Викторина по русскому языку "Деепричастие - удивительная часть речи"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Архипова Людмила Сергеевна

Обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_deeprichastie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина «Деепричастие – удивительная часть речи»

Цель: обобщение и систематизация материала о деепричастии и деепричастном обороте.

Знать: морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «Не с деепричастием», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте.

Уметь: находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме, конструировать предложения с деепричастными оборотами.

Оборудование: карточки, Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова.

Учитель. Ребята, мы изучили тему «Деепричастие». И сегодня вспомним всё, чему научились.

1 тур.  «Фронтальный опрос (с примерами)»

Учитель:

-Что называется деепричастием?

-Назовите грамматические признаки деепричастия.

(Деепричастия не изменяются, бывают совершенного и несовершенного вида).

- Как образуются деепричастия несовершенного вида?

-Как образуются деепричастия совершенного вида?

2 тур. «Образуй-ка»

 Учитель: Запишите деепричастия от следующих глаголов

Услышать – услыш…в

Подклеить – подкле…в

Засеять – засе…в

Сделаем вывод:

- От чего зависит выбор гласной в деепричастии? (Пишем ту же гласную, что и в основе глагола неопределённой формы перед  ТЬ)

3 тур. «Определи вид»

Учитель:

- Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять вид деепричастия. Заполните таблички, лежащие  у вас на партах.

Подняв головы, хлопая крыльями, отражаясь в воде, сдержав шаг, прижимаясь к земле, устремив взгляд, извиваясь, опомнясь.

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 тур.  «Слитно или раздельно»

Учитель:

- Изучая тему «Деепричастие», вы познакомились с орфограммой «НЕ с деепричастиями». И насколько она важна, не раз убеждались.

- А теперь я предлагаю вам продемонстрировать уровень ваших знаний по этой теме. Перед вами три уровня сложности, какой достанется каждому из вас, мы сейчас определим.

      Уровень                                    Уровень                                        Уровень 

(не) думая                             (не) законченный урок                 (не) широкая, но глубокая река

(не) услышав                        (не) прочитав                                 (не) смотря на (не) погоду

(не) навидя                           (не) глубокий, а мелкий                (не) страшась (не) взгод

(не) говоря                            (не) замеченная учеником                (не) мог (не) заметить

(не) доумевая                           (не) зная ничего                                 (не) навидя (не) приятеля

(не) заметив                         (не) навидя ложь                            (не) спорил с (не) веждой

(не) чувствуя                           (не) дождавшись утра                    ничего (не) делая

(не) ржавея                          (не) хорошее самочувствие          (не) синяя лента

(не) поднявшись                 увидел (не) знакомца                     отнюдь (не) интересный фильм

(не) рассматривая                   вовсе (не) добрая                               (не) годуя по поводу

(не) требуя ответ                (не) продуман                                      (не) кий (не) знакомец

(не) взлюбив                           (не) кого выбрать                            (не)разочаровавшись в друге

 5 тур. «Пословицы»

Учитель:

Ребята, сейчас мы с вами поработаем с пословицами. Внимание на листочки.

Не учась, лаптя не сплетёшь.

| Не поклонясь до земли |, грибка не подымешь

Вопросы (по очереди):

- Какой темой они объединены? ( Тема труда)

- Чему учат? ( Трудолюбию, прилежанию, усердию)

Учитель:

Ребята, это как раз те качества, которые являются залогом успеха в учёбе.

- Что называется деепричастным оборотом?

-Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастный оборот?

- Как выделяются деепричастия и деепричастные обороты на письме?

- С каким оборотом мы еще знакомы? ( С причастным)

 6 тур. «Какие разные обороты…»

-Обратимся к записи на доске. ( Проверим умения различать причастные и деепричастные обороты)

Прочитаем  предложение.

Ученик, | встречающийся со взрослыми |, здоровается первым.

Вопросы по предложению (по очереди):

- Что я выделила?  (Причастный оборот)

- Всегда ли он выделяется? (Если стоит после определяемого слова.)

- А можно ли в этом предложении причастный оборот заменить  деепричастным?

(Ученик, | встречаясь со взрослыми |, здоровается первым.)

-  Деепричастный оборот – это очень выразительная форма, употребляемая в книжной речи. Прислушайтесь к речи окружающих, и вы убедитесь, что в разговоре деепричастный оборот встречается редко.  Пользоваться им надо умело. Иначе можно допустить грамматическую ошибку.

 7 тур.  «Я редактор».

Учитель:

- А сейчас я каждому из вас предлагаю побыть в роли редактора.

- Что означает это слово? (Тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание.)

 В толковом словаре под редакцией Ожегова об этом слове говорится вот что.

(Редактор, -а, мн. -ы, -ов и (разг.) -а, -ов, м. Человек, к-рый редактирует что-н.; специалист по редактированию. Р. журнала. Ответственный р. Технический р. || ж. редакторша, -и (разг.). || прил. редакторский, -ая,-ое. Редактировать, -рую, -руешь; -анный;несов; что. 1. Проверять и-исправлять текст при подготовке к печати Р.рукопись. || 2. Руководить изданием чего-н. Р. журнал. || сов. отредактировать, -рую, -руешь; -анный (к 1 знач.). || сущ. редактирование,-я, ср., редакция, -и, ж. и редактура, -ы, ж. Редактирование текста. Книга под редакцией известного специалиста. || прил. редакционный, -ая, -ое. Редакционная коллегия.)

 Вы  будет пытаться употребить деепричастный оборот в речи.

- Перед  вами карточки, в которых несколько предложений.

1.Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.

2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень ее полюбил.

3. Закрыв книгу,  герои надолго остаются в моей памяти.

-Отредактируйте предложения, запишите  правильный вариант.

1.Прочитав  «Песню про купца Калашникова», я загрустил.

2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, очень ее полюбил.

3. Закрыв книгу,  я надолго запомнил героев.

- Что нужно помнить, чтобы не допускать таких ошибок? (О едином действующем лице и предмете. И глагол, и деепричастие относятся к одному лицу.)

Будьте внимательны и избегайте подобных ошибок! 

 Подсчет очков, награждение победителя.

На этом наше мероприятие подошло к концу. Мы с вами вспомнили все, что изучили о данной части речи. Надеюсь, что это мероприятие не пройдет бесследно и вы в будущем будете использовать деепричастия в письменной и устной речи грамотно, не допуская ошибок.

Раздаточный материал

Услышать –

Подклеить –

Засеять –

__________________________________________________________________

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

 

 

 

 

 

 

 

 

_____________________________________________________________________________

Пословицы

Не учась, лаптя не сплетёшь.

| Не поклонясь до земли |, грибка не подымешь

__________________________________________________________________________

1.Прочитав «Песню про купца Калашникова», мне было грустно.

2. Кирибеевич, увидев Алёну Дмитриевну, и очень ее полюбил.

3. Закрыв книгу,  герои надолго остаются в моей памяти.

_____________________________________________________________________________

  Уровень                                    Уровень                                        Уровень 

(не) думая                             (не) законченный урок                 (не) широкая, но глубокая река

(не) услышав                        (не) прочитав                                 (не) смотря на (не) погоду

(не) навидя                           (не) глубокий, а мелкий                (не) страшась (не) взгод

(не) говоря                            (не) замеченная учеником                (не) мог (не) заметить

(не) доумевая                           (не) зная ничего                                 (не) навидя (не) приятеля

(не) заметив                         (не) навидя ложь                            (не) спорил с (не) веждой

(не) чувствуя                           (не) дождавшись утра                    ничего (не) делая

(не) ржавея                          (не) хорошее самочувствие          (не) синяя лента

(не) поднявшись                 увидел (не) знакомца                     отнюдь (не) интересный фильм

(не) рассматривая                   вовсе (не) добрая                               (не) годуя по поводу

(не) требуя ответ                (не) продуман                                      (не) кий (не) знакомец


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Эта удивительная часть речи - глагол"

"Эта удивительная часть речи - глагол" Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе...

Разработка урока по русскому языку для 5 класса по теме "Удивительная часть речи - глагол"

Разработка урока для учащихся 5 класса по русскому языку. Цель: систематизировать, обобщить и закрепить изученный материал по теме "Глагол"....

Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".

Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....

«Удивительная часть речи – глагол!»

Урок письма и развития речи в 9 классеПо теме «Глагол. Обобщение»«Удивительная часть речи – глагол!»...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока "Имя существительное - удивительная часть речи "

Урок русского языка в 5 классе. Обобщающий урок по теме  "Имя существительное - удивительная часть речи "....

Урок по разделу «Глагол». Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.Структура урока: актуализация прежних знаний обучающихся.Форма урока: урок-практикумЦели урока:Обучающие: обобщение...

Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе "Удивительная часть речи – глагол"

Обучающие цели урока: обобщение изученного по теме «Глагол»: 1. знания учащихся о глаголе как части речи;2. умения находить изученную часть речи;3. обоснование правильности выбора орф...