Факультативный курс "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 6 класс
элективный курс по русскому языку (6 класс) на тему

Предлагаемый курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, город Кореновск

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 20

                                                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ СОШ №20

____________

«

«        »     __   201    г.

                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                        «Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Учитель        Кусачёва Е. Н.

Класс                  6

Учебный год     2016 / 2017

УМК                   Разумовская М.М. «Русский язык. 6 класс».

– Москва: Дрофа, 2015.

Кореновск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемый  курс «Трудные случаи орфографии и пунктуации» предназначен для учащихся 6-х классов и рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углублённое изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком при письменном общении . В результате обучения у учащихся должна укрепиться уверенность в целесообразности и мотивированности системы русского правописания. На этой базе формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, которое соответствует данной орфограмме и пунктограмме.

Цель: углубление и систематизация знаний по орфографии и пунктуации; расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;
  • создание прочной, надёжной базы орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  • формирование языковой и лингвистической компетенции.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания);
  2. практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую компетенции; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил; приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приёмы работы: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации, решение тестов по типу  ГИА на заданное время и т.п.

Содержание курса

Тема 1. Орфография (14 ч.)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы / И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О / Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК / -ЩИК; -ЕК- / -ИК; -К- / -СК-; -Н- / -НН- в словах различных частей речи.  Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 2. Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Простое предложение (9 ч.)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи.

Тема 3. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч.)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога.

Тема 4. Сложное предложение (3 ч.)

Знаки препинания в  сложном предложении. Сложносочинённые предложения. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Учебно-тематический план

п/п

Сроки

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности

1

Орфография. Система правил правописания

1

Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искажённого текста

2-3

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

2

4-6

Виды орфограмм в корне слова

3

7-8

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

2

9-10

Трудные случаи правописания суффиксов

2

11-12

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ

2

13-14

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

2

15

Синтаксис и пунктуация.

Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний

1

Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи

16

Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения.

1

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами

17

Простое осложнённое предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения

1

18

Тире в простом предложении

1

19-20

Вводные слова и предложения

2

21-22

Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

2

23

Уточняющие члены предложений

1

24-25

Прямая речь. Диалог.

2

Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью.

26

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

1

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты

27

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

1

28

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

1

Литература

  1. Букчина Б.З. Слитно или раздельно? Словарь-справочник. – Москва, 1998.
  2. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации. – Москва, 1983.
  3. Кайдалова А.И., Калинина И.К. Современные русские орфограммы.               – Москва, 1992.
  4. Львова С.И. Использование схем при обучении орфограммам и пунктуации. – Москва, 1995.
  5. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективных курсов "Трудные случаи орфографии". 10 класс.

Курс "Трудные случаи орфографии" 10 класс представляет систему занятий, направленных на получение дополнительных теоретических знаний и формирование навыков грамотного письма, что позволит учащимся ка...

Рабочая программа факультативного курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации"

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 6-7 классов....

Спецкурс "Трудные случаи орфографии и пунктуации русского языка" 40 часов, 11 класс

Данный курс имеет цель помочь учащимся разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, ликвидировать пробелы в навыках правописания у старшеклассников. Школьники должны понять и усвоить сущнос...

Рабочая программа элективного курса Трудные случаи орфографии в 9 классе

Программа  ориентирована  на языковое развитие учащихся 9 класса. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако он...

Рабочая программа по элективному курсу «Трудные случаи орфографии» для 9 класса

Данный элективный курс связан с подготовкой к ГИА.Рассчитан на 17 часов....

элективный курс по русскому языку «Сложные случаи орфографии и пунктуации» для 10-11 классов

Для учащихся 11-х классов это один из видов подготовки к ЕГЭ.Курс состоит из разделов:Морфемика.Синтаксис и пунктуация.Культура речи и стилистика.     Данный курс  учитывает с...