Конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Цель урока: познакомить учащихся со смысловыми группами наречий; формировать умение находить наречия в тексте и определять их значения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovye_gruppy_narechiy.docx25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. "Смысловые группы наречий" (7-й класс)

Цели урока:

Обучающие: через исследование, наблюдения, подвести учащихся к самостоятельному выводу о смысловых группах наречий. Учить умению распознавать наречия в речи (устной и письменной), правильно употреблять.

Обратить особое внимание на употребление наречий в речи.

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, внимание, культуру речи, умение сравнивать, анализировать, и делать выводы.

Воспитывающие: воспитывать интерес к богатству русского языка, создать условия для формирования у школьников чувства взаимоуважения, умение работать коллективно.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • формирование представлений о смысловых группах наречий;
  • знакомство обучающихся с ролью наречий в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать наречия в тексте, правильно употреблять их.

Метапредметные (УУД)

  • Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; уметь сравнивать, обобщать и определять смысловые группы наречий.
  • Регулятивные: способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия.
  • Коммуникативные: умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и учитывать мнения других, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
  • Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группах, в парах, при проверке; развитие самостоятельности; развитие интереса к изучению русского языка.

Ресурсы: компьютерная презентация урока, карточки для индивидуальной работы, учебник русский язык 7 класс под редакцией М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская.

Не в одних стихах поэзия:
она разлита везде, она вокруг
нас. Взгляните на эти деревья,
на это небо – отовсюду веет
красотой и жизнью, а где
красота, там и поэзия.
И.С. Тургенев

Ход урока

1.Организационный момент.

- С каким настроением вы начинаете урок? Перед вами три изображения облачка разных цветов. Поднимите белое, если настроение нейтральное; зеленое – если вы настроены на каникулы, а не на работу; оранжевое – если вы готовы «гореть» на уроке в хорошем смысле этого слова.

2.  Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы и цели. 

Исходя из темы, определяют учебные задачи урока.

Игра «Составь слово»(слайд 2)

  1. Четвертая буква в слове кузНец
  2. Эта буква пишется в корне слова прилАгательное
  3. Этой буквы нет в японском языке, поэтому они говорят: «глоза, лис, ладуга, лыба» - Р 
  4. Эта буква пишется в окончании слова в деревнЕ
  5. Первая мягкая шипящая буква в русском алфавите – Ч
  6. Эта буква пишется в корне слова собИрались
  7. Эта буква пишется в окончании слова борЕтся

- Какое слово у вас получилось? Правильно, наречие. Сегодня на уроке мы продолжим изучение этой части речи.

4.  Контроль и самоконтроль.

Тест по теме «Наречие»

  1. Выбери и подчеркни верное утверждение.
  1. Наречие – служебная часть речи.
  2. Наречие – изменяемая часть речи.
  3. Наречие – неизменяемая часть речи.

  1. Выбери и подчеркни утверждение, с которым можно согласиться.
  1. Наречие обозначает предмет.
  2. Наречие обозначает признак действия.
  3. Наречие обозначает признак предмета по действию.

  1. Подчеркните утверждение, с которым можно согласиться.
  1. Наречия отвечают на вопросы: что делать? что делать?
  2. Наречия отвечают на вопросы: что делающий? что сделавший?
  3. Наречия отвечают на вопросы: что делая? что сделав?
  4. Наречия отвечают на вопросы: Как? Когда? Где? Зачем?

  1. Подчеркни, что характерно для наречия.
  1. Наречие не изменяется.
  2. Наречие изменяется по лицам, родам, числам.
  3. Наречие изменяется по лицам.

  1. Подчеркните верное утверждение.

В предложении наречие чаще всего является:

  1. дополнением;
  2. обстоятельством;
  3. определением.

  1. Выберите и подчеркните те слова, которые являются наречиями.
  1. сегодня;
  2. играющий;
  3. очень красиво;
  4. прыгая.

Ответы: 1-в, 2-в, 3-г, 4-а, 5-б, 6-а, в.

5.Исследовательская работа. Актуализация нового материала

По значению наречия делятся на определённые группы, а на какие именно, вы сейчас попробуете догадаться сами, прочитав  текст.

У вас на партах листы с таблицей, которую вы должны будете  заполнить  постепенно по мере работы с текстом.)Она же выведена на доску. (слайд 3)

Разряд

Вопросы

Примеры

Образ действия

Как? Каким образом?

Место

Где? Куда? Откуда?

Время

Когда? С каких пор? До каких пор?

Цель

Зачем?

Причина

Почему?

Мера и степень

В какой мере? В какой степени?

6.Комлексная работа с текстом. (слайд 4)

Одуванчик

Встало Солнышко спозаранку умылось дождичком и пошло гулять по небу. Взмахнуло оно золотым рукавом сразу брызнули на землю солнечные пылинки засветились на лугах на тропинках веселые желтые огоньки-одуванчики.

Одуванчик, если внимательно пр...глядеться, очень похож(?) на солнце.Созд...ется ощущение, что ми(л,лл)ионы маленьких детей взялись рисовать солнце, и у всех получает(?)ся по-разному. А основа всё же одна: кругленький центр, а (от) него в разные стороны ра(с,з)ходятся лучи.

Этот цветок, растущий повсюду, полезен и нужен людям. Он съедобен: из молодых листьев готовят салат, из корней делают напиток, напоминающий по вкусу кофе.Кроме этого, делают варенье и мед, а это очень вкусно.

Вот такой маленький посланец солнца озаряет землю своим золотым светом.

Задания к тексту.

А)

  1. Можно ли прочитанные предложения назвать текстом?
  2. Что такое текст?
  3. Сформулируйте тему данного текста.
  4. Выделить микротемы текста.
  5. К какому типу вы отнесете этот текст?
  6. К какому стилю речи он относится? Почему ?
  7. Найти художественные средства, используемые автором?

Б) Практическая работа.

  1. В предложениях 1-го абзаца расставить знаки препинания и объяснить графически их постановку.
  2. Составить схему 2-го предложения и устно дать ему характеристику.
  3. В предложениях 2-го абзаца вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
  4. В 3-м абзаце найти обороты, осложняющие предложения и доказать правильность постановки знаков препинания .
  5. Какие это обороты? Выделить их графически.
  6. Выделить суффиксы причастий, определить вид и время, страдательное или действительное.

!!!По ходу работы с текстом ищем и подчеркиваем наречия, определяя смысловую группу, заполняем таблицу.

– Вернемся к эпиграфу урока, найдем наречия, дополним таблицу данными примерами.

Обратите внимание на наречие ТАМ. Обозначает ли оно признак действия?

К каким наречиям его можно отнести? (Указательные.)

– А какие еще вы знаете наречия, не обозначающие признак действия? (Отрицательные и неопределенные, вопросительные)?

7. Физкультминутка

Давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку.

Осторожно ветер из калитки вышел,
Постучал в окошко, побежал по крыше,
Поиграл немного ветками черёмух,
Пожурил за что-то воробьёв знакомых, 
И, расправив бодро молодые крылья,
Полетел куда-то вперегонку с пылью.

– Мы немного отдохнули, поэтому можем продолжать работу.

8.Закрепление материала.

А) Выполнение упр.224.

Б) Запись предложений с заданием определить смысловую группу наречий, их синтаксическую роль.(слайд 5)

1)Не угас еще вдали закат, и листва сквозит узором четким. 2)Таинственно шумит лесная тишина. 3)Одиноко я бреду по листве в аллее старой. 4)Светло, легко и своенравно она блестит среди болот и к старым мельницам так плавно несет стекло весенних вод.5) Далеко, далеко в тишине колокольчик поёт ,замирая.

                                                                                                               (И.Бунин.)

8. Подведение итогов урока и домашнее задание.

1.Подготовить устный рассказ на тему «Смысловые группы наречий»

2.Выполнить упражнение № 232 (для слабых детей).

-Спишите, подчеркните наречия как члены предложения, укажите смысловую группу.

Упражнение № 227 (для более сильных детей)

-Спишите, подчеркните наречия как члены предложения, укажите смысловую группу, графически объясните орфограммы, выполните морфологический разбор причастия (повторение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока для подготовительной группы в детском саду "The little house"

Данный урок составлен  в качестве итогового занятия в старшей группе детского сада....

конспект урока подросток в группе

копспккт урока по обществознанию мы и они...

План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"

План-конспект урока по теме "Смысловые группы наречий"...

Конспект Урока русского языка "Разряды наречий"

Современный урок в стиле социальной сети ВК...

Конспект урока в 7 классе «Наречие как часть речи».

Тема: «Наречие как часть речи». Класс: 7.Учебник: Русский язык. 7 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений. [М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др.; на...