Лингвистический брейн-ринг
методическая разработка по русскому языку (9, 10, 11 класс) на тему

Редчук Ольга Алексеевна

Разработка игры содержит технологическую карту мероприятия, ход игры с компьютерной презентацией, приложения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lingvisticheskiy_breyn_-_ring.docx293.78 КБ

Предварительный просмотр:

Проект внеклассного мероприятия в рамках проведения Недели языкознания

Раздел: внеклассная работа по предмету «Русский язык»

Тип:  интеллектуальная игра

Класс: 10 - 11

Дата: 20.11.2015                                                           Учитель: Редчук Ольга Алексеевна

Тема

Лингвистический брейн-ринг (старшеклассники / учителя)

Цель

Выявление уровня эрудированности обучающихся

Задачи

Образовательная:  расширение знаний по предмету «Русский язык» в контексте  его исторического развития.

Развивающая: развитие аналитических умений, логического мышления, развитие речевой компетенции обучающихся.

Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, бережное отношение к нему.

УУД

Личностные

Способность к саморазвитию

Регулятивные

Умение организовать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные

Использование правил общения, способность осуществлять коммуникативную деятельность в групповой работе

Познавательные

Построение коллективного  процесса отбора, систематизации и использования знаний

Планируемые

результаты

Расширение кругозора обучающихся

Межпредметные связи

Литература, искусство

Средства

Презентация

Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран)

Раздаточный материал

Песочные часы

Грамоты/призы участникам

Источники информации

  1. http://www.nazdar.ru/interesno/?p=320
  2. http://riddlemiddle.ru/zagadki/s_podvohom/
  3. http://nauka.relis.ru/50/0504/50504128.htm
  4. http://www.adme.ru/svoboda-kultura/poslovicy-i-pogovorki-nauchnym-yazykom-668455/
  5. http://www.calend.ru/event/5462/
  6. Лингвистические игры для старшеклассников (изд. 2-е) / сост. Т.В. Дружинина.- Арх.: АО ИППК, 2009.

Формы работы

Командная игра

Технология

Игровая, ТРКМ (технология развития критического мышления)

Лингвистический брейн-ринг

Уважаемые зрители и участники, мы приветствуем вас на  игре «Лингвистический  брейн-ринг», которая завершает предметную Неделю языкознания в нашей школе.

  Сегодня  в интеллектуальном поединке встретятся две команды знатоков.

Приветствуем  команду учителей и её капитана  ____________________________________

Встречаем команду старшеклассников и капитана __________________________________

 Само название «Брейн-ринг» говорит о том, что команды соревнуются не только в знаниях, но и в умении сплочённо работать и быстрее соперников дать правильный ответ.

Правила игры таковы:

За каждый правильный ответ команда может получить 1 балл. Право ответа получает команда, первая поднявшая руку после обсуждения вопроса.

 

Пусть победит сильнейший!

1 тур. Разминка

  1. Подберите русский аналог английской пословице  (устная работа)

английские

русские

1

После обеда приходится платить.                          

Любишь кататься, люби и саночки возить.

2

Не всяк тот охотник, кто в рог трубит.

Не всё то золото, что блестит.

3

Не все хлеба из одной печи.

Одна мучка, да разные ручки.

4

Внешность обманчива.  

  Не всё золото, что блестит.

5

По яблоку в день – и обойдёшься без врача.    

Лук от семи недуг.

6

Лучше яйцо сегодня, чем курица – завтра.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

7

Дурак думает, что стоит ему захотеть,

и колокол зазвонит

Дуракам закон не писан,

 если писан - то не читан,                                                                                                   если читан - то не понят,

 если понят - то не так.

  1. Перед вами листы, на которых написаны известные пословицы научным языком. Попробуйте узнать эти пословицы. Время пошло.           (Приложение 1.)

 2 тур

  1. Языкознание – наука древняя, начало её положено примерно две с половиной тысячи лет назад в Греции и Индии. В Древней Руси науку о языке называли ГРАММАТИКОЙ. Переведите с греческого слово gramma.                   (буква)  

                                                                                                                                                             

  1. В Древней Руси мерой цены служили золотые(серебряные) бруски. Если вещь стоила меньше, чем стоил брусок, то от него рубили такую часть, которая была нужна, Как называлась одна такая отрубленная часть?                                                (рубль)                                                            
  2. Письменность на Руси появилась в X веке н.э., слова первоначально не отделялись друг от друга. Потом стали разделяться пробелами, появились знаки препинания, которые ставились бессистемно, т.е. не имели правил. Впервые правила русской пунктуации были сформулированы XVI в. в  «Грамматике словенской», написанной Лаврентием  Зизанием в главе «Правила употребления  .?.»

                Как вы думаете, какой пунктуационный знак появился первым?           (точка)

  1. Первым русским ИСТОРИОГРАФОМ является  писатель  Николай  Михайлович Карамзин. Он первым в русской литературе применил пунктуационный знак «МОЛЧАНКА», который появился в русском языке в XVIII веке.   Как это знак называется теперь?                                                                                                (Тире)

  1.      Русский алфавит состоит из тридцати трёх букв. Одна из них совершенно незаслуженно всё более и более выходит из употребления. Её история началась в 1783 году. (18) 29 ноября 1783 года состоялось одно из первых заседаний недавно созданной Академии Российской словесности с участием её директора – княгини Екатерины Дашковой, а также Фонвизина и Державина. Обсуждался проект полного толкового Славяно-российского словаря, знаменитого впоследствии «Словаря Академии Российской». Екатерина Романовна предложила заменить обозначение двух звуков  одной новой буквой . Доводы Дашковой показались убедительными, и вскоре её предложение было утверждено общим собранием академии.

Известной буква  стала благодаря Карамзину.

В 1797 году Николай Михайлович решил использовать её  при подготовке в печать одного из своих стихотворений .  Назовите эту букву.                                         (Ё)

                                                               

  1. Знаки препинания могут многое рассказать. Говорят, французский писатель Виктор Гюго в день выхода в свет новой книги «Отверженные», желая узнать, как идёт распродажа, послал издателю записку, в которой стоял один вопросительный знак «?». Ответ издателя был остроумным и кратким. Что написал издатель в ответ?        (!)

  1.    Перед вами зрительный ряд: звезда, астроном, астра. Между этими рисунками есть что-то общее. Один из пунктуационных знаков называется «АСТЕРИСК». Что он обозначает?

                 (aster (греч.) – звезда. Астериск – похожий на звёздочку знак сноски.)

  1. Владимир Иванович Даль создал знаменитый четырёхтомный  «Толковый словарь живого великорусского языка», в котором более 200 тысяч слов. В его сборник «Пословицы и поговорки русского народа» включено 30 тысяч народных выражений. Вот пример пословицы из этого сборника: «Муж любит жену богатую, а тёщу ТОРОВАТУЮ». Что означает слово «ТОРОВАТЫЙ»?                                                                                                   (Щедрый, великодушный)
  2. Орфографическая дуэль             (раздаточный материал – приложение №2)

Как-то компания литераторов отправилась в пригородный ресторан. Писатель А.И. Куприн просмотрел меню и сказал:

- Шесть порций орфографических ошибок.

- Этого подать не можем,- ответил официант.

- Однако в меню большой выбор ошибок на все вкусы, - сказал Куприн и зачитал злополучное меню.

Исправьте, пожалуйста, ошибки.

  1. Единственное число – Илья Муромец. Много … Муромцев. Поставьте слово «Илья» во множественное число.

                    (Слово “Илья” склоняется так же,  как и слово “судья“. Много  Илей.)

Психологический тест

Перед вами рисунки начала XX века. Кого вы на них видите?

Психологи утверждают, что отношение человека к самому себе влияет на выбор образа: при позитивном настрое люди чаще воспринимают в первые секунды молодой образ.

       Картины двоевизоры, троевизоры

Почтовая открытка. "Моя жена и моя теща". Начало ХХ века. Россия. 

Дж. Ботвиник. "Мой муж и мой тесть". Первая половина ХХ века. США.

   

  1. Рассмотрите рисунок  американского художника Г.Фишера. Попробуйте определить, кто на нём изображён и как называется картина.  

«"Мама, папа и дочь". Женские волосы превратились в профиль мужчины, благодаря чему на портрете оказались три человека)

  1. Люди многого боятся. Любая боязнь по-латински «ФОБИЯ».

Темноты — скотофобия (Scotophobia)

Света — фотофобия (Photophobia)

Грома и молнии — бронтофобия (Brontophobia)

Что означает легендарное слово из 37 букв гиппопотомомонстросесквиппедалиофобия (Hippopotomonstrosesquippedaliophobia)?        (боязнь длинных слов)

  1. На каких зданиях в Древней Греции были надписи: "Здесь живут мертвые и говорят немые"?

(На библиотеках).

Уважаемые игроки и болельщики, наша игра подходит к завершению. Слово для оглашения итогов предоставляется жюри.

Председатель жюри оглашает результаты,

Награждение команд и лучших игроков

ПРИЛОЖЕНИЕ

                                                                                            Приложение 1 (Разминка)

Пословицы и поговорки научным языком

  1. Бинарный характер высказываний индивидуума  пенсионного возраста, утратившего социальную активность.

__________________________________________________________

  1. Проблемы транспортировки жидкостей с переменной структурой плотности в сосудах с ячеистым дном.

__________________________________________________________

  1. Нестандартные методы лечения сколиоза путем оказания  ритуальных услуг.  _____________________________________________________
  2. Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых.  __________________________________________________
  3. Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке.  

_______________________________________________________________________

  1. Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами.  __________________________________________________

  1. Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов.  

______________________________________________________________________

Ответы:

Пословицы и поговорки научным языком

1.        Бинарный характер высказываний индивидуума  пенсионного возраста, утратившего социальную активность. (Бабушка надвое сказала)

2.         Проблемы транспортировки жидкостей с переменной структурой плотности в сосудах с ячеистым дном. (Носить воду в решете)

3.        Нестандартные методы лечения сколиоза путем оказания  ритуальных услуг.  (горбатого могила исправит)

4.        Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых.  (цыплят по осени считают)

5.        Закономерности соотношения длины ороговевшего эпидермиса с количеством серого вещества в черепной коробке.  (волос долог, да ум короток)

6.        Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами.  (уговор дороже денег)

7.        Антитезисные свойства умственно-неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов.  (дуракам закон не писан)

                                                                                                                 Приложение 2

ИСПРАВЬТЕ ОШИБКИ

Меню ресторана начала 20 века

Закуски

1.        Венигрет

2.        Белые грибы маринованые

3.        Паштет из цыплят

Супы

1.        Бульён со здобными пирожками с капустой

2.        Французкий суп из морепродуктов, подаётся с пирожком из двух видов рыб

3.        Уха Царская с осетриной и растегаями

Горячее

1.        Куриная котлета покиевски, подаётся с тушёнными в сливках грибами.

2.        Жульен из белых грибов, запеченный под сыром

3.        Ряпчики жаренные

4.        Бивштекс со свежим  картофелем

Десерт

Мороженное клюквенное

 

  ОТВЕТ

Меню ресторана начала 20 века

Закуски

1.        Винегрет  

2.        Белые грибы маринованные

3.        Паштет из цыплят

Супы

1.        Бульон со сдобными пирожками с капустой

2.        Французский суп из морепродуктов, подаётся с пирожком из двух видов рыб

3.        Уха Царская с осетриной и расстегаями

Горячее

1.        Куриная котлета по-киевски, подаётся с тушёнными в сливках грибами.

2.        Жюльен из белых грибов, запеченный под сыром

3.        Рябчики жареные

4.        Бифштекс со свежим  картофелем

Десерт

Мороженое клюквенное

                                                                                                             

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Лингвистический брейн-ринг

Открытое внеклассное интегрированное мероприятие "Лингвистический брейн-ринг", включабщее в себя задания как на знание русского, так и английского языков. Рассчитано на учеников 7-8 класса....

Лингвистический брейн-ринг « Выучи русский язык»

Одной из увлекательных форм внеклассной работыявляетсяигра брейн –ринг.Она расширяет кругозор школьников, развивает их языковое чутье, воспитывает любовь и уважение к русскому народу и интерес к его я...

Брейн-ринг (лингвистический турнир)

В этой работе даётся материал, как проводить эту игру., рекомендации. Это внеклассное мероприятие.  Предлагаются 23  вопроса и  ответы....

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 классов "Лингвистический брейн-ринг"

Форма проведения интеллектуальной игры "Лингвистический брейн-ринг" интересна для учащихся любого возраста, так как предполагает острый дух соперничества.Цели: активизировать познаваельную деятельност...

Лингвистический брейн-ринг

Разработка лингвистического брейн-ринга...

Лингвистический брейн-ринг "Этимология слов о здоровье и здоровом образе жизни"

  Предлагаемый материал - конспект воспитательного мероприятия в форме игры Брейн-ринг. Содержание тесно связано с темой здоровья: рассматривается происхождение некоторых слов, например, в...