Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение по теме "Причастие""
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_7_klasse_povtorenie_o_prichastii.docx50.95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ "Урусовская СОШ"

Учитель Родькина Н.Н.

Тема урока : Повторение по теме "Причастие"

Цель урока: систематизация знаний о причастии; формирование умения находить причастие и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в причастии, выделять запятыми причастный оборот.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на грамматическую тему; определение темы высказывания.

I. Запись в словари (в раздел «Словарь корней»).

Состязание — состязаться — стяжать (достигнуть чего-либо) — тяжба (перен.— спорное дело).

II. Опрос.

1. Учащиеся составляют связный рассказ по плану:

1) Грамматические признаки причастия.

2) Орфограммы в суффиксах и окончаниях причастий.

2. Индивидуальные задания по карточкам.

К а р т о ч к а   №   1

Вставить пропущенные буквы.

Передава..мая научная информация; аппарат, управля..мый на расстоянии; автоматическая станция, запущ..нная на Луну; посадка станции, произведе..ая автоматически; возвраща..мый аппарат; фотографии, получе..ые с помощью новейших приборов; телевизионные камеры, установле..ые на аппарате, посыла..мом на Луну; выполне..ая программа исследования.

К а р т о ч к а   №   2

Вставить пропущенные знаки препинания.

Листья блистающие золотом; тронутый утренником осенний лист; возле полянок усеянных брусникой; деревья одетые в нарядный убор; пылающие золотом вершины берез; осины трепещущие на ветру; листва опаленная дыханием осени; расшитый золотом ковер.

К а р т о ч к а   №   3

Раскрыть скобки.

(Не) замеченная ошибка; (не) застеленная одеялом; гласные, (не) проверяемые ударением; (не) продуманный ответ; решение (не) продумано; работа (не) закончена; (не) законченное сочинение; еще (не) прочитанная книга; еще (не) обжитый край; (не) обозримая равнина; (ни) кем (не) нарушаемая тишина; (не) устрашимый боец; (не) пролазная чаща.

К а р т о ч к а   №   4

Раскрыть скобки.

(Не) замерзающий на зиму залив; (не) просохшая почва; (не) затворенная дверь; (не) усиливающийся, а успокаивающийся ураган; тропинка (не) заметна; (ни)чем (не) прикрытый; еще (не) скошенный луг; (ни)кем (не) потревоженный улей; (не) спавший от боли; движение (не) прекращено.

К а р т о ч к а   №   5

Вставить пропущенные буквы.

1) Ненавид..вший, рассе..нный, постро..вший, почу..л;

2) увид..вший, завис..л, постро..нный, закле..на;

3) завис..мый, разве..вший, объезд..вший, раска..лся;

4) нахмур..нный, отча..вшийся, зате..л, застав..в.

К а р т о ч к а   №   6

Вставить пропущенные буквы.

1) Дремл..щий, застрел..нный (волк), леле..л, хвал..щий;

2) почу..вший, пил..щий, раска..лся, раскле..вший;

3) прола..л, прома..вшийся, стел..щийся, раскле..нный;

4) вид..щий, чу..л, просе..нннй, зате..вший.

К а р т о ч к а   №   7

Раскрыть скобки.

(Не) красивый плащ; (не) лепое поведение; (не) кому поведать; знак (не) равенства; путь (не) близкий, а далекий; дорога (не) ровная, но короткая; далеко (не) легкая задача; (не) веселый, а грустный напев; (не) ряшливый вид; (не) кого спросить; (не) завидное положение; (не) ласковый взгляд; (не) сбыточность помыслов; вовсе (не) красавица; домашние (не) урядицы; сказал (не) правду; скрытая (не) приязнь; (не) был в школе; (не) взлюбил с первого взгляда; (не) от кого утаить; (не) с кем поговорить; перейти (не) глубокую, но широкую речку; устал с (не) привычки; всякие (не) ожиданности; (не) дорогой, но красивый подарок; (не) интересный фильм.

К а р т о ч к а   №   8

Раскрыть скобки. Графически объяснить написание не.

(Не) взошедшее солнце; (не) выкрашенные скамейки; сено (не) убрано; телеграмма (не) отправлена; (не) подоспевшие вовремя люди; (не) написанная статья; (не) прочитанная отцом записка; книга (не) прочитана; книга (не) большая, а интересная; совсем (не) интересный фильм; далеко (не) решенный вопрос; (не) написанное сочинение по английскому языку; (не) останавливающийся (ни) перед какой преградой; никем (не) исследованная местность; никогда (не) знавшие страха; (не) доумевающие по поводу поведения; (не) погибшая, а возрожденная из пепла земля; посуда (не) убрана; трава (не) скошена; (не) обитаемый остров; (не) обыкновенное путешествие.

Дополнительные вопросы учащимся, работающим по карточкам:

1. Чем является не при слитном написании с причастием и чем — при раздельном?

2. От чего зависит слитное и раздельное написание не с причастием?

3. Сформулируйте правило написания не с причастием, которое входит в причастный оборот.

III. Закрепительно-тренировочные упражнения (по выбору учителя).

1. Объяснительны диктант.

Был утренний час. В огромном лесу стоял тонкий пар, наполнивший все странными видениями. Охотник, только что покинувший свой костер, двигался вдоль реки. Сквозь деревья сиял просвет ее воздушных пустот, но охотник не подходил к ним, он рассматривал свежий след медведя, направляющийся к горам.

Веткой, отломленной от дерева, охотник отметил след и пробрался к воде. Туман еще не рассеялся. В нем гасли очертания огромного корабля, медленно повертывающегося к устью реки. Его свернутые паруса, расправленные ветром, ожили. Ветер, дующий с берега, лениво теребил их. Воздушный напор усилился, рассеялся и вылился по реям в легкие алые формы. Все было белым, кроме парусов.

Охотник, смотревший с берега, удивленно протирал глаза, пораженный чудом. Паруса были алые.

(По А. Г р и н у.)

— Определите стиль и тип речи. Укажите средства связи предложений в тексте.

— Найдите средства выразительности речи. С какой целью их использует автор?

Учащиеся разбирают по составу слово направляющийся.

2. Работа с перфокартой.

Написание н, нн в причастиях и прилагательных

поляна освещена

книга интересна

даль туманна

размешанные краски

фигуры изображены

выкрашенная скамейка

бесценная вещь

экскурсия организована

комиссия образована

рассеянный мальчик

книга прочитана

исправленная работа

замешенное тесто

статьи перепечатаны

крашенный маляром пол

кожаный портфель

здание построено

девочка дисциплинированна

дорога длинна

трава посеяна

вещи разбросаны

заметки собраны

починенный трактор

некрашеный пол

роща обнажена

девушка образованна

перепуганные зверьки

3. Диктант «Проверь себя».

1) Учащиеся должны графически объяснить знаки препинания при причастных оборотах.

Мы вошли в лес, освещенный лучами осеннего солнца, и часто останавливались, пораженные его яркой красотой. На пожелтевшей траве лежат опавшие листья. Березы покрыты золотой листвой, сверкавшей на солнце. Прекрасны клены, одетые в багряную листву, желтые листья, тихо падающие на землю, И на дорожках листья, печально шуршащие под ногами.

2) Учащиеся графически объясняют выбор орфограмм в причастиях, знаки препинания при причастных оборотах.

В кабинете стало светло, но Пушкин, не замечавший этого, продолжал писать. Кончилась еще одна бессонная ночь. Синий рассвет заглянул в не занавешенное с вечера окно. Пушкин встал из-за стола и подошел к дивану, чтобы прилечь, но окинул взглядом разбросанные по столу бумаги и стал собирать их. Потом поэт надел шубу и вышел. Он широко шагал по еще не расчищенным от снега улицам. Даже этот старинный сад утром похож на сказочный лес с нехожеными тропами. Давно ему не дышалось так легко.

(По М. М а р и ч.)

— Найдите причастие, строение которого соответствует схеме:

— Выпишите два слова с орфограммой в приставке, написание которой зависит от последующей буквы.

IV. Контрольный словарный диктант.

I   в а р и а н т

1. подлинный

2. зловещий

3. как будто

4. прекратить

5. как-нибудь

6. истинный

7. рассчитывать

8. воображать

9. поразительный

10. изощренный

11. брезжущий

12. копошиться

13. присутствовать

14. движимый

15. отразить

16. расчет

17. юный

18. сражаться

19. биография

20. публиковать

21. иллюстрация

22. румяный

23. величина

24. ветряная мельница

25. искусный

26. огромный

27. колоссальный

28. профессия

II   в а р и а н т

устрашающий

чудовищный

претензия

истинный

выровненный

расчет

как будто

движимый

искусный

как-нибудь

рассчитывать

исказить

великодушный

искусство

изощренный

поразительный

орнамент

типография

юннат

печатать

коллекция

подзаголовок

ветреный день

подлинный

расстилаться

беспредельный

трансляция

территория


V. Синтаксический разбор предложения Стены были украшены великолепными картинами, изображавшими диковинных животных. (А. Казанцев.)

На одном из этих уроков может быть проведен тест.

I   в а р и а н т

I. Найти словосочетание

А. шумный класс;                                     Б. дремучий лес;

В. спелый крыжовник;                             Г. шумящий ручей.

2. Указать словосочетание

А. освещенный лампой;                           Б. увлекающийся человек;

В. стелющийся туман;                              Г. дремлющего озера.

3. Указать суффиксы действительных причастий настоящего времени;

А. -уч-;      Б. -ем-;      В. -енн-;      Г. -ющ-;      Д. -вш-;     Е. -ящ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс -ущ-?

А. хвал..ийся успехами;                           Б. дыш..ий в трубку;

В. хлопоч..ий о детях;                              Г. держ..ий знамя.

5. В каких случаях следует писать е?

А. слыш..вший разговор;                        Б. наде..вшийся на удачу;

В. насто..нный чай;                                 Г. замеч..нная опечатка.

6. В каких случаях следует писать нн?

А. плете..ая из веток корзина;                 Б. трава скоше..а;

В. некраше..ый стол;                               Г. разброса..ые вещи.

7. В каком сочетании не пишется раздельно?

А. (не) просохшая земля;                                           Б. картина (не) окончена;

В. (не) усиливающийся, а затихающий дождь;          Г. (не) крашеный забор.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

А. груженый вагон — страд. причастие прошед. времени;

Б. висячий замок — действ. причастие прошед. времени;

В. накрытый стол — страд. причастие прошед. времени;

Г. лающая собака — имя прилагательное.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется е.

А. луж..к;      Б. свинц..вый;      В. реш..нный;      Г. руч..нка.

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

А. В небе затянутом дымкой, солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.

Б. В чащах дрожали березы, обсыпанные сусальной позолотой, и осинки.

В. Город, растрепанный бурей, выглядел косматым и темным.

Г. Листки, сорванные ветром, вертелись в воздухе и порхающим ручейком уносились вдаль.

11. От какого глагола можно образовать страдательные причастия настоящего времени?

А. есть;      Б. слышать;      В. бить;      Г. жевать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

А. Ученики, прочитавшие эту книгу, надолго запомнят ее героев.

Б. Рокочущее вдали море вызывало тревогу.

В. Туристы, преодолевающие горный перевал, к вечеру добрались до лагеря.

Контрольный листок учителя к I варианту:

1 —Г;    2—А;    3—Г, Е;    4—В;    5—Е;    6—А, Е;    7—Б, В;    8— В;     9—В;     10 —А;     11 — Б;     12—В.

II   в а р и а н т

1. Найти словосочетание

А. спеющая рожь;                                     Б. лаявшая собака;

В. гремучий газ;                                        Г. накрытый стол.

2. Указать словосочетание

А. расчищенная дорожка;                       Б. читающий мальчик;

В. развевающиеся знамена;                    Г. очарованный музыкой.

3. Указать суффиксы страдательных причастий настоящего времени.

А. -енн-;      Б. -вш-;     В. -т-;     Г -им-;      Д. -ем-;     Е. –ущ-.

4. В каких случаях следует писать суффикс -ющ-?

А. бор..щийся за первенство;               Б. клокоч..щий океан;

В. кле..аяся бумага;                              Г. стро..ийся стадион.

5. В каких случаях следует писать е?

А. зате..вший спор;                            Б. завис..щий от родителей;

В. сдерж..нный шепот;                       Г. закле..нный конверт.

6. В каких случаях следует писать одну букву н?

А. собра..ый урожай;                       Б. деревья подреза..ы;

В. некоше..ый луг;                           Г. заплете..ая коса.

7. В каком сочетании не пишется слитно?

А. еще (не) обжитый край;

Б. (не) погасший костер;

В. ничем (не) нарушаемая тишина;

Г. трава (не) скошена.

8. Для каких выделенных слов верно указаны грамматические признаки?

А. горящие дрова — имя прилагательное;

Б. несжатые колосья — страд. причастие прошед. времени;

В. заросший пруд — имя прилагательное;

Г. написанное письмо — действ. причастие прошед. времени.

9. Найти слово, в суффиксе которого пишется о.

А. окруж..нный;     Б. плюш..вый;     В. девч..нка;     Г. вооруж..нный.

10. В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания?

А. Морозец ударивший ночью, сразу все преобразил.

Б. Еще не сбросившие своих уборов леса радовали глаз темно-багровыми пятнами.

В. Листва, убитая морозом, текла с неподвижных веток.

Г. Очень красивы клены, одетые в багряную листву, и желтые березки.

11. От какого глагола нельзя образовать страдательное причастие настоящего времени?

А. кричать;                                          Б. рассматривать;

В. заполнять;                                       Г. перечитывать.

12. В каком предложении нарушена литературная норма?

А. Ребята, сделавшие модели, были премированы.

Б. Пламя перебежало на хвою и, раздуваемое ветром, быстро разгоралось.

В. Туристы, увидящие красоты Карелии, надолго запомнят их.

Контрольный листок учителя ко II варианту:

1—В;      2—Г;      3—Г, Д;      4—А;      5—Г;      6—Б, В;      7—Б;     8—Б;     9—В;     10—А;     11—А;     12—В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...