Технологическая карта урока. 111 ПРИСТАВКА ДЕНЬ НАУК 5 класс ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Бращунова Ирина Михайловна

Технологическая карта урока. 111  ПРИСТАВКА  ДЕНЬ НАУК 5 класс ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока № 111 (ФГОС)

Русский язык

Бращунова И. М.

Класс

5 «А» класс

Дата

29.01.2016г.

Тема урока

Приставка, её назначение в слове.

Тип урока

Урок  общеметодологической направленности

Цель урока

Повторить правило разбора слов по составу, правило образования новых слов с помощью приставки

Задачи урока

  1. Формировать способности учащихся определять морфемы в словах , отличать нулевое окончание от других окончаний в словах, образовывать новые слова с помощью приставок, суффиксов, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова,
  2. Развивать мышление речь память, внимание на основе текстов учебника, выполнения алгоритма действий.
  3. Воспитывать чувства сотрудничества, коллективизма при работе в группах.

Материалы и оборудование

  1. Русский язык 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений в 2 частях, часть 2/ (Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.)- М: Просвещение,2012 стр.20-21
  2. Русский язык. Практика. 5 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова, стр 155
  3. Карточки для графического диктанта.
  4. Оценочные листы.
  5. Алгоритмы – помощники ( таблица) в классе

Используемые технологии

Проблемное обучение

Методы обучения

Создание проблемных ситуаций

Формы обучения

Индивидуальная, групповая ,фронтальная

Планируемые результаты

Предметные:

- научиться применять правило  разбора слов по составу, правило образования новых слов с помощью приставок, суффиксов,

Метапредметные:

а) коммуникативные:

- - формировать навыки сотрудничества как с учителем, так и со сверстниками, учитывать позицию собеседника, уметь обосновывать и доказывать собственное мнение; уметь строить понятные для партнера высказывания

б) регулятивные:

- уметь строить речевое высказывание – доказательство, корректировать свои действия и оценивать их успешность;

в) познавательные:

-  самостоятельно осуществлять поиск и выделение необходимой информации; формулировать возможный вариант решения проблемы, который проверяется в ходе проведения исследования

Личностные:

- уважение к личности и ее достоинству, доброжелательное отношение к окружающим.

Основные понятия

Приставка, однокоренные слова,  морфемный разбор

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Хорошо проверь дружок, ты готов начать урок?

Все ль  на месте, все ль в порядке, ручка книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь отметку «пять».

Будем отвечать активно, хорошо себя вести,

Чтобы на урок всем нам захотелось вновь прийти.

-Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие по стране МОРФЕМИКА, в которой много загадочного и увлекательного. У вас есть возможность проявить находчивость, смекалку, показать свои знания и умения.

Слушают учителя, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Оценочные листы

 («5»-нет ошибок «4»-одна две ошибки «3»-три ошибки «2»-четыре и больше

  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Запишите число, а   тему урока определите позже.

- Приготовьте оценочные листы.

1 задание ТЕРМИН.ДИКТ. по МОРФЕМИКЕ (проводят ученики  из класса, один задает вопрос, другой отвечает, затем вопрос задает тот, кто ответил), например:

 - Что такое окончание? Основа? Корень слова? В каком разделе изучаются.?)

-Назовите слова, перечислите в них окончания, основы?. Примеры. А какие морфемы помогают образованию новых слов? Примеры

Итак, перед нами в стране МОРФЕМИКА-город  ПРИСТАВКА. Какие задачи мы должны решить, судя по названию города? Какова тема урока? Запишите ее в тетрадь.

 -Расскажите порядок разбора слов по составу. Проверьте по таблице на доске.

-Как правильно определять основу слова и окончание? А другие морфемы?

Выполняем коллективно, оценивают себя, ученик выступает в роли учителя, каждый ученик проводит опрос другого ученика

Отвечают на вопросы, приводят примеры слов и окончаний с основами , называют морфемы для образования новых слов., называют задачи урока, осознают недостаточность своих знаний

Записывают тему урока

  1. Закрепление с проговариванием во внешней речи

Прочитайте слова на доске. Запишите их в тетрадь, выделите те морфемы, с помощью которых образованы эти слова.

ХОДИТЬ-ВХОДИТЬ, НОСИТЬ-ЗАНОСИТЬ, ГЛАДИТЬ-ПРИГЛАДИТЬ . Какая морфема у этих слов общая?  -Как называется эта морфема? С помощью какой морфемы образованы  однокоренные  слова?  Какова роль  приставок   в словах? –А представьте себе, что в нашей речи существовали слова все без приставок. Как вы думаете, что бы произошло с речью, с языком? Докажите свою точку зрения на примерах своих или записанных нами ранее.

-Посмотрите на слова , записанные нами. –В чем разница между этими словами? Давайте уберем приставки из них. Что тогда получится? ВХОДИТЬ – без приставки- ХОДИТЬ .Прочитайте. Итак, получились одинаковые слова, почему мы не всегда можем их использовать в речи? Сделайте вывод о важности приставки в словах.

Работают в тетрадях инд., выделяют окончание, основы,  корень, приставки  в словах , отвеч. на вопросы учит.

Отвечают на вопросы. Выполняют инд, фронт.проверка.

Приводят примеры слов своих или работают с записанными, объясняют необходимость приставок в словах, т.к. образуются новые слова с другим лексич.значением.

Делают вывод о необходимости приставки как морфемы, помогающей образовывать новые слова, с новым ЛЗС.

Физминутка

  1. Игра « Матрешка» Проводит ученица класса Красильникова Ирина

Из морфем слов составляют новые слова, называют их.

  1. Включение изученного в систему знаний.

1.задание.- Выделите окончания и основу, корень, суффикс, приставку   в словах:

1.ПРИСМОТРЕТЬ, ВЫСМОТРЕТЬ, СМОТРЕТЬ 2.  ПОХОД, ПРИХОД,  ВЫХОД ( на доске)

Сделайте вывод снова о приставке

2 задание. Графич.диктант.

В перечисленных словах указать, какое они имеют окончание. Проводит  КЛЕЩЕНОК САША.

-Для чего служит окончание в словах? О какой главной части слова всегда необходимо помнить? Почему? ( о корне, без него нет слов)

3 задание. Русский язык. Практика. 5 класс:  учебник для общеобразовательных учреждений/ А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова, стр 155 № 523( ОБХОД, ПОДСНЕЖНИК, ПРЕДГРОЗОВОЙ)-_ Объясните необходимость приставки в этих словах.

4 задание . Работаете в группах. Напишите мини-сочинение или стихотворение о значении приставок в словах.

 Приставки, ученик, менять, слова, употреблять, значение, понимать,  правило, не забывать( на доске)

Выполняют задания, проверка взаимно. Оценивают сами.

Один у доски, проверяют индивидуально

Один у доски, взаимопроверка

Фронтальная проверка

Повторяют правило о значении приставки в словах.

Коллективно проверяем.

ПИШУТ НА ЛИСТАХ БУМАГИ, ЧИТАЮТ ВСЕ ВМЕСТЕ В ГРУППАХ.

  1. Рефлексия

-Какие задачи ставили? –Удалось ли их решить?

Какие получили результаты? Какие задания показались самыми трудными? Какие правила необходимо еще повторить?

- Чем интересна страна МОРФЕМИКА, а город – ПРИСТАВКА? Д.З.№ 416, составить 3 слова для игры « Матрешка»

 Оцените свою работу на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии 5 класс ФГОС

Технологическая  карта  содержит пошаговые дйствия учителя и учащихся на уроке. Материал интересен тем.кто впервые работает в данном проекте....

Народный праздничный костюм технологическая карта урока ИЗО 5 класс ФГОС

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс по программе Б.М.Неменского ФГОС...

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

технологическая карта урока в 3 классе ФГОС

Разработка урока для 3 класса ФГОС...

Технологическая карта урока в 5 классе (ФГОС). Уравнение. Решение задач

Технологическая карта урока математики, лист самооценки и презентация к уроку...

Технологическая карта урока географии 6 класс ФГОС "Погода"

Технологическая карта урока представляеит собой авторскую  разработку в соответствиями с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта Цель урока Способствовать ...