Профессиональный стандарт учителя русского языка
статья по русскому языку на тему

Стандарт

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Профессиональный стандарт учителя русского языка О, сколько нам мгновений чудных

Слайд 2

Педагог – ключевая фигура реформирования образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством , которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться .

Слайд 3

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда , предъявляя определенные требования к его квалификации.

Слайд 4

Трудовые действия Обучение методам понимания сообщения; Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка»; Использование совместно с обучающимися источников языковой информации; Организация публичных выступлений обучающихся.

Слайд 5

Трудовые действия Стимулирование сообщений обучающихся; Обсуждение образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.; Поощрение литературного творчества обучающихся.

Слайд 6

Трудовые действия Умения применения в устной и письменной речи норм современного литературного русского языка; Культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, диалога с автором; Культуры диалога через организацию дискуссий. Формирование у обучающихся:

Слайд 7

Профессиональные компетенции учителя русского языка Учитель должен уметь: Владеть методами и приемами обучения русскому языку , в т.ч. как не родному ; Использовать коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья ; Вести работу с семьями обучающихся по формированию речевой культуры.

Слайд 8

Профессиональные компетенции учителя русского языка Учитель должен знать: Основы лингвистической теории; Представления о широком спектре приложений лингвистики; Теорию и методику преподавания РЯ; Языковые нормы.

Слайд 9

Учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и выполнять требования профессиональной этики.

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

                                        Профстандарт учителя русского языка

Данилова Ольга Анатольевна,                                                                  

учитель МКОУ СОШ пгт Лебяжье                                                                        Кировской области, 2015 год

Слайд 1

Учитывая особое место и роль в среднем общем  образовании русского языка, обязательность его сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в профстандарте педагога отдельно выделены профессиональные стандарты учителя русского языка.

Слайд 2

Педагог – ключевая фигура реформирования образования.

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. 

Слайд 3

Расширяя границы свободы педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, предъявляя определенные требования к его квалификации.

Согласно профстандарту педагога, учитель русского языка должен выполнять следующие трудовые действия:

Слайд 4

  • Обучение методам понимания сообщения.

 Что здесь подразумевается? Для того чтобы ребенок понял смысл содержания, он должен уметь работать с информацией: анализировать её, структурировать, перерабатывать, выделять главное, существенное. А как показывает практика, не  все  школьники могут справиться с такой задачей самостоятельно. Этому должна способствовать долгая кропотливая работа педагога. Мы просто обязаны научить ребенка необходимым методам понимания сообщения.

  • Формирование у обучающихся «чувства меняющегося языка».

Наша наука, несмотря на  прописные истины, имеет свойство меняться и  задача учителя  совместно с обучающимися состоит в том, что они осуществляют поиск такой информации и обсуждают происходящие изменения в языковой реальности и отмечают реакцию на них социума.

Например, можно остановиться здесь на ударении. В последнем орфоэпическом словаре 21 века Института русского языка Российской Академии Наук им. Виноградова встречаются следующие варианты  ударений джинсовый – джинсовый, апартаменты – апартаменты, включит – включит. Реакция социума на такие изменения, надо отметить, неоднозначная. Большинство людей к таким изменениям относятся резко отрицательно. Ну а мы, в любом случае,  должны видеть эти изменения и не отставать от жизни.

  • Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач,

 в частности, например, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого «бытового» подхода.

Задача эта тоже непростая – например,  чтобы объяснить правописание или структуру  слова, необходимо обратиться к первоисточнику (этимологическому словарю) и осуществить поисковую деятельность для решения конкретной познавательной  задачи.

Мы знаем, что ЖИ – ШИ пишется с буквой И, а ПОЧЕМУ?

Знаем, что ВОКЗАЛ пишется через букву К, а ПОЧЕМУ?

Так,  для удовлетворения познавательных задач мы и обращаемся к первоисточнику.

Таким образом, любую познавательную задачу мы можем решить, используя различные источники языковой информации.

Следующее трудовое действие учителя

  • Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции.

Слайд 5

  • Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте. Это может быть рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.
  • Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
  • Поощрение:

индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся, участия их в театральных постановках, стимулирование создания ими видеопродуктов.

Слайд 6

  • Формирование у обучающихся:

установки на коммуникацию в максимально широком контексте;

умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка;

культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав;

культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций.

Для осуществления указанных трудовых действий учитель русского языка  должен иметь следующие  умения:

Слайд 7

Одной из новых профессиональных компетенций учителя РЯ и Л, обозначенных в стандарте, является обучение русскому языку всех обучающихся, в том числе тех детей, для кого он является не родным. У нас в школе такие дети уже есть, это всем известные Давидовы, мы обязательно должны учитывать особенности языка таких детей.

  • (Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному).

Не менее важно следующее умение

  • Использование  специальных коррекционных приемов обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Также необходимо умение

  • Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы.

Проявлять позитивное отношение:

  • к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона;
  • к родным языкам обучающихся (вновь на этом заостряется внимание);                  
  • Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

Согласно профстандарту, учитель должен иметь необходимые знания:

Слайд 8

  • основ лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики;
  • представления о широком спектре приложений лингвистики;
  • теории и методики преподавания русского языка;
  • контекстной языковой нормы;
  • стандартного общерусского произношения и лексики, их отличия от местной языковой среды.

Слайд 9

Кроме того, в профессиональном стандарте подчеркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы и выполнять требования профессиональной этики.

Таким образом, согласно профстандарту,  учитель русского языка должен выполнять определенные  трудовые действия, иметь необходимые знания  и умения.        

Я считаю, что все требования к учителю РЯ согласно профстандарту  вполне осуществимы, причем большинством требований мы и так владеем, т.к. все необходимые знания мы получили, еще обучаясь в вузах, когда получали профессиональное образование.

А для достижения лучшего результата, как мне кажется, учителю необходимо пройти специальную подготовку в области коррекционной педагогики и познакомиться с методикой работы с детьми, для которых РЯ не является родным.

Слайд 10   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы

Презентация к представлению (описанию) профессионального стандарта учителя русского языка и литературы....

Профессиональный стандарт учителя русского языка

Материал раскрывает основные задачи учителя в условиях ФГОС...

Профессиональный стандарт учителя русского языка

Русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной. Русский язык формирует мышление и речь учащихся, от овладения им зависят у...

Доклад «Профессиональный стандарт учителя татарского языка».

Доклад предназначен для выступления на ШМО, на педагогическом совете при подготовке к аттестации....

Профессиональный стандарт учителя русского языка (презентация и доклад)

Презентация и доклад на педагогическом совете школы "Профессиональный стандарт учителя русского языка"...