Урок русского языка в 7 классе по теме "Повторение по теме "Наречие""
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; уметь находить наречия в тексте; уметь составлять тексты, используя наречия; повторить морфологический разбор наречия

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ "Урусовская СОШ"

Учитель Родькина Н.Н

Урок ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «НАРЕЧИЕ»

Цели деятельности педагога

Обобщить и расширить сведения о наречии как части речи; повторить орфограммы, связанные с изучением наречий; уметь находить наречия в тексте; уметь составлять тексты, используя наречия; повторить морфологический разбор наречия

Тип урока

Урок систематизации ЗУН

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать значение наречия; знать, что наречия не изменяются, что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль наречий в предложении; разграничение наречий и других частей речи; уметь находить наречия; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль наречий в предложении.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта / приобретенная компетентность): умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей. 

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Образовательные
ресурсы

http://www.uroki.net                                     http://www.zavuch.info                             http://www.intergu.ru            

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html        http://festival.1september.ru/subjects         http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192 

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных обучающихся

Основные понятия

Грамматические категории, грамматическое значение слова, морфологические признаки, синтаксическая роль

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимо-
действия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1. Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний

и применение их в новых ситуациях. Просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

Приём «Жокей и лошадь»

Описание. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

На данном уроке «жокеям» даются карточки с  контрольными вопросами и заданиями (учебник, с. 119), другой группе – карточки с ответами.  

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы на вопросы

Отвечают на вопросы. Смотрят презентацию, воспринимают на слух инфор-

мацию, осваивают лингвистические термины

Индивидуальная, фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы и отвечают на вопросы других

Уст-
ные ответы

2. Выявление места
и причины затруднения

Эвристическая беседа, ответы

на вопросы

Задание 1. Словарный диктант.

Одет по-летнему; по летнему саду; вышло по-моему; по моему делу; по прежнему пути; по-прежнему хорошо; совсем по-детски; по военному делу; работать по-новому; сделали по-твоему; приветствовать по-дружески; ползти по-пластунски; говорить по-французски; по весеннему талому снегу.

Задание 2. На доске записаны словосочетания, ребята
по очереди выходят к доске, раскрывают скобки.

(Ни)кого (не)ждём; (ни)где (не)встретился; точь(в)точь; (не)с кем посоветоваться; (ни)кому (не)говорить;
(ни)чуть (не)далеко; думать (не)долго; прочитать
(не)много; вести себя (не)уверенно; (ни)кто (не)пришёл;
(не)кого ждать; решение (не)продумано; (ни)сколько
(не)понял.

– Какие части речи, кроме наречий, встретились вам в данном упражнении1?

Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы на вопросы

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Обдумывают ответы на вопросы.

Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, систематизируют собственные знания; устанавливают причинно-следственные связи, делают

выводы. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве

с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают во-просы; строят

небольшие мо-

нологические

высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

Уст-
ные ответы, листы

обратной связи

Физкультми-

нутка

Одолела вас дремота,              (Зеваем.)

Шевельнуться неохота?

Ну-ка, делайте со мною

Упражнение такое:

Вверх, вниз потянись,             (Руки вверх, потянулись.)

Окончательно проснись.

Руки вытянуть пошире.           (Руки в стороны.)

Раз, два, три, четыре.

Наклониться – три, четыре.     (Наклоны туловища.)

И на месте поскакать.               (Прыжки на месте.)

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку

Выполняют элементарные физические

упражнения под руководством ответственного

за проведение физкультминутки учащегося

Фронтальная

Выполнение физических упражнений

3. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организация рабочего места. Раскрытие сущности новых понятий. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письмен-ная работа

– Выполнение какого задания показалось вам наиболее трудным? Почему?

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя

Формулируют цель учебной деятельности

в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют

упражнения

Индивидуальная, групповая

Вопросы, выполнение упражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

4. Творчес-

кая практическая деятельность

по реализации построенного проекта

Усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа

Беседа по вопросам для повторения. (При необходимости особое внимание уделяется темам, вызвавшим особые затруднения учащихся.)

– Расскажите о дефисном написании наречий.

– В каких случаях на конце наречий пишется суффикс ,

а в каких ?

– Расскажите о написании ь на конце наречий.

– Как с наречиями пишется не?

– В каких наречиях пишется одна буква н, а в каких – две?

– Расскажите о правописании о и е после шипящих

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Отвечают на вопросы, составляют план работы над заданиями

Фронтальная, индивидуальная

Личностные: желают приобретать новые знания, умения. 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. 

Регулятивные: контролируют учебные действия.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Уст-
ные ответы,

выполнение упражнений

в тетрадях

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Эвристическая беседа, ответы

на вопросы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. Письменная работа. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

Организует работу по обобщению и систематизации знаний, полученных на уроке, с примененим «Конструктора ситуационных задач» Л. С. Илюшина (см. Приложение на с. 268).

Организует и сопровождает деятельность учащихся, контролирует правильность выполнения заданий. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым  учебным  материалом непосредственно на уроке.

Самостоятельное выполнение упражнений разного уровня сложности, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Выполняют

упражнения. Выделяют главное, устанавливают  причин-но-след-

ственные связи между отдельными языковыми явлениями.  Делают выводы

Индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание участвовать в творческом, созидательном процессе. 

Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-след-
ственные связи.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Вопросы для уточнения

информации, выполнение упражнений

в тетрадях,

уст-
ные ответы

7. Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

А1. В каком слове на месте пропуска пишутся две буквы Н (НН)?

1) Медле..о поднялся;        3) говорит ум..о;

2) вяза..ые варежки;        4) предложение записа..о.

А2. В каком наречии на месте пропуска пишется буква Е?

1) Свеж..;        3) хорош..;

2) общ..;        4) певуч.. .

А3. В каком наречии на месте пропуска пишется буква А?

1) Исправн..;        3) докрасн..;

2) занов..;        4) строг.. .

А4. В каком примере дефис не ставится?

1) (По)турецки говорил;        3) (в)пятых;

2) (по)весеннему небу;        4) (по)зимнему холодно.

В1. Укажите степень сравнения наречия в данном предложении.

После бури над землёю светит радостней лазурь.

С1. Опишите, используя наречия, действия водителя2.

Проверка и обсуждение работ учащихся

Слушают ответы, отвечают на вопросы. Выделяют главное,

устанавливают  причинно-след-

ственные связи между

отдельными языковыми явлениями

Индивидуальная, групповая

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Вопросы для уточнения

информации, оценивание

работы учащихся

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная  беседа по вопросам

Приём «Шкатулка»

Учитель предлагает заполнить шкатулку, положив в неё ту информацию из изученного на уроке материала, которая пригодится в будущем. (Предложения для шкатулки записываются учениками на листочках.)

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений

Индивидуальная, групповая

Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу. 

Коммуникативные: строят

небольшие мо-

нологические

высказывания

Оценивание учащихся

за работу
на уроке. Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...