Урок в 6 классе. Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Дегтерева Елена Евгеньевна

Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Урок-путешествие.

                Обобщающее повторение по разделу: «Лексика и фразеология»

                                                           ( 6 класс)

Цели:

Обучающие цели:

  1. Обобщить изученный материал по разделу « Лексика. Фразеология»
  2. Формировать умения применять полученные знания на практике.
  3. Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

  1. Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.
  2. Развивать навыки составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения.
  3. Развивать культуру речи учащихся .

Воспитывающие цели:

  1. Воспитывать умение работать в группах.
  2. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал .
  2. Компьютерная презентация “Игра-путешествие”
  3. Карточки для оценки урока.

Организационный момент.

   Здравствуйте, ребята. Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие в страну, которую вы не найдёте ни на одной географической карте. И всё-таки она существует!  Эта страна называется Лексика.  Нам предстоит посетить только отдельные её города, так как она настолько огромна, что  нам просто не хватит времени, чтобы познакомиться со всеми её достопримечательностями.

Слайд 1

Я буду вашим экскурсоводом  в этом интересном путешествии, а моими помощниками   будут …

              Двум командам-путешественницам предстоит посетить разные города этой удивительной страны, преодолеть на своём пути различные препятствия.  А какая команда успешнее это сделает, та и станет победительницей. ( Класс делится на 2 группы).  Итак, в путь.

           Первый город, который мы посетим, это город Лексического значения. И первое, что предстоит командам это определять по данному лексическому  значению, какое это слово.

Командам нужно в течение 1 минуты отвечать на  мои  вопросы, если вы не знаете ответ, то говорите: «Дальше». И я задам вам следующий вопрос. Чем больше правильных ответов  вы дадите, тем больше баллов получите.

  1. 1.Существительное, прилагательное, глагол –это… (части речи)
  2. Слова, близкие по значению.(синонимы)
  3. Перерыв в занятиях в учебных заведениях на праздничное и летнее время. (каникулы)
  4. Опытный,  бывалый, испытанный в боях воин. (ветеран)
  5. Картина природы в художественном произведении (пейзаж)
  6. Дождливая, пасмурная погода (ненастье, непогода)
  7. Предмет, выставленный в музее (экспонат)
  8. Необразованный, малосведущий человек ( невежда)
  9. Промежуток времени в 10 дней. (декада)
  10. Описание чьей-либо жизни (биография)
  11. Учреждение, издающее произведения печати (издательство)
  12. Душистый, приятный запах (аромат).
  13.  Заход за линию горизонта (о солнце) (закат).
  14. Стремительное нападение войск на противника (атака).
  15. Женский треугольный головной платок (косынка)
  16. Линия раздела между территориями, рубеж (граница).
  1. Подлежащее, определение, обстоятельство –  это … (члены предложения).
  2. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы. (алфавит, азбука).
  3.  Слова, противоположные по значению (антонимы)
  4. Сооружение для спортивных занятий и соревнований  (стадион).
  5. Грубый невоспитанный человек (невежа)
  6. Согласие, отсутствие вражды, ссоры

(мир).

  1. Песчаный наносной холм в пустынях (бархан).
  2. Нижний этаж зрительного зала с местами для публики.
  3. Свободное от работы время (досуг)
  4. Успех в битве, в войне или борьбе за что-либо (победа).
  5. Слова, употребляемые людьми определённой профессии (профессионализмы).
  6. Дорога в саду (парке) с рядами деревьев, посаженных по обеим сторонам. (аллея)
  7. Чувство сильной вражды, отвращения (ненависть).
  8. Сборник  географических карт. (атлас)
  9. Исполнитель роли в театре ( актёр, артист).
  10. Разговор между двумя или несколькими лицами.

2.Расшифруйте фразы, написав соответствующие слова, оканчивающиеся на  ЕЦ

Умный человек

Торговал на Руси

Делает подковы

Остался без жены

Венчает дело

Школьная сумка

 

3. Шуточные задания.

По очереди командам буду задавать вопросы.

  1. Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
  2. Без какой музыкальной ноты нельзя приготовить обед? (соль).
  3. Каким гребнем голову не расчешешь? (петушиным)
  4. Каким поясом не подпояшешься? (климатическим)
  5. Есть всегда он у людей,

Есть он и у кораблей. (нос)

  1. Нас много  в играх набирают,

А иногда и на нос надевают.( очки)

Дополнительный балл той команде, которая ответит на вопрос: «На каком языковом явлении основаны эти шуточные вопросы?

 

Учитель. Молодцы! Вы хорошо справились с первым испытанием, и мы отправляемся в следующий город – город Антропонимов.

Антропонимы – это собственные имена людей: фамилии, имена, отчества, прозвища и т.д. Ребята, как вы думаете, что общего между существительными Несмеяна, Ждан, Любава, Паук? Оказывается, в далёком прошлом все эти слова были именами наших предков. Мои помощники расскажут вам об истории имён и познакомят с исследованием «Личные имена нашей школы».

1 помощник.  Все личные имена некогда были именами нарицательными. У русского народа и других народов в древности существовал обычай: при рождении ребенка присваивать ему в качестве имени названия различных предметов, явлений ,признаков. Отсюда такие древнерусские имена, как Добрыня, Дружина, Калина.

2 помощник.  Называли человека по внутреннему или внешнему признаку ( Буян, Мал,  Молчан), с помощью имени пытались отогнать злых духов (Немил, Злоба, Некрас). Наши предки пользовались иносказательными именами (Баран, Волк, Лиса, Дуб).  В летописи ХV века сохранились имена : Баран Филиппов, Овца Владимиров, Паук Иванов.    Были имена другого рода – княжеские, возникшие на общеславянской или русской почве: Ярослав, Владимир, Всеволод, Будимир и др.

1 помощник.       Но после принятия христианства появились календарные имена, которые давались детям при крещении в зависимости от того, в день какого святого родился ребёнок. Это такие имена, как Иоанн, Михаил, Пётр, Мария, Елена и т.д. Они в основном были греческими, латинскими, древнееврейскими. Русские люди тяжело привыкали к непонятным им новым именам, и на протяжении ещё нескольких веков существовали параллельно имена, данные при крещении, и привычные древнерусские имена: во крещении Иосиф имел второе древнерусское  имя Остромир, князь Владимир, крестивший Русь, имел христианское имя Василий. Позже от древних имён произошли фамилии – от Добрыни – Добрынин, от Овцы - Овечкин, от Калины - Калинин  и т.д.

2 помощник.   После революции 1917 года родители могли выбрать любое понравившееся имя или даже придумать свое. Возродились некоторые древнерусские имена (Ярослав, Владислав и др.), появилось много заимствованных имён (Артур, Роберт, Марат, Жанна, Эвелина и т.д.). Пошли в ход имена древнегреческих и древнеримских богов: Венера, Диана.

 Родители иногда давали своим детям нелепые, странные имена, которые не имели распространения в последующие годы( Берёза, Радий, Медиана).     Очень много имен было образовано от революционных лозунгов: Ноябрина, Свобода, Нинель (если прочитать справа налево – получится Ленин), Вилена (Владимир Ильич Ленин – сокращенно Вилена).    Уродливые имена: Цас (Центральный аптечный склад), Райтия (районная типография).

Смешно звучат подобные имена в сочетании с фамилией и отчеством: Гарри Семенович Попов,     Трактор Иванович Конев, Диана Кривоногова, Роберт Овечкин, Рэд Алексеевич.

Учитель. А теперь вернёмся к   командам. Вам предстоит выполнить следующие задания.

  1. Образуйте имена из следующих сочетаний слов:

владеть миром (Владимир);

владеть всем (Всеволод);

любить мир (Любомир);

свято славить (Святослав);

милая людям (Людмила).

  1. Среди этих букв спрятались имена собственные и названия. Не переставляя букв, отыщи эти слова и запиши их:

                                       И В А Н О В О Л ГА Л Я Л Т А Н Я 

  1.   Вставьте  нужные имена в пословицы и поговорки.
  1. Я ему про Фому, а он мне про Ерёму.
  2. Вот тебе бабушка и Юрьев день.
  3. Мели Емеля, твоя неделя.
  4. По Сеньке и шапка.
  5. Пришли на Настю беды и напасти.
  6. На всякого Егорку своя поговорка.

  1. И последнее задание. Каждому члену из обеих команд за минуту необходимо вспомнить как можно больше своих знаменитых тёзок –  писателей, исторических деятелей, учёных, актёров, спортсменов и т.д. Можно называть и литературных героев (например, тёзка Татьяны Евгеньевны – писательница Татьяна Толстая,  героиня романа Татьяна Ларина, актриса Татьяна Доронина).

    Исследовательская работа.

 А сейчас слово моим помощникам.

1 помощник. В нашей школе обучается  …   учащихся.  А  встречается …мужских имён и … женских. Самые распространённые имена - женское  Анастасия и мужское – Даниил или Данила, каждое из них встречается  … раз. Такие женские имена как Ангелина, Софья, Алёна встречаются 4 раза. По три раза можно встретить такие имена как Анна, Елена, Ольга, Карина, Кристина, Артём, Михаил, Андрей, Сергей, Илья, Максим. Ну а большинство имён ни разу не повторяется.

2 помощник.   Имена, встречающиеся в нашей школе, происходят из разных языков. Исконно русское имя только одно – Ярослав. Несколько имён являются переводами с греческого языка:  Любовь, Надежда, Светлана. Кроме того, некоторые заимствованные имена упростились и имеют народную форму – Юрий, Алёна, Полина. Большинство же имён заимствовано из других языков. 16 – из греческого языка:  Александр, Алексей, Елена, Екатерина, Денис, Дмитрий, Николай и др., 6 – из древнееврейского: Михаил, Тамара, Иван, Илья, Даниил, Анна, 5 – из латинского: Сергей, Максим, Юлия, Виктория, Валентина. Есть имена, заимствованные из персидского, скандинавского, тюркского и т.д.

          Происхождение некоторых имён неясно. Например, имя Карина могло прийти к нам и из греческого, немецкого и  болгарского языков.

Учитель. А теперь мы переносимся в следующий город  - город Фразеологизмов.

1 помощник. Фразеологизмы  - это устойчивые выражения.  Они всегда имеют переносное значение. А  пришли они к нам из самых разных областей: из мифологии (Авгиевы конюшни, ахиллесова пята, ящик Пандоры),  Библии (вавилонское столпотворение, всемирный потоп),   фольклора (по щучьему велению, молочные реки , кисельные берега), из различных ремёсел ( тянуть канитель, бить баклуши) , из истории (долгий ящик, во всю Ивановскую) и т.д.

2 помощник. Как же появлялись фразеологизмы? Например, всем известное выражение «Ни пуха ни пера» означает пожелание удачи, успеха. Оно досталось нам от охотников, которые, собираясь в лес, изобрели «формулу от сглаза». Такие недобрые слова должны были усыпить бдительность  злых духов и принести удачу.

С незапамятных времён курица считалась самой глупой птицей, была предметом насмешек. Вот почему возникло много фразеологизмов, в которых человека сравнивают с этим животным. «Пишет как курица лапой» -значит неразборчиво, «мокрая курица» говорят о человеке, имеющем жалкий вид, «куриная память»  скажут о забывчивом человеке, а выражение «курам на смех»  имеет значение «даже глупые куры –и те смеются».

 Учитель. Теперь командам предлагаются задания, связанные с фразеологией.

1).Подскажи словечко.

1. Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой…

2.Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь….

Ответы: …не разольешь;…медвежью услугу

2) По картинке определи фразеологизм и объясни его значение

 брать быка за рога

стреляный воробей

 водить за нос

 считать ворон

3). Назови одним словом.

Прикусить язык

Как снег на голову

Сесть в калошу

Спать без задних ног

Кот наплакал

С гулькин нос

Тьма-тьмущая

Плевать в потолок.

 Учитель. А наше путешествие подошло к концу, и завершить его мне хотелось бы стихотворением  В.Солоухина.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово, 
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.


Им можно радости прибавить.
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить.
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
                                   

 Будьте уважительны друг к другу и к словам!

 Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Урок подошёл к концу.

 -Что нового узнали на уроке?

 -Какие трудности появлялись в процессе   работы?

- Как вы их преодолевали?        

- Понравилось ли вам на уроке? Какое у вас настроение?

- Дайте оценку нашей работе  (выберите одну из предложенных карточек и покажите, если урок понравился – карточку с улыбкой, нет – карточку с грустным лицом)

 Учитель обобщает сказанное, благодарит за работу, оценивает ответы.

Домашнее задание.  Вспомнить и записать как можно больше фразеологизмов со словом зуб или ухо( на выбор).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для обобщающего урока по разделу "Лексика и фразеология", 6 класс

Презентация для обобщающего урока по разделу "Лексика и фразеология" в 6 классе....

Методическая разработка урока -повторения по теме «Лексика и фразеология», «Орфография»

Урок обобщающего повторения по теме « Лексика и орфография» .Тест....

План – конспект по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»».

План – конспект  по русскому языку в 6 классе по теме : « Повторение разделов «Лексика» и «Фразеология»»....

Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология» для учащихся 6 класса

Тест по разделам «Лексика» и «Фразеология»для учащихся 6 классаВариант IПродолжите определение, выбрав правильный ответ. (макс. кол-во баллов: 1)Лексикология – ...

Урок по русскому языку "Повторение и обобщение по разделу "Лексика и фразеология" (в форме КВН) (2021г.)

Проведение уроков повторения и обобщения изученного в игровой форме - это своеобразный праздник для обучающихся. Детям нужно продемонстировать свои знания, проявить себя в работе команды. Урок по русс...