Внеурочная деятельность, 5 класс «Фонетика. Интонация»
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) на тему

Карасёва Елена Станиславовна

 Внеурочная деятельность, 5 класс «Фонетика. Интонация». Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел «Фонетика. Интонация»

Кол-во часов: 3

Эпиграф: «Русский язык красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». (А.И.Куприн)

Занятие 2.

Тема  занятия:  Звонкие и глухие «двойняшки» и «одиночки».

Цели:

1. Познакомить с деление согласных на звонкие и глухие; твёрдые и мягкие и перечнем пар.

2. формировать умение различать согласные по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости. Дать представление о фонеме.

3. воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование:

Раздаточный материал, тексты стихотворений.

Ход урока

  1.  Организационное начало.

II. Учитель: Ребята! Продолжаем путешествие в страну «Фонетика» с помощницей Любой-Любознайкой.

Вот вам и первое задание от неё.

  1. Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстрее и быстрее ( 4 чтения – 4 темпа)

Краб крабу сделал грабли.

Сачок зацепился за сучок.

? Сочетание каких звуков в каждой скороговорке затрудняет быстрое и чёткое произношение?

(Сочетание звуков, крб, крб, з дл, грбл – вместо краб произносим граб или вместо грабли – крабли)

? Что же это за звуки, которые путаются при произношении и вызывают смех? (Согласные звуки)

III.Объявление темы урока:

Звонкие и глухие согласные «двойняшки» и «одиночки».

IV. Движение темы.

Учитель: Кто такие «двойняшки»? Чем они сближаются? (Похожестью, парностью)

Какие звуки в словах был и пыл парные? (звуки б и п)

А чем они различаются? Произнесём громко звук п – почти шепчем, а теперь добавим голос: б

  • Сколько пар по глухости-звонкости?
  • Какие согласные мы называем звонкими? (голос+шум) Глухими? (шум)
  • Я назову непарные согласные звуки р, л, м, н. Какие они? (Звонкие «одиночки»)
  • А звуки х, ц,ч, щ? (Глухие «одиночки»).

V. Грамматические задачи.

Учитель: И опять с вами Люба-Любознайка. Заглянем в её портфель – там, как всегда многшо интересных задач.

1. В I букет входят цветы, в названии которых употреблены только звонкие согласные.

 Во II букет – только глухие.

 В III букет – цветы, в названиях которых есть и звонкие, и глухие согласные.

Ромашка, хризантема, пион, василек, роза, лилия, лютик, астра, флокс, бегония, лютик, зверобой, гербера, колокольчик.

– Сколько букетов у вас получилось? Какой букет оказался самым большим?

2.Решите фонетические задачи

  1. К количеству сонорных звуков в слове «ловкая» прибавьте количество мягких согласных звуков в слове «снежинки». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «медведица
  2. К количеству твёрдых согласных звуков в слове «обозначила» прибавьте количество глухих согласных звуков в слове «щуриться». Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове «вскричала».

Учитель: Решив эти задачи, мы узнали ещё об одном признаке, по которому различаются согласные звуки. Согласные бывают твёрдые и мягкие.

Термины эти, конечно, условны: ведь звук нельзя потрогать пальцами, чтобы проверить, твёрдый он или мягкий. В действительности мягкие звуки отличаются от твёрдых тем, что при их образовании язык выполняет дополнительное действие: его средняя часть поднимается к твёрдому нёбу. Произнесите твёрдый звук л, а затем, не отрывая языка от зубов, - мягкий звук Л. Вы почувствовали, как средняя часть языка «рванулась» вверх? Это свойственно и другим мягким звукам. 

Игра-задача «На рыбалке».

Представьте себя на рыбалке вместе с двумя друзьями (игра с тремя группами учащихся – по вариантам). Один из вас ловит рыб, в названиях которых только мягкие согласные; другой – в названиях которых только твердые согласные; третий – в названиях которых есть и твердые, и мягкие согласные звуки.

Карась, язь, сазан, карп, лещ, щука, плотва, окунь, ёрш, угорь, сом, пескарь, форель, налим.

– А теперь загляните в «речку» и приступайте к ловле рыбы. Кто больше наловит рыбы за одну минуту?

Благодаря тому, что звуки речи противопоставлены друг другу по целому ряду признаков, мы легко воспринимаем на слух любые слова. Замените хотя бы один звук в слове – и оно «разрушится» или превратиться в другое, как это происходит в стихотворении А.Шибаева

Закричал охотник: «Ой!
Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течет ручей
На ветвях полно 
врачей.
На виду у детворы
Крысу красят маляры.
Мама с 
бочками пошла
По дороге вдоль села.
Старый дедушка Пахом
На 
козе скакал верхом.
Сели в 
ложку - и айда!
По реке туда-сюда!
Врач напомнил дяде Мите:
«Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять 
цапель перед сном».
Писем мы не написали:
Тучку целый день искали.
Сидит на грядке крепко
Оранжевая 
кепка.
Загремел весенний 
гном,
Тучи на небе кругом.
Говорят, один рыбак
В речке выловил башмак.
Но зато ему потом
На крючок попался 
дом.

У: Но шутки шутками, а разговор-то серьёзный. На первом уроке мы с вами говорили, что звук может выступать в роли смыслоразличителя. Учение об этой особенности звуков было создано в 19 веке в России; тогда и появился термин фонема. Фонема – это звук, выступающий в роли смыслоразличителя. Раздел языкознания, в котором рассматривается фонема, называется фонологией.

  • А вот и наша Любознайка интересуется: «Но ведь фонема – это звук. Зачем же звук называть как-то по-другому?»
  • У: Чтобы ответить на вопрос Любознайки, задумаемся над двумя другими.

Первый вопрос. Всегда ли звуки служат для создания оболочек морфем, слов? (Нет, не всегда. Ведь из звуков можно сложить и бессмысленные звукосочетания. Вспомните считалочку из книги Н.Носова «Незнайка и его друзья»:

Энэ бэнэ реc!

Квинтер финтер жес!

Энэ бэнэ ряба,

Квинтер финтер жаба..

Здесь только 2 слова: жаба и ряба. Все остальные звукосочетания бессмысленны. Значит, не всегда звуки, которые мы произносим, «работают» фонемами.

Второй вопрос. Любые ли различия между двумя звуками используются для различения звуковых оболочек слов? Нет, не любые. Сейчас мы всё объясним, но прежде пусть Любознайка скажет, сколько звуков в русском языке (Любознайка. 6 гласных звуков, 36 согласных, значит, всего 42. Правильно?)

У: И да и нет. Типичных звуков действительно примерно столько. А вот просто звуков речи гораздо больше.

Вот что пишет по этому поводу М.В.Панов в книге «Русская фонетика»:

«Ответ «Да!» может быть повторён в течение жизни одним лицом тысячи раз и всякий раз звук а в этом слове отличается от всех других звуков а, произнесённых в этом же слове: окажется отличной громкость, длительность, интонирование звука. Различие часто ничтожное, но оно всегда есть, а иногда оно и значительно».

Получается, что фонема – это звук речи, но не каждый звук речи – фонема.

А теперь мы устроим  перерыв в нашей беседе. Ведь и между уроками бывают перемены! Отгадаем загадки, которые хранятся в портфеле Любы-Любознайки.

  1. Логогриф

  Я смерть и разрушение сего,

Несу я гибель в дни войны,

Но А прибавь – и я повею

Поколем мирной тишины. (пушка – Апушка)

  1. Метаграммы

С «Г» - её на винт накрутят,

С «Л» - конечно, лает,

С «М» - одежда, но не греет,

С «3» - от волка убегает. (гайка, лайка, майка, зайка)

Я качество товара означаю,

А с «Б» я в стенку судна обращусь.

Но если букву «Б» на букву «Т» сменяю,

Кондитерским издельем становлюсь (сорт – борт – торт)

  1. Слова, которые одинаково читаются слева направо и справа налево, называются палиндромами ( греч., бегу назад): тот, казак, шалаш. Придумайте сами несколько таких слов.
  2. Анаграмма. В каких междометиях надо переставить звуки, чтобы они перестали жаловаться и рассмеялись (ах-ха, ох-хо)

Стихотворение Е.Измайловой «Наоборот»

Слово Ох и слово Ах

Заблудились в трех соснах.

И сказало ОХ со вздохом:

- Ох, наверно, дело плохо!

И сказало слово АХ:

- Ах, как страшно в трех соснах!

И заохали, и заахали,

И зажмурились и заплакали:

- Ох-ох! Ах- ах !

Что за ужас ! Что за страх!  

 Но тут фея сказала:

С плачем, дело не пойдет!

Надо бы наоборот:

Коль беда случилась с вами,

Станьте бодрыми словами!

Переставьте буквы-

Улыбнетесь вдруг вы!

И сказало ОХ: «Хо- хо»!

В самом деле, как легко!

И сказало Ах: «Ха- ха!

В самом деле, чепуха!

Заблудиться в трех соснах

Можно только лишь со сна!»"  

И по лесу далеко

Побежало: «Хо- хо- хо!»

А потом издалека

Доносилось: «Ха- ха- ха!»

И когда их голос стих,

тут окончился наш стих.

Игра «ПЕРЕВЕРТЫШИ»

Прочитать слова, произнося звуки в обратном порядке.

 Лен- [ ? ]= цифра ноль

 Лоб- [ ? ]= название настила пол

Ток- [ ? ]=домашнее животное кот

 Шел- [ ? ]=неправда ложь

Лед- [ ? ]= материал для крыши толь

А закончить наш сегодняшний урок я хочу стихотворением В.Суслова

Мимо сада не спеша

 Шли четыре малыша.

 – Поигаем, что ли в пятки?

 – Луссе в мясик на плоссядке!

 – Вот пвидумав! Под говою

 Вучше в вунки поигвать!..

 «В пятки?» «В вунки?»

 Что такое?! Ничего не разобрать!

 Новы, конечно, догадались, что первый малыш не выговаривает звук р, второй – шипящие звуки, а для третьего трудны звуки р, л.

У: Скажите, ребята, а какой врач «ставит» произношение трудных звуков? (Логопед)

У: Итак, давайте обратимся к теме нашего занятия.

? На какие группы делятся согласные?

? Назовите звонкие и глухие «одиночки».

? Что такое «фонема»?

Фонема – это минимальная фонетическая единица, которая служит для различения значимых единиц языка (морфем, слов).

Дополнительный материал:

  1. Во что превратятся башня, быль, жар, борт, жалость, если заменить в них начальные звонкие согласные глухими? (пашня, пыль и т.д.)
  2. В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (осёл – орёл)
  3. Какие слова состоят из ста согласных? (сто-л, сто-к и др.)
  4. За каким сонорным звуком спрятано большое, просторное помещение? (за-л)

Стихотворение о Звуке Сонорном и Шумном Звуке.

Со скрипкою идёт курносый Звук Сонорный,

Играет и поёт, весёлый и задорный!

Шагает не спеша по узенькой тропинке,

Смычком туда-сюда он водит без запинки.

Он устали не знает –

Играет! Играет!

Тропа оборвалась. Повисла над обрывом!

Внизу поток бежит с волнением бурливым!

Захватывает дух! Немеют руки-ноги!

Другой бы зарыдал от страха и тревоги.

Сонорный – смелый звук! Он страху не даётся.

Он скрипочку из рук не выпустил. Смеётся!

Стоит он над обрывом, Играет с переливом.

Марширует Шумный звук!

Каблуками: тук! Тук!

Очень смело он идёт,

Залихватски он поёт!

Дорогу ему дай-ка!

В руках его весёлых –

Лихая балалайка!

Подходит он к обрыву

Дух захватило: ах!

Не удержал он балалаечку

В испуганных руках.

Покатилась

Балалайка –

И разбилась Балалайка…

Не на чем играть.

? Какое поведение сонорных и звонких шумных описано в этих шутливых стихах? Что надо подразумевать под скрипкой и балалайкой? Что означает здесь обрыв? (М.В.Панов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование мероприятий во внеурочной деятельности класса

Приведен расширенный календарно-тематический план классного руководителя...

«Организация внеурочной деятельности: модель организации работы школы по реализации внеурочной деятельности в 5-х классах»

В рамках перехода на новые образовательные стандарты актуальным является вопрос  формирования модели построения внеурочной деятельности, ее специфики, основанной на   взаимосвязи внутре...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Внеурочная деятельность, 5 класс. Фонетика

Внеурочная деятельность, 5 класс. Фонетика. «Диалог о звуках. Гласные и согласные»....

Рабочая программа внеурочной деятельности класса "Раскрой себя"

   Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Использ...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-6 класс "Секреты фонетики"

Данная программа должна помочь школьникам в усвоении и закреплении прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Кроме того, про...