Разработка дидактических материалов для овладения познавательными универсальными учебными действиями при подготовке к олимпиаде по русскому языку в 7 классе (раздел «Лексика и фразеология»),
олимпиадные задания по русскому языку (7 класс) на тему

Шабакаева Гульнара Фиргатовна

Разработка  дидактических  материалов  для  овладения  познавательными  универсальными           учебными  действиями  при  подготовке  к  олимпиаде  по  русскому  языку  в  7 классе (раздел «Лексика и фразеология»), 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_7_kl.docx349.16 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические тесты

1. Какой фразеологизм не является синонимом выражения без царя в голове?D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\царь.jpg

А) голова садовая

Б) медный лоб        

В) олух царя небесного

Г) голова на плечах

2. В каком словосочетании выделенное слово употреблено в прямом значении?

1. Железное здоровье

2. Неуловимая грация движений

3. Гроза мальчишек

4. Гибкость политики

3. В каком значении  употреблено слово масштаб   в следующем предложении?
Негативное воздействие   человека на окружающую среду приняло  угрожающие масштабы, и, чтобы в корне  улучшить положение, понадобятся  целенаправленные и продуманные  действия.
1) отношение длины линий  на карте, чертеже к действительной длине
2)прочность, основательность, солидность
3) размах, охват, значение
4) расстояние между  крайними точками чего-либо раскрытого, распростёртого, расставленного

4. Какой фразеологизм употребляют, когда говорят о том, кто часто плачет?

    А) Глаза на лоб лезутii

    Б) Глаза на мокром месте

    В) Глаза разбегаются

     Г) Глаза разгорелись


5. Даны два предложения: 1) Плохо, если о поваре говорят, что с ним каши не сваришь. 2) Пожарный всегда работает с огоньком. Выпишите из этих предложений фразеологизмы, дайте толкование их значениям и определите, что с ними произошло в данном контексте.

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\images.jpgC:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\скачанные файлы.png

6. Каково лексическое    значение слова «парча»? 

1)тонкая ткань из   натурального шёлка
2) плотная шерстяная   ткань с мелкими рубчиками по диагонали
бар

3) гладкая, блестящая   шёлковая ткань
4) плотная узорчатая    шёлковая ткань с переплетающимися   золотыми, серебряными линиями


7. Каково лексическое   значение слова «инквизиция»?
1) издевательство, мучение, пытка
2) следственный и карательный орган католической церкви, с крайней жестокостью преследовавший   её противников (в средние века)
3) орудие, средство мести
4) учреждение государственной   безопасности
8
. Каково значение слова  «орнитолог»?
1) специалист, изучающий  отношения растительных и животных    организмов на той или иной территории

2) специалист, изучающий состояние окружающей среды и её   воздействие на животных

3) специалист, изучающий флору и фауну водоёмов
4) специалист, изучающий птиц и их распространение
9.
Откуда взялось выражение «мальчик для битья»?

SuzUsdp1oaE9-500x500


10. Откуда взялись выражения «зарубить на носу» и «остаться с носом»? Что они обозначают?

20110107105608!IDz451i


 11Откуда произошло слово тютелька?

 12. Откуда взялось выражение «играть на нервах»?

 13. Почему телесериалы называют «мыльными операми»?i

14. В каком примере допущена лексическая ошибка?
1) причинить боль
2) стилистические пометки
3) играть роль
4) иметь значение
15.
В каком примере допущена лексическая ошибка?

1) проблемная статья
2) особая значимость
3) выполнять продукцию
4) существо вопроса
16.
В каком примере  нет лексической ошибки?
1) памятный сувенир
2) романтическая история
3) сытная жизнь

4) каждая минута времени
17.
В каком предложении не использован синоним существительного беспокойство?
1) Он бы успокоился на мой счёт; тревога бы у него прошла за меня.
2) Он посмотрел на свои тонкие исхудавшие пальцы, и старые, загнанные внутрь обиды вспыхнули в нём с новой силой, и душа его сжалась в смятении и боли.
3) Она ждала, тревожно прислушиваясь, и внезапно вздрогнула, когда снаружи донёсся к нам глухой смешанный шум.
4) В лице её я заметил какое-то нервное волнение.
18.
В каком примере  неправильно дана пара синонимов?
1) дистанция — расстояние

2) фиаско — победа
3) приоритет — первенство
4) функционировать   — работать
19
. В каком ряду не все слова являются синонимами?
1) узы, оковы, путы
2) воображение, фантазия, вымысел
3) усердие, одолжение, услуга
4) холм, пригорок, возвышенность

Приложение 2

Лингвистические задачи

1. Замените иноязычные слова русскими.

1.  Аналогия

2.  Абстракция

3.  Гипотеза

4.  Декрет

5.  Ресурсы

6.  Архитектор

2. Подберите синонимы к следующим словам:

хилый, вялый, сутулый, квелый, жухлый.

Как обычно не говорят о человеке?

3. Найдите ошибки, вызванные смешением паронимов (слов, сходных по звучанию, но разных по смыслу).

1.Алёша безропотно переносил все тяжести жизни.

2.Онегин ведёт праздничный образ жизни

3.Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета.

4.Предложенное в статье решение кажется проблемным.

5.Мой друг не жадный, просто экономичный.

4. Составьте словосочетание, используя слова паронимы, данные в скобках.

1.  (абонемент, абонент) концертный

2.  (безответная, безответственная) покорность

3.  (вздох, вдох) сожаления

4.  (длительные, длинные) наблюдения

5.  (зрительские, зрительные) аплодисменты

6.  (искусно, искусственно) рисовать

7.  (крокодиловый, крокодилий) чемодан

8.  (маститый, мастистый) учёный

9.  (памятный, памятливый) разговор

10.  (представить, предоставить) к награде

11.  (сочинительский, сочинительный ) талант

12.  (сытно, сыто) пообедать

5. Сокол – хищная птица, отличается острым зрением и быстротой полета, особенно при преследовании добычи.

Существует очень странное выражение: «гол как сокол». Какая тут связь?

i

6. Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

7. Найдите слова, выдуманные Н. С. Лесковым, автором «Сказа о тульском косом Левше». Объясните способ их образования:

А. «Если бы, - говорит, - был лучше мелкоскоп, который в пять миллионов увеличивает, так вы изволили бы увидать, что на каждой подковинке мастерово имя выставлено: какой русский мастер ту подковку делал».

Б. «Перед каждым на виду висит долбица умножения».

В. «Мы на буреметр, - говорят, - смотрели: буря будет, потонуть можешь».
8. Какими русскими словами-синонимами можно заменить заимствованные слова?
Трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.

9. В какой из приведенных пар фразеологизмов отношения иные, чем в остальных?
Тертый калач – стреляный воробей,
два сапога пара – одного поля ягоды,

ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга,

сесть на мель – сесть в калошу,

что есть духу – во все лопатки.

10. Найдите и исправьте ошибки в искажении состава фразеологизмов.

1.  Раненый только под утро вошёл в себя

2.  Он не пускал туман в глаза.

3.  Базаров работал не складая рук.

4.  Он прошёл взад и вперёд свою страну.

5.  Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом.

6.  Он никогда не откладывал дела в длинный ящик.

7.  Я тебе благодарна по гроб доски.

11.Восстановите пословицы и поговорки.
1)..., а лужа - по уши.
2) ..., а пораньше вставай да свой затевай.
3) ... дыр много, а выскочить некуда.
4) ..., а здоровье под старость.
5)..., наперед ума рыщет.
6) ..., а хвостом подавился.

12. Определите значение и происхождение следующих  выражений:

а) рядиться в павлиньи перья

б) пригреть змею на грудиD:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\images.png

D:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\images (3).jpg

13. Дайте объяснения значения слов, взятых из Словаря В.И. Даля.

Выползина, быторить, отроковница, лебезить, колевина, тетенькать, авоська, бударка, калач, баить, будень, калика

14. Докажите, что слова конец и начало однокоренные.

15. Подберите фразеологические синонимы к следующим словам: много, обмануть.

16. Какой фразеологизм напоминает своим содержанием стихотворение А.Толстого? Найдите фразеологизмы, вплетенные в ткань этого текста.
Коль любить, так  без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть,  так уж сплеча!

Коли спорить, так уж смело,
Коль карать, так уж за дело,
Коль простить, так всей  душой,
Коли пир, так пир горой!

17. Как называются жители Томска, Тулы, Горького, Минска, Пскова, Омска, Одессы, Баку, Курска, Ярославля; Парижа, Кубы, Лаоса, Конго, Перу?

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Томичи, туляки, горьковчане, минчане, псковичи (псковитяне), омичи, одесситы, бакинцы, куряне, ярославцы; парижане, кубинцы, лаотяне, конголезцы, перуанцы.

18. На чем строится языковая игра в следующих примерах, взятых из произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина: превзошли самые смелые их опасения; спешили наутек; горькими слезами разливается?

19. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам:

как псу муха (польск.);

когда свинья в желтых шлепанцах вскарабкается на грушу (болгарск.);

и в хорошем огороде есть гнилые тыквы (осетинск.);

принять пузыри за фонари (франц.);

как заяц в ананасе (польск.),

как курица в перце (польск.);

записать за ушами (чеш.);

спеши медленно (лат.)

Начало формы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по разделу "Лексика и фразеология", 5 кл.

4 варианта контрольной работы, проведённой по завершению раздела "Лексика и фразеология" в 5 классе по программе С.И.Львовой....

Тест по разделам "Лексика" и "Фразеология"

Тест предназначен для учащихся 6 класса, обучающихся по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского. Цель теста - контроль знаний, умений и навыков учащихся по темам "Лексика" и "Фразеоло...

Презентация для обобщающего урока по разделу "Лексика и фразеология", 6 класс

Презентация для обобщающего урока по разделу "Лексика и фразеология" в 6 классе....

План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»».

План – конспект  по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»»....

Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология» для учащихся 6 класса

Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»для учащихся 6 классаВариант IПродолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)Лексикология – ...

Урок в 6 классе. Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология»

Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология»...