Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Медведева Альфия Нургаиновна

Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  Медведева Альфия Нургаиновна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

УМК: 

Авторы  программы:  В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова

Учебный комплекс: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2011

Русский язык. Практика. 9 класс/ под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа,2009

Тема урока: «Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне»

Тип урока:  повторение, обобщение, систематизация  пройденного материала

Используемые технологии: структурирование учебного материала, создание кейса, ИКТ(презентация PowerPoint  2010, онлайн-тестирование в программе Knowig)

Пояснительная записка:

       Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5 – 7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры.  Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составленная на основе основной образовательной программы основного общего образования и программы для гимназий, лицеев и общеобразовательных школ с углубленным изучением русского языка, включает систему уроков повторения и обобщения в конце учебного года. Представленный урок – один из них.

      Результаты практических занятий и контрольных срезов показывают, что  наиболее часто учащиеся затрудняются при выборе орфограммы в корне: не различают безударную и чередующуюся гласные, не помнят значений корней с чередующимися гласными и принципы выбора  буквы. Знание орфограммы «Чередующиеся гласные в корне» необходимо при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_v_9_klasse.docx36.57 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский  конкурс

 «Лучшая методическая разработка»

Технологическая карта урока

Автор: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории  Медведева Альфия Нургаиновна

Учебный предмет: русский язык

Класс: 9

УМК:  

Авторы  программы:  В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова

Учебный комплекс: Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 классы. – М.: Дрофа, 2011

Русский язык. Практика. 9 класс/ под ред. А.Ю.Купаловой. – М.: Дрофа,2009

Тема урока: «Повторение орфографии. Правописание чередующихся гласных в корне»

Тип урока:  повторение, обобщение, систематизация  пройденного материала

Используемые технологии: структурирование учебного материала, создание кейса, ИКТ(презентация PowerPoint  2010, онлайн-тестирование в программе Knowig)

Пояснительная записка:

       Опыт показывает, что к 9 классу программный материал по орфографии требует актуализации. Учащиеся нуждаются в повторении пройденного материала и в овладении более совершенными, по сравнению с 5 – 7 классами, навыками правописания в связи с расширением лексики и ростом языковой культуры.  Рабочая программа по русскому языку для 9 класса составленная на основе основной образовательной программы основного общего образования и программы для гимназий, лицеев и общеобразовательных школ с углубленным изучением русского языка, включает систему уроков повторения и обобщения в конце учебного года. Представленный урок – один из них.

     Результаты практических занятий и контрольных срезов показывают, что  наиболее часто учащиеся затрудняются при выборе орфограммы в корне: не различают безударную и чередующуюся гласные, не помнят значений корней с чередующимися гласными и принципы выбора  буквы. Знание орфограммы «Чередующиеся гласные в корне» необходимо при сдаче ГИА и ЕГЭ.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1. Этап постановки цели и задач урока

 1.Предлагает прочитать  текст и найти в словах изученные ранее орфограммы

2.Формулирует после обсуждения тему, цели и задачи урока

(Приложение1, слайды 2-6)

Коллективная работа

1. Изучают текст, находят слова с орфограммой «Чередующиеся гласные в корне», выписывают, обозначая орфограммы

2. Выдвигают предположение о теме, цели и задачах  урока

1. Находить нужную информацию, наблюдая за текстом

2. Формулировать тему, цель и задачи урока

1. Взаимодействуют с учителем и одноклассниками в процессе работы с текстом

1. Строить диалог с собеседником

2. Строить монологическую речь, используя научную терминологию

 1.Контролируют правильность ответов обучающихся

1. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

2. Дополнять, исправлять высказывания собеседников

2. Этап проверки домашнего задания

1. Организует проверку домашнего задания

2. Вопрос: какова цель домашнего задания?

3. Организует самооценку и взаимооценку выступающих в паре учеников

Коллективная работа

1. Формулируют цель домашнего задания: повторить правописание чередующихся гласных в корне, привести примеры, составить словарную диктовку

Работа в паре

2. Один ученик диктует словарный диктант, другой записывает, комментирует и графически обозначает орфограммы

3. Остальные обучающиеся записывают в тетрадь

1. Применять ранее полученные знания при написании диктанта

2. Графически обозначать орфограмму

1. Работают в паре, взаимодействуют с классным коллективом

1. Умение работать в паре и в коллективе

1. Оценивают содержание словарного диктанта, грамотность и знания учеников, работающих у доски

2. Дополняют диктант своими примерами

1. Осуществлять взаимоконтроль

2. Сохранять поставленную цель

3. Этап повторения и обобщения учебного материала по теме урока. Фронтальный опрос

Организует фронтальный опрос:

1. Чередование каких гласных происходит в корне слова?

2. От чего зависит выбор букв  О-А, Е-И  в корне?

3. На сколько групп можно разделить корни с чередующимися гласными?

4. Есть ли слова – исключения в этих группах? Назовите их.

5. Какие задачи вы поставите перед собой перед следующим этапом урока?

Коллективная работа

1. Отвечают на вопросы учителя, вспоминая соответствующие правила, актуализируя свои знания

2. Формулируют цель опроса: вспомнить все случаи чередования в корне, повторить правила написания.

3. Ставят задачи:

 а)  сгруппировать корни с чередованиями по принципу выбора гласной

б)  выработать алгоритм действий при выборе гласной

1. Учатся анализировать, обобщать, делать выводы, структурировать учебный материал

2.Учатся ставить перед собой задачи перед следующим этапом урока:

а) привести в систему знания по теме урока

б)  создать кейс, при помощи которого применять полученные знания на практике

1. Весь класс принимает участие во фронтальном опросе

1. Понимать на слух ответы одноклассников2. Уметь отстаивать свою точку зрения

3. Строить речевое высказывание

4. Использовать научную терминологию

1. В ходе опроса осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

1. Принимать и сохранять учебную цель и задачу

4. Этап структурирования учебного материала. Создание кейса.

1.Предлагает заполнить сводную таблицу «Чередование гласных в корне».

2. Даёт новую информацию о корнях с чередованием гласных: клон-клан, твор-твар, скоч-скак, плов-плав, мок-мак, ровн-равн

3.Оценивает индивидуальную домашнюю работу по теме урока

(Приложение 2, слайды 7,8)

Индивидуальная работа

1. Ученик рассказывает о корнях клон-клан, твор-твар, скоч-скак, плов-плав, мок-мак, ровн-равн, приводит примеры, записывает на доске, графически обосновывая выбор гласной.

Коллективная работа

1. Предлагают варианты оформления таблицы, ещё раз формулируют правила, обсуждают количество групп корней с чередованием гласных, выбор гласной в которых зависит:

а) от ударения

б) от согласной на конце корня

в) от суффикса -а- после корня

г) от значения корня.

2. Решают включить в таблицу как можно больше слов-исключений

1. Уметь структурировать знания, выделять главную информацию, осуществлять анализ информации

2. Уметь выстраивать алгоритм действий

1. Участвуют в обсуждении содержания таблицы, высказывают своё мнение

1. Уметь формулировать своё мнение и отстаивать позицию

2. Уметь строить речевое высказывание с использованием научных знаний и терминов

1. В ходе обсуждения осуществляют самоконтроль, исправляют ошибки, уточняют высказывания одноклассников

1. Контролировать цель и задачи

2. Отстаивать свою точку зрения

3. Адекватно воспринимать замечания и исправления со стороны учителя и одноклассников

5. Этап закрепления учебного материала

I. 1.Предлагает сформулировать цель следующего этапа урока

2. Организует задание для закрепления материала: распределить слова из предложений  в четыре группы, включённые в таблицу, используя алгоритм, сформулированный  на предыдущем этапе урока

(Приложение 3, слайд 9)

Коллективная и индивидуальная работа

1. Формулируют цель этапа урока: закрепить навык правописания чередующихся гласных в корне.

2. Записывают, используя  кейс, слова в четыре группы, графически обозначая орфограммы

1. Уметь использовать полученные знания, логически мыслить

2. Уметь использовать алгоритм действий при решении орфографических задач

1. Озвучивают результат, последовательно объясняя  причину выбора той или иной группы

2. Озвучивают правило

1. Умение доказывать правильность своего выбора

1. В ходе проверки осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль

1. Обнаруживать ошибки одноклассников

2. Адекватно воспринимать оценку учителя

II.1.Формирует группы для  групповой работы: выписать из текста слова с пропущенными буквами, группируя их по видам орфограмм – гласных в корне

  • безударная проверяемая
  • безударная непроверяемая
  • чередующаяся

2.Организует взаимооценку групп, оценивает знания наиболее активных участников групп

(Приложение 4, слайд 10)

Групповая работа

1. Актуализируют ранее полученные знания, вспоминают орфограмму «Проверяемая и непроверяемая гласная в корне»

2. Записывают слова, группируя их по видам орфограмм

1. Уметь различать орфограммы в корне

2. Знать значения корней, не путать безударные и чередующиеся гласные в корне

1. Каждая группа поручает озвучить свой результат наиболее подготовленному ученику

2. Отвечающая группа имеет право первая исправить свои ошибки

1. Высказывать своё мнение о правильности ответа, находить ошибки

1. В ходе выступления представителей групп остальные контролируют правильность и полноту ответа

1. Осуществлять самоконтроль

III. 1. Организует выполнение  задания в формате ГИА: указать слово с чередующейся гласной в корне

2. Оценивает ответы учащихся

(Слайды 11,12)

Коллективная и индивидуальная работа

1. Выписывают слова с чередующейся гласной в корне

2. Устно и графически обозначают условия выбора гласной

1.Уметь находить в тесте слова с чередующейся гласной в корне, не путать с другими орфограммами

1. Все учащиеся принимают участие в обсуждении ответов во фронтальном режиме

1. Строить монологическое высказывание при проверке задания

1. Осуществляют

самоконтроль

в процессе выполнения задания

1. Принимать и сохранять учебную цель и задачи

6. Контрольный этап

Организует

4 теста онлайн по темам:

1. Чередующиеся безударные гласные в корне,

выбор  которых зависит от ударения

2. Чередующиеся безударные гласные в корне,

выбор  которых зависит от согласных, находящихся на конце корня

3. Чередующиеся безударные гласные в корне,

выбор которых зависит от следующего за корнем суффикса  -а -

4. Чередующиеся безударные гласные в корне,

выбор которых зависит от значения корня

(Приложение 5, программа тестирования Knowing)

Индивидуальная работа

Выполняют тесты по предложенным темам в режиме онлайн

1. Уметь различать орфограммы в корне

2. Знать значения корней, не путать безударные и чередующиеся гласные в корне

3. Различать все случаи чередования гласных в корне

4. Уметь использовать полученные знания на практике

-

-

Осуществляют самоконтроль (каждый получает оценку)

1. Принимать и сохранять учебную цель и задачи

2. Осуществлять итоговый контроль по результату тестирования

7. Итоговый этап

1.Организует подведение итогов урока, предлагает вопросы:

  • Какие цели и задачи были поставлены в начале урока?
  • Достигли ли мы цели урока, выполнили ли задачи?
  • Какие действия помогли нам достичь целей урока?

2. Подводит итоги урока

(Слайд 13)

1. Повторяют цели и задачи урока

2. Вспоминают этапы урока, содержание заданий

3. Анализируют итоги тестирования

1. Уметь адекватно оценивать уровень усвоения материала, делать выводы и обобщения по содержанию урока

1. Высказываются по поводу наиболее удачных этапов урока

2. Высказывают пожелания на будущее

1. Анализировать учебную ситуацию

2. Высказывать своё мнение, аргументируя его и используя научную терминологию

1. Прослушивают мнения одноклассников, вносят свои предложения

1. Осуществлять контроль  над выполнением учебных целей и задач и результатом урока

8.Этап объяснения домашнего задания

1. Объясняет домашнее задание:

А. Выучить содержание таблицы

Б. На выбор:

а) выписать из произведений русских писателей, изученных в 9 классе, слова с чередующимися гласными в корне, обозначить в них орфограммы (10-15 предложений)

б) творческое задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Весна», используя слова с чередующимися гласными в корне

2. Предлагает ответить на  вопрос: с какой целью вы получили именно такое задание?

(Слайд 14)

Формулируют цели домашнего задания:

  • закрепить полученные знания
  • отработать навык написания чередующихся гласных в корне
  • перечитать страницы русской классики
  • развивать творческие способности
  • отрабатывать навык создания текста-описания

1. Уметь ставить перед собой цели и задачи

2.  Понимать требования учителя и критерии его оценки

1. Задают вопросы, уточняют задания

1. Понимать поставленные задачи

1. Последующий само- и взаимоконтроль

1. Принимать и сохранять учебную цель и задачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

технологическая карта урока русского языка в 5 кл на тему "Язык и человек. Общение устное и письменное"

laquo;Язык и человек. Общение устное и письменное»Урок: русский языкТема урока: «Язык и человек. Общение устное и письменное»Класс: 5Цель урока: формирование представления об изучае...