризующие мяч.

По цвету    (жёлто-коричневый, яркий),  по размеру  (небольшой, маленький, средний), по форме (круглый ),   по предназначению(  футбольный )

  1.         А теперь произведём с мячом некоторые действия

Тот, который летит,    летящий , тот, который падает,   падающий, тот, который упал,   упавший     тот, который забили,   забитый.

  1. – Чем различаются прилагательные и причастия?

 От прилагательного у причастия вопрос какой?(род, число, падеж, а от глагола вид, время).

( Учитель включает музыку). А теперь составьте СС «сущ + прич» по иллюстрации «Море».

(Предполагаемые ответы: волны, бьющиеся о берег, остров, омываемый волнами, луна, светящаяся на небе, звёзды, мигающие над скалами, тучи, заслоняющие луну).

  1. Сколько причастных оборотов в этом рецепте Г.Остера?
    Гороховое чучело с укропом.
        Ребёнка, задом наперёд надевшего штаны, шиворот-навыворот натянувшего рубашку и перепутавшего левый ботинок с правым, положить в таком виде на блюдо и с головой засыпать мелко накрошенным укропом. Этим вы улучшите вкус и внешний вид блюда и, кроме того, обогатите его витаминами. (ответ 4)
  2.  Упражнение «Лови ошибку» . Посмотрите на слайд. Найдите слова с ошибками. Запишите в тетрадь слова в исправленном виде. 

Ошибка неисправлена, план непродуманнный, освещонный сад, невидимая нить, покрашеный пол, не законченное, а начатое собрание.

Проверьте себя. Ошибка не исправлена, освещённый сад,

покрашенный пол.

  1.  Перед вами слова. Нужно собрать пословицу или поговорку. Найти причастие и охарактеризовать: действ. или страд., прош. или наст. времени, выделить суффиксы.

Учитель включает музыку, показывает по одной пословице, спрашивает по порядку.                     1. Испуганный зверь, далеко бежит.

2. Неиспытанный друг, что нерасколотый орех.

3. Из горящего дома что вынесешь, то и твоё.

4. У работящего в руках огнём дело горит.

5. Битый небитого везёт.

6. Что написано пером, того не вырубишь топором.

7.    Жизнь дана на добрые дела.

  1. Артистичное причастие. Я даю в группу карточку. То, что на ней изображено, нужно показать жестами, мимикой и т.д.

Учтите, что во всех словосочетаниях причастие.

(Распустившийся цветок, купленный подарок, человек, читающий книгу, прыгавший спортсмен, говорящий попугай)

  8)  В каком ряду на месте пропуска пишется е во всех словах?

                        А)   к распустивш.. йся сирен.., об улыбающ..мся  мальчик..

Б)  на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво..

В) на цветущ..й вишн.., о дальнейш..м намерени..

Г) последн..й встреч..й, с развивающ..мся знамен..м

 Проверка. Правильный вариант Б.

  1.  Составить тест, состоящий из трёх вопросов по следующим темам:

«Одна и две буквы Н в суффиксах причастий»;

«НЕ с причастиями»;

«Гласные Ё и Е в суффиксах причастий».

- На это вам даётся 10 минут.

    IV  Итог урока Что мы повторили?

  1. Какие бывают причастия?
  2. Как мы находим в тексте причастия и причастные обороты?
  3. Домашнее задание

Составить лингвистическую сказку о причастии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Четырнадцатое ноября Классная работа Повторение по теме «Причастие»

Слайд 2

Цель: Повторить знания о причастиях, полученные на уроках русского языка; Уметь находить причастия и причастные обороты в тексте; Уметь объяснять изученные орфограммы; Научиться правильно употреблять причастие и причастные обороты в тексте;

Слайд 4

Морфология

Слайд 5

Найти четвёртое «лишнее слово» Кожаный, гусиный, деревянный, сорванный; Невежливый, неудачный, нерастраченный, недобрый;

Слайд 6

Отгадаем загадку? Маленький и кругленький Несётся быстро вскачь, Недавно мамой купленный Весёлый, резвый ...

Слайд 8

Назовите признаки мяча: По цвету Жёлто-коричневый, яркий По размеру Небольшой, маленький, средний По форме Круглый По предназначению футбольный

Слайд 9

Произведём с этим мячом некоторые действия: Тот, который летит,… летящий Тот, который падает,… падающий Тот, который упал,… упавший Тот, который забили,… забитый

Слайд 10

Причастие ОСОБАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА ОБОЗНАЧ. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГ. ПРИЗНАК ГЛАГОЛА Какой? НАСТОЯЩЕЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО: ВРЕМЯ РОДАМ ЧИСЛАМ ПРОШЕДШЕЕ СОВЕРШ. ПАДЕЖАМ ВИД НЕСОВЕШ

Слайд 11

Игра «Корректор» Повесть, растущая в саду, извест-на всем. Попугай, назначивший даме свидание, оказался говорящим . Ухажёр, гонимый ветром, не пришёл на встречу. Тучи, отредакти-рованные корректором, обещали дождь Цветы, играющие во время урока, красивы . Дети, купленные в зоомагазине, будут подвергнуты наказанию .

Слайд 12

Существительное + причастный оборот

Слайд 13

Путешествие в страну причастных оборотов . Составить предложения, употребляя причастные обороты.

Слайд 14

Сколько причастных оборотов в этом рецепте Г.Остера? Гороховое чучело с укропом. Ребёнка, задом наперёд надевшего штаны, шиворот-навыворот натянувшего рубашку и перепутавшего левый ботинок с правым, положить в таком виде на блюдо и с головой засыпать мелко накрошенным укропом. Этим вы улучшите вкус и внешний вид блюда и, кроме того, обогатите его витаминами.

Слайд 15

«Лови ошибку» Ошибка неисправлена, план непродуманнный, освещонный сад, невидимая нить, покрашеный пол, не законченное, а начатое собрание .

Слайд 16

Исправленные ошибки Ошибка не исправлена, Освещённый сад, покрашенный пол.

Слайд 17

Отгадай – ка пословицы и поговорки. Задание. Найти причастие и охарактеризовать его.

Слайд 18

1. Испуганный зверь, далеко бежит. 2. Неиспытанный друг, что нерасколотый орех. 3. Из горящего дома что вынесешь, то и твоё. 4. У работящего в руках огнём дело горит. 5. Битый небитого везёт. 6. Что написано пером, того не вырубишь топором. 7. Жизнь дана на добрые дела.

Слайд 19

Артистичное причастие

Слайд 20

В каком ряду на месте пропуска пишется е во всех словах? А ) к распустивш.. йся сирен.., об улыбающ..мся мальчик.. Б) на предыдущ..м конкурс.., в осыпающ..йся хво.. В) на цветущ..й вишн.., о дальнейш..м намерени.. Г) последн..й встреч..й, с развивающ..мся знамен..м

Слайд 21

Проверка задания: А) к распустившейся сирени, об улыбающемся мальчике Б) на предыдущ е м конкурс е , в осыпающ е йся хво е В) на цветущей вишне, о дальнейшем намерении Г) последней встречей, с развивающимся знаменем

Слайд 22

Работа на компьютерах Составить тест, состоящий из трёх вопросов по следующим темам: «Одна и две буквы Н в суффиксах причастий; «НЕ с причастиями»; «Гласные Ё и Е в суффиксах причастий».

Слайд 23

Итог урока Что мы повторили? Какие бывают причастия? Как мы находим в тексте причастия и причастные обороты? Домашнее задание Составить лингвистическую сказку о причастии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...