Обязательный образовательный минимум по русскому языку в 5 классе (I полугодие)
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Васильева Нина Феликсовна

Обязательный образовательный минимум способствует повторению и закреплению изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oom_5_kl.docx29.9 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Обязательный образовательный минимум

по русскому языку в 5 классе

(I полугодие)

5 класс

Учитель: Васильева Н.Ф.

2016-2017 учебный год.

Санкт-Петербург


Обязательный образовательный минимум

Предмет

Русский язык

Класс

5

Триместр

1

I. Необходимо знать:

1) определения лингвистических терминов;

2) классификацию звуков речи;

3) формулировку орфографических правил.

II. Необходимо правильно выполнить тесты.

Лингвистические термины

1.Что такое лингвистика?

Лингвистика – это наука о языке.

2. Какая бывает речь?

 - монологическая речь: если говорит один человек, а остальные слушают;

 - диалогическая речь: если говорят оба собеседника попеременно;

 - устная речь: её передают с помощью букв, а воспринимают слухом;

 - письменная речь: её передают с помощью букв, а воспринимают зрением.

3. Что такое фонетика и графика?

Фонетика – это раздел лингвистики, изучающий звуки речи.

Графика – это раздел лингвистики, изучающий буквы и их звуковое значение.

4. Сколько букв в русском алфавите, назвать алфавит.

В русском алфавите 33 буквы: 10 из них обозначают гласные звуки, 21 буква обозначает согласные звуки, Ь и Ъ звуков не обозначают.

5. Дать характеристику гласных и согласных звуков.

 - гласные: ударные и безударные;

 - согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

6. Когда буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука?

 - в начале слова: ель, ёлка, юла, яма;

 - после Ь и Ъ: подъезд, съёмка, вьюга, семья;

 - после гласных: поехал, каюта, маяк.

7. Что такое морфология?

Морфология – это раздел грамматики, в котором изучаются части речи.

8. Дать классификацию частей речи.

 - самостоятельные части речи:                                - служебные части речи:

имя существительное;      глагол;                                         союз

имя прилагательное;        наречие;                                          предлог

имя числительное;        местоимение.                                     частица

                                   

9. Отличия самостоятельных и служебных частей речи.

Самостоятельные части речи:

- называют предметы, признаки, действия;                                                          

- отвечают на вопросы;                                    

- являются членами предложения.

Служебные части речи:

- не называют предметы, признаки, действия;

- не отвечают на вопросы;

- не являются членами.

10. Что называется именем существительным, прилагательным, глаголом, наречием?

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет и отвечающая на падежные вопросы.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой? какая? какое? какие? каков предмет? чей? чья? чьё? чьи?

Глагол – это самостоятельная часть речи, обозначающая действия предмета и отвечающая на вопросы что делать? что сделать?

Наречие – это самостоятельная неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия и отвечающая на вопросы где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как?

11. Что такое морфема? Дать определение каждой из них.

Морфема – это наименьшая значимая часть слова.

Корень – это общая часть однокоренных слов с одинаковым лексическим значением.

Приставка – это морфема, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Суффикс – это морфема, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Окончание – это морфема, которая служит для связи слов в предложении и образует формы одного и того же слова.

12. Что такое лексика и лексикология?

Лексика – это все слова языка, т.е. его словарный состав.

Лексикология – это наука, изучающая словарный состав языка.

13. Дать определения группам слов из раздела «Лексика»

 Однозначные слова – это слова с одним лексическим значением (монолог).

 Многозначные слова – это слова, имеющие несколько лексических значений (корень, расцвести).

 Прямое значение слова – прямо называет предмет, действие, признак (вершина горы).

 Переносное значение слова – переносит наименование предмета на другой предмет (вершина славы).

 Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся по-разному, но имеют совпадающее или близкое лексическое значение (говорить, сказать, откликнуться, заявить).

 Антонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют противоположные лексические значения (друг-враг, хороший-плохой).

 Омонимы – это слова одной и той же части речи, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные лексические значения (ключ).

 Профессиональные (специальные) слова – это слова, которые употребляются только специалистами, т.е. людьми одной профессии (инъекция, алиби, корректор).

 Термины – это специальные книжные слова, которые обозначают научные понятия во всех областях науки (делимое, суффикс).

 Диалектные слова – это слова, которые используются жителями одной определённой местности, территории (курицу называют «клуха», «рябуха», петух – «кочет», пирог без начинки – «порожник»).

 Устаревшие слова – это слова, которые перестали употребляться в повседневной жизни: историзмы обозначают исчезнувшие из нашей жизни предметы, явления, не имеют синонимов в современном русском языке (кольчуга, лапти, помещик).

Архаизмы – это устаревшие слова, имеющие современные синонимы (щёки – ланиты, палец – перст, шея – выя, очень – зело, чтобы – дабы).


14. Что такое речевой этикет и этикетные слова?

Речевой этикет – это правила речевого поведения.

Этикетные слова – это слова, которые помогают устанавливать доброжелательные отношения с собеседником: приветствие (здравствуй), прощание (до свидания, до скорой встречи), просьба (будьте добры, прошу вас), благодарность (спасибо).

Формулировка орфографических правил

Что такое орфография и орфограмма?

Орфография –  раздел лингвистики, в котором изучаются правила написания слов.

Орфограмма – это буква для передачи определённого звука и правило написания.

ЗНАТЬ ПРАВИЛА:

1. Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ пишутся всегда с буквами  И, А, У Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): жюри, брошюра, парашют.

2. В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ никогда не пишется Ь (птенчик, сварщик).

3. Мягкий знак после шипящих в конце имён существительных пишется только в 3 склонении и не пишется в 1 и 2 скл. (молодёжь, рожь, много дач, туч, училищ).

4. Разделительный  Ъ пишется после приставок на согласную перед буквами

Е, Ё, Ю, Я (подъезд, съёмка, объявить).

    Разделительный Ь пишется не после приставок перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И

    (пьеса, вьюга, воробьи).

5. Частица НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ (не был, не приехал, ненавидеть, нездоровится).

6. -ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах:

А) Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ?

ЧТО СДЕЛАТЬ? (в вопросе есть Ь), то надо писать  -ТЬСЯ (будем учиться).

Б) Если глагол отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО СДЕЛАЕТ? (в вопросе нет Ь), то пишется -ТСЯ (школьник учится).

В глаголах никогда не пишется  -ЦА!

7. Корни с чередованием.

А) -ЛАГ-/-ЛОЖ- : перед Г в корне пишется А, перед Ж в корне пишется О (изложение, предлагать).  

Исключение (ЗАПОМНИТЬ!) – полог.

Б) -РАСТ- (РАЩ) / -РОС- : в корне перед СТ и Щ пишется А, если нет СТ и Щ, то пишется О (растение, выросли).

Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, на вырост, отрасль.

8. В корне слов после шипящих под ударением слышим О, пишем Ё (чёрный, жёлуди, шёпот, пришёл).

Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): шов, шорох, капюшон, крыжовник, трущоба, обжора, чопорный, шорты, чокнуться, шоссе, шоколад, шофёр.

9. Приставки.

А) С традиционным написанием: от-, под-, по-, об-, над-, о-, на-, с-, за-.

Б) Приставки на З- ,С- : перед звонкими согласными в приставке пишется З (разглядеть); перед глухими согласными в приставке пишется С (рассказ).

10. Буквы И-Ы после Ц.

 А) Буква И после Ц пишется:

  • в корне слова (цирк, цифра).  

     Исключения (ЗАПОМНИТЬ!): цыган, цыплёнок, на цыпочках, цыкнуть, цыц.

  • в словах, оканчивающихся на -ЦИЯ (акация, авиация)                            

 Б) Буква Ы после Ц пишется в окончаниях и суффиксах (птицы, круглолицый).  


Тестовые задания

1) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          сл..жение, подр..сти

          выр..щивать, прил..гательное

          предл..жение, р..стительность

          р..сток, предпол..гать

2) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          реш..тка, щ..лкать

          крыж..вник, ч..рный

          щ..тка, ш..колад

          ж..нглер, ч..лка

3) В каком слове на месте пропуска пишется буква И?

          панц..рь                                      синиц..н

         

          ц..пленок                                    птиц..

         

4) Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется О.

          ж..лудь                                        ш..рох

          ш..пот                                          ч..рный

5) Укажите слово с ошибкой.

          излагать                                      шёпот

          отросль                                       цифра


6) Какое слово не является местоимением?

          мне                                              на

          ты                                                нас

7) Какое слово НЕ пишется слитно?

          (не)знаю                                     (не)видет

          (не)беспокойся                          (не)навидит

8) Какое словосочетание содержит слово в переносном значении?

          золотое кольцо                          серебряные волосы

          тёмная ночь                                идёт по дороге

9) В каком предложении есть антонимы?

          Рана заживает, а рубец остаётся.

          Пришлось долго, терпеливо ждать.

          Метель метёт, и вьюга плачет.

          Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

10) В каком предложении есть синонимы?

          Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

          Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

          В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

          Яблоки не кислые, а сладкие.


11) Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы.

Говядину можно тушить с овощами.

            ___________________________________________________________

12) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          с..дел с удочкой у реки; рано пос..дел

          ребёнок быстро разв..вается; волосы разв..вались на ветру

          ог..рчился из-за неудачи; г..ористая местность

          изм..рять высоту; прим..рять спорщиков

13) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

          ра..бег, и..чезнуть

          бе..полезный, во..мущение

          и..мениться, ..гореть

          ра..глядеть, в..бежать

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный минимум по русскому языку 5-6 класс ФГОС

В материале представлено содержание образовательного минимума для учеников 5-6 классов в соответствии с ФГОС. Образовательные минимумы составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС  по учеб...

Обязательный образовательный минимум по английскому языку (I полугодие). Н.И. Верещагина, О.В. Афанасьева. Английский язык. V класс.

Лексико-грамматический материал для обязательного образовательного минимума по английскому языку для учащихся 5 класс, учебник И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой "Английский язык.V класс". (1 часть уч...

Образовательный минимум по русскому языку. 8 класс. 1 полугодие

Проверочная работа позволит проверить сформированный образовательный минимум....

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (I четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (II четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (III четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку, 8 класс (УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова)

Образовательный минимум содержит материал, освоение которого в 8 классе в рамках изучения предмета "Русский язык" является обязательным....