Методическая разработка по русскому языку "Организация деятельности обучающихся при изучении непроверяемых безударных гласных в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

      Выполнение стандарта образования по развитию предметных, личностных и универсальных учебных действий возможно лишь тогда, когда знания не даются как готовое, когда обучающиеся включены в поисковую деятельность, в результате которой совершается «открытие». Вот почему я считаю, что тему «непроверяемые безударные в корне слова» надо изучать посредством включения обучающихся в коллективно-распределенную деятельность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 235 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга имени Д. Д. Шестаковича

Методическое пособие

по русскому языку для 5-го класса

Тема: «Организация деятельности обучающихся

при изучении непроверяемых безударных гласных

в корне слова»

                                                                                 Учитель: Азарскова Нина Сергеевна,

                                                                                 высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург, 2015 г.

      Выполнение стандарта образования по развитию предметных, личностных и универсальных учебных действий возможно лишь тогда, когда знания не даются как готовое, когда обучающиеся включены в поисковую деятельность, в результате которой совершается «открытие». Вот почему я считаю, что тему «непроверяемые безударные в корне слова» надо изучать посредством включения обучающихся в коллективно-распределенную деятельность.

    Каждый учитель – словесник уделяет большое внимание работе по закреплению в памяти обучающихся слов с непроверяемой безударной гласной корня: ежеурочно проводит словарно-орфографические пятиминутки (словарные диктанты, комментированное письмо, тренинги), использует мнемонические приемы и т.д.

    При систематической работе с непроверяемыми словами учитель достигает определенных результатов, но они не всегда оправдывают его ожидания.

    Почему?

    Общностью всех вышеперечисленных приемов является то, что знание дается учителем, ученикам отводится пассивная роль – запомнить предложенное. Это во-первых.

    Во-вторых, изучаемые слова не объединяются ни по какому признаку. Разрозненные, они легко забываются. Систематичность (повторяемость) не обозначает системности. Понятие «система» в обучении включает в себя единство ценностей, цели, содержания и технологий.

    Исходя из понятия системность, я разработала «Методическое пособие по изучению непроверяемых гласных в корне слова». Это пособие включает в себя шаги по подготовке к изучению темы, поиск и открытие правил запоминания, слоганы и коллажи со словами с непроверяемой безударной гласной в корне.

1. Итак, шаг первый – поиски естественных критериев запоминания слов.

    Детям было предложено повторить вслед за учителем 9 слов: окно, трава, дерево, радио, стена, мальчик, лодка, платье, солнце. Задание вызвало затруднение. Всего 4 ученицы смогли повторить слова. Вопрос учителя: «Как вы запоминали слова?» - остался без ответа. Таким образом, затруднение как прием было поставлено перед всеми обучающимися. Следующий вопрос учителя: « Хотите ли вы научиться запоминать слова?» - вызвал единодушный ответ: «Хотим!». Ответ продемонстрировал согласие обучающихся на вхождение их в процесс обучения.

Только после согласования с учащимися учитель приступает к целеполаганию: «Сегодня мы все вместе должны раскрыть секреты запоминания слов». Желание учащихся раскрыть секрет, неуверенность в своих возможностях и демонстрация учителем его веры в учащихся, создают особый психологический настрой, необходимый для начала поиска.

Учитель становится значимой фигурой для каждого обучающегося, сохраняется интрига и держит в напряжении: «Как же все-таки запоминать слова? Смогу ли я это сделать?»

После целеполагания учитель предлагает задание для групповой деятельности и определяет ее способ: каждому обучающемуся придумать 9 слов и по очереди, «по кругу», задавать соседу задание: «Повтори!» После каждой попытки всем задуматься и ответить на вопрос: «Как я запоминал слова?» На задания было отведено 20 минут.

Работа в группах проходит очень живо и заинтересованно: игровая форма задания, участие каждого, открытия, к которым постепенно приходят дети - все создает психологический комфорт.

Естественные критерии запоминания обнаруживаются детьми не сразу. На основной вопрос урока: «Как запоминал? - дети отвечали сначала: «Не знаю». «Запоминал и запомнил». Но постепенно каждый стал предлагать свой способ запоминания: «Я как будто шел по улице и др.»

По окончании групповой работы обучающиеся записывают на доске результаты своих поисков и озвучивают их перед классом. Учитель совместно с обучающимися систематизирует результаты, обобщает их в один общеклассный.

2. Шаг второй. Как удержать слова в памяти.

  • разбить слова на группы;
  • каждую группу слов объединить по какому-нибудь признаку, теме;
  • обязательно связывать группы между собой.

В результате проделанной работы возникает памятка по запоминанию слов. Вот эта памятка.

3. Как запомнить надолго.

  • объединить все слова единой темой;
  • разбить слова на части (строчки);
  • связать слова (строчки слов) в рифму;
  • нарисовать картинку к найденной теме;
  • неоднократно повторять слова: смотреть на них, читать вслух и записывать.

слова: смотреть на них, читать вслух и записывать.

4. Переход от понятия к познанию. Моделирование искусственного критерия.

На следующем уроке учитель, рассказывая памятку, как бы создает ее модель. Не вводя научной терминологии, учитель знакомит детей с критерием познания.

5. Применение полученного знания на практике.

Следующий этап в организации процесса познания заключается в том, что обучающиеся, опираясь на модель, смогли самостоятельно организовать данные им слова для запоминания.

Учащимся предлагаются 9 слов с непроверяемыми гласными, в слабых позициях, в которых пишется буква О. Обучающиеся создают следующий текст - слоган:

Огромный космонавт в костюме
Коллекцию конфет в корзине-
Здоровому спортсмену -профессионалу.

Аналогичная работа проводится со словами, в корнях которых в слабых позициях пишутся буквы Е,И,А. Самые лучшие, по мнению обучающихся, работы были оформлены в общеклассные опорные таблицы.

Мечта героя-
Телефон беречь,

Всегда, везде
стремиться
теле...стеречь.

Лиловый диван
И гимнаст с гитарой,

Бинокль и фиалка,
Фигура в тиаре.

Слева - апельсин, салют,

Справа - мандарин, маршрут,

Гардероб, балкон, паркет,

Как арена, кабинет,

Канал, платформа и вагон,

Спартакиада, стадион.

Всем опорным таблицам обучающееся дали названия: «Космонавт», «Мечта», «Шутка с И», «Вид из кабинета».

6. Контроль за усвоением. Коррекция.

После проведения самодиктовки (письмо по памяти) выявилось значительное количество ошибок. Почему они были допущены? Что упустили обучающиеся? Учитель указывает на отождествление схемы с реальным предметом и задает вопрос: «Почему здесь стоит знак равенства?» Во время учебного диалога обучающееся «открывают», что они неверно работали с учебником (словарем) при запоминании слов и пополняют памятку шестым пунктом, а также седьмым и восьмым:

п.6, перед записью слова прочитай его внимательно, поставь ударение. Выдели слабые позиции.

п.7. Запиши под самодиктовку.

п.8. Проверь написанное сначала сам, а потом по учебнику.

В результате деятельности, организованной учителем, обучающиеся «открыли» памятку «Как запомнить слова надолго», легко выучили 50 слов, входящих в орфографический словарик пятиклассника, разработали 4 рифмующихся слогана и 4 коллажа к ним. Но самое главное – обучающиеся развивали свое мышление в рамках аналитико-синтетической деятельности и совершенствовали различные компетентности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе "Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова".

Данный урок может быть использован как открытый урок в рамках школьного методического объединения....

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова 5 класс

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова...

Статья с приложением "Применение этимологического анализа при изучении непроверяемых безударных гласных в корне"

Изучение непроверяемых написаний с использованием этимологического анализа было и остается актуальным. В приложении к данной статье приведена система работы над порядком "этимолого-орфографического" р...

Технологическая карта урока "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова».

Разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова»....

Презентация "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова". 5 класс

Презентация предназначена для частично изменённого урока  Котляровой Ирины Николаевны (https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/14/pravopisanie-proveryaemykh-i-neproveryaemyk...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова"

Урок предусматривает использование электронных ресурсов образовательной платформы "Учи.ру"...

технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"

технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова"...