Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 7 класс
рабочая программа по русскому языку (7 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7klass_russkiy_yazyk.doc391.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Базинская основная общеобразовательная школа

«Социокультурный центр»

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

Протокол № 1

от  28.08. 2015г.

Руководитель ШМО

________/Горнова М.В.        

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

________/Евстифеева Г.А.

 28. 08 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор_________

С.Е.Санграева

 Приказ от 29.08.2015 г

№ 140

Рабочая программа курса

«Русский язык»

 7 класс

на 2015 – 2016 учебный год

Составитель/ разработчик программы

                                                                               

Милютина Наталья Александровна

   

Квалификация учитель русского языка и литературы

Педагогический стаж  21 год

Пояснительная записка

  • Рабочая программа по русскому языку составлена на основании:
  • Закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
  • Учебного плана  МБОУ Базинской ООШ «СКЦ» на 2014-2015 учебный год от 21.05.2014 года №77,

-Программы  общеобразовательных учреждений:  Русский язык. 5-9 кл., авторы программы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский и др.      

Москва «Просвещение», 2009 год.

-Учебник. Русский язык. 7 класс в 2-х частях для      общеобразов.  учреждений. М. «Просвещение», 2014 год под ред.  Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др.

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

   Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

   Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, всех областях жизни, способствует его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

   В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

   Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

   Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

   Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

   Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

   Курс русского языка направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

   Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

   Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит из трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором – дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем – дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.

   Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми  умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.

   Цели обучения

   Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

   

Общепредметными задачами работы по русскому языку являются: воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие логического мышления школьников; обучения их умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Учебно-тематический план

Наименование разделов

Всего часов

В том числе

Уроки (кол-во)

Л/р П/р

Экскурсии (кол-во)

Контрольные работы

1

Повторение изученного в 5-6 классах.

18

16

1

1

2

Морфология и орфография. Культура речи

3

Причастие

37

28

5

4

4

Деепричастие

12

9

2

1

5

Наречие

24

20

2

2

6

Категория состояния

5

3

2

-

7

Служебные  части речи

1

-

-

-

8

Предлог

9

8

1

-

9

Союз

15

12

2

1

10

Частица

9

8

1

-

11

Междометие

2

2

-

-

12

Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах

4

3

1

Итого:

136

110

16

10

всего 136;

в неделю 4.

Структура и содержание программы

1. Вводный урок. Русский язык как развивающееся явление.

Знать некоторые особенности развития русского языка; понятия: русский литературный язык, литературная норма, изменчивость норм языка.

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой.

2. Повторение изученного в 5 – 6 классах.

2.1.Синтаксис и пунктуация

Знать изученные сведения из раздела «Синтаксис и пунктуация»; понятия грамматическая основа предложения, члены предложения; строение ПП и СП; правила постановки знаков препинания в ПП и СП.

Уметь ставить знаки препинания в простом и сложном предложениях.

2.2. Лексика и фразеология.

Знать понятия лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, антонимы, фразеологизмы.

Уметь ставить знаки препинания в сложном предложении, в предложении с прямой речью, в обозначении орфограмм.

2.3. Фонетика и орфография.

Повторить трудные вопросы темы (роль букв е, ё, ю, я), порядок и особенности фонетического разбора, соотнесенность произношения и написания слов в русском языке, орфограммы, связанные с безударными гласными, проверяемыми согласными,  с   правописанием  ъ   и  ь.

2.4. Словообразование и орфография.

Вспомнить и закрепить навыки словообразовательного разбора.

Повторить орфограммы в корнях, суффиксах и окончаниях.

Уметь различать формы слова и однокоренные слова.

2.5. Морфология и орфография.

Повторить основные сведения по морфологии, правописание безударных гласных в окончаниях изменяемых частей речи.

Уметь разграничивать части речи по их морфологическим признакам.

2.6. Урок-практикум

Знать основные работы по морфологии, орфографии, синтаксису.

Уметь применять орфографические, пунктуационные правила.

2.7. Текст. Стили литературного языка.

Знать основные признаки текста, типы речи; изученные стили языка, особенности публицистического стиля.

Уметь анализировать текст, определять его типовую принадлежность; осуществлять комплексный анализ текста.

3. Морфология и орфография. Культура речи.

3.1. Причастие.

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и глагола у причастий, определять синтаксическую роль причастия в предложении, уметь доказать принадлежность причастия к самостоятельным частям речи в форме рассуждения.

3.2. Деепричастие.

Знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету).

Уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях; определять синтаксическую роль деепричастия; находить и исправлять ошибки в употреблении деепричастий; определять вид деепричастии

3.3. Наречие.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

Уметь находить наречия в тексте; группировать словосочетания с наречиями, относящимися к глаголам, причастиям, деепричастиям прилагательным, другим наречиям; находить и исправлять ошибки в употреблении наречий.

3.4. Категория состояния.

Знать значение категории состояния; знать, что слова категории состояния не изменяются; что состояние может быть выражено и в положительной, и в сравнительной степени; синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничение наречий и категории состояния.

Уметь находить слова категории состояния; определять, к каким группам по значению относятся слова категории состояния; определять синтаксическую роль слов категории состояния в предложении; разграничивать наречия и слова категории состояния в предложениях и в тексте.

4. Служебные части речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

5. Повторение изученного в 7 классе.

Знать определения основных изученных в 5- 7 классах языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы.


Календарно – тематическое планирование

№ урока

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания/ основные понятия

Планируемые результаты

Материально-техническое обеспечение

Примечание

1

Русский язык как развивающееся явление.

1

Развитие языка

Уметь обобщать знания о языке, полученные в 5–6 классах; оперировать терминами при анализе языкового явления; работать с учебной и справочной литературой. Знать группы славянских языков.

Словари, ЭОР

Повторение изученного

В 5 – 6 классах. ( 17ч + 1ч Р.Р.)

2

Синтаксис. Словосочетание и предложение.

1

Синтаксис.

Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации. Уметь отличать словосочетание от предложения, составлять словосочетания по указанным схемам.

Раздаточный материал.

3

Синтаксический разбор. Пунктуационный разбор.

1

Простое и сложное предложение.

Уметь правильно расставлять знаки препинания в простом и сложном предложениях, в предложениях с прямой речью.

Карточки с заданием

Словари.

4

Лексика и фразеология.

1

Лексические группы. Толковый словарь. Словарь фразеологизм.

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма

Словари, ЭОР

5

Фонетика и орфография.

1

Фонетический и орфографический разбор.

Уметь подбирать примеры слов с указанными подгруппами гласных и согласных звуков, слов, в которых есть расхождение между произношением и написанием.

Раздаточный материал.

6

Фонетический разбор.

1

 Фонетичес-кий разбор  Буквы. Звуки

Знать порядок фонетического разбора, производить фонетический разбор.

Раздаточный материал.

7

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

1

Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор.

 Знать порядок и уметь выполнять морфемный и словообразователь-ный разбор.

Раздаточный материал.

8

Морфология и орфография.

1

Морфология и орфография

Уметь группировать части речи, определять вид, спряжение глагола, образовывать указанные формы глагола

Раздаточный материал.

9

Морфологический разбор слова.

1

Морфологический разбор слова

Знать порядок морфологического разбора слова.

Карточки с заданием

10

Развитие речи. Сочинение по картине И.И.Бродского

«Летний сад осенью».

1

Репродукция с картины.

Уметь выполнять творческие задания по картине.

Репродукция  картины

11

Подготовка к контрольному диктанту.

1

Контроль за изученным материалом.

Знать изученные орфограммы. Уметь выполнять грамматические разборы.

Дидактичес-кий материал.

12

Контрольный диктант на повторение изученного в 5 – 6 классах.

1

Развивать навыки самоанализа, самоконтроля.

Уметь грамотно писать диктанты и выполнять грамматическое задание.

13

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Контроль за усвоением изученного

Уметь находить и исправлять ошибки в диктанте

14

Текст.

1

 Текст. Типы  текста.

Уметь находить языковые средства связи.

15

Диалог.

1

Понятие диалога.

 Уметь моделировать диалоги на заданную тему.

Иллюстрации, ЭОР

16

Виды диалога.

1

Уметь определять виды диалогов.

17

Стили литературного языка.

1

Стиль текста.

Уметь определять стиль текста, соотносить стили текстов и жанры

ЭОР

18

Публицистический стиль.

1

Стиль как функциональная разновидность языка.

Уметь находить признаки публицистического стиля в текстах.

Морфология и орфография. Культура речи.          Причастие(32ч.+ 5 ч. Р.Р.)

19-20

Причастие как часть речи.

2

Причастие.

Знать характеристику причастия.

Уметь различать причастия и прилагательные

Усвоить правило правописания гласных в падежных окончаниях причастий.

Дидактический материал.

21-22

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

2

Особенности склонения причастий.

23

Понятие о причастном обороте.

1

Причастный оборот

Уметь определять причастный оборот.

ЭОР

24

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

1

Причастный оборот

Уметь выделять причастный оборот на письме.

Раздаточный материал.

25- 26

Развитие речи. Описание внешности человека.

2

Портретная характеристика.

Знать основные виды словесного описания внешности человека.

ЭОР, раздаточный материал

27

Действительные и страдательные причастия.

1

Действительные и страдательные причастия.

Знать определение действительных и страдательных причастий. Уметь разграничивать действительные и страдательные причастия, краткие и полные  формы страдательных причастий, определять  синтаксическую роль причастий в предложении.

28

Краткие и полные страдательные причастия.

1

Полные и краткие причастия.

29

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

1

Суффиксы причастий –ущ- ющ- (-ащ-ящ-)

30

Действительные причастия прошедшего времени.

1

Суффиксы –вш- (-ш-)

Уметь распознавать действительные причастия прошедшего времени.

ЭОР

31

Практикум. Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

1

Контроль за усвоением изученного

Уметь писать изложения от 3 лица, используя действительные причастия.

Раздаточный материал

32

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

1

Суффиксы –ом- (-ем-), -ым- (-им-)

Уметь распознавать страдательные причастия настоящего времени.

Раздаточный материал.

33 - 34

Развитие речи. Изложение с использованием причастий.

2

Уметь писать изложения с использованием причастий.

Сборник изложений

35

Страдательные причастия прошедшего времени.

1

Суффиксы –нн-  

-енн- (ённ-), -т-

Уметь распознавать страдательные причастия прошедшего времени.

Раздаточный материал.

36

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

1

Написание гласных перед Н в полных и кратких страдательных причастиях

Уметь правильно писать гласные перед Н в страдательных причастиях

ЭОР

37

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

1

Н и  НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и одной буквы Н в отглагольных прилагательных

Знать причины возникновения трудностей при написании н и нн в причастиях; условия выбора н и нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и в отглагольных прилагательных.  

Раздаточный материал.

38-39

Практическая работа. «Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна буква Н в отглагольных прилагательных».

2

Уметь владеть навыками самоанализа., самоконтроля.

40

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

1

Н и НН в суффиксах

Владеть правилом правописания Н- НН в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных.

Раздаточный материал.

41

Развитие речи. Употребление страдательных причастий прошедшего времени в тексте.

1

Тип и стиль текста

Уметь употреблять страдательные причастия прошедшего времени в тексте.

ЭОР

42 - 43

Развитие речи. Выборочное изложение.

2

Формировать навыки письменной речи.

Уметь выбрать нужный материал из текста, составлять план и писать по нему изложение.

Уметь характеризовать причастия по его морфологическим признакам и синтаксической роли.

Сборник изложений

44

Морфологический разбор причастия.

1

Контроль за изученным материалом.

Раздаточный материал.

45

Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи».

1

Систематизация, контроль за усвоением изученного.

  Уметь грамотно писать диктанты и выполнять грамматическое задание

46

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Вырабатывать навык самоанализа.

47

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

Не с причастиями.

Уметь правильно писать Не с причастиями.

48

Практическая работа. Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

1

НЕ с причастиями.

Уметь владеть навыками самоконтроля.

Дидактичес-кий материал

49

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

1

Е-Ё после шипящих в суффиксах страдательныхпричастий прошедшего времени.

Знать условия выбора букв Е-Ё после шипящих в суффиксах причастий прошедшего времени.

50

Развитие речи. Подготовка к сочинению – описанию внешности человека.

1

Формиро-вать навыки письменной речи.

Владеть навыками письменной речи по плану. Уметь отбирать материал к сочинению.

ЭОР

51- 52

Обобщение по теме «Причастие как часть речи».

2

Причастие как часть речи».

Знать характеристику причастия по значению.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте.

ЭОР, раздаточный материал.

53

Контрольная работа (тест) по теме «Причастие как часть речи»

1

Причастие как часть речи»

Знать характеристику причастия по значению, морфологические признаки глагола и прилагательного у причастия, синтаксическую роль причастия в предложении.

Уметь различать причастия и прилагательные, находить причастия в тексте, определять признаки прилагательного и причастия в тексте

Тесты

54

Контрольный диктант по теме «Причастие как часть речи»

1

. Причастие как часть речи»

55

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Раздаточный материал.

Деепричастие .(10ч +2ч).

ЭОР, раздаточный материал.

56

Деепричастие как часть речи.

1

Деепричастие

57

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

1

Деепричастный оборот.

58

Практическая работа «Выделение деепричастных оборотов на письме».

1

Функции деепричастий в художественном тексте.

Иметь навык обособления деепричастий и деепричастных оборотов.

Раздаточный материал.

59

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.

1

Не с деепричастием.

Уметь правильно писать Не с деепричастиями.

ЭОР

60

Деепричастия несовершенного вида.

1

Вид деепричастия.

Уметь опознавать деепричастия несовершенного вида

Раздаточный материал.

61

Деепричастия совершенного вида.

1

Деепричастия совершенного вида.

Уметь опознавать деепричастия совершенного вида.

Дидактический материал

62-63

Развитие речи. Сочинение по картине С.Григорьева «Вратарь».

2

Рассказ по картине.

Уметь составлять рассказ по картине.

Репродукция картины.

64

Морфологический разбор деепричастия.

1

Морфологический разбор деепричастия.

Уметь производить морфологический разбор деепричастий.

Раздаточный материал.

65

Обобщение по теме «Деепричастие».

1

Сообщение по изученной теме на основе сложного плана.

Уметь составлять таблицу обобщающего характера.

Дидактичес-кий материал

66

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

1

Контрольный диктант

Уметь  грамотно писать диктанты.

67

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь развивать навыки самоанализа.

Карточки с заданием

Наречие ( 22ч + 2 ч. Р.Р.)    

68

Наречие как часть речи.

1

Наречие как часть речи.

Знать значение наречия; вопросы, на которые оно отвечает; знать, что наречия не изменяются, синтаксическую роль наречия в предложении.

ЭОР

69

Смысловые группы наречий.

1

Разные разряды наречий.

Уметь определять лексико-синтаксические значения, выражаемые наречиями; группировать наречия по их значению

Таблица

70

Степени сравнений наречий.

1

Формы наречий

Знать степени сравнения наречий способы образования форм степеней сравнения наречий; различение наречий и прилагательных в форме сравнительной степени.

Таблица

71

Морфологический разбор наречия.

1

План разбора наречия.

Уметь характеризовать наречие по его морфологическим признакам и синтаксической роли

Дидактический материал

72

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.

1

Написание наречий с НЕ

Уметь правильно писать не с наречиями на -о и -е 

ЭОР

73

Практикум. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –О и –Е.

1

Таблица.

Уметь составлять таблицу обобщённого характера.

Раздаточный материал.

74

Буквы Е и И в приставках НЕ- и Ни- отрицательных наречий.

1

Приставки НЕ и НИ в отрицательных наречиях.

Знать условия выбора написания букв Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

Карточки с заданием

75

 Одна и две буквы Н в наречиях на о-е.

1

Н и НН в наречиях.

Знать условия выбора  одной и двух букв Н  в наречиях на –О, -Е.

Тестовые задания

76

Диктант по теме «Наречие» .

1

Систематизация, контроль  за усвоением изученного.

Уметь грамотно писать наречия в диктанте.

77

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь развивать навык самоанализа.

Раздаточный материал.

78

Развитие речи. Описание действий.

1

Роль наречий в описании действий.

Уметь собирать материал наблюдений за какими-либо действиями в разных профессиях, владеть навыками письменной речи.

ЭОР

79

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

1

О-Е после шипящих на конце наречий.

Знать условие выбора написания  О-Е после шипящих на конце наречий.

ЭОР

80

Буквы О и А на конце наречий.

1

О-А на конце наречий

Знать  условие выбора и уметь правильно писать О или А на конце наречий.

ЭОР

81

Развитие речи. Описание картины Е.Н.Широкова «Друзья».

1

Формирование навыков письменной речи.

Уметь выполнять творческие задания по картине, писать рассказ от имени героя картины.

Репродукция

82

Дефис между частями слова в наречиях.

1

Дефис в наречиях

Знать условия выбора дефиса между частями слова в наречиях.

ЭОР

83-84

Практикум. «Дефис между частями слова в наречиях».

2

Развивать навыки самоконтроля

Уметь составлять таблицу по изученным орфограммам.

Раздаточный материал.

85-86

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

2

Приставки в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

Знать условия написания приставок.

Тестовые задания

87

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

1

Уметь правильно писать слова с изученной орфограммой;

ЭОР

88

Обобщение по теме «Наречие».

1

Составление таблицы по теме «Наречие»

Уметь составлять сообщение по собственному сложному плану.

Знать правильное правописание наречий

Дидактический материал.

89

Тест по теме «Наречие»

1

Контроль  за изученным материалом.

Тесты

90

Контрольный диктант по теме «Наречие»

1

Контроль  за изученным материалом.

Уметь грамотно писать диктанты и выполнять грамматические задания.

91

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Уметь развивать навыки самоанализа и самоконтроля.

92

Отзыв. Учебно  – научная речь.

1

Признаки учебно – научной речи.

Уметь составлять собственные отзывы.

ЭОР

93

Учебный доклад.

1

Структура учебного доклада.

Уметь составлять сложный план текста, тематические учебные доклады.

ЭОР

Категория состояния ( 3ч. + 2ч.Р.Р. ).

94

Категория состояния как часть речи.

1

Слова категории состояния с разными значениями.

Знать значение категории состояния; уметь разграничивать наречия и слова категории состояния.

Дидактичес-кий материал.

95

Категория состояния и другие части речи.

1

Категория состояния и другие части речи.

Уметь находить слова категории состояния.

96

Развитие речи. Употребление слов категории состояния в художественной речи.

1

Функция слов категории состояния.

Уметь пересказать художественный текст, используя слова категории состояния

ЭОР

97

Морфологический разбор категории состояния.

1

Морфологический разбор категории состояния

Уметь выполнять устные и письменные разборы слов категории состояния.

Раздаточный материал.

98

Развитие речи. Сочинение на лингвистическую тему.

1

Сочинение на лингвистическую тему.

Уметь писать сочинение на лингвистическую тему.

ЭОР

Служебные части речи (1 ч)

99

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Самостоятельные и служебные части речи.

Знать перечень служебных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных.

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать  их.

Таблица.

Предлог ( 8ч. +1 ч.Р.Р.)        ).

100

Предлог как часть речи.

1

Различение предлогов.

Знать определение предлога как служебной части речи.

Тестовые задания

101

Употребление предлогов.

1

Употребление предлогов

Знать об однозначных и многозначных предлогах.

ЭОР

102

Производные и непроизводные предлоги.

1

Производ-ные и непроизводные предлоги.

Знать неморфологический способ образования производных предлогов; отличия производных предлогов от непроизводных.

Раздаточный материал.

103

Простые и составные предлоги.

1

Простые и составные предлоги.

Уметь находить простые и составные предлоги.

ЭОР

104

Морфологический разбор предлога.

1

Морфологические признаки.

Знать план, уметь по плану выполнять разбор.

Раздаточный материал.

105

Развитие речи. Сочинение по картине  А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

1

Формирование навыков письменной речи.

Уметь записывать впечатление от картины.

Репродукция картины.

106-107

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

2

Отличие предлогов от омонимичных слов.

Знать условия выбора слитного и раздельного написания производных предлогов.

Тестовые задания

108

Практикум по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов».

1

Отличие предлогов от омонимичных слов.

Уметь правильно писать производные предлоги с изученным видом орфограммы.

Дидактический материал

Союз  ( 13ч. +2ч.Р.Р.)          

109

Союз как часть речи.

1

Союз

Уметь узнавать союзы, соединяющие однородные члены в простом предложении и простые предложения в составе сложного.

Таблица, ЭОР

110

Простые и составные союзы.

1

Простые и составные союзы

Знать, какие союзы являются простыми, какие — составными.

Раздаточный материал.

111

Союзы сочинительные и подчинительные.

1

Союзы сочинительные и подчинительные

Уметь  составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами;

Таблица.

112

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

1

Сложное предложение.

Уметь определять место постановки запятых.

ЭОР

113-114

Сочинительные союзы.

2

Сочинительные союзы.

Уметь находить и разграничивать сочинительные и подчинительные союзы в предложении.

Схемы предложений

115

Подчинительные союзы.

1

Подчинительные союзы

Уметь  составлять сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами.

Схемы предложений

116

Морфологический разбор союза.

1

Морфологические признаки

Знать план разбора, уметь по плану выполнять разбор.

Раздаточный материал.

117

Развитие речи. Сочинение - рассуждение о книге.

1

Обмен мнениями по дискуссионной теме

Уметь сопоставлять и рассуждать, совершенствовать навыки монологической речи

Иллюстрации.

118

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы.

Союзы также, тоже, чтобы.

Уметь различать союзы и сочетания, сходные с ними.

Раздаточный материал.

119

Повторение сведений о предлогах и союзах.

1

Предлоги и союзы.

Уметь систематизировать, обобщать знания.

ЭОР

120

Контрольная работа по темам «Предлог» и «Союз»

1

Контроль за изученным материалом.

Уметь различать предлоги и союзы. Грамотно использовать их на письме

121

Анализ ошибок, допущенных в работе.

1

. Анализ ошибок, допущенных в работе.

Развивать навык самоанализа

Частица (8ч.+ 1 ч.Р.Р.)

122

Частица как часть речи.

1

Частица

Знать определение частицы как части речи.

Уметь находить частицы

ЭОР

123

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

1

Разряды частиц.

Уметь отличать частицы от других частей речи, знать функции формообразующих частиц.

Раздаточный материал, ЭОР

124

Смыслоразличительные частицы.

1

Смыслоразличительные частицы.

Знать о разнообразных функциях смысловых частиц, уметь пользоваться ими в речи.

ЭОР

125

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

Раздельное и дефисное написание частиц.

Уметь определять случаи раздельного и дефисного написания частиц

Раздаточный материал.

126

Развитие речи. Устное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».

1

Монологическая речь

Уметь устно описывать картину

Иллюстрации

127

Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы Не и Ни

1

Частицы НЕ и Ни

Усвоить план морфологического разбора частицы; уметь отличать частицы Не и Ни от составных союзов.

ЭОР

128

Различение частицы Не и приставки Не-

1

Частица НЕ

Уметь различать частицу Не и приставку Не

Раздаточный материал.

129

Частица Ни, приставка Ни-, союз Ни…Ни.

1

Частица Ни, приставка Ни, союз Ни-Ни

Уметь различать омонимичные лингвистические единицы

Таблица

130

Повторение темы «Частица»

1

Уметь обобщать знания по теме.

Раздаточный материал.

Междометие( 2 ч.)

131

Междометие как часть речи.

1

Междометие

Знать о роли междометий и их грамматические признаки

ЭОР

132

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях

Знать, какие знаки препинания используются при междометиях

Раздаточный материал.

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (4 ч.)

133

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

1

Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи.

Знать разделы языкознания, признаки текста, типы текста, особенности стилей речи.

Таблица.

134

Фонетика. Графика.

1

Фонетика. Графика

Владеть навыками фонетического разбора, уметь работать со словарями.

Таблица.

135

Лексика и фразеология.

1

Лексика и фразеология

Знать определение лексики и фразеологии как разделов науки о языке.

Дидактический материал.

136

Итоговая контрольная работа.

1

Контрольная работа.

Знать определение орфографии как раздела науки о языке; определение орфограммы;


Планируемые результаты

I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу VII класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить морфологический разбор частей речи, изученных в VII классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;
  • составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;
  • соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

   По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

   Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверяемыми орфограммами.

   По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

   По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

   

Учебно-методические средства обучения

1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: 3-е изд.- М.:

   Просвещение, 2003.

2. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/Под ред. Н.Ю.Шведовой.- М.: Русский язык, 2003.

3. Поурочные разработки по русскому языку в 7 классе, Н.В.Егорова, «Вако», 2014 г.

4. «От слова к словесности», уч. Пособие, Л.И.Альбеткова, «Дрофа», 2013 г 7. Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации/Челябинск:

   Юж.-Урал.кн.изд., 1994.

5. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка

   /4-е изд.,- стереотип.- М.: Русский язык, 1985.

6. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 7 кл./Под ред.

   Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: изд. «Легион», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский язык 7 класс»

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, О.М. Александровой, Л.Т. Григорян «Русский  язык 7 класс»...

рабочая программа по русскому языку по учебнику Т А Ладыженской 6 класс ФГОС

Аннотация к рабочей  программе  по русскому языку 6 класс. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской. 6 класс

Рабочая программа к учебнику Т.А. Ладыженской. Содержит пояснительную записку, тематическое планирование, таблицу, отражающую контроль полученных знаний, календарно-тематическое планирование и учебно-...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 5 класс

Рабочая программа по русскому языку 5 класс к учкбнику Т.А.Ладыженской,М.Т.Баранова с УУД...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Т.А.Ладыженской 6 класс

Рабочая программа по русскому языку в 6 классе и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику 6 класса М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Т.А.Тростенцовой

      Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерально­го государственного образовательного стандарта основ­ного общего...

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.Т. Баранов, Т.а.Ладыженская 7 класс 3 часа...