Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 8 класс
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Горохова Наталья Николаевна

 

                                                                               Приложение

к общеобразовательной программе

МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

 8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I.                  Требования к уровню подготовки  обучающихся.

 

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.               СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Введение

Общие сведения о русском языке. Русский язык –  государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Повторение изученного в 5—7 классах

Речь

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.  Сферы и ситуации речевого общения.  Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.   

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Орфография и морфология.

         Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

         Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.    

          Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в словах разных частей речи. Правописание окончаний в словах разных частей речи.

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Дефисное написание слов.

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста.

        

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения (знаки препинания при однородных членах предложения, запятые при причастном и деепричастном оборотах). Запятые между простыми предложениями в сложных предложениях.

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам глав-

ного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в слово-сочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого.

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное дополнение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация пред-ложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).  Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Прямая и косвенная речь.

 Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Диалог. Косвенная речь. Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.     

Повторение изученного в 8 классе.

 

image

 

Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, предлагаемый учебником русского языка под редакцией М.М. Разумовской

 

 

 

 

 

 

 

III.           Тематическое планирование

 

Темы уроков

 

Количество

часов

Введение. Русский язык –  государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

1

Повторение изученного в 5-7 классах

 

Речь. Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.  Сферы и ситуации речевого общения. 

1

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.   Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

1

Орфография и морфология

 

 Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

1

 Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.    

1

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

2

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

2

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

1

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

2

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

2

Дефисное написание слов.

3

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

1

Анализ диктанта.

1

Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

1

Р/р. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста.

1

Р/р. Сжатое изложение.

2

Синтаксис и пунктуация

 

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

1

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

1

Повторим пунктуацию.

1

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

1

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

1

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

1

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

2

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

2

Предложение

 

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

1

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные.

1

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

1

Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

1

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.

1

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

2

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Способы его выражения.

1

Р/р. Сжатое изложение.

1

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

1

Составное  именное сказуемое. Способы его выражения.

1

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

2

Обобщение пройденного материала.

1

Контрольный диктант по теме «Главные члены двусоставного предложения».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное).

2

Приложение как разновидность определения.

2

Дополнение (прямое и косвенное).

1

Обстоятельство.

1

Способы выражения второстепенных членов предложения.

1

Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

1

Контрольная работа.

1

Анализ контрольной работы.

1

Р/р. Порядок слов в предложении.

1

Р/р. Жанры публицистики. Репортаж.

1

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

1

Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Вопрос об обобщенно-личных предложениях.

1

Р/р. Сжатое изложение.

1

Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи.

1

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1

Проверочное тестирование по теме «Группы односоставных предложений».

1

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

Предложения полные и неполные.

2

Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

1

Р/р. Сочинение.

2

Р/р. Жанры публицистики. Статья.

1

Систематизация и обобщение изученного материала по теме.

1

Контрольные диктант по теме «Односоставное предложение».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения.

1

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

3

Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

1

Однородные и неоднородные определения.

2

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

2

Стилистические особенности предложений с однородными членами.

1

Нормы сочетания однородных членов. Употребление сказуемого при однородных подлежащих.

1

Систематизация и обобщение изученного материала по теме.

1

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Предложения с обособленными членами.

1

Обособленное определение.

4

Обособленное приложение.

2

Обособленное  дополнение.

1

Обособленное обстоятельство.

2

Тестирование.

1

Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.

1

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

1

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с предлогом несмотря на и др.

1

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК.

1

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности.

2

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

2

Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

1

Р/р. Сжатое изложение.

1

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).  Группы вводных конструкций по значению.

1

Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями.

1

Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

1

Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций.

1

Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

1

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

1

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Итоговая контрольная работа.

1

Диалог.

1

Косвенная речь.

1

Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

1

Повторение изученного в 8 классе.

5

Итого:

136

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                               Приложение

к общеобразовательной программе

МБОУ СШ №1 им. М.М. Пришвина

Рабочая программа учебного предмета

«Русский язык»

 8 класс

  1. Требования к уровню подготовки  обучающихся.

В результате изучения русского языка ученик должен

знать/понимать:

- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

- основные единицы языка, их признаки;

- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение:

- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);

- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо:

- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);

- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

- соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

  1. СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Введение

Общие сведения о русском языке. Русский язык –  государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.

Повторение изученного в 5—7 классах

Речь

Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.  Сферы и ситуации речевого общения.  Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.   

Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

Орфография и морфология.

         Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

         Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.    

          Правописание гласных и согласных в корнях слов. Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание суффиксов в словах разных частей речи. Правописание окончаний в словах разных частей речи.

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

Дефисное написание слов.

Речь

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста.

        

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами и обособленными членами предложения (знаки препинания при однородных членах предложения, запятые при причастном и деепричастном оборотах). Запятые между простыми предложениями в сложных предложениях. 

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам глав-

ного слова: именные, глагольные, наречные. Типы связи слов в слово-сочетании: согласование, управление, примыкание. Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц. Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные. Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое, способы их выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. 

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное; приложение как разновидность определения), дополнение (прямое и косвенное), обстоятельство. Способы выражения второстепенных членов предложения. Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений: определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные. Их структурные и смысловые особенности. Вопрос об обобщенно-личных предложениях. Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи. Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

Предложения распространенные и нераспространенные. Предложения полные и неполные. Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах. 

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Стилистические особенности предложений с однородными членами. Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений. Употребление сказуемого при однородных подлежащих. Нормы сочетания однородных членов.

Предложения с обособленными членами. Обособленное определение и приложение. Обособленное дополнение. Обособленное обстоятельство. Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности. Наблюдение над употреблением предложений с обособленными членами в устных и письменных текстах.

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация пред-ложений с обращением. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).  Группы вводных конструкций по значению. Синонимия вводных конструкций. Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста. Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

Прямая и косвенная речь.

 Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. 

Диалог. Косвенная речь. Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.        

Повторение изученного в 8 классе.

Курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, предлагаемый учебником русского языка под редакцией М.М. Разумовской

  1. Тематическое планирование

Темы уроков

Количество

часов

Введение. Русский язык –  государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения. 

1

Повторение изученного в 5-7 классах

Речь. Речевое общение. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая.  Сферы и ситуации речевого общения. 

1

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; язык художественной литературы.   Основные жанры научного (отзыв, реферат, выступление, доклад, статья, рецензия), публицистического (выступление, статья, интервью, очерк, портретный очерк, репортаж), официально-делового (расписка, доверенность, заявление, резюме) стилей, разговорной речи (рассказ, беседа, спор).

1

Орфография и морфология

 Орфография как система правил правописания слов и их форм. Разделы и основные принципы русской орфографии. Понятие орфограммы.

1

 Морфология как раздел грамматики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи.    

1

Правописание гласных и согласных в корнях слов.

2

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Правописание суффиксов в словах разных частей речи.

2

Правописание окончаний в словах разных частей речи.

1

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

2

Слитное и раздельное написание не и ни со словами разных частей речи.

2

Дефисное написание слов.

3

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в 5-7 классах».

1

Анализ диктанта.

1

Р/р. Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная цельность, связность текста. Тема, коммуникативная установка, основная мысль текста. Микротема текста.

1

Р/р. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. Способы и средства связи предложений и частей текста.

1

Р/р. Сжатое изложение.

2

Синтаксис и пунктуация

Синтаксис как раздел грамматики. Связь синтаксиса и морфологии.

1

Пунктуация как система правил правописания предложений. Основные принципы русской пунктуации. Знаки препинания, их функции.

1

Повторим пунктуацию.

1

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.

1

Словосочетание. Основные признаки словосочетания; смысловая и грамматическая связь главного и зависимого слова в словосочетании.

1

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные.

1

Типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

2

Нормы сочетания слов и их нарушения в речи. Выбор падежной формы управляемого слова, предложно-падежной формы управляемого существительного.

2

Предложение

Предложение как основная единица синтаксиса и как минимальное речевое высказывание. Основные признаки предложения и его отличия от других языковых единиц.

1

Виды предложений по цели высказывания: невопросительные (повествовательные, побудительные) и вопросительные.

1

Виды предложений по эмоциональной окраске: невосклицательные и восклицательные. Интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений.

1

Предложения утвердительные и отрицательные. Синтаксическая структура предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные.

1

Простое предложение. Синтаксическая структура простого предложения.

1

Главные члены двусоставного предложения. Способы выражения подлежащего.

2

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое. Способы его выражения.

1

Р/р. Сжатое изложение.

1

Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения.

1

Составное  именное сказуемое. Способы его выражения.

1

Особенности связи подлежащего и сказуемого.

2

Обобщение пройденного материала.

1

Контрольный диктант по теме «Главные члены двусоставного предложения».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Второстепенные члены предложения: определение (согласованное, несогласованное).

2

Приложение как разновидность определения.

2

Дополнение (прямое и косвенное).

1

Обстоятельство.

1

Способы выражения второстепенных членов предложения.

1

Трудные случаи согласования определений с определяемым словом.

1

Контрольная работа.

1

Анализ контрольной работы.

1

Р/р. Порядок слов в предложении.

1

Р/р. Жанры публицистики. Репортаж.

1

Односоставные предложения. Главный член односоставного предложения. Основные группы односоставных предложений.

1

Определенно-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Неопределённо-личные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Вопрос об обобщенно-личных предложениях.

1

Р/р. Сжатое изложение.

1

Безличные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Назывные предложения. Их структурные и смысловые особенности.

1

Наблюдение за особенностями употребления односоставных предложений в устной и письменной речи.

1

Синонимия односоставных и двусоставных предложений.

1

Проверочное тестирование по теме «Группы односоставных предложений».

1

Предложения распространенные и нераспространенные.

1

Предложения полные и неполные.

2

Наблюдение за употреблением неполных предложений в устных и письменных текстах.

1

Р/р. Сочинение.

2

Р/р. Жанры публицистики. Статья.

1

Систематизация и обобщение изученного материала по теме.

1

Контрольные диктант по теме «Односоставное предложение».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения.

1

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами.

3

Синонимия простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

1

Однородные и неоднородные определения.

2

Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.

2

Стилистические особенности предложений с однородными членами.

1

Нормы сочетания однородных членов. Употребление сказуемого при однородных подлежащих.

1

Систематизация и обобщение изученного материала по теме.

1

Контрольный диктант по теме «Предложения с однородными членами».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Предложения с обособленными членами.

1

Обособленное определение.

4

Обособленное приложение.

2

Обособленное  дополнение.

1

Обособленное обстоятельство.

2

Тестирование.

1

Правильное построение предложений с причастным и деепричастным оборотами.

1

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами.

1

Выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с предлогом несмотря на и др.

1

Отсутствие и наличие запятой перед союзом КАК.

1

Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловые и интонационные особенности.

2

Контрольный диктант по теме «Предложения с обособленными и уточняющими членами предложения».

1

Анализ контрольного диктанта.

1

Обращение, его функции и способы выражения. Интонация предложений с обращением.

2

Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, языке художественной литературы и официально-деловом стиле.

1

Р/р. Сжатое изложение.

1

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).  Группы вводных конструкций по значению.

1

Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. 

1

Использование вводных слов как средства связи предложений и смысловых частей текста.

1

Вводные предложения. Синонимия вводных конструкций.

1

Наблюдение за использованием вводных конструкций в устных и письменных текстах.

1

Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций.

1

Прямая и косвенная речь. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь.

1

Знаки препинания в предложениях с прямой речью. 

1

Итоговая контрольная работа.

1

Диалог.

1

Косвенная речь.

1

Цитаты и их оформление на письме. Использование разных способов цитирования в собственных речевых высказываниях.

1

Повторение изученного в 8 классе.

5

Итого:

136


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику М.М.Разумовской

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 5 класса с учётом требования ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 6 класс

                                                      ...

Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 9 класс

                                                      ...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М.М. Разумовской...

Рабочая программа по русскому языку к УМК М.М. Разумовской. 5 класс

Приложениек образовательной программеМБОУ СШ №1 им. М. М. Пришвина    Рабочая программа  учебного предмета«Русский  язык»5 класс...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8 кл

Рабочая программа по русскому языку к учебнику М. М. Разумовская,  С. И. Львова, В. И.Капинос и др. 6,7,8  кл...