Урок русского языка в 5 классе на тему "Орфоэпия"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Кондратюк Татьяна Михайловна

Материал урока даёт возможность научить детей правильно ставить ударения и соблюдать орфоэпические нормы в устной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_5_klasse_orfoepiya.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: «Орфоэпия»

в условиях реализации ФГОС

Учитель МОУ оош им. Обручева Кондратюк Татьяна Михайловна.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный, игровой.

Цель урока: познакомить с терминами: «орфоэпия», «ударение», произносительными нормами русского языка.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- развить умение формулировать определение понятий;

- формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

- развивать умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

- обогащать словарный запас учащихся;

- совершенствовать орфографические умения.

       2. Развивающие:

- осуществление системно - деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УДД (личностных,  регулятивных, познавательных);

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

- развивать умение применять новые знания;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- формирование логических умений;

- развитие умения формулировать проблему;

- развитие умения работы в парах.

       3. Воспитательные:

             - воспитание интереса и уважения к родному языку;

             - воспитание ценностного отношения к слову;

             - развитие коммуникативных УУД;
            - создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности,

              уважения      и сотрудничества;

            - взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

          Оборудование:

            - ПК;

              - мультимедийный проектор;

              - мультимедийная презентация к уроку;

              - информационный лист,

               - раздаточный материал.

         Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
  5. Физкультминутка
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Рефлексия деятельности.
  8. Информация о домашнем задании, выставление оценок за урок.

                                   Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятель

ность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

  1. Организаци

онный момент, мотивация к учебной деятельности. Повторение пройденного

(4 минуты).

Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся.   Покажите, какое настроение сегодня у вас. (смайлики) Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.

Повторение пройденного материала. (1ученик работает индивидуально у компьютера по тренажёру «Фраза» № 9, вариант 191)

Остальные отвечают на вопросы. Терминологический диктант. 1. - Что изучает «Фонетика»? 2. На какие группы делятся звуки речи? 3.. звуки могут быть ... и …4. … звуки могут быть.. и…, … и …5. Звуки могут стоять в … и …6. Буквы, расположенные в определённом порядке, составляют…7.В  русском алфавите… 

 

Приветст

вие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Работа в группах - взаимопроверка

2.Актуализация

знаний

(4 минуты)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3. Постановка учебной цели.

(1минута)

Кадр из презентации слова: стрелки и гвоздики. (слайд 1) Ребята, почему рисунков больше, чем слов? Почему разные рисунки? ) Как вы думаете? (В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики

- Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может поменяться его лексическое значение.

- Откройте тетради, запишите число. Классная работа

Какой раздел науки о языке изучает правильное постановку ударения?

 ( Орфоэпия)- слайд 2

- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?  

Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?     Как вы думаете, из какого языка пришло название темы?                                       

 (“Орфо” - правильный, “эпос” - речь. Правильная речь)

Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (научиться правильно ставить ударение, произносить слова) 

Гипотеза: уровень культуры речи учащихся повысится, если прививать навык пользования  различными словарями, учиться правильному произношению в игровой форме.

Слайд 3 Свёкла и село-  как произнести правильно?

Слайд 4. Что такое ударение? – (Силовое, разноместное, подвижное)

Слово об учебнике

Вам сейчас представить нужно, будто рядом никого. /Только вы и ваш учебник, и много – много нового. /Мудрый друг вам всё расскажет, объяснит, поможет вам. /Он подскажет и покажет только тем, кто учит сам./

.

 На доске слова:

Стрелки, гвоздики

 

Рассматривают  рисунки, отвечают на вопросы

Запись учащимися числа, «Классная работа»,

 

 

 

темы урока

 

 

 

 

 

 

Формулиру-

ют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

 

 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.  Усвое

ние новых знаний.

 

 

 

 

5 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

 

   10 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультур

ная  минутка.

 

 

 

I. - Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения)

 

Задание 1.-Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю. А помогут нам сегодня: 1) Словарь в учебнике “Произноси правильно”стр.173 – 174, 2) Школьный орфографический словарь, 3) Орфоэпический словарь.

- Давайте вспомним, как работать со словарем. По какому принципу расположены слова в словаре?

- Молодцы, все справились с заданием. Отгадайте загадку.

Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог…
И сразу же исчез огромный з
амок,
И появился маленький зам
ок. слайд5

- Кто этот шутник, ребята? (Ударение)

- Чем отличается ударный слог от безударного?

Задание 2  В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется по парам, у доски по одному человеку.) слайд 6

  1. Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
  2. Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.

        3.   Переносит, носит, разносит, переносной.

-

Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В начале урока мы убедились в том, что от ударения может зависеть значение слова. слайд 8.

Задание 3                                                                                      Прочитайте правильно слова, записанные на доске, объясните значения. Составьте словосочетания или предложения. (Задание выполняется в парах)

Пропасть, село, хлопок.                            слайд 8

- В чем мы убедились, выполнив это задание? (Важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого зависит его лексическое значение)

А сейчас мы проведем орфоэпический диктант.                                               - Отгадайте загадки, т.к. иногда рифма подсказывает правильное ударение в словах.                                                                                  1) Буквы – значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…(Алфавит)

2) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я…(Фарфор)

3) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный…(Каталог)

 Ученик:

   Не зная орфоэпии
Во всем великолепии,
Не ощутишь ее волшебных чар.

Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.

Физкультурная минутка.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

К небу руки потянули,

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Работают с учебником, п.62, стр.143-145

 

 

  Словари

 

Несколько  учащихся озвучивают свои примеры

 

 

 

Кадр презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают со словами, записывают в тетрадь.

(Задание выполняется в парах)

 Отгадывают и записывают на доске и в тетрадях

  Отгадывают загадки, записывают отгадки и ставят ударение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 УУД: регулятивные (работа с пословицами: определяют тему и главную мысль).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

13 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.Закрепление изученного материала (слайд 9)

Задание 4

Спишите с доски слова, расставьте ударение. В случае затруднения обратитесь к словарю. Обозначьте орфограммы в словах.

Алфавит, фарфор, каталог, библиотека, красивее, звонит, приговор, средства, километр, документ, свекла, начал, досуг, процент, магазин.

Мы справились с этим заданием. Теперь эти слова будем произносить правильно.

- Вспомните, что изучает орфоэпия?

 Произноси правильно  «что, чтобы…слайд 10

Задание 5. Видео  - «Экзамер» слайд11

Лексический диктант. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите, объясняя орфограммы. Слайд 12

Памятки для запоминания (рифма)

Произнесите правильно:

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

5. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

7. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

8. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

9. Здание, где находятся экспонаты Му[з`э]й

10.Бумаги на подпись начальству Доку[м`э]нты

- Чему мы учились, выполняя задание? Куда можем обратиться в случае затруднения?

III.Проверочная работа. (Задание выполняется самостоятельно.)

1. Спишите, поставьте ударение в словах – парах, имеющих одинаковое написание. Объясните.

На путях я вижу сорок
Резко скачущих сорок.
Этот вид мне очень дорог
Средь неведомых дорог.

Составление кластера

Тест для ЕГЭ

Видео « Урок ударения» (из «Радио- няни» Исполняет автор Алексей Чёрный слайд 14.

 

 

 

 

Работают в рабочих листах

 

Проверяют

 

 

 

Делают вывод

 

Произносят правильно, проверяют на слайдах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Задание выполняет

ся самостоя

тельно)

 

 

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества)

Рефлексия деятельности.

 

8 минут

 

 

Мини-тест (каждый делает самостоятельно). Слайд15

  1. Продолжите предложение. Орфоэпия – это…
  2. Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.
  3. Найди лишнее: что, скворечник, скучный, гречневый.
  4. Исправь ошибку: пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

.

Чтение текста в соответствии с орфоэпическими нормами. 

Прочитай текст:

Помощник шофёра снял телефонную трубку:

– Ты чего звонишь?

– На десятом километре трассы случилось происшествие. Из всех бригад шофёров мы находимся ближе всех. Собирайся в рейс.

Помощник шофёра положил трубку и начал сборы.

Он взял средство от комаров, пучок щавеля, налил в термос украинский борщ, приготовленный женой, надел свитер, шинель, захватил ящик с инструментами и поспешил в гараж

  Рефлексия слайд 16

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 

Выставление оценок                

 

Выполняют мини-тест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УУД: познаватель

ные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

Слайд 17  

П.62,  проект на тему: «Орфоэпические ошибки младших школьников»

Слайд  18. «Благодарю за урок»

    Слайд 19. Видео  Детский хор

Запись учащимися задания в дневники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...