Методика обучения сжатому изложению
тренажёр по русскому языку на тему


Предварительный просмотр:

ГИА Методика обучения написанию сжатого изложения

                   МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НАПИСАНИЮ

                                          СЖАТОГО ИЗЛОЖЕНИЯ

.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

  1. Этап определения темы текста

Ответ на вопрос: «О чём текст?»        Как определить тему?

Тема определяется различными способами:

по началу текста;

по ключевым словам;

по ключевым эпизодам;

по поступкам или размышлениям героев (автора)

по заглавию текста

  1. Этап определения идеи текста        

Ответ на вопрос: «Зачем автор его написал?», «Какую мысль хотел выразить?»

Что нам помогает сформулировать идею?

Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; наличие в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции)

  1. Этап определения структуры текста        

Назовите композиционные части текста.

Запишите основное содержание каждой композиционной части в форме тезиса.                

                        Композиция текста – построение текста.

Как правило, основными композиционными частями текста являются вступление, основная часть, заключение.

Тезис – положение, сформулированное как предложение (простое или сложное), в котором сжато выражена главная мысль, идея высказывания.

Как сформулировать тезис?

Из нескольких предложений составляется одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно.

Формулирование тезиса – один из приёмов сжатия текста.

ВТОРОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА

  1. Этап абзацного членения текста: определение микротем текста как частей общей темы        

Выполнение задания: «Определите на слух количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего». «Определите микротему каждого абзаца». Запишите ее кратко, ответив на вопросы: «Одинакова ли роль каждого предложения в микротеме?»,

«Какие предложения являются основными?»

Абзацы пронумеруйте        

Абзац – показатель микротемы, поэтому внимательно следите за интонационными паузами учителя, читающего текст изложения. Сколько больших интонационных пауз – столько в тексте абзацев.

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Как определить микротемы текста?

По ключевым словам и ключевым предложениям абзаца.

Как определить микротему кратко?

При написании сжатого изложения необходимо разграничивать основные и дополнительные (избыточные, пояснительные и др.) предложения микротемы.

К основным относятся предложения, без которых невозможно раскрыть тему и идею текса, т.е. сохранить его цельность и связность.

К дополнительным относятся предложения, содержащие подробности, детали, описательные элементы (избыточное). Их можно опустить или сформулировать кратко на основе обобщения.

Исключение избыточной информации – ещё один приём сжатия текста.

  1. Этап моделирования сжатого изложения        

Снимите нумерацию абзацев – микротем.

Соедините в текст, сохраняя абзацное членение.

Как соединить содержание микротем в текст?

Использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические – повтор, однокоренные слова, синонимы;

лексико-грамматические



Предварительный просмотр:

                           Памятка.

      Как писать сжатое изложение.

  1. Внимательно прослушайте текст. Запишите как можно больше из услышанного.
  2. Определите его тему (о чём он?).
  3. Подумайте о его главной мысли (чему учит рассказ?).
  4. Выделите его основные части.
  5. Составьте план.
  6. Каждый абзац прочитайте и определите в нём основную, дополнительную и избыточную информацию. Определите способ сокращения. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей избавиться.
  7. Подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию.
  8. Опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла.
  9. Опустите предложения, которые представляются вам избыточными.
  10. Переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций).
  11. Переведите информацию на «свой» язык.
  12. Запишите сокращённый текст на черновике.
  13. Обязательно  перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
  14. Постарайтесь не менять стиль и тип речи текста.
  15. Проверьте сохранение последовательности в развитии событий. Наличие предложений, выражающих главную мысль для каждой смысловой части.

Установление смысловой связи между предложениями. Использование уместных языковых средств.

  1. Орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
  2. Пунктуацию проверяйте с первого предложения.
  3. Посчитайте количество слов. 70-85 слов - норма вашего сжатого изложения!



Предварительный просмотр:

           Способы сжатия текста.

Исключение

  • Исключение повторов
  • Исключение одного или нескольких синонимов
  • Исключение уточняющих и поясняющих конструкций
  • Исключение фрагмента предложения
  • Исключение одного или нескольких предложений
  • Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п.
  • Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; пропуск предложений с описаниями и рассуждениями

Обобщение

  • Замена гипонимов гиперонимами

             (родо-видовые замены)

  • Замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением
  • Замена однородных членов предложения обобщающим словом

Упрощение

  • Слияние нескольких предложений в одно
  • Замена предложения или его части указательным местоимением
  • Замена СПП простым
  • Замена фрагмента предложения синонимичным предложением.
  • Разбивка сложного предложения на сокращённые простые; замена сложноподчинённого предложения простым
  • Перевод диалога или прямой речи в косвенную (обязательно)
  • Замена фрагмента текста синонимичным выражением
  • Переформулирование мысли своими словами
  • Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотам
  •  (Напоминаем, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием,  не совпадают)

Необходимо также уметь отделять главную информацию от второстепенной.

Важная информация, как правило, содержится в главной части сложного предложения.



Предварительный просмотр:

Исходный текст.

Эзоп, знаменитый баснописец Древней Греции, был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил к себе гостей и приказал Эзопу приготовить самый лучший обед. Эзоп купил языков и приготовил из них три блюда.

  • Почему ты подаешь одни языки? - спросил за обедом Изопа удивленный Ксанф.
  • Ты велел купить самое лучшее, - ответил тот,- а что для философа дороже языка? При помощи языка изучаются науки и получаются знания; посредством него мы объясняемся друг с другом, решаем разные вопросы, просим, приветствуем, миримся, даем, получаем, выполняем просьбы, вдохновляем друг друга. При помощи языка строятся города, развивается культура народов. Думаю, что нет ничего лучше языка.

Такой ответ пришелся по сердцу Ксанфу и его гостям.

Через неделю Ксанф приказал, чтобы Эзоп приготовил самый плохой обед. Эзоп снова купил языки; все удивились. Тогда Эзоп сказал Ксанфу:

-        Ты приказал купить самое худшее. А есть ли что хуже языка? Посредством языка мы огорчаем друг
друга, бранимся, лжем, обманываем, хитрим, ссоримся. Язык делает людей врагами, разрушает области, даже целые государства. Он вносит в нашу жизнь горе и зло... Может ли быть что-нибудь хуже языка?

Говорят, что не всем присутствующим этот ответ пришелся по вкусу.                         (181 слово)

Сжатое изложение

Как-то знаменитому баснописцу Древней Греции Эзопу, рабу философа Ксанфа, было приказано приготовить самый лучший обед. Эзоп купил лишь одни языки и приготовил три блюда. Удивленному хозяину раб во время обеда напомнил, что тот велел купить самое лучшее. А ничего лучше языка нет, так как он помогает людям общаться друг с другом, а также изучать науки, получать знания. Ксанфу и его друзьям ответ понравился.

В другой раз Эзопу было велено приготовить самый плохой обед. И он вновь приготовил язык. Ответ же его хозяину был таков: «Язык дает возможность людям ссориться, ругаться, что приводит к войнам и разрушениям. Язык делает народы и людей врагами. Нет ничего хуже языка». Этот ответ понравился уже не всем присутствующим. (113 слов)

В процессе написания сжатого изложения необходимо помнить:

  1. из текста можно изъять только несущественную, дополнительную, не разрушающую смысловую целостность информацию;
  2. вначале нужно осмыслить содержание текста, определить его основную тему, идею, тип, стиль речи исходного текста;
  3. выявить в каждом предложении, абзаце, части текста основную, существенную и дополнительную, несущественную информацию;
  4. составить план, каждый пункт которого сопровождается опорными словами и словосочетаниями;
  5. изменить текст, используя возможные виды сжатия.

Как сжимать (производить компрессию) текста:

  1. выделение опорных слов

Чтобы научиться писать сжатое изложение, нужно уметь находить главную и существенную информацию в тексте и в каждой его части. Начинать учиться этому следует с выделения опорных слов.

1 Задание. Прочитайте ключевые слова. Можно ли по ним определить тему и основную мысль будущего высказывания?

Раннее утро, просыпаться, румянец зари, веет прохладой, свежее дыхание, капли росы, лучистые алмазы, медленно поднимается, задымившаяся река, разгорается, полились, умыты, рассветная песня, птичий хор, необъяснимая радость.

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________

  1. В простых предложениях могут опускаться обстоятельства, дополнения со слабым управлением и определения.

2 Задание. Сократите текст, опуская обстоятельства, дополнения со слабым управлением, определения.

Часа в четыре дня мы стали высматривать место для бивака. Здесь река делала большой изгиб. Наш берег был пологий, а противоположный - обрывистый. Тут мы и остановились. Стрелки принялись ставить палатки, а Дерсу взял котелок и пошел за водой.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему нельзя опустить в них определения.

  1.  Абзац - отрезок письменной речи, в которой предложения объединены одной микротемой.
  2.  Пуганая ворона и куста боится.

3)    Щетинный друг должен быть нашим вторым «я». (Цицерон)

4)        Стал вспоминать. Деревня... Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся заборы... (В.Шукшин)

  1. Правило. Нельзя исключать из предложения слова, являющиеся частью термина, входящие во фразеологический оборот, цитату, а также слова, разрушающие изобразительно-выразительные средства языка.

  1. Осложненное предложение можно упростить за счет:
  1. слов, грамматически не связанных с членами предложения;
  2. уточняющих членов предложения;
  3. пояснительных и присоединительных конструкций;
  4. причастных и деепричастных оборотов, не содержащих существенной информации;
  5. обобщения однородных членов предложения.

Чтобы при свертывании не произошло искажения информации, сначала определите ценность распространителей и только потом решайте, необходимо ли их исключение из текста.

4 Задание. Объясните расстановку знаков препинания в следующих предложениях. Сократите эти предложения.

  1. Песня, крылатая птица, смелых скликает в поход. (А.А. Сурков)

___________________________________________________________________________________

  1. Наутро из-за океана, из солнечной чешуи, поднялся островок. (А.Н. Толстой)

___________________________________________________________________________________

  1. Однажды, в силу сложившейся обстановки, лодка была принуждена временно исчезнуть из надводного мира на некоторый независимый, но весьма длительный срок. (Л. Соболев)

____________________________________________________________________________________

  1. Волны же, вопреки сложившемуся поэтическому представлению о них, никуда не стремились, не катились и не бежали чередой. (Л. Соболев)

____________________________________________________________________________________

  1. Фома, красивый и стройный, в коротком драповом пиджаке и в высоких сапогах, стоял, прислонясь спиной к мачте, и, дрожащей рукой пощипывая бородку, любовался работой. (М.Горький)

_____________________________________________________________________________________

  1. По счастью, мне удалось убедить виноватого сознаться. Это, как я и не сомневался, Зябликов.

____________________________________________________________________________________

5 Задание. Сократите предложения, обобщая информацию, содержащуюся в ряду однородных членов предложения.

  1. Уже не было видно ни земли, ни деревьев, ни неба. ___________________________________________
  2. В этих звуках есть что-то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска воды на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов.

_____________________________________________________________________________________________

    5  Назовем некоторые способы упрощения сложного предложения:

  1. исключение придаточного предложения, не содержащего существенной информации;
  2. замена придаточного предложения деепричастным оборотом; причастным оборотом;
  3. замена сложного предложения простым с однородными членами;

4)        замена предложения с прямой речьюсложноподчиненным предложением с придаточным изъяснительным.

6 Задание. Прочитайте предложения, объясните, почему в одном из них возможна замена придаточного предложения деепричастным оборотом, а в другом — невозможна.

  1. На воде тихо, но, если прислушаться повнимательнее, тишина полна мелких шорохов, бормотания, бульканья. ___________________________________________________________________________________
  2. Когда князь Даниил присоединил Коломну к Московскому княжеству, он смог контролировать важнейший торговый путь по реке Оке. ___________________________________________________________

7 Задание. В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Орешник - широколистный кустарник, который выгоняет свои стебли до высоких деревьев.

_________________________________________________________________________________________

  1. Многие читатели хорошо знакомы с очерками Константина Георгиевича Паустовского, в которых человек неразрывно связан с родной природой.

__________________________________________________________________________________________

  1. Уникальность произведений Васнецова заключается в его индивидуальности, которая выражает исконный дух великорусского народа.

__________________________________________________________________________________________

  1. Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

__________________________________________________________________________________________

8 Задание. Замените там, где это возможно, придаточные предложения деепричастными оборотами.

  1. Когда читаешь книгу, обращайся с ней аккуратно.

__________________________________________________________________________________________

  1. Мы легко найдем на географической карте любое место, если мы знаем его долготу и широту.

__________________________________________________________________________________________

  1. Мы миновали крутые обвалы, так как проводник знал более удобную дорогу.

___________________________________________________________________________________________

  1. Когда я подъехал к перевозу, уже вечерело.

___________________________________________________________________________________________

  1. Яхта должна была изменить курс, так как попала в полосу тумана.

__________________________________________________________________________________________

9 Задание. Замените деепричастные обороты синонимичными придаточными предложениями.

  1. Эта книга, сообщая интересные сведения о драгоценных камнях, является очень ценным пособием по минералогии.

__________________________________________________________________________________________

  1. Работая над подготовкой к докладу, я ежедневно посещал библиотеку.

__________________________________________________________________________________________

  1. Имея необходимые материалы для сочинения, ты написал бы его лучше.

__________________________________________________________________________________________

  1. Не получив специального музыкального образования, мой брат все-таки хорошо играл на рояле.

__________________________________________________________________________________________

  1. Пропустив много занятий по болезни, ученик все же смог успешно сдать экзамены.

__________________________________________________________________________________________

10 Задание. Прочитайте текст. Определите, какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты. Замените их, где возможно, синонимичными придаточными предложениями.

Встретились мы будто бы случайно. Но, принадлежа к одному кругу, занимаясь одним делом, не могли не встретиться. Живя в Москве, И.А. Бунин бывал у нас. Войдя в мою жизнь под знаком поэзии и литературы, таким и остался в памяти. Несколько боясь Ивана Алексеевича, я по самолюбию юношескому себя оберегал. И тогда уже была в Бунине строгость и зоркость художника, острое чувство слова. Ненавидя излишества в литературе, он строго судил молодых, иногда злоупотреблявших словами. (По Б.Зайцеву)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11 Задание. Замените сложные предложения простыми.

  1. В начале 1930 года С. М. Бонди, идеи которого позже осуществились при издании академического Собрания сочинений А.С. Пушкина, начинает систематическое изучение рукописей поэта.

__________________________________________________________________________________________

  1. Девушка издали машет ему рукой, и всадник останавливается.

______________________________________________________________________________________

  1. Несмотря на то что шел дождь, мы продолжали путь.

__________________________________________________________________________________________

4) Она побежала в поле, чтобы нарвать цветов.

__________________________________________________________________________________________

12 Задание. Как развивается мысль в тексте М.М. Герасимова—ученого, художника, антрополога? Назовите языковые средства, при помощи которых связаны предложения в тексте Герасимова: повторения одного и того же слова, местоимения, союзы и др.

Человек сам создает себе лицо. На нем отражается все: и раздумья, и разочарования, радость любви и чистота помыслов, отражается и хорошее и дурное. Чем содержательнее и интереснее жизнь человека, тем интереснее его лицо. Есть лица, которые можно читать, как повести.

Увидеть по-настоящему человеческое лицо и означает понять эту повесть.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

13 Задание. Определите, как связаны предложения в тексте (последовательной или параллельной связью).

Представим схематически этот текст, где предложения связаны между собой последовательной (цепной) связью, в виде обычной электрической цепи.

СХЕМА последовательной связи предложений в тексте:

Прервется ли цепь, если одну «лампочку» (предложение)? Попробуйте убрать одно предложение из текста.

Правило: При цепной связи нельзя убрать какое-либо предложение из текста без ущерба для его смысла.

Рассмотрим теперь текст, где предложения связаны без сцепляющих слов, то есть параллельной связью.

ТЕКСТ.

Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени... (И. С. Тургенев)

14 Задание. Графически покажите, как связаны предложения в тексте.

Представим эту цепь в виде электрической.

СХЕМА параллельной связи предложений в тексте.

Если в этой цепи какая-нибудь «лампочка» перегорит, будут ли светить остальные? Извлеките 1-2 предложения из текста.

Правило: При параллельной связи предложений перестановка фраз, изъятие их из текста смысла текста не меняют.

15 Задание. Ответьте на вопрос: почему, приступая к работе по тексту, необходимо знать, как связаны предложения в тексте?

СЖАТИЕ ВСЕГО ТЕКСТА может быть осуществлено за счет:

  1. свертывания грамматических структур;
  2.  обобщения основной мысли на уровне абзаца, части текста;
  3. извлечения из текста предложении, содержащих несущественную информацию.

16 Задание. Обобщите и сократите тексты.

Исходный текст

Наблюдая за движением планеты Уран, открытой в конце XVIII века, ученые обнаружили, что планета движется по несколько иной орбите, отличающейся от той, которая была определена на основании закона всемирного тяготения. Тогда они высказали предположение, что отклонение в движении Урана вызвано силой притяжения неизвестной планеты, расположенной далеко от Солнца.

Возможный вариант

Наблюдая отклонение планеты Уран от орбиты, ученые предположили, что это связано с притяжением Урана другой, неизвестной планетой.

Исходный текст

В XX веке советский ученый О.Шмидт разработал оригинальную теорию о том, что Земля и окружающие ее планеты образовались не из раскаленных газов, как предполагают многие ученые, а из холодных частиц вещества, однако общепринятым считают, что Земля и другие планеты образовались из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи, которая и сейчас встречается в межзвездном пространстве.

Возможный вариант

Советский ученый Шмидт разработал оригинальную теорию происхождения планет Солнечной системы из холодных частиц. Общепринятым считается их происхождение из гигантского облака раскаленной газово-пылевой материи.

Помните: сокращая текст, можно пользоваться словами автора, но чаще все же авторский текст приходится перефразировать. Очень важно при этом не исказить мысль автора.

АЛГОРИТМ написания сжатого изложения.

  1. прочитайте абзац и определите в нем основную, дополнительную и избыточную информацию;
  2. подчеркните опорные слова, словосочетания и предложения, передающие основную информацию;
  3. опустите слова в предложении, если они не изменяют его смысла;
  4. опустите предложения, которые представляются вам избыточными;
  5. переделайте предложения, обобщая информацию микротекста. (Если необходимо, объедините два предложения в одно; прямую речь замените косвенной; устраните дублирование грамматических конструкций…)
  6. составьте план, каждый пункт которого  будет сопровождаться опорными словами и словосочетаниями;
  7. обязательно  перечитайте черновик изложения и проверьте соблюдение микротем, способ связи предложений, совпадение основной мысли исходного текста и вашего текста.
  8. орфографию проверяйте с последнего слова текста, поднимаясь к началу изложения.
  9. посчитайте количество слов (90-100 слов) норма вашего сжатого изложения!

Написание сжатого изложения по рассказу Л.Н. Толстого «Лозина»

ЛОЗИНА    (Быль)

На святой пошел мужик посмотреть — оттаяла ли земля?

Он вышел на огород и колом ощупал землю. Земля раскисла. Мужик пошел в лес. В лесу на лозине уже надулись почки. Мужик и подумал: «Дай обсажу огород лозиной, вырастет - защита будет!». Взял топор, нарубил десяток лозиннику, затесал с толстых концов кольями и воткнул в землю.

Все лозинки выпустили побеги вверху с листьями и внизу под землею выпустили такие же побеги заместо кореньев; и одни зацепились за землю и принялись, а другие неловко зацепились за землю кореньями - замерли и повалились.

К осени мужик порадовался на свои лозины: шесть штук принялись. На другую весну овцы обгрызли четыре лозины, и две только остались. На другую весну и эти обгрызли овцы. Одна совсем пропала, а другая справилась, стала окореняться и разрослась деревом. По веснам пчелы гудьмя гудели на лозине. В роевщину часто на лозину сажались рои, и мужики огребали их. Бабы и мужики часто завтракали и спали под лозиной, а ребята лазили на нее и выламывали из нее прутья.

Мужик - тот, что посадил лозину, давно уже умер, а она все росла. Старший сын два раза срубал с нее сучья и топил ими. Лозина все росла. Обрубят ее кругом, сделают шишку, а она на весну выпустит опять сучья, хоть и тоньше, но вдвое больше прежних, как вихор у жеребенка.

И старший сын перестал хозяйничать, и деревню сселили, а лозина все росла на чистом поле. Чужие мужики ездили, рубили ее - она все росла. Грозой ударило в лозину; она справилась боковыми сучьями, и все росла и цвела. Один мужик хотел срубить ее на колоду, да бросил: она была дюже гнила. Лозина свалилась на бок и держалась только одним боком, а все росла, и все каждый год прилетали пчелы обирать с ее цветов поноску.

Собрались раз ребята рано весной стеречь лошадей под лозину. Показалось им холодно: они стали разводить огонь, набрали жнивья, чернобылу, хворосту. Один влез на лозину, с нее же наломал сучьев. Склали они все в дупло лозины и зажгли. Зашипела лозина, закипел в ней сок, пошел дым, и стал перебегать огонь; все нутро ее почернело. Сморщились молодые побеги, цветы завяли. Ребята угнали домой лошадей. Обгорелая лозина осталась одна в поле. Прилетел черный ворон, сел на нее и закричал: «Что, издохла, старая кочерга, давно пора было!».



Предварительный просмотр:

                                                                                   Текст № 1

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. То попадется им красный подосиновик, то белый боровик, а то и простая сыроежка. Красная и сочная земляника, душистая малина, черника, черная смородина, кислая брусника — все эти румяные ягоды попеременно тянут детей то в лес, то в сад. А в садах отцвели деревья: яблони, груши и сливы, и показались маленькие плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Рожь пожелтела, заколосилась, отяжелела, поспела; овес закудрявился, пшеница оделась в золотистую парчу, зарумянилась гречиха, весь в завитках лежит горох. В огородах одни овощи сменяются другими. Раньше других поспевают салат и редиска, за ними следуют редька, морковь, бобы и горох, позже начинают копать картофель. Капуста свертывается в кочны лишь в начале сентября.

Летом всем веселье и раздолье: и человеку, и зверю, и птице, и насекомому. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем[1]. (192 сл.)

                                                   Вариант сжатого изложения текста № 1

Как хорошо бывает летом в деревне! Непроглядные леса стоят зелеными, тенистыми и прохладными. В густой чаще их раздаются тысячи разнообразных голосов певчих пташек. Дети с утра убегают в лес собирать грибы и ягоды. А в садах отцвели деревья и показались плоды. Они поспеют только к осени. Луга покрылись высокою зеленою травою, запестрели тысячами цветов. Настает пора сенокоса. Не успел отойти сенокос, как пора отправляться на золотистую ниву. Злаки заколосились, поспели. В огородах одни овощи сменяются другими.

Летом всем живым существам веселье и раздолье. Городские жители бегут из пыльных, душных городов, кто в деревню, кто на дачу подышать свежим воздухом и запастись здоровьем. (102 сл.)

                                                                            Текст № 2

                                                              Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе... Полчаса езды от города Шуи, и вот он — Палех. Дымы из труб, хруст первого_ снега, гуси, куры за огородами палисадников, воробьи на припеке… Село как село. Таких было много в нечерноземных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, и еще чем-нибудь промышляло. Одни кормились извозом, изготовлением деревянной посуды, плетением корзин, гончарным делом, изготовлением телег и саней, детских игрушек, бочек, рогожи, дегтя, угля...

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец в первую голову должен был бы оказаться без дела после революции. Этого не случилось: ведь иконные лики писала рука художника, и поворот жизни закономерно дал направление новому ремеслу. Палех обрел второе дыхание, глубокое и здоровое: здесь стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. Народные сказки, картинки быта, родная природа, моменты нашей истории — на все палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все обычное, все земное! Лужок у речки, припорошенный снегом; ледок на речке звенит от брошенной палки так же, как и везде он звенит; рябины и вербы такие же, как и в селе по соседству. И поленница дров у домов, и белье на веревке, закаменевшее от мороза, и гусак, неспешно переходящий дорогу, — все нам привычно. И не жар-птица вовсе, а сорока сверкнула черно-белом пером у чьей-то трубы. Короче, обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна, искусна рука, творящая из обычного удивительную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Крылечки, резные наличники _на окнах, колодезные журавли, белая стройная колокольня, вот эта пожарная каланча, эта старая мельница на пригорке — все тут радует глаз и помогает пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, политика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят на юбилеи, в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иностранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь[2]. (386 сл.)

                                                 Вариант сжатого изложения текста 2

                                                             Силуэт Палеха

Всемирно известные расписные шкатулки рождаются в обыкновенном селе... Полчаса езды от города Шуи, и вот он — Палех. Привычные сельские картины. Таких сел было много в нечерноземных краях. Почти каждое, помимо работы в полях, промышляло еще какими-нибудь ремеслами.

Палех кормился промыслом благородным: исстари жили тут иконописцы. И, казалось бы, здешний умелец первый должен был бы оказаться без дела после революции. Но этого не случилось. Палех обрел второе дыхание: здесь стали разрисовывать шкатулки.

Шкатулки мастеров-палешан известны всем, и нет нужды говорить об умении тончайшими средствами превращать маленькую коробочку в драгоценность. На любые стороны жизни палешанин умеет посмотреть через волшебное стеклышко самородного мастерства.

Издалека кажется: само село тоже должно быть похоже на самобытную роспись, все должно в нем выглядеть сказочно, необычно. Нет, все земное! Обычная жизнь, обычные краски и звуки питают здешнего мастера. Все зависит лишь от того, какими глазами смотрит на мир человек, как чутко сердце его и насколько послушна, искусна рука, творящая из обычного удивительную, сказочную красоту.

Но, конечно, палешане стараются и украсить свое село. Сельские постройки радуют глаз и помогают пробудить чувства, следы которого мы видим на черном лаке знаменитых шкатулок.

Проходят годы, десятилетия, меняется уклад жизни в России, обновляется экономика, политика в стране, а искусство Палеха остается все таким же нестареющим, таким же чарующим и драгоценным. Одна шкатулка стоит подчас дороже золотых колец или серег. Палехские шкатулки дарят в дни торжеств. Как сувениры их приобретают приезжающие в Россию иностранцы, потому что нигде в мире таких красивых шкатулок не купишь. (241 сл.).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Обучение сжатому изложению"

 Данный урок помогает в подготовке девятиклассников к ГИА, закрепляет умение работать с текстом, правильно использовать приемы сжатия текста....

обучение сжатому изложению

С введением ГИА за курс основного образования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей сжатому изложению...

Конспект урока "Обучение сжатому изложению"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе...

Урок по развитию речи.Обучение сжатому изложению

Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. В начальных классх учащиеся в основном пересказывают тексты подробно, так как объем их маленький. А в сред...

методика написания сжатого изложения

методика написания сжатого изложения...

Готовимся к ОГЭ: Методика написания сжатого изложения

Методический материал для учащихся и учителей при подготовке к написанию сжатого изложения....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...