Внеурочная деятельность, 5 класс. Фонетика
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Карасёва Елена Станиславовна

Внеурочная деятельность, 5 класс. Фонетика. «Диалог о звуках. Гласные и согласные».

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Раздел «Фонетика. Интонация»

Кол-во часов: 3

Эпиграф: «Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн)

Проблемный вопрос: «Для чего в школе изучают фонетику?»

Занятие 1.

Тема  занятия: «Диалог о звуках. Гласные и согласные».

Цели:

1. Познакомить с предметом изучения фонетики;

научить различать гласные и согласные звуки по способу образования;

2. развивать умение сопоставлять и анализировать;

3. воспитывать интерес к русскому языку

Оборудование:

Тексты, презентация

Ход урока

  1.  Организационное начало.
  2. Постановка проблемы.

1. Диалог о звуках.

              Учитель:  Здравствуйте, ребята, садитесь. Ребята, перед вами экран. Вы кино пришли смотреть? (Нет)

Учитель: Танцевать или песни петь? (Нет)

Учитель: А куда вы пришли? (На занятия)

У: И я пришла на занятия. Но так как в классе есть экран, я предлагаю сначала посмотреть фрагмент сказка. Согласны? (Да)

У: Только смотрите и слушайте очень внимательно, чтобы ответить на вопрос: Из какой сказки герои и о чём они говорили (Включает телевизор, но без звука. В классе замешательство, шум)

У.: Что такое? Почему шумим? (Нет звука)

У: Извините, я забыла его включить (включает  запись разных звуков: свист ветра, шум дождя, раскаты грома, плеск воды, пение птиц, лай собаки, мычание коровы). (Шум в классе продолжается).

У: Почему шумим? Уже узнали, о чём говорят герои? (Нет. Звуки эти не помогли нам понять разговор людей).

У: Какие звуки вы сейчас услышали? (Звуки природы).

У: Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Нет)

?Какие звуки помогают нам в общении? (звуки речи)

  1. Объявление темы занятия

Звуки речи, звуковую сторону речи изучает фонетика.

Учитель: Как вы думаете, что означает корень   - фон - ?

= Звук (греч.слово фоне – «звук»)=

Учитель: Вариант этого корня –фоне- .  Дадим толкование слов с корнем –фон –

А) телефон, патефон, магнитофон, шлемофон, микрофон, мегафон

Учитель: Кто знает значения этих слов? Чем же мы будем заниматься в ближайшие занятия?

/Тема занятий/ (Опрос учеников)

Учитель: А теперь давайте познакомимся с нашей помощницей Любой, одноклассники зовут её Любознайкой. Она расскажет вам интересные истории, соберет в свой портфель фонетические задачи и загадки, а иногда заставит нас с вами поломать голову над интересными вопросами, каких у любознательных людей найдётся немало.

Вот и первый вопрос Любы-Любознайки:

? Как вы думаете, ребята, зачем нужно знать фонетику артистам учителям, врачам, продавцам продовольственных и промышленных товаров, кинематографистам? /ответы детей

  1. Движение темы.

Учитель: Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый «завод» по производству звуков. Только вместо станков на «заводе» - органы речи.

Учитель: Как рождаются звуки?

Чтобы появился звук на свет, трудятся лёгкие, дыхательное горло, гортань, рот, нос, губы, язык. Это и есть органы речи. Давайте проследим, как на человеческом «заводе» рождаются звуки. Когда мы начинаем говорить, то выдыхаем воздух из лёгких. По дыхательном горлу он бежит в узенькую гортань, где «живут» голосовые связки. Если воздуху удаётся вырваться наружу, не встретив на своём пути никаких преград, то получается гласный звук, а если воздух встречает преграды, которые ему устраивают губы, зубы, нос, то получается согласный звук. Все органы речи работают под руководством мозга.

У: Наша Люба-Любознайка хочет сообщить интересный факт.

Любознайка: «Недавно я прочитала интересную книгу Б.Г. Ветвицкого «Занимательное языкознание». Там упоминается фантастический роман датского писателя Людвига Гольдберга, написанный давно – в 1754 году. В этом романе рассказывается о жителях «музыкальной земли»: у них нижняя часть туловища имеет вид контрабаса, а на груди проходят струны, к которым говорящий прикасается пальцами. Это меня так удивило, что я даже попыталась нарисовать обитателей фантастической «музыкальной земли». А потом мне стало жаль этих самых «обитателей»: ведь как неудобен их «звуковой аппарат»! Наш речевой аппарат конечно лучше».

У: А вы как думаете?

У: Все звуки языка делятся на 2 группы: гласные и согласные. (Гласные звуки: а, э, о, у, и, ы)

Произнесём вместе с этим человечком гласные звуки (Рисунок-презентация). Их в русском языке 6. Преграду ощущаете? (Нет)

У: А теперь произнесём согласные звуки вместе с этим человечком (Рисунок-презентация). Их 36 в русском языке. А вот какая забаная история произошла однажды, когда 2 фонемы попали не в свои слова.

Вот что сказка говорит:

Б.Заходер

«Кит и кот»

Жили-были КОТ и КИТ.

КОТ - огромный, просто страшный!

КИТ был маленький, домашний.

КИТ мяукал. КОТ пыхтел.

 КИТ купаться не хотел.

Как огня воды боялся.

КОТ всегда над ним смеялся!

Время так проводит КИТ:

Ночью бродит, днем храпит.

 КОТ плывет по океану,

КИТ из блюдца ест сметану. Ловит

КИТ мышей на суше.

               КОТ на море бьет баклуши!

КИТ царапался, кусался...

Добрый КОТ ни с кем не дрался...

У:-Какие буквы здесь перепутались ( о,и)

-Назовите буквы в слове КИТ, КОТ (ка, и, о, тэ), а теперь звуки

              КИТ любил залезть повыше,

Ночью песни пел на крыше.

Позовешь его: «Кис, кис!»

Он охотно спрыгнет вниз...

 Разбирались целый год,

Кто тут КИТ

И где тут КОТ.

Обсуждали, не спешили

И в конце концов решили:

«В этой сказке нет порядка,

В ней ошибка, опечатка:

Кто-то, против всяких правил,

 В сказке буквы переставил.

 Переправил «КИТ» на «КОТ»,

 «КОТ» на «КИТ», наоборот!»...

У: Как вы думаете, что важнее для понимания слова гласные или согласные?

Люба-Любознайка попробует вам помочь: «Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню:

В лс рдлсь лчк,

В лс н рсл.

Ио и ео оая

Еёая ыа.

В лесу родилась елочка,

В лесу она росла

Зимой и летом стройная

Зелёная была.

В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).

У: Давайте споём хотя бы первый куплет этой известной песни. А вот как о роли гласных и согласных сказал С.Я.Маршак:

Дыхание свободно в каждой гласной,

 В согласных - прерывается на миг.

 И только тот гармонии достиг,

 Кому чередованье их подвластно.

 Звучат в согласных серебро и медь.

 А гласные даны тебе для пенья.

 И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

 Иль даже продышать стихотворенье.           (Или другое стихотворение)

Ель, топор и руки -

 В каждом слове слышим звуки.

 Эти звуки разные -

 Гласные, согласные.

 Гласные звуки - презвонкая штука

 Могут и петь и кричать,

 Могут в дремучем лесу поаукать,

 И в колыбельке сестрёнку баюкать,

 Но не желают свистеть и ворчать.

 А согласные согласны

 Шелестеть, шептать, скрипеть,

 Даже фыркать и шипеть,

 Но не хочется им петь.

 Ссс: - змеиный слышен свист.

 Шшш: - шумит опавший лист.

 Жжж: - шмели в саду жужжат.

 рр: - моторы тарахтят.

 В общем тут любому ясно:

 Чтоб сказать ты слово мог,

 Дружат гласная с согласной,

 Составляют вместе слог.

А теперь давайте заглянем в Любзнайкин портфель, там мы найдём грамматические задачи, связанные с фонетикой.

Задача 1. Поменяйте гласный в слове сом (сам). Что изменилось?

Поменяйте согласный в слове том (дом, тон)

! Звуки – смыслоразличители в словах.!

Задача 2. Фотография. «Одному человеку, Ивану Семёновичу Полупшённому, захотелось сняться. Пошёл он  фотографироваться. «Только рот у меня очень  большой, – сказал он смущённо фотографу, – нельзя ли на снимке сделать его поменьше?» – «Отчего же! Всё можно, – сказал фотограф. – Когда буду  снимать, вы тихонько говорите: изюм, изю-у-ум».

Сел Полупшённый сниматься и забыл, что говорить. Вдруг вспомнил! Стал твердить: «Кишмиш, кишмиш». 

Почему фотограф советовал говорить «изюм»? В каком положении губы, когда говорят «кишмиш». Понравился ли Ивану Семёновичу Полупшённому снимок? / ( У – звук, при произношении которого губы вытягиваются вперёд; м – произношение при вытянутых губах. Поэтому рот при произношении звука у сужается, становится меньше. Снимок не понравился, так как в слове кишмиш звуки нелабиализованные – губы остались широкими).

Задача3. Выньте из слова один согласный так, чтобы получилось новое.

Краска (каска), склон (слон), тепло (тело).

Что поменялось? (Лексическое значение слова)

Задача 4. Девочка радостно сообщила бабушке, что родители купили ей новое платье.

  • Бабушка, угадай, какого оно цвета?
  • Скажи хотя бы, на какую букву? Иначе я не угадаю.
  • На букву «фэ».
  • Фиолетовое.
  • Нет.
  • Фисташковое.
  • Нет.
  • Ну тогда я сдаюсь!
  • Ф клеточку!

Учитель: Этот текст серьёзный или шутливый? На чём построена шутка?

Задача 5.

  1. Прочитайте медленно. Слушайте, как звучит. Коси коса, пока роса.
  2. Как вы понимаете это выражение?
  3. Спишите, разделяя на слоги. Поставьте ударение.
  4. Подчеркните слоги, которые оканчиваются звуком а.
  5. Произнесите слог, который повторяется дважды.
  6. Произнесите слог, который повторяется трижды.

  1. Выводы занятия:

Таким образом, мы увидели, что для слова то есть нашей речи, важны и согласные, и гласные.

   На «5». Кто больше придумает слов, меняя согласные и гласные в исходном слове «стол»? (стул, стал, стон, сток, стог, стоп).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Внеурочная деятельность, 5 класс «Фонетика. Интонация»

Внеурочная деятельность, 5 класс «Фонетика. Интонация». Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки»....

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 класс "Секреты фонетики"

Данная программа должна помочь школьникам в усвоении и закреплении прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Кроме того, про...