Систематизация знаний о русской графике
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Гайламазова Анна Асватуровна

Систематизация знаний о русской графике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx28.06 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Систематизация знаний о русской графике

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного.

Цели как деятельность учеников:

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, задавать вопросы, делать выводы; пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим) и аудирования, адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения.

М/к: участвовать в речевом общении в соответствии с ситуацией и коммуникативной установкой, работать в паре, договариваться о совместной деятельности, обсуждать результаты работы.

4ЛР: различать основные графические средства русского языка, соотносить понятия звук, буква и название буквы, сопоставлять и анализировать звуковой и буквенный состав слова.

7ЛР: осознавать значение алфавита в истории славянской письменности как национально-культурного феномена, осмысливать роль изменений в алфавите на разных этапах развития русского языка.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашней работы.

Опрос.

Два ученика на доске выполняют фонетический (растёт) и морфологический (в наших) разбор слов.

Один ученик устно задаёт вопросы классу по предыдущей теме, используя ключевые слова, записанные в тетради.

Два ученика выполняют работу на карточках, в которые включены слова из домашнего упр. 18 на разные виды орфограмм.

Ученики, выполнявшие дополнительное задание по словарям, приводят примеры слов, в которых возможны варианты произношения, показывают различия между ними.

ТОУУ

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний.

2. Осуществлять самостоятельный отбор источников информации (пособия, словари, электронные диски) для решения учебных предметных задач.

III. Языковая разминка.

  • Закончите предложение и запишите, назовите автора известных строк.

Дама сдавала в багаж: диван, чемодан

Построение схемы данного предложения, объяснение пунктограмм.

Орфографическая работа: выяснение видов орфограмм в данном предложении по их опознавательным признакам (безударное положение гласного, шипящие на конце слов – багаж, саквояж, шипящие перед гласными – собачонка).

Деление слов на слоги (са/кво/яж, кар/ти/на, кор/зи/на, кар/тон/ка).

Толкование слова саквояж, определение его тематической группы, построение тематического ряда слов с родовым понятием «вместилище для ношения чего-либо» (сумка, портфель, чемодан, рюкзак).

Словообразовательный и морфемный анализ слова сдавала (глагол сов. вида сдавать образован от давать приставочным способом; при морфемном разборе называют формообразующие морфемы (окончание -а женского рода единственного числа глагола и суффикс прошедшего времени -л-) и словообразующие (приставка глагола с- и суффикс глагола несовершенного вида

-ва-).

Задание: перепишите вещи дамы в алфавитном порядке.

– В какой последовательности вы расположите слова картина, корзина, картонка?

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.

2. Создавать графические модели объектов с выделением существенных  характеристик объекта.

Коммуникативные УУД

Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

IV. Введение в тему урока.

Мотивирующий приём («яркое пятно»).

  1. Слово учителя (текст может проецироваться с помощью компьютера на экран).

Каждой весной население Болгарии отмечает удивительный праздник. В городах и сёлах все от мала до велика выходят на улицы. По центральным улицам идут красочные демонстрации.

Попробуйте угадать, что несут демонстранты

Конечно, и без всего этого праздник представить невозможно. Но самое интересное в этом красочном шествии то, что люди несут в руках огромные буквы. Да-да, наши родные буквы, составляющие как болгарский, так и русский алфавит. Разной величины и разного цвета. А на портретах – Кирилл и Мефодий (вспомните почему?).

Именно они и изобрели славянскую азбуку. Русские туристы – желанные гости на этом празднике. Они не просто гости, но и братья по письменности. Праздник называется праздником славянской азбуки. И вместе с тем это праздник культуры – праздник науки и искусства. С 1986 года праздник славянской культуры стал отмечаться и у нас. Его название несколько изменилось – Дни славянской письменности и культуры.

  • Назовите ключевые слова урока. (Алфавит, азбука, буква.)

Сформулируйте на их основе тему урока. (Графика.)

  1. Упр. 19 – развиваются умения анализировать лингвистический текст, выделять основные смысловые части и ключевые слова в них.
  • Прочитайте в парах текст изучающим чтением и составьте его план.
  1. Понятие «графика».
  2. Особенности усвоения устной и письменной речи.
  3. Графические средства для передачи звучащей речи.

Беседа по вопросам:

  • Что такое графика?
  • Как вы понимаете смысл пословицы: «Что написано пером, того не вырубишь топором»? Какие ещё пословицы о знаниях, книгах, грамотности вы знаете? («Ученье – свет, а неученье – тьма», «Говорит как по писаному», «Век живи, век учись», «Корень учения горек, а плод его сладок».)
  • Какие существуют графические средства для передачи звучащей речи?

  • Назовите основное графическое средство. Приведите из текста упражнения примеры небуквенных графических средств.
  • Какие графические средства оформляют предложение?
  • Приведите примеры таких средств из текста упражнения. (Точка, запятая, кавычки, тире, скобки.)
  • Определите стиль и тип речи. (Научный, описание.)
  • Дополните список ключевых слов (небуквенные графические средства: дефис, пробел, чёрточка, апостроф; знаки препинания).

Регулятивные УУД

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, детальное).

2. Преобразовывать информацию в другие формы (план, ключевые слова).

V. Углубление знаний о русской графике.

  1. Работа в парах.

Упр. 20 – развивается умение анализировать лингвистический текст, выделять основные смысловые части, задавать вопросы к каждой части.

Учащиеся читают текст про себя и составляют вопросный план.

  1. Что такое алфавит?
  2. Чем отличается алфавит от азбуки?
  3. Какие буквы могут быть по начертанию?
  4. В чём особенность буквы ё?
  5. Кто является её создателем?
  6. Когда была введена в алфавит эта буква? Какое графическое средство использовали до введения буквы ё для обозначения ударного [о] после мягких согласных?

  1. Обобщающая беседа.
  1. Дайте определение алфавита и прочитайте русский алфавит.

  1. В чём отличие звука, буквы и названия буквы? (Звук произносим, букву пишем, название буквы – её «имя».) Покажите это на примере букв к, л, й.
  2. В чём заключается особое положение буквы ё в русской графике?
  3. О чём свидетельствует произношение ударного [э] вместо [о] в художественной литературе XVIII – начале XIX в.? Приведите примеры подобного произношения из стихотворения А.С. Пушкина «Анчар».
  1. Упр. 21 – расширение знаний о русской графике, истории её возникновения и причинах изменений в русском алфавите.

Самостоятельное ознакомительное чтение и сжатый пересказ.

  1. Мини-тест по разделам «Фонетика», «Орфоэпия» и «Графика» (см. материалы предметного диска – интерактивный мини-тест к § 4).
  1. Определите, где звуков больше, чем букв:

а) ясень; б) мята; в) маяк; г) объяснить; д) безжалостный;

е) юбка.

  1. Определите, где букв больше, чем звуков:

а) разжечь; б) отсрочка; в) разъезд; г) устный; д) считает;

е) явиться.

  1. Написание какого слова не расходится с произношением?

а) отдать; б) голубь; в) скучный; г) бедный; д) милиция.

4) В каких словах выделенная буква обозначает звук [о]:

а) бытие; б) манёвр; в) остриё; г) афера; д) опека.

Ключи: 1) в, е; 2) а, г, е; 3) г; 4) б, в.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительное, изучающее, детальное).

2. Преобразовывать информацию в другие формы (вопросный план).

3. Осуществлять коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Адекватно понимать информацию, извлечённую из текстового источника.

2. Учитывать разные позиции и строить учебное взаимодействие (при работе в паре).

3. Доносить свою позицию до других, владея приёмами  монологической речи, участвовать в диалоге.

4. Осуществлять само- и взаимоконтроль, оценивая своё и чужое высказывание.

ТОУУ

VI. Итог урока.

  • Задайте вопросы по теме урока, используя ключевые слова.
  • Что нового о русском алфавите вы сегодня узнали?

Регулятивные УУД ТОУУ

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

VII. Домашнее задание.

Н Упр. 22  (при выполнении домашнего задания опирайтесь на список ключевых слов).

П Исследовательская задача. (Возможна работа в группах.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые формы обобщения и систематизации знаний по русскому языку при подготовке к итоговой аттестации в новой форме за курс основного общего образования

В статье представлены некоторые формы работы, которые можно использовать на уроках повторения при подготовке к экзамену по русскому языку....

Урок обобщающего повторения и систематизации знаний по алгебре в 7 классе "Линейная функция и ее график"

Разработка применяется на этапе обобщения и повторения  учебного материала по теме:" Линейная функция и ее график " в 7 классе со средним уровнем подготовки.В разработку входят конспект урока, пр...

"Обобщение и систематизация знаний по теме: “линейная функция и её график”, с применением КСО. ", 7 класс, Ю.М.Клягин, Ш.А. Алимов

quot;Технология коллективного творческого обучения""Обобщение и систематизация знаний по теме: “линейная функция и её график”, с применением КСО. "Цель: Обобщение и система...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Систематизация знаний по русскому языку"

Рабоча программа предназначена для систематизации знаний по русскому языку и подготовки к ОГЭ...