Сложноподчинённое предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Чистякова Елена Евгеньевна

Разработка урока по русскому языку. 9 кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

1 слайд

Тема: «Сложноподчиненное предложение. Повторение и обобщение изученного».

Цель:

  1. Общеобразовательная: формировать общие учебные умения и навыки находить сложноподчиненные предложения, определять его виды, составлять графически схемы, делать синтаксический разбор, ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
  2. Воспитывающая: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий; патриотизм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения.
  3. Развивающая: учить выделять главное, существенное в изученном материале; развивать познавательные интересы, творческие способности и монологическую речь учащихся.

Оформление урока

  • Компьютер.
  • Проектор
  • Экран
  • Карточки для индивидуальных заданий.
  • Таблица «Синтаксический анализ предложений».
  • Листы с заданиями для всего класса.

Ход урока

1. Организационный этап:

  1. Подготовка учащихся к работе на уроке.
  2. Взаимное приветствие учителя и учащихся.

Постановка целей и задач урока

- Откроем тетради, запишем: тридцатое ноября, классная работа , Обобщение по теме «Сложноподчинённые предложения» . 

2 слайд

 Цель нашего урока: обобщить и систематизировать изученное по теме «Сложноподчинённые предложения»

- Работать будем с цитатами из произведений Л.Н.Толстого и его афоризмами.

3 слайд

Недаром наш земляк говорил: «Афоризмы — едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений».

- К доске пойдут______________________________________________ и выполнят задания по карточкам.

4 слайд

На компьютере выполнит задание - _____________________

                                                   

- А мы с вами вспомним правила

2. Фронтальный опрос и проверка домашнего задания.

Устный опрос.

- На какие виды делятся предложения?

- В чём отличие простого предложения от сложного?

- На какие виды делятся сложные предложения?

- Союзные предложения на какие виды делятся?

- Как отличить СПП от  ССП?

- Назовите части СПП.

- Сколько может быть придаточных предложений?

- Перечислите виды придаточных предложений.

- Как определить вид придаточного предложения?

- У вас  на парте лежит лист с заданиями. Посмотрим на задание №1. Среди данных предложений укажите номера  СПП.

1) Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд

перед самим собой.

2) Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.

3) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.

4) Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

 5) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

- Назовите вид придаточного  в этих СПП.

( Ответ:2- цель;  5- времени)

- Пока мы будем проверять работу по карточкам, пойдёт начертит схемы домашних предложений__________________________

- Проверка работы по карточкам и на компьютере.

Посмотрим, правильно ли разобрали предложения _________________________

- Есть ли у кого какие замечания, дополнения?

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Определить вид придаточных предложений, вид подчинения. Составить схему предложения

Радостно делать добро. Радость ув..личивается когда знаеш.. что н..кто не знает про сделанное добро. (Л.Н.Толстой)

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Определить вид придаточных предложений.  Составить схемы предложений.

Если ты не добр к человеку ты (не)исполняеш.. главной своей обязанности.

Что(бы) п..верить в добро надо начать делать его. (Л.Н.Толстой)

Карточка №3

На компьютере/

союзы

Союзные слова

Союзы и союзные слова

чтобы

Который

Что

если

Где

Как

будто

Куда

когда

пока

Кто

Так что

какой

- При помощи чего придаточное предложение прикрепляется к главному?

- Союзные слова выражены какой частью речи?

- Как отличить союз от союзного слова?

- Проверяем схемы домашних предложений.

Домашнее задание

  1. Начертить схемы предложений.

А)Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.

Б)Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам и тот, с кем говоришь.

           В) Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только

           потому, что ум твой ложно направлен.

  1. Составить 4 СПП с разными видами придаточных предложений

- У всех так получилось? Может быть кто выполнил по-другому?

- Союз или союзное слово является членом предложения?

- Какова роль указательных слов в предложении?

         

- (Индивидуальное домашнее задание: приготовить презентацию по придаточным обстоятельственным с практическим заданием)  .... расскажет нам о придаточных обстоятельственных. Она подготовила небольшую презентацию по этой теме.

5-6 слайды

(....  в своих  примерах определяет вид придаточного в 2-х предложениях , в остальных-  класс)

- Первый вариант выпишет  предложения с придаточными следствия и образа действия.

Второй вариант выпишет предложения  с придаточными сравнения и причины.

Подчеркнуть грамматические основы.

...... выпишет грамматические основы из первых двух предложений

- К каким придаточным трудно задать вопрос?

- Назови месторасположение придаточного определительного.

- Если предложений придаточных несколько, то как они связаны между собой?

  1. Определить вид подчинительной связи по схемам, данные на экране.  7, 8, 9 слайды

  1. Работа у доски. Записывает весь класс. Синтаксический разбор предложения( обратить внимание учащихся на таблицу).

А) Когда Вронский смотрел на часы на балконе Карениных, он был так растревожен и занят своими мыслями, что видел стрелки на циферблате, но не мог понять, который час. (Л.Н.Толстой «Анна Каренина»)

(Когда…), […], (что…), (который…)

         В) Большею частью бывает, что споришь горячо только оттого, что никак не       можешь понять, что именно хочет доказать противник.

В) Замените обособленное определение придаточным определительным, и вы восстановите афоризм Толстого. 10 слайд

Все мысли, имеющие огромные последствия, всегда просты.

- Какое высказывание у вас получилось

- Какой вывод из этого можно сделать?

- Выполним задание №2 на ваших листах

1)Синтаксический разбор сложного предложения. ( самостоятельно).

А)Кто много знает, тот видит, как осторожно надо высказывать свое суждение, чтобы не ошибаться.

  1. Графический диктант   11 слайд

   Представить следующие предложения графически и определить вид придаточного ( знаки препинания не расставлены). Предложения проецируются на экран. Кто плохо видит с экрана, даётся напечатанный вариант.

1. Любить - значит жить жизнью того, кого любишь.

2. Все мысли, которые имеют огромные последствия, всегда просты.

3. Для того  чтобы выучиться говорить правду людям, надо выучиться говорить ее самому себе.

4. Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

5. Никогда не беспокой другого тем, что ты можешь сам сделать.

(Взаимопроверка схем)  12 слайд

Подведение итогов. 13 слайд Спасибо за урок

- Что на уроке было знакомым?

- Что узнали нового?

- Что было трудным?

  1. Домашнее задание: - Сочинение-миниатюра (6-8 предложений) на тему: «Сложноподчиненные предложения в моей речи».

- Подготовиться к контрольному тестированию

14 слайд

   

2)Разобрать предложение по членам предложения.  Выполнение задания на компьютере. Расставить знаки препинания. Устно указать вид придаточного. (данный вид работы выполняется , если осталось время)

Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения».

Задание №1

1) Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд

перед самим собой.

2) Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.

3) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.

4) Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

 5) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

- Назовите вид придаточного  в этих СПП.

Задание №2

Синтаксический разбор сложного предложения (самостоятельно).

Кто много знает, тот видит, как осторожно надо высказывать свое суждение, чтобы не ошибаться.

Обобщение изученного по теме «Сложноподчинённые предложения».

Задание №1

1) Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд

перед самим собой.

2) Чтобы быть счастливым, нужно постоянно стремиться к этому счастью и понимать его.

3) Ищи в других людях всегда хорошую сторону, а не дурную.

4) Имей цель для всей жизни, цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и для часу, и для минуты, жертвуя низшие цели высшим.

 5) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

- Назовите вид придаточного  в этих СПП.

Задание №2

Синтаксический разбор сложного предложения (самостоятельно).

А)Кто много знает, тот видит, как осторожно надо высказывать свое суждение, чтобы не ошибаться.

Карточка №1

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Определить вид придаточных предложений, вид подчинения. Составить схему предложения

Радостно делать добро. Радость ув..личивается когда знаеш.. что н..кто не знает про сделанное добро. (Л.Н.Толстой)

Карточка №2

Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания. Определить вид придаточных предложений.  Составить схемы предложений.

Если ты не добр к человеку ты (не)исполняеш.. главной своей обязанности.

Что(бы) п..верить в добро надо начать делать его.

                                                           Л.Н.Толстой.

Карточка №3. Задание на компьютере.

Распределить слова в три колонки:1) союз, 2) союзное слово, 3) союз и союзное слово.

Домашнее задание

  1. Начертить схемы предложений.

А)Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.

Б)Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам и тот, с кем говоришь.

           В) Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только

           потому, что ум твой ложно направлен.

  1. Составить 4 СПП с разными видами придаточных предложений

Домашнее задание

  1. Начертить схемы предложений.

А)Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.

Б)Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам и тот, с кем говоришь.

           В) Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только

           потому, что ум твой ложно направлен.

  1. Составить 4 СПП с разными видами придаточных предложений

Домашнее задание

  1. Начертить схемы предложений.

А)Если один раз пожалеешь, что не сказал, то сто раз пожалеешь о том, что не промолчал.

Б)Перестань говорить тотчас же, когда заметишь, что раздражаешься сам и тот, с кем говоришь.

           В) Если жизнь не представляется тебе огромной радостью, то это только

           потому, что ум твой ложно направлен.

  1. Составить 4 СПП с разными видами придаточных предложений

Дополнительные вопросы

- Какова роль указательных слов в подчинении предложений?

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сложноподчинённые предложения с придаточными предложениями определительными»

конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе....

"Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова"

Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме " Сложноподчинённое предложение и его особенности. Главное и придаточное предложение. Средства связи частей предложения: интонация, подчинительные...

Строение сложноподчинённого предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Урок открытия нового знания.Расширение понятия о СП.Введение понятия "СПП"....

Урок-пресс-конференция «Журналисты о…сложноподчинённом предложении». Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»

Урок-пресс-конференция по русскому языку «Журналисты о…сложноподчинённом предложении»Итоговый урок по теме «Сложноподчинённое предложение»Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о сложнопод...

Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "«Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных предложений в сложноподчинённых предложениях» с презентацией

Урок закрепления знаний по теме "Синонимика простых предложений с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами, и придаточных определительных". Цель урока - подготовиться к выполнени...

Презентация к уроку русского языка в 9 классе "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными"

Данная презентация предназначена для работы на уроке русского языка в 9 классе по теме "Основные группы сложноподчинённых предложений по их значению. Сложноподчинённые предложения с придаточ...