Конспект урока "Подготовка к сочинению-описанию картины И.Е.Репина "Бурлаки на Волге".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Бугримова Ольга Николаевна

Конспект урока и презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc72 КБ
Office presentation icon i.e.repin_1.ppt2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи

МБОУ «СОШ» с. Пожег

Конспект урока по русскому языку «Подготовка к сочинению-описанию картины И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» с. Пожег

Бугримова О.Н

Тема урока по развитию речи: «Подготовка к сочинению – описанию

картины И.Е. Репина «Бурлаки на Волге».  

Цели урока: 

Обучающая: формировать умение «читать» картину, понимать идейный замысел художника; научить выражать основную мысль картины в сочинении; научить самим отбирать и систематизировать соответственный материал для написания сочинения-описания .

Развивающая: развивать творческое воображение, пространственное мышление и литературную речь учащихся; развивать навык использования в речи средств художественной выразительности; развивать наблюдательность; ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины

Воспитывающая: воспитывать интерес к самостоятельной исследовательской деятельности; воспитывать чувство прекрасного,  воспитывать интерес к истории своего народа.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия;

Содержательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Планируемые результаты: 

Личностные: усвоение в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры, обогащение духовно - нравственного, эмоционально – эстетического, расширение мировоззренческого, активизация жизненного опыта обучающихся, формировать интерес к учению.

Метапредметные:

Предметные: создание осмысленного связного высказывания, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме

Регулятивные: построение плана, а не его основе и самого сочинения, учитывая причинно-следственные связи, пространственные отношения, цветопись

Познавательные: обогащение словарного запаса, формирование речеведческих понятий, изучение лингвистической и искусствоведческой терминологии, компонентов культуры

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений строить речевые произведения разных жанров (описание, повествование, рассуждение), выстраивать и поддерживать ситуацию общения с учителем, одноклассниками

Ход урока:

№ п/п

Вид деятельности на уроке

Формирование универсальных

учебных

действий

I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь, чтобы в течение урока у вас было хорошее настроение. Садитесь.  

Звучит аудиозапись «Эй, ухнем!».

 Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание проблемной ситуации

Подготовка к работе над новым материалом.

1.Актуализация знаний.

Постановка целей и задач урока.

Слайд4

Учитель:

«В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой,
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик —
И сердце дрогнуло во мне.  »

Это отрывок из стихотворения великого поэта Н.А.Некрасова «На Волге».

-Какие мысли и чувства вызвал у вас этот отрывок?  (Ответы детей)

- Ребята, как вы думаете, чему будет посвящён сегодняшний урок? (Ответы детей.)

- Правильно, на уроке развития речи мы будем работать по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»

 - А какие задачи мы поставим? (ответы детей)

Цели и задачи урока:

1.Познакомить с жизнью и творчеством И. Репина;

2.Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся; активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас.

3. Средствами урока воспитывать у учащихся любовь к трудовому народу и своей Родине.

 (слайд 2)

Регулятивные: Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, планировать алгоритм действий.

Личностные: Ценить и понимать такие понятия, как  «труд», уметь слушать.

III. Усвоение новых знаний.

Работа над новым материалом.

Познавательные: Находить нужную информацию из собственных наблюдений. Устанавливать закономерности. Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в письменной речи.

1.

 -А кто же такой И.Е.Репин? (можно заранее дать сообщение ученику)

Илья Ефимович Репин родился в 1884 году в маленьком украинском городке Чугуеве, недалеко от Харькова, в семье военного поселения. Здесь же он получил и первые профессиональные навыки будущего живописца, сначала мальчиком-подростком в местной школе военных топографов, а чуть позже – у местных иконописцев, исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург, учился в рисовальной школе Академии художеств. Закончил с золотой медалью. Совершенствовать свое живописное мастерство уезжает за границу. Много живет и работает во Франции, в Париже. Большое внимание уделяет изучению старых европейских мастеров и молодых французских импрессионистов. В их творчестве художника привлекает умение выразить естественную живую красоту, передать воздух, солнце. Сам пишет множество пейзажных этюдов. Общение с природой приносит художнику подлинную радость и творческие удачи. Но полного удовлетворения от пребывания в Париже у Репина не было. Он был убежден, что только на родине, в обращении к русской действительности, можно найти самую главную тему. После возвращения в 1876 г. В Россию начинается тот период в творчестве художника, когда в полную силу раскрывается его могучее дарование. Окружающая жизнь дает Репину огромный запас впечатлений, которые воплощаются в его полотнах в широкую панораму народной жизни. Одна за другой создаются картины: «Возвращение с войны»(1877), «Проводы новобранца»(1878), «Вечорница»(1881), крестьянские портреты.  (слайд 3)

Регулятивные: Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

Познавательные: Знакомиться с творчеством  художника И. Е.  Репина

2.

Работа над сочинением по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге»..

 - Давайте мы обратимся к картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге». (слайд 4)

И.Е.Репина, удивительного русского живописца, всегда интересовала жизнь простого народа: его беды и проблемы, надежды и радости. Впервые он увидел бурлаков на Неве летним днем 1868 г. во время прогулки. Тогда же, потрясенный этим зрелищем, он решил написать картину, показав измученных, в лохмотьях бурлаков. Для того, чтобы собрать материал, художник дважды ездил на Волгу. В его альбомах появились сотни рисунков. Это были портреты бурлаков, виды Волги. К весне 1873 г. Работа была окончена. Успех картины был огромный. Репин изобразил одиннадцать бурлаков. Медленно, друг за другом, они словно бы проходят перед зрителем… Разные люди, разные судьбы. Бурлаки у Репина не только угнетенные, но и сильные духом, выносливые люди. Репин видит в трудовом народе стойкие и независимые характеры. (сообщение ученика)

 

          Учитель:  «Запишите число, тему урока: Подготовка к сочинениею по картине  И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

-А кто такие бурлаки? (слайды 5 и 6).

-Скажите, а какое первое впечатление у вас от этой картины. Что вы можете сказать о жизни бурлаков.

Личностные:  Различать понятия «картина» - «репродукция картины».

 

Личностные: Оценивать жизненные ситуации и поступки живописца.  

Регулятивные: соблюдать правильное оформление, запись в тетрадях.

Познавательные: Находить нужную информацию из собственных наблюдений. Устанавливать закономерности. Отвечать на вопросы учителя.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать других. Оформлять свои мысли в письменной речи.

Практическая работа..

1.

Устная работа по картине.

    Учитель: «Ребята, перед каждым из вас приготовлены индивидуальные прайс – листы для работы над сочинением по картине. Ознакомьтесь с вопросами, дайте на них развёрнутый ответ. Из таблицы «Словарь настроений» выберите слова, определяющие настроение картины, её душу.»

А сейчас обратимся к картине и прайс-листам. Попытаемся ответить на вопросы, но вначале обсудите в парах вопросы. ( можно по 1-2 вопросам на пару).

Слушаем ответы учащихся.

-Еще раз внимательно   посмотрим на картину. (слайд 4).

- Передний план картины. (слайд 7, 8)

На слайде 8  мы видим  вторую группу бурлаков.. Во второй группе особенно выделяется мальчик. У всех одежда темная, а у него рваная рубаха светлая – розовая. Еще выделяется и его поза. Вся ватага послушно тянет свои лямки, а он не может смириться с лямкой, которая давит на грудь и плечи. Мальчик схватил ее руками, как будто старается сбросить. Кажется, всем своим существом он протестует против такого положения. (слайд 10)

Кого мы видим в последней группе?

В последней группе выделяется чернобородый крепкий мужчина. Он, конечно, недавно пристал к бурлакам, его еще не согнула бурлацкая жизнь. Он держится гордо и смотрит куда-то вдаль. Позади всех из последних сил идет, плетется уставший, изнеможденный бурлак. Кажется, еще немного, и он свалится на землю.( слайд 11)

 

 

Регулятивные: Оценивать собственную речь и речь собеседника с точки зрения соблюдения правил речевого этикета.

 

Познавательные: Отвечать на вопросы учителя, ориентируясь на произведения искусств. Находить нужную информацию из собственных наблюдений. Ориентироваться и применять в своей речи такие  понятия как            «полотно, композиция, пейзаж», «цветовая гамма, оттенки цвета», «ощущение, чувство, настроение»  Уметь анализировать и составлять полные ответы на вопросы.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения об увиденном на картине.

2. Физминутка (релаксация)

 - Каков колорит картины? (слайд 12)

 Немножечко отдохнем, сделаем гимнастику для глаз и заодно будем поддерживать хорошее настроение. (гимнастика для глаз).

Продолжаем работать.. Запишем словосочетания, которые нам помогут при написании сочинения (слайд 13)

-А теперь составим план (слайд 14)

-Какова основная мысль? ( слайд 16)

 Учащиеся с низкой мотивацией работают по слайду 15.

 

Познавательные: Извлекать информацию,  представленную в таблице «Словарь настроений» и на картине, анализировать, сравнивать, описывать бурлаков.

Коммуникативные: Оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения об увиденном на картине.

3.

Закрепление усвоенных знаний.

 Ребята, а теперь попытайтесь написать сочинение по этой картине.

(Учащиеся записывают сочинение в тетрадь)

Регулятивные: определять план выполнения задания, соблюдать алгоритм действий.

Познавательные: Уметь письменно передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы.

Коммуникативные: уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Контролировать правильность и аккуратность записи.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

 Рефлексия. Итог урока.

Чему учились на уроке развития речи? Что больше всего  запомнилось? (Ответы учащихся)  

  Молодцы!
Спасибо за работу.

                                                                                                                                             

 

Регулятивные: уметь соотнести выполненное задание с поставленной задачей урока.

.

Оценивание.

 Я все понял  и смогу написать сочинение(5 баллов)

Я почти все понял (4 балла)

Для меня многое осталось непонятным (3 балла)

Комментирование и выставление оценок.

Коммуникативные: Понимать и воспринимать, адекватно оценивать свою работу и  точку зрения другого

Раздаточный

материал

Индивидуальный прайс – лист

Работа над сочинением по картине  И.Е.Репина «Бурлаки на Волге».

                                         Вопросы:

1.Что вы видите на картине?

2. Какое время года показано на картине?

3. Что изображено на переднем плане картины?

4. Какое место занимает ватага(толпа) оборванных и измученных бурлаков на картине?

5.Куда движется эта толпа?

6. Какими представлены эти одиннадцать человек?

7. Что общего у этих людей?

8. Как можно разделить всю ватагу?

9. Что мы видим в первой группе? Как выделяются бурлаки?

10. Что можно увидеть во второй группе?

11.Какие бурлаки изображены на последней(третьей) группе?

12. Какой день?

13. Какие цвета преобладают? (колорит)

14..Что мы чувствуем, когда смотрим на картину?

                             Словарь «В помощь ученику»..

 Художник ( живописец, автор картины, мастер кисти);

Картина (холст, полотно);

Рисует (пишет, изображает, показывает, передает).

День (жаркий, раскаленный, знойный, трудный, выматывающий и т. д.)

Волга (бескрайняя, могучая, великая и т. д.)

Бурлаки (усталые, больные, непокорные, несломленные и т. д.)

Используемая литература, ссылки на материал:

1. images.yandex.ruРепина

2. bibliotekar.rumedia/79.htm 

3. ilya-repin.ru

4. ru.wikipedia.org

5. ozhegov.orgHYPERLINK "http://opisanie-kartin.com/" \t "_blank" opisanie-kartin.comopisanie…repina-burlaki…volge/ 

6. muzei-mira.comРусская живописьБурлаки на Волге 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ» с. Пожег Бугримова О.Н.

Слайд 2

Подготовка к сочинению по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» Цели и задачи урока: 1.Познакомить с жизнью и творчеством И. Репина; 2.Развитие логического мышления и творческого воображения учащихся; активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас. 3. Средствами урока воспитывать у учащихся любовь к трудовому народу и своей Родины.

Слайд 3

С «Бурлаков» началась моя слава по Руси великой. И.Е.Репин.

Слайд 4

Бурлаки на Волге.1870-73г.

Слайд 5

Тяжелый труд бурлаков и бурлачек.

Слайд 6

Лексическая работа. Бурлаки - наёмные рабочие, использовавшиеся в качестве тягловой силы для транспортировки гружёных барж по рекам.

Слайд 7

Передний план картины. Впереди – самые опытные и сильные бурлаки.

Слайд 8

Бурлак Канин Во главе шествует Канин – коренастый богатырь с тряпицей, повязанной вокруг головы и открывающей высокий лоб человека-мыслителя. . Во главе шествует

Слайд 9

Три бурлака в центре. Разные по возрасту и национальности.

Слайд 10

Самый молодой парнишка – Ларька – в лохмотьях выцветшей рубахи и с крестом на груди.

Слайд 11

Позади всех из последних сил идет, плетется уставший, изнеможденный бурлак

Слайд 12

Колорит Колорит в Энциклопедическом словаре: Колорит - (итал. colorito - от лат. color - цвет), система цветовыхсочетаний в произведениях изобразительного искусства. Одно из важнейшихсредств эмоциональной выразительности - может быть теплым (преимущественнокрасные, желтые, оранжевые тона) и холодным (преимущественно синие,зеленые, фиолетовые), спокойным и напряженным, ярким и блеклым, основаннымна локальных цветах и на использовании тональных отношений, рефлекса,валера.

Слайд 13

Контраст светлого и темного. Бурлаки в темной, рваной одежде на фоне светлой, широкой Волги. Их грязные ноги вязнут в светлом прибрежном песке. Все освещено солнцем. Простор и гурьба измученных бурлаков.

Слайд 14

Записать словосочетания 1. Идут-бредут, еле передвигаются, следуют. 2.Усталые-измождённые, измученные. 3. Одежда- оборванная, грязная, заплатанная, старая, выцветшая. 4. Взгляд- разочарованный, с усмешкой, испуганный, протестующий, гордый, сердитый. 5. Волосы- густые, завязанные тряпкой, светлые, нечёсаные. 6. Тянут лямку (как?)- стараясь изо всех сил, в полную силу, с прохладцей, напрягаясь, наваливаясь плечами.

Слайд 15

1. История создания картины. 2. Описание места действия картины. 3. Композиция картины. 4.Три группы бурлаков и их центры. 5. Колорит картины. 6. Настроение от картины.

Слайд 16

. Пр…гнуться, зар…сло б…р…дой, п…вязка на г…л…ве, г… ризонт, п…йзаж, заг…релые лица, выт…рающий пот, хл…бнули горя.

Слайд 17

Символ тяжелой доли народа, его страданий. Заставляет верить в будущее простого народа, в его творческие способности, вызывает протест против несправедливости.

Слайд 18

Кто взглянет на «Бурлаков» И.Е . Р епина, сразу поймет, что автор глубоко проникнут был и потрясен теми сценами, которые проносились перед его глазами… Он видел эти лохмотья, эту нужду и бедность, эту загрубелость и вместе добродушие- все это отпечаталось огненными чертами на солнечном фоне картины» В.В. Стасов.

Слайд 19

Домашнее задание. Дописать сочинение по картине И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» с опорой на план, записанный в тетради, используя в своем сочинении словосочетания и опорные слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Сочинение - описание по картине П.П.Кончаловского "Сирень в корзине". Технологическая карта урока.

Петр Петрович Кончаловский (1876 – 1956гг.). За свою жизнь написал более тысячи произведений. П.П.Кончаловский, художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Его картины, портреты, натюр...

Конспект урока "Сочинение – описание по картине Н.П.Крымова «Зимний вечер»".

Цель урока:познакомить шестиклассников с особенностями описания природы, изображенной на картинах пейзажного характера;активизировать лексику на тему «Зима»;обогатить речь учащихся оценочными пр...

сочинение-описание по картине И. Репина "Бурлаки на Волге"

Сочинение - это творческий потенциал ученика. У каждого он свой. Для того чтобы ученик написал хорошее сочинение нужна хорошая подготовка: тщательно подобранный материал, красочно оформленный, рассказ...

Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарн...

Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя"

Конспект урока.Сочинение-описание по картине А.М.Герасимова "После дождя", 6 класс....