Урок в 6 классе по русскому языку. Словообразование существительных с помощью приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Злементы урока могут быть полезны учителям при  изучении темы "Словообоазование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Словообразование69 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

Учитель: Букалова О.В.

Тема урока: Словообразование имён существительных с помощью приставок

Цель урока: деятельностная:  формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с  изучаемыми  понятими и алгоритмами о словообразовании существительного

Задачи урока: образовательные (предметные): формировать понятие о словообразовании существительного; учиться определять  и отличать  способы образования существительного ,  научиться выполнять словообразовательный анализ.

развивающие (метапредметные)

регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, формулировать тему, учебные задачи урока,  соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;

познавательные: выделять главное, строить логически обоснованные рассуждения, уметь пользоваться алгоритмом;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем, соблюдать правила речевого поведения, уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

воспитательные (личностные) воспитывать интерес к предмету, самостоятельность в работе; любовь к родине, природе;

коррекционные: развивать умение применять правила при выполнении упражненния, развивать точность, прочность, скорость запоминания,  умение пользоваться полным ответом, развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока  урок «открытия» нового знания

Технологическая карта изучения темы

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Этап мотивации (самоопределения) учащихся к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А чтобы начать урок, нам надо зарядиться (успехом) успешностью. Скажите себе: «Я буду успешным! У меня все получится! Я буду думать! Я буду стараться! Я буду доброжелательным!

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Запись числа и классной работы.

Слушают учителя, настраиваются на восприятие учебного материала        Регулятивные УУД: 

1.целеполагание

2.эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

Коммуникативные УУД:

1планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

1мобилизация внимания, уважение к окружающим.

2.Актуализация и пробное учебное действие

Терминологический диктант: морфема, приставка, корень, суффикс, производящая основа, словообразование. (1 ученик — у доски, остальные — в тетради;)

Пишут диктант. осуществляют взаимопроверку.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения и аудирования.

Коммуникативные УУД:

1. Владеть приемами рационального слушания.

Личностные результаты

1. Осознавать ценность русского языка и богатство его структурных возможностей для выражения разных оттенков мысли.

3.Введение в тему с последующей постановкой цели и задач урока. Выявление места и причины затруднения.

- Какое из этих понятий объединяет все остальные? (Словообразование)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Словообразование имен существительных)

- А для чего нам необходимо знать, как образовано существительное? (Для правильного написания)

- Цель нашего урока: понять, как могут быть образованы существительные, и научиться выполнять словообразовательный анализ.

Отвечают на вопросы, формулируют тему, задачи урока.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока и его цель (задачи).

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

Коммуникативные УУД:

1. Задавать вопросы, работать в группе, паре.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Строить связное монологическое высказывание.

Личностные результаты:

Развивать эмоциональную сферу личности, формировать интерес к языку как средству выражения собственных мыслей и чувств.

Регулятивные УУД:

1.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

4. Открытие новых знаний.

Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

- А что нам нужно знать и уметь для работы над этой темой? (Морфемный разбор)

- Проверим вашу готовность. Выполните морфемный разбор следующих слов: сотрудники, пригород, больница, подбородок. (1 ученик — у доски, остальные в тетради)

-  Какие морфемы мы выделили? Какие из них участвуют в образовании новых слов? (Приставка, суффикс)

- А что насчет окончания? (Это не словообразующая, а формообразующая морфема)

- Итак, исходя из того, что в словообразовании участвуют приставка и суффикс, мы можем сразу, не заглядывая в учебник, назвать два самых распространенных способа словообразования. (Приставочный и суффиксальный)

Отвечают на вопросы, производят морфемный разбор, делают вывод.

Регулятивные УУД:

1. Искать пути решения проблемы.

Познавательные УУД:

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, строить рассуждения.

2. Извлекать информацию из разных источников, преобразовывать ее из одной формы в другую (таблицу в текст, текст в схему).

ФИЗМИНУТКА

5.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Перед вами текст. Некоторые существительные в нем представлены в виде морфемных моделей. Прочитайте текст, расшифруйте слова.

В народе говорят, что один в поле не воин.

У меня есть … и …, значит, я не одинок. Когда у тебя есть верные …, то по плечу любые, даже самые трудные дела. Вместе мы настоящая …, и нам не страшен никакой ….

… - великая сила!

Итак, мы получили слова друг, подруга, друзья, дружина, недруг, дружба.

- Какие это слова по отношению друг к другу? (Однокоренные) Какую роль выполняют эти слова в тексте? (Однокоренные слова — это одно из средств связи предложений в тексте)

- Выполните словообразовательный анализ данных слов. (Пример на доске)

Читают текст, расшифровывают слова, отвечают на вопросы, выполняют словообразовательный разбор.

Познавательные УУД:

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

  3. Преобразовывать информацию (текст в алгоритм), действовать по алгоритму.

Коммуникативные УУД:

1.Создавать собственный текст соответствующего стиля и типа речи.

2.Выступать перед аудиторией сверстников с небольшими текстами-сообщениями.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Вот вам задачка посложнее. Определите, каким способом образовано существительное содружество. (Это не приставочный и не суффиксальный способ) А какой? (Приставочно-суффиксальный) Итак, если слово образовано одновременным присоединением приставки и суффикса.

-Выполните упр.128

Самостоятельная работа. Самопроверка.

Регулятивные УУД:

1.умение осуществлять  проверку знаний, сверяясь с эталоном.

Познавательные УУД :

1.анализ, классификация;

2.понимание текстов, извлечение необходимой информации.

8.Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности

Упражнение «Верно-неверно». 

При верном утверждении учащиеся поднимают руку, при неверном не поднимают.

Верно ли, что

1)имена существительные обозначают предмет;

2) существительными образуются только с помощью приставок;

3) существительны могут образовываться с помощью приставок и суффиксов;

4) окончание участвует в образовании новых слов;

5)приставка, суффикс – словообразующие части слова.

– Прочитайте ключевые слова темы. Объясните их.

– Какими словами вы могли бы их дополнить?

– Были ли трудности?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?

Регулятивные УУД:

1.саморегуляция осознание качества и уровня усвоения знаний;

Личностные УУД:

1.оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности

Коммуникативные УУД:

1.умение выражать свои мысли.  

2.инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации.

Д.З.

1.П.81

2.№127, 129.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...

Презентация к уроку в 6 классе по русскому языку "Имя существительное - часть речи удивительная. ( Повторение изученного в 5 классе.)"

Эта презентация прекрасное наглядное пособие на уроке русского языка  в 6 классе по теме "Имя существительное - часть речи удивительная. (Повторение изученного в 5 классе)"...

Конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения

Представлены конспекты уроков 5 класс по русскому языку для индивидуального обучения....

Интегрированный урок по алгебре и русскому языку "Решение задач с помощью уравнений"

Интегрированный урок по алгебре и русскому языку для 7 класса...