Урок русского языка в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию животного»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Татьяна Игоревна

Задача: используя тип речи - описание, подготовиться к заочной выставке "Моё любимое животное".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_5.docx21.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Подготовка к сочинению-описанию животного

Цели урока:

             -обучающая углубить и обобщить знания учащихся об описании как типе речи; отрабатывать навыки построения текста описательного характера в художественном стиле;

             -развивающая -  развивать умение использовать в тексте художественно-изобразительные средства языка для описания животных; развитие наблюдательности и культуры речи учащихся;

             -воспитательная – формирование коммуникативных качеств; воспитание любви к братьям нашим меньшим.

Оборудование:   компьютер, мультимедийный  проектор, экран, печатный раздаточный материал.

Ход урока

I.Речевая разминка

                               Сквозь летние сумерки парка

                               По краю искусственных вод

                               Красавица, дева, дикарка –

                               Высокая лебедь плывёт.

                               Плывёт белоснежное диво,

                               Животное, полное грёз,

                               Колебля на поле залива

                               Лиловые тени берёз.

                               Головка её шелковиста

                               И мантия снега белей,

                               И дивные два аметиста

                               Мерцают в глазницах у ней.

                               И светлое льётся сиянье

                               Над белым изгибом спины,

                               И вся она, как изваянье

                               Приподнятой к небу волны.

                                                                                   (Н.Заболоцкий)

- Прочитайте стихотворение про себя.

- Какие слова вам показались непонятными?

      (Мантия, аметист, грёзы, изваянье).

(На доску проецируются слова с указанием их лексического значения).

     мантия – широкая и длинная одежда в виде плаща;

     аметист – драгоценный камень фиолетового или голубовато-  

                            фиолетового цвета;

     грёза – светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение;

     изваяние – скульптурное изображение.

-Какую птицу описывает автор? (Лебедя).

-Видели ли вы когда-нибудь эту птицу? Какой она вам запомнилась?

-Эта птица любима народом. В художественных произведениях, в народной поэзии часто появляется образ белой лебеди. Докажите это.

-Какой вы представляете себе эту птицу, прочитав стихотворение Н.Заболоцкого?   (Птица гордая, красивая, величавая, независимая).

-Автор хотел показать, что это загадочная, гордая птица и в то же время царственно красивая. Подтвердите это строчками из стихотворения.

(«Плывёт белоснежное диво, животное, полное грёз»).

-С какой интонацией необходимо читать стихотворение?

(Торжественно, немного загадочно).

-Прочтите это стихотворение выразительно.

 (Несколько учащихся читают выразительно стихотворение, остальные оценивают, насколько передаётся читающими замысел автора).

-Прочитав стихотворение, мы увидели, что автор с нежностью относится к этой птице, любуется ею.

-Какой тип речи использует автор в своём стихотворении? Докажите.

(Использует описание, так как всё, что изобразил автор, мы можем увидеть на одной картине или фотографии).

-Наша задача: используя тип речи – описание подготовиться к заочной выставке «Моё любимое животное».

     У каждого из вас есть животное, которое нравится вам больше других. Может быть, вы дружите с ним, наблюдаете за ним, а может быть, увидев однажды, вы запомнили его навсегда.

     Чтобы организовать эту выставку, вам необходимо представить своё животное, описав его внешний вид, поведение, повадки, то есть написать сочинение-описание животного.

В тетрадях записываются число,

тип работы – сочинение –описание,

тема сочинения – «Моё любимое животное».

II.Работа по теме.

     1. – Прежде чем самостоятельно начать работу над описанием животного, мы должны выполнить ряд заданий.

     

   – Перед  вами текст. Определите его тему, основную мысль и отношение автора к птицам.

     Я люблю воробьёв, этих дерзких, смелых и умных разбойников, благополучно живущих даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь весёлыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана.

     Воробьи не обладают изяществом и красотой, звонко петь не умеют, но всё же милы мне эти весёлые, маленькие, дерзкие разбойники.

                                                                                 (По И.Соколову-Микитову).

  (Тема текста – рассказ о воробьях. Основная мысль – автор любит этих птиц, несмотря на то, что они не обладают изяществом и красотой. Автор называет их смелыми, умными, дерзкими, весёлыми, бодрыми, задорными. Всё это доказывает, что писатель их любит).

 3.Своё сочинение нужно написать в художественном стиле, используя тип речи – описание), так как это позволит образно, наглядно представить определённый предмет.

 – Чтобы точно описать животное, необходимо быть очень наблюдательным, научиться видеть признаки предметов, выделять главные среди них, самые важные. 

  – Прослушайте текст и скажите, на какую деталь в описании обращает внимание писательница В.Дмитриева.

     Жучка и вправду была неказиста на вид. Вместо шерсти у неё висели какие-то серые лохмотья, в косматых ушах и облезлом хвосте засели репьи, морда вся заросла, и только глаза были у неё хороши. Большие, прозрачные, жёлтые, как янтарь, они глядели так умно и внимательно, что казалось –

вот-вот Жучка заговорит человеческим голосом.

                                                                          (В.Дмитриева «Малыш и Жучка»)

 В своём сочинении вы должны также отметить какие-то признаки, которые отличали бы ваше животное от остальных.

4. Эпитеты, метафоры, сравнения – это изобразительно-художественные средства языка, которые  помогут вам сделать описание образным, эмоциональным.

– Перед вами отрывок из рассказа А.Куприна «Ю-Ю».

Какие художественно-изобразительные средства использует писатель, чтобы показать красивую, гордую кошку?

     Выросла всем кошкам кошка. Тёмно-каштановая с огненными пятнами.

На груди пышная белая манишка. Усы в четверть аршина. Шерсть длинная и вся лоснится. Задние лапки в широких штанишках, хвост как ламповый ёрш.

(Автор использует эпитет –«с огненными пятнами», метафоры – «на груди пышная белая манишка», «задние лапки в широких штанишках», сравнение – «хвост как ламповый ёрш»).

5. – Давайте ещё раз вернёмся к стихотворению Н.Заболоцкого.

Какие изобразительные средства использует в нём автор?

(Эпитеты, сравнения, метафору).

 – Как  поэт избегает повтора слова лебедь?

(В стихотворении автор эту птицу называет красавица, дева, дикарка, белоснежное диво, животное, полное грёз

Чтобы начать работу, вам необходимо:

 – определить тему сочинения (какое животное описывать);

 – определить основную мысль (убедить в том, что это животное

    действительно интересно и вы его любите);

 – выбрать стиль и тип речи;

 – собрать рабочие материалы;

 – используя изобразительные средства языка, описать животное;

 – отредактировать написанное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока русского языка по теме: "Подготовка к сочиненю - описанию по картине А.Н. Комарова «Заяц на дереве»." 5 класс

Тема: Р/р Подготовка к сочиненю - описанию по картине  А.Н. Комарова «Заяц на дереве».Цели:Обучающая: научить учащихся особенностям построения рассказа на   основе картины.Развивающая: ...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры

Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры".  Конспект урока  представлен в моём портфолио....

Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве...

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

конспект урока русского языка 6 класс "Подготовка к сочинению-описанию"

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Подготовка к сочинению-описанию" - часть единого интегрированного дня по теме "Реки"...

Конспект урока русского языка 11 класс Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста

Конспект урока русского языка в 11 классе для подготовик к ЕГЭ....