Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Леонтьева Наталья Егоровна

ОГЭ. Правописание суффиксов. Теоретический материал к заданию №5.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н и НН в прилагательных и причастиях

  1. Прилагательные, образованные от существительных

Пишем одно Н, если:

а) прилагательное образовано от существительного с помощью суффикса –ИН-.

Например:

голубь – голубиный                               воробей – воробьиный

лошадь - лошадиный                             соловей – соловьиный

Примечания:

  1. Обратите внимание на возможность постановки ь перед суффиксом –ин-.
  2. Запомните правописание слов гостиная, гостиница.

б) прилагательное образовано от существительного с помощью суффиксов -ан-(-ян-).

Например:

кожа – кожаный                                        конопля – конопляный

жесть – жестяной                                       песок – песчаный

 

Примечания:

  1. Исключением являются слова оловянный, деревянный, стеклянный, содержащие НН.
  2. С одним Н пишутся слова бараний, сазаний, фазаний, павлиний, тюлений (образованы от существительных с основой на Н и суффикса –j-).
  3. С одним Н пишутся слова пряный, юный, румяный.
  4. Прилагательное масляный                                Прилагательное масленый образуется

образуется от существительного масло                 от глагола маслить с помощью

с помощью суффикса –ян- , имеет                         суффикса –ен- и употребляется в

значение «состоящий из масла»                              значении «намазанный, смазанный,

«деланный на масле»                                                пропитанный, запачканный маслом»:

«работающий на масле»:                                          масленый блин,

масляные краски,                                                      масляная каша,

масляное пятно,                                                       масленые руки,

масляный насос,                                                      масленая тряпка.

масляная лампа.

Пишем НН:

а) если прилагательное образовано присоединением суффикса –н- к основе существительного на Н.

Например:

осень – осенний                                     барабан - барабанный

старина – старинный                             цена – ценный

б) если прилагательное образовано от существительного на –МЯ- (время, знамя, имя, стремя, темя и др.).

Например:

время – временный                           стремя - стременной

имя- именной                                    семя – семенной

в) если прилагательное образованно с помощью суффикса –енн- или –онн-.

Например:

клятва – клятвенный                       комиссия - комиссионный

огонь – огненный                             экскурсия – экскурсионный

Примечания:

  1. Исключение составляет слово ветреный, которое пишется с одной буквой Н. однако приставочные образования этого прилагательного пишутся с НН (безветренный, подветренный и т.д.).
  2.  Прилагательные с суффиксом –енн- могут выражать субъективную оценку (большую меру признака): широченный, здоровенный, тяжеленный и т.д.
  3. Следует различать слова ветреный (суффикс –ен-) и ветряной (суффикс –ян-)

Слово ветреный употребляется в двух значениях:

   «с ветром» (ветреный день, ветряная погода)

и «легкомысленный» (ветреный юноша, ветреный поступок).

Слово ветряной используется в одном значении – «приводимый в движение ветром» (ветряная мельница, ветряной двигатель). В словосочетаниях ветряная оспа (разг. ветрянка) пишется –ян.

  1. Следует различать слова солёный и соляной:

Прилагательное солёный имеет значение «содержащий в себе соль» (солёный суп).

 Прилагательное соляной обозначает «состоящий из соли» (соляные пласты, соляной столб). В термине соляная кислота пишется суффикс –ян.


Причастия и отглагольные прилагательные 

(эти слова образованы от глаголов, отвечают на вопрос какой? и его формы).

Пишется НН:

  1. Если в слове есть приставка:

кошеный – скошенный – покошенный

вязаный – связанный – перевязанный

Примечания:

  1. Приставка НЕ- не дает право писать НН (некошеный луг).
  2. Если кроме не- есть другая приставка, то она дает НН (нескошенный луг).
  3. То же относится и к первой части сложного слова: свежемороженый, свежезамороженный.

 

  1. Если есть зависимое слово:

кошеный луг – кошенный крестьянами луг

вязаный платок – вязанный мамой платок

  1. Если есть суффикс –ова-, -ева-, -ирова-:

маринованный, рискованный, циклеванный, асфальтированный

  1. Если слово образовано от глагола совершенного вида (отсутствие приставки или зависимого слова роли не играет):

купленный (купить – что сделать? – совершенный вид)

плененный (пленить – что сделать? – совершенный вид)

решенный (решить – что сделать? – совершенный вид)

лишенный (лишить – что сделать? – совершенный вид)

Примечания:

Слово ранеНый, употребляясь как прилагательное, пишется с Н; если же это слово имеет приставку или зависимое слово, то оно выступает в роли причастия и пишется НН:

израненный, раненный пулей солдат

Выступая в роли существительного, это слово пишется с одним Н:

Раненые эвакуировались в тыл.

Итак, НН у причастий и отглагольных прилагательных пишется, если в конкретно рассматриваемом случае есть одно из условий:

  1. Приставка (кроме НЕ-).
  2. Зависимое слово.
  3. Суффикс – ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-.

Если же ни одного из этих условий нет, то в слове пишется одна буква Н. Не путать с «обычными» прилагательными, образованными от существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...