Образовательный минимум по русскому языку, 8 класс (УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова)
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Канарская Екатерина Игоревна

Образовательный минимум содержит материал, освоение которого в 8 классе в рамках изучения предмета "Русский язык" является обязательным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obr_minimum_rya_8_klass.docx31.84 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный минимум по русскому языку

(УМК Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой, М.Т. Баранова)

8 класс

I четверть

1. Русский язык – государственный язык РФ, язык межнационального и мирового общения, один из официальных и рабочих языков ООН.

2. Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетание, предложение, текст и правила их построения. Текст и предложение - коммуникативные единицы, то есть служат для общения, обмена мыслями, чувствами. Словосочетание выполняет номинативную функцию, то есть служит для называния, обозначения предметов, явлений, качеств, действий.

3. Словосочетание - сочетание двух и более слов самостоятельных частей речи, связанных друг с другом по смыслу и грамматически (подчинительный тип связи: есть главное и зависимое слова).

 В зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи выделяются глагольные (читать журнал), именные (уважение к труду) и наречные (весьма неплохо) словосочетания.

Виды подчинительной связи в словосочетании:

Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово – существительное или местоимение; зависимое может являться прилагательным, причастием или местоимением. Вопросы: Какой? Который? Чей?

Пример: рыжий кот.

Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится при главном в форме косвенного падежа. Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей.

Пример: уйти в лес.

Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями 3 лица, простой формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Задается вопрос: Как?

Пример: громко говорю.

4. Грамматическую основу предложения составляют подлежащее и сказуемое (главные члены предложения).

Предложения, в которых грамматическая основа выражена двумя главными членами (подлежащим и сказуемым), называются двусоставными.

Предложения с одним главным членом называются односоставными.

Подлежащее - главный член предложения, называющий то, о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что?

Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

5. Типы сказуемых:

Простое глагольное сказуемое (ПГС)

Сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражены одним словом – глаголом в форме какого-нибудь наклонения, – называется простым глагольным.

Он гулял (гулял – ПГС).

Составное глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое состоит из вспомогательного глагола и глагола в неопределенной форме (в инфинитиве). Основное лексическое значение выражено глаголом в инфинитиве, а вспомогательный глагол выражает общие грамматические значения наклонения, времени, лица, а также добавочные значения.

В составном глагольном сказуемом могут употребляться вспомогательные глаголы двух типов:

глаголы, указывающие на начало, продолжение или конец действия: начать, стать, продолжать, кончить, перестать, прекратить, бросить и т.д. 

модальные (со значением возможности, желания и пр.): мочь, хотеть, желать, готовиться, стремиться, решить, уметь и др.

Примеры:

Я начал бегать по утрам (начал бегать – СГС).

Я решил посмотреть в окно (решил посмотреть – СГС).

В роли вспомогательных глаголов могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (рад, должен, готов, обязан и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Пример: Я был готов уйти (был готов уйти – СГС).

Составное именное сказуемое.

В составном именном сказуемом есть глагольная связка, выражающая грамматическое значение, и основной (именной) компонент – слова или словосочетания разных частей речи (чаще всего – имена существительные, прилагательные, причастия), в которых содержится лексическое значение сказуемого.

В качестве связки в составном именном сказуемом чаще всего используется глагол быть в форме какого-либо наклонения.

В настоящем времени глагол быть обычно отсутствует; иными словами, связка нулевая. В ряде случаев в такой ситуации между подлежащим и сказуемым ставится тире.

В составном именном сказуемом могут использоваться и другие глаголы-связки: являться, оставаться, становиться, стать, делаться, считаться, называться, казаться, оказаться, представляться и т.п.; они различаются значениями. 

Пример:

Море было спокойным (было спокойным – СИС).

II четверть

1. Второстепенными членами предложения называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. К ним относятся дополнения, определения и обстоятельства.

2. Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Дополнения бывают прямые и косвенные. Прямые дополнения относятся к переходным глаголам и обозначают предмет, на который непосредственно распространяется действие. Прямое дополнение выражается именем существительным в винительном падеже без предлога либо в родительном падеже без предлога при отрицании или если дополнение имеет значение части целого. Остальные дополнения – косвенные.

3. Определение – второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений.

 Согласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством согласования. Несогласованными называются определения, связанные с определяемым словом посредством управления или примыкания.

Приложение - это определение, выраженное именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

4. Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели, образе действия и т.д.

5. Виды односоставных предложений:

Односоставные предложения с главным членом-подлежащим

Назывные предложения - это такие односоставные предложения, в которых главный член предложения выражен именем существительным в именительном падеже или сочетанием существительного с числительным.

Односоставные предложения с главным членом — сказуемым

 1. Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения называют действие, совершаемое лицом: говорящим или собеседником.

Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено личной формой глагола в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения или глаголом в повелительном наклонении. В таких предложениях глагол своей формой указывает на вполне определённое лицо.

Пример: Работай усердно!

2. Неопределённо-личные предложения

Неопределённо-личные предложения называют действие, совершаемое каким-то неопределённым лицом. 

Это односоставные предложения с главным членом — сказуемым, которое выражено глаголом в форме 3-го л. мн.ч. настоящего или будущего времени, или в форме мн.ч. прошедшего времени, или глаголом условного наклонения.

Пример: В больнице регулярно моют пол.

3. Безличные предложения

Безличные предложения называют действие или состояние, которое совершается без участия действующего лица. В безличных предложениях нет и не может быть подлежащего.

Способы выражения сказуемого в безличном предложении:

 безличный глагол; безличный глагол + инфинитив

Светает. Мне не спится. Мне не хочется есть.

личный глагол в безличном значении

Терпко пахнет полынью. На улице таяло.

слова категории состояния; слова было, стало + слово категории состояния

Темно и страшно. Мне стало грустно.

слова нет, не было

В классе нет никого.

инфинитив

Нам не забыть таких сражений... (М. Лермонтов)

 

Некоторые учёные выделяют четвёртый тип односоставных предложений — обобщённо-личные. Эти предложения называют такое действие, которое относится к широкому кругу лиц:

Примеры:

Прожитых лет не воротишь. (И. Сурков)

Дни поздней осени бранят обыкновенно... (А. Пушкин)

На чужой роток не накинешь платок. (Пословица)

К обобщённо-личным предложениям относят пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые выражения.

III четверть

1. Однородные члены предложения – такие члены предложения, которые:

- относятся к одному и тому же слову;

- отвечают на один и тот же вопрос;

- являются одним и тем же членом предложения;

- между собой связаны сочинительной связью, то есть равноправны и независимы друг от друга;

- произносятся с интонацией перечисления.

И чист, и тих, и ясен свод небес.

Запятая между однородными членами ставится, если:

1) однородные члены соединены противительным союзом.    

Он говорил мало, но толково.

2) союзы да (и), или, либо повторяются.

Я и ненавижу, и презираю, и негодую, и боюсь.

3) перед второй частью двойного союза  как... , так и; не только ..., но и; не столько ..., сколько; если не..., то; хотя и ..., но.          

На их лицах выражалась не только боязнь, но и беспокойство.

4) не соединены союзами.        

Быстро мелькали рощицы, болотца.

Запятая не ставится перед одиночными союзами и, или, либо, да (и).    

Звезды меркнут и гаснут.

2. Обособленные определения и приложения.

Обособляются:

- согласованные определения, стоящие после определяемого слова (существительного), если они выражены причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами.

Пример: Дерево шелестело листвой, горящей в лучах закатного солнца.

- несколько одиночных определений, стоящих после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение.

Пример: Вокруг расстилалась пустыня, мрачная, безликая.

- согласованное определение, стоящее перед определяемым существительным, если имеет добавочное обстоятельственное значение (причины, уступки или времени)

Пример: Забытый всеми, он страдал от невыносимого одиночества.

- любое определение, относящееся к личному местоимению и стоящее до или после него.

Пример: Замерзшие и усталые, мы вернулись домой.

- согласованное определение, если оно отделено от определяемого слова другими словами.

Пример: Мужчина все время шел в гору, упорный, обессилевший.

Обособляются:

- любые приложения, относящиеся к личному местоимению.

Пример: Мы, вчерашние мальчишки, вступали во взрослую жизнь.

- распространённые приложения, если стоят после определяемого существительного.

Пример: Кот, гордое и самолюбивое животное, вдруг начал приносить тапки.

- приложения, относящиеся к имени собственному и стоящие после него.

Пример: А.С. Пушкин, великий русский писатель, является автором повести «Капитанская дочка».

- приложения, имеющие добавочное обстоятельственное значение.

Пример: Весельчак и балагур, Виктор легко сходился с людьми.

3. Обстоятельства обособляются, если выражены:

- одиночными деепричастиями или деепричастными оборотами        

Примеры:

Спускаясь, он споткнулся.

Медленно спускаясь с горы, он все равно споткнулся.

- существительными с производными предлогами несмотря на, невзирая на

Пример: Несмотря на усталость, он не сдавался.

С целью усиления могут обособляться обстоятельства, выраженные именами существительными с производными предлогами благодаря, согласно, по причине, с целью и др., если они распространены и стоят между подлежащим и сказуемым.

Пример:

Природа, благодаря сильным дождям, ожила.

Не обособляются фразеологизмы, в состав которых входят деепричастия: сложа руки, затаив дыхание, не покладая рук и др.

4. Обособленные уточняющие члены предложения.

Уточняющий — такой член предложения, с помощью которого говорящий уточняет или поясняет какое-либо слово в предложении.

Уточняющие члены выделяются интонацией в устной речи и запятыми на письме.

Обособляются:

- обстоятельства времени и места        

Пример: Вдали, у подножия холма, горел костер.

- другие обстоятельства, если у них более широкое значение, чем уточняющее        

Он серьезно, по-взрослому, замолчал.

- определения со значением цвета, возраста, размера и др.        

Пример: В густой, почти непрозрачной, воде ничего нельзя было разглядеть.

- дополнения с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая, наряду с и др.        

Пример: Всем сделали прививку, кроме меня.

IV четверть

1. Обращения на письме выделяются запятыми. Если же обращение, стоящее в начале предложения, произносится с усиленной звательной интонацией, то после него на письме ставится восклицательный знак.

2. Вводные слова – это слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает; указывает на последовательность изложения; указывает на источник сообщения.

Значение

Вводные слова

Оценка достоверности содержания сообщения

а) Уверенность: разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения, безусловно, конечно, действительно, в самом деле, правда, само собой...

 

б) Неуверенность: кажется, вероятно, возможно, пожалуй, видно, по-видимому, как видно, верно, может быть, должно быть...

Различные чувства (радость, сожаление, огорчение, удивление и др.)

К счастью, на счастье, к радости, к несчастью, к сожалению, к стыду (кого-либо), к досаде, на беду, на удивление, как на грех...

Источник сообщения

По сообщению кого-либо, по словам кого-либо, по мнению кого-либо, по-моему, по-твоему, с точки зрения кого-либо, говорят, на мой взгляд...

Порядок мыслей и их связь

Во-первых, во-вторых, наконец, итак, следовательно, значит, напротив, таким образом, наоборот, например, к примеру, кроме того, к тому же, притом, с одной стороны, с другой стороны, впрочем, между прочим, в общем, кстати...

Вводные слова выделяются в устной речи интонацией вводности: паузами, понижением силы голоса и более быстрым произношением вводных слов, в письменной речи – знаками препинания.

Вводное предложение на письме выделяется запятыми. Если же оно стоит в середине предложения и на него обращается особое внимание, то вместо запятых употребляется тире.

3. Вставные конструкции выражают дополнительные замечания, пояснения, уточнения и поправки. Они расширяют информацию, которая содержится в предложении. Вставные конструкции выделяются скобками. Если же нужно показать, что они более тесно связаны с остальным сообщением, то скобки заменяются тире.

4. Прямая речь – это речь какого–либо лица, передаваемая от его имени. В прямой речи воспроизводятся все особенности языка говорящего – грамматические, лексические, интонационные стилистические.

Косвенная речь – это речь какого-либо лица, сообщаемая от лица того, кто её передаёт. Предложения с косвенной речью - это сложноподчинённые предложения, в которых обе части связываются с помощью союзов или союзных слов, выполняющих роль союзов.

Прямая речь выделяется кавычками, первое слово пишется с большой буквы. После комментирующей части перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед комментирующей частью ставится запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков - тире.

Если на месте разрыва прямой речи стоит восклицательный знак, вопросительный знак или точка, то комментирующая часть также выделяется с обеих сторон тире. При этом восклицательный и вопросительный знаки сохраняются, а вместо точки ставится запятая, в конце комментирующей части ставится точка, а первое слово продолжающейся прямой речи пишется с большой буквы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательный минимум по русскому языку 5-6 класс ФГОС

В материале представлено содержание образовательного минимума для учеников 5-6 классов в соответствии с ФГОС. Образовательные минимумы составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС  по учеб...

Образовательный минимум по русскому языку. 8 класс. 1 полугодие

Проверочная работа позволит проверить сформированный образовательный минимум....

Обязательный образовательный минимум по русскому языку в 5 классе (I полугодие)

Обязательный образовательный минимум способствует повторению и закреплению изученного материала....

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (I четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (II четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 6 класса (III четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...

Образовательный минимум по русскому языку для 5 класса (II четверть)

Проведение обязательного образовательного минимума - часть внутришкольной системы оценки качества знаний обучающихся МБОУ СОШ №2. Задачи образовательного минимума: 1) контроль над усвоением обязательн...