Технологическая карта урока "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klass.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5        Урок № 7.

Предмет: русский язык.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2ч./ Автор-составитель: Т.А. Ладыженская – Москва: Просвещение, 2013 г

Название раздела, темы: Вспоминаем, повторяем, изучаем.

Тема урока: «Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

 

Цель деятельности учителя

Актуализировать и восстановить знания о правописании непроверяемых гласных в корне слова, правильно писать словарные слова.

Тип урока

Урок систематизации ЗУН.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать способы проверки правильности написания непроверяемых гласных в корне слова; уметь правильно писать слова с непроверяемыми гласными в корне слова, графически обозначать условия выбора правильных написаний, пользоваться способами проверки безударной гласной в корне слова, орфографическим словарём.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне, в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам..

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющеё роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения

Наблюдения над языком, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

Компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме.

Основные понятия

Безударная гласная, однокоренные слова и формы слова, непроверяемые гласные

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

1. Актуали-зация знаний и пробное учебное действие.

Воспроизведение раннее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Лексический  диктант.

Проверка домашнего задания.

 Проверка домашнего задания.

Один ученик у доски выполняет домашнее задание.

Упр. 35

Лексический диктант.

  1. Раздел науки о языке, изучающий звуки и буквы (фонетика)
  2. Самая «главная»морфема слова (корень)
  3. Знак завершения повествовательного предложения (точка)
  4. Словарный запас языка (лексика)
  5. Словарный запас одного человека (лексикон)
  6. Раздел науки о языке, изучающий знаки препинания и их постановку в предложения (пунктуация)

Отвечают на вопросы. Определяют слова по их лексическому значению. Объясняют свой выбор.

Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, квалификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

3. Целепола-гание и построение проекта выхода из затруднения.

Беседа по вопросам.

Чтение теоретических сведений в учебнике

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися.

Чтение правила(с. 21)

- Трудная нам предстоит работа, постараемся справиться. Помните, орфографическая грамотность – это составная часть языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания.

Формулирует цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Выполняют упражнения. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебников, систематизируют собственные знания.

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Регулятивные: действуют по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

Физминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились,

Наклонились, выпрямились,

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Выполняют элементарные физические упражнения.

Личностные: понимают значение профилактики утомления для организма.

4.Творческая практическая деятельность по реализации  построенного плана

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.

Игра «Составь слово»

От глагола побелел взять корень, от прилагательного маленький – суффикс, от прилагательного синий – окончание .(Беленький).

Составляют слово.

Личностные: приобретают новые умения. Знания, совершенствуя имеющиеся.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Познавательные:слушают, извлекая нужную информацию.

5.Первичное закрепление с комментиро-вание во внешней речи.

Выполнение разноуровневых упражнений учебника

Упр. 37, 38

Упр.34 (задание повышенной трудности, для успевающих)

Задания из рабочей тетради 4,5,6,7  самостоятельно 8.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, равнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

6. Самостоя-тельная работа с само-проверкой

Выполнение тестового задания

1.В каком варианте безударную гласную в корне первого слова можно проверить последующим однокоренным словом?

А. зах..дить – х..ждение

Б. вых..д – х..дить

В. перех..дить – перех..дит

Г. Исх..дить – обх..дной

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска в корне пишется проверяемая гласная О?

А. прив..зить, к..рабль

Б. д..мишко, ст..га (сена)

В. б..рода. н..ябрь

Г. К..стюм, к..бинет

3. В каком варианте дано проверочное слово к слову в..сит (на ветке)?

А. отвесная (скала)

Б. завеса (дымовая)

В. повис (на дереве)

Г. Вес

4.В каком варианте ответа указаны все цифры, где в словах пропущена буква Т?

А. счас..ливый

Б. завис..ливый

В. опас..ливый

Г. Прелес..ный

1 – А, Б,В,Г

2 – А,Г

3 – Б,В,Г

4 – А,Б,Г

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся непроизносимые согласные?

Жалос(1)ливая улыбка на лице

подру (2)ки вызвала у Ивана желание стать её помо(3)ником, учас(4)ником всех приближающихся интерес(5)ных событий.

А. – 1,2,4

Б.  – 1,3,4,5

В.  – 1,4

Г.  – 1,4,5

Самостоятельно выполняют задания теста. Объясняют свой выбор ответа.

7. Включение в систему знаний и повторение

Домашнее задание

- Урок подходит к концу. Выполнили ли мы задачу урока?

- Как определить правописание гласной в корне слова?

- Придумайте 2 примера слов с проверяемой гласной в корне с проверочным словом. Домашнее задание: упр. 39

Отвечают на вопросы

Личностные: понимают, в чём значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать знания и умения на практике и повседневной жизни.

 Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Заключительная беседа по вопросам.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие трудности у вас появились в процессе  работы?

- Как вы их преодолели?

- Понравилось ли вам на уроке?

- Какое настроение у вас сейчас?

Определяют своё эмоциональное состояние на уроке.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объёмом приобретённых на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных сложных умений.

 Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.

ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ №7 :


1.В каком варианте безударную гласную в корне первого

 слова можно проверить последующим однокоренным словом?

А. зах..дить – х..ждение

Б. вых..д – х..дить

В. перех..дить – перех..дит

Г. Исх..дить – обх..дной

2. В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска

в корне пишется проверяемая гласная О?

А. прив..зить, к..рабль

Б. д..мишко, ст..га (сена)

В. б..рода. н..ябрь

Г. К..стюм, к..бинет

3. В каком варианте дано проверочное

слово к слову в..сит (на ветке)?

А. отвесная (скала)

Б. завеса (дымовая)

В. повис (на дереве)

Г. Вес

4.В каком варианте ответа указаны все цифры,

где в словах пропущена буква Т?

А. счас..ливый

Б. завис..ливый

В. опас..ливый

Г. Прелес..ный

1 – А, Б,В,Г

2 – А,Г

3 – Б,В,Г

  1.  А,Б,Г

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры,

6.на месте которых пишутся непроизносимые согласные?

Жалос(1)ливая улыбка на лице подру (2)ки вызвала у Ивана желание

стать её помо(3)ником, учас(4)ником всех приближающихся

интерес(5)ных событий.

А. – 1,2,4

Б.  – 1,3,4,5

В.  – 1,4

Г.  – 1,4,5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова...

Методическая разработка по русскому языку "Организация деятельности обучающихся при изучении непроверяемых безударных гласных в корне слова"

    Выполнение стандарта образования по развитию предметных, личностных и универсальных учебных действий возможно лишь тогда, когда знания не даются как готовое, когда обучающиеся вкл...

Презентация "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс

Презентация предназначена для частично изменённого урока  Котляровой Ирины Николаевны (https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/14/pravopisanie-proveryaemykh-i-neproveryaemyk...

Непроверяемые безударные гласные в корне слова

Формировать умение выделять непроверяемые гласные в корне слова, пользоваться словарем, запоминать трудные слова...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова"

Урок предусматривает использование электронных ресурсов образовательной платформы "Учи.ру"...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"...