Урок русского языка в 10 классе по теме "Текст"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Крамная Юлия Анатольевна

Урок работы с текстом в 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_10_klasse.docx15.5 КБ
Файл k_uroku_2.docx31.76 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Текст

Цель: углубить знания учащихся о тексте, развивая орфографические и пунктуационные навыки, углубляя знания по стилистике, воспитывая культуру речи.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийная доска, презентация.

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Введение

(слайд 1)

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Ведь в путешествии можно узнать много нового. Эпиграф сегодняшнего урока:

                                                                 Познание стран мира  украшение и пища человеческих умов.

                                                                                                                                               Леонардо да Винчи

Перепишите его себе в тетрадь. Всё ли верно?

3 Словарная работа. (слайд 2)

В путешествие нельзя отправляться без знания географии. Каждая группа решает мини- кроссворд

1 группа

1 Столица Латвии

2 Столица Беларуси

3 Столица России

2 группа

1 Столица Турции

2 Столица Болгарии

3 Столица Молдавии

4 Столица Германии

5 Соединённые….Америки

3 группа

1 Столица Украины

2 Столица Греции

3 Столица Беларуси

4 Столица Италии

Определите , о каких городах пойдёт речь

4 Актуализация опорных знаний

Мы записали слова. Для чего они служат строительным материалом? ( текста)

(слайд 3 )

Отметьте галочкой верные утверждения:

1 группа

1 Текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

2 Среди средств связи в тексте не может быть однокоренных слов.

3 Завязка – это момент, с которого начинается событие, которое завязывает действие

2 группа

1 Кульминация – это окончание текста.

2 Главная функция текста- сообщение информации.

3 .Связность текста отражает логику развития мысли.

3 группа

1 Для текста обязательно стилевое единство

2 Цельность- один из основных признаков текста

3 Для текста необязательна структурная организация

( Ответы располагаются на доске)

О чём пойдёт речь унас на уроке ( О тексте)

Что мы должны узнать?

5 Работа с текстом (слайд 4)

А)Перед вами лежат фрагменты текста о столицах . Ваша задача : определить о каких городах в них говорится ?

- Афины

- Каир

- Рим

Б)- Теперь соберите текст из предложенных фрагментов.

В) Следующеезадание:

1 группа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Докажите , что перед вами текст.

2 группа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Определите тип речи, своё мнение обоснуйте

3 группа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Определите стиль речи мнение обоснуйте.

Г) Каждая группа познакомилась со своим текстом. Теперь надо рассказать о нём другим.

1 группа

Перескажите текст по схеме

Что? Где? Когда? Как? Почему?

2 группа

Перескажите текст , используя одни существительные

3 группа

Перескажите текст тремя предложениями на украинском языке.

Д) Мы познакомились с содержанием текста, а теперь попробуем объединить их

1 группа

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

« Истории возникновения древних столиц»

2 группа

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

«Облик столичных городов»

3 группа

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

« Три столицы: сходство и различия»

Е) А теперь представьте, что вы работник турагенства, которому необходимо общаться с клиентами, при этом ситуации случаются разные

(слайд 5)

1 группа

Ваш клиент живёт в другом городе, может общаться с вами только по электронной почте. Убедите его поехать в турпоездку при помощи презентации.

2 группа

Ваш клиент доверяет только рекламе. Создайте такую рекламу, чтоб его заинтересовать.

3 группа

Ваш клиент – иностранец. Расскажите ему о поездке на английском языке.

Рефлексия

А теперь вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с ним? Почему?

Домашнее задание.

Вы все бывали в турпоездках. Расскажите нам о них либо при помощи сочинения- отзыва , либо при помощи  комментированного фотоотчёта, либо при помощи письма.



Предварительный просмотр:

Рим- столица Италии

Рим - легендарный город, возникший в Античности и давший основание одной из самых развитых в истории мира цивилизаций. А история его возникновения – это смешение легенд и прозы жизни. Город возник на месте поселения горных пастухов. Согласно же легенде, основателями города стали преследуемые сыновья бога Марса, Ромул и Рем, вскормленные молоком волчицы и спасённые пастухом. Воинственный Ромул , убивший в ссоре брата, и был первым царём нового города.

История Рима- это история побед римского оружия. Война была для римлян естественным сос тоя нием. Рим креп и разрастался, покоряя соседние государства. Красоту города обеспечивали многочисленные военные трофеи, поэтому смешение стилей придаёт ему самобытность. Рим , иначе «вечный город», ещё и город- музей, поскольку сохранившиеся развалины древних храмов, дворцов, стадионов оживляют картины прошлого: триумфальное шествие воинов ,жестокие гладиаторские бои.

Афины - столица Греции.

Сердцем Афин является Акрополь- крепость, комплекс храмов и дворцов на священной горе Олимп. Первоначально весь город состоял из одной крепости, позднее вокруг Акрополя стали селиться люди , стекавшиеся со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племён место. Поселение разрасталось, прокладывались улицы, однако Акрополь оставался центром , излюбленным местом жителей и гостей Афин. Постепенно крепость превратилась в святилище, соединив в органичный комплекс храмы, посвящённые главным Олимпийским богам: Зевсу, Афине. В одном из храмов размещалось одно из чудес света- гигантская статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. К сожалению, колоссальная статуя была разрушена во время землетрясения. Легендарная Родина Олимпийских игр и сейчас влечёт к себе поклонников истории, мифологии и чарующей гармонии пропорций, линий, красок.

Каир- столица Египта.

«Кто не был в Каире , тот ничего не видел»,- говорится в книге сказок «Тысяча и одна ночь». Сказочный восточный город вырос на месте военного лагеря полководца Амра, остановившегося у вершины горы , чтобы дать отдых своим воинам перед походом на Александрию. На крыше палатки предводителя голубка свила гнездо. Полководец не решился потревожить молодой выводок, признав произошедшее хорошим знаком. После потери влияния Александрии внимание было обращено на молодое поселение, набиравшее силу, названное за одержанные победы аль-Кахара (Победоносное).

Сейчас Каир- это мегаполис с многомиллионным населением. В нём мирно уживаются современные небоскрёбы , восточный рынок с дурманящим ароматом специй и блеском золотых украшений, купола и минареты мечетей , жалкие лачуги , шикарные отели, дворцы и парки. « Город контрастов»- это второе название многоголосой и по- восточному гостеприимной столицы Египта.

……..  легендарный город возникший в Античности и давший основание одной из самых развитых в истории мира ц..вилизац..й. А история его возникновения  это смешение легенд и прозы жизни. Город возник на месте поселения горных пастухов. Согласно же легенде основателями города стали пр..следуемые сыновья бога Марса, Ромул и Рем вскормлен..ые молоком волчиц.. и спасён..ые пастухом. Воинственный Ромул   убивший в ссоре брата, и был первым царём нового города

История Рима- это история побед римского оружия. Война была для римлян естественным сос тоя нием. Рим креп и разрастался, покоряя соседние государства. Красоту города обеспечивали многочисленные военные трофеи, поэтому смешение стилей придаёт ему самобытность.

 Рим , иначе «вечный город», ещё и город- музей, поскольку сохранившиеся развалины древних храмов, дворцов, стадионов оживляют картины прошлого: триумфальное шествие воинов ,жестокие гладиаторские бои.

Сердцем………… является Акрополь  крепость, комплекс храмов и дворцов на священ..ой горе Олимп. Первоначально весь город состоял из одной крепости  позднее вокруг Акрополя стали селит..ся люди   стекавшиеся со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племён место. Поселение разр..сталось  прокладывались улицы, однако Акрополь оставался центром , излюблен..ым местом жителей и гостей Афин.

. Постепенно крепость превратилась в святилище, соединив в органичный комплекс храмы, посвящённые главным Олимпийским богам: Зевсу, Афине. В одном из храмов размещалось одно из чудес света- гигантская статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. К сожалению, колоссальная статуя была разрушена во время землетрясения.

Легендарная Родина Олимпийских игр и сейчас влечёт к себе поклонников истории, мифологии и чарующей гармонии пропорций, линий, красок.

«Кто не был в …………, тот ничего не видел»,- говорится в книге сказок «Тысяча и одна ночь». Сказочный восточный город вырос на месте военного лагеря полководца Амра, остановившегося у вершины горы , чтобы дать отдых своим воинам перед походом на Александрию. На крыше палатки предводителя голубка свила гнездо. Полководец не решился потревожить молодой выводок, признав произошедшее хорошим знаком.

 После потери влияния Александрии внимание было обращено на молодое поселение, набиравшее силу, названное за одержанные победы аль-Кахара (Победоносное).

Сейчас Каир это мегаполис  с( много)мил..ионным населением. В нём мирно уж..ваются современ..ые неб..скрёбы  восточный рынок с дурманящим ароматом спец..й и блеском золотых украшений  купола и минареты мечетей  жалкие лачуги  ш..карные отели  дворц.. и парки. « Город контрастов»- это второе название многоголосой и (по) восточному гостеприимной столицы Египта.

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Текст

Цель: углубить знания учащихся о тексте, развивая орфографические и пунктуационные навыки, углубляя знания по стилистике, воспитывая культуру речи.

Ход урока:

1 Организационный момент

2 Введение

Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Ведь в путешествии можно узнать много нового. Эпиграф сегодняшнего урока:

                                                                 Познание стран мира  украшение и пища человеческих умов.

                                                                                                                                               Леонардо да Винчи

Перепишите его себе в тетрадь. Всё ли верно?

3 Словарная работа.

В путешествие нельзя отправляться без знания географии. Каждая группа решает мини- кроссворд

1 группа

1 Столица Латвии

2 Столица Беларуси

3 Столица России

2 группа

1 Столица Турции

2 Столица Болгарии

3 Столица Молдавии

4 Столица Германии

5 Соединённые….Америки

3 группа

1 Столица Украины

2 Столица Греции

3 Столица Беларуси

4 Столица Италии

Определите , о каких городах пойдёт речь

4 Актуализация опорных знаний

Мы записали слова. Для чего они служат строительным материалом? ( текста)

Отметьте галочкой верные утверждения:

1 группа

1 Текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

2 Среди средств связи в тексте не может быть однокоренных слов.

3 Завязка – это момент, с которого начинается событие, которое завязывает действие

2 группа

1 Кульминация – это окончание текста.

2 Главная функция текста- сообщение информации.

3 .Связность текста отражает логику развития мысли.

3 группа

1 Для текста обязательно стилевое единство

2 Цельность- один из основных признаков текста

3 Для текста необязательна структурная организация

( Ответы располагаются на доске)

О чём пойдёт речь унас на уроке ( О тексте)

Что мы должны узнать?

5 Работа с текстом

А)Перед вами лежат фрагменты текста о столицах . Ваша задача : определить о каких городах в них говорится ?

- Афины

- Каир

- Рим

Б)- Теперь соберите текст из предложенных фрагментов.

В) Следующеезадание:

1 группа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Докажите , что перед вами текст.

2 группа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Определите тип речи, своё мнение обоснуйте

3 группа

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Определите стиль речи мнение обоснуйте.

Г) Каждая группа познакомилась со своим текстом. Теперь надо рассказать о нём другим.

1 группа

Перескажите текст по схеме

Что? Где? Когда? Как? Почему?

2 группа

Перескажите текст , используя одни существительные

3 группа

Перескажите текст тремя предложениями на украинском языке.

Д) Мы познакомились с содержанием текста, а теперь попробуем объединить их

1 группа

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

« Истории возникновения древних столиц»

2 группа

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

«Облик столичных городов»

3 группа

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

« Три столицы: сходство и различия»

Е) А теперь представьте, что вы работник турагенства, которому необходимо общаться с клиентами, при этом ситуации случаются разные

1 группа

Ваш клиент живёт в другом городе, может общаться с вами только по электронной почте. Убедите его поехать в турпоездку при помощи презентации.

2 группа

Ваш клиент доверяет только рекламе. Создайте такую рекламу, чтоб его заинтересовать.

3 группа

Ваш клиент – иностранец. Расскажите ему о поездке на английском языке.

Рефлексия

А теперь вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с ним? Почему?

Домашнее задание.

Вы все бывали в турпоездках. Расскажите нам о них либо при помощи сочинения- отзыва , либо при помощи  комментированного фотоотчёта, либо при помощи письма.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Задания 1 группа

1 Решите кроссворд, определите, название какой столицы в нём зашифровано

1 Столица Латвии

2 Столица Беларуси

3 Столица России

2

 Отметьте галочкой верные утверждения

1 Текст – это целостная смысловая единица речи, которая содержит в себе самостоятельное законченное сообщение.

2 Среди средств связи в тексте не может быть однокоренных слов.

3 Завязка – это момент, с которого начинается событие, которое завязывает действие

3

Перед вами лежат фрагменты текста о столицах . Ваша задача : определить о каких городах в них говорится ?

4.

Теперь соберите текст из предложенных фрагментов

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Докажите , что перед вами текст.

5

Перескажите текст по схеме

Что? Где? Когда? Как? Почему?

6  

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

« Истории возникновения древних столиц»

7

Ваш клиент живёт в другом городе, может общаться с вами только по электронной почте. Убедите его поехать в турпоездку при помощи презентации.

Задания 2 группа

1Решите кроссворд, определите, название какой столицы в нём зашифровано

1 Столица Турции

2 Столица Болгарии

3 Столица Молдавии

4 Столица Германии

5 Соединённые….Америки

2

Отметьте галочкой верные утверждения

1 Кульминация – это окончание текста.

2 Главная функция текста- сообщение информации.

3 .Связность текста отражает логику развития мысли.

3

Перед вами лежат фрагменты текста о столицах . Ваша задача : определить о каких городах в них говорится ?

4

Теперь соберите текст из предложенных фрагментов

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Определите тип речи, своё мнение обоснуйте

5

Перескажите текст , используя одни существительные

6

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

«Облик столичных городов»

7

Ваш клиент доверяет только рекламе. Создайте такую рекламу, чтоб его заинтересовать.

Задания 3 группа

1 Решите кроссворд, определите, название какой столицы в нём зашифровано

1 Столица Украины

2 Столица Греции

3 Столица Беларуси

4 Столица Италии

2

 Отметьте галочкой верные утверждения

1 Для текста обязательно стилевое единство

2 Цельность- один из основных признаков текста

3 Для текста необязательна структурная организация

3

Перед вами лежат фрагменты текста о столицах . Ваша задача : определить о каких городах в них говорится ?

4

Теперь соберите текст из предложенных фрагментов

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Определите стиль речи, своё мнение обоснуйте

5

Перескажите текст тремя предложениями на украинском языке.

6

Соедините фрагменты текстов в единое целое, чтобы оно соответствовало заглавию

« Три столицы: сходство и различия»

7

Ваш клиент – иностранец. Расскажите ему о поездке на английском языке.

……..  легендарный город возникший в Античности и давший основание одной из самых развитых в истории мира ц..вилизац..й. А история его возникновения  это смешение легенд и прозы жизни. Город возник на месте поселения горных пастухов. Согласно же легенде основателями города стали пр..следуемые сыновья бога Марса, Ромул и Рем вскормлен..ые молоком волчиц.. и спасён..ые пастухом. Воинственный Ромул   убивший в ссоре брата, и был первым царём нового города

«Послушайте – и вы забудете,

 Посмотрите – и вы запомните,

 Сделайте – и вы научитесь…»

 Конфуций

Сердцем………… является Акрополь  крепость, комплекс храмов и дворцов на священ..ой горе Олимп. Первоначально весь город состоял из одной крепости  позднее вокруг Акрополя стали селит..ся люди   стекавшиеся со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племён место. Поселение разр..сталось  прокладывались улицы, однако Акрополь оставался центром , излюблен..ым местом жителей и гостей Афин.

«Кто не был в …………, тот ничего не видел»,- говорится в книге сказок «Тысяча и одна ночь». Сказочный восточный город вырос на месте военного лагеря полководца Амра, остановившегося у вершины горы , чтобы дать отдых своим воинам перед походом на Александрию. На крыше палатки предводителя голубка свила гнездо. Полководец не решился потревожить молодой выводок, признав произошедшее хорошим знаком.

Рим- столица Италии

Рим - легендарный город, возникший в Античности и давший основание одной из самых развитых в истории мира цивилизаций. А история его возникновения – это смешение легенд и прозы жизни. Город возник на месте поселения горных пастухов. Согласно же легенде, основателями города стали преследуемые сыновья бога Марса, Ромул и Рем, вскормленные молоком волчицы и спасённые пастухом. Воинственный Ромул , убивший в ссоре брата, и был первым царём нового города.

История Рима- это история побед римского оружия. Война была для римлян естественным сос тоя нием. Рим креп и разрастался, покоряя соседние государства. Красоту города обеспечивали многочисленные военные трофеи, поэтому смешение стилей придаёт ему самобытность.

 Рим , иначе «вечный город», ещё и город- музей, поскольку сохранившиеся развалины древних храмов, дворцов, стадионов оживляют картины прошлого: триумфальное шествие воинов ,жестокие гладиаторские бои.

Афины - столица Греции.

Сердцем Афин является Акрополь- крепость, комплекс храмов и дворцов на священной горе Олимп. Первоначально весь город состоял из одной крепости, позднее вокруг Акрополя стали селиться люди , стекавшиеся со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племён место. Поселение разрасталось, прокладывались улицы, однако Акрополь оставался центром , излюбленным местом жителей и гостей Афин.

 Постепенно крепость превратилась в святилище, соединив в органичный комплекс храмы, посвящённые главным Олимпийским богам: Зевсу, Афине. В одном из храмов размещалось одно из чудес света- гигантская статуя Зевса, выполненная из золота и слоновой кости. К сожалению, колоссальная статуя была разрушена во время землетрясения.

 Легендарная Родина Олимпийских игр и сейчас влечёт к себе поклонников истории, мифологии и чарующей гармонии пропорций, линий, красок.

Каир- столица Египта.

«Кто не был в Каире , тот ничего не видел»,- говорится в книге сказок «Тысяча и одна ночь». Сказочный восточный город вырос на месте военного лагеря полководца Амра, остановившегося у вершины горы , чтобы дать отдых своим воинам перед походом на Александрию. На крыше палатки предводителя голубка свила гнездо. Полководец не решился потревожить молодой выводок, признав произошедшее хорошим знаком.

 После потери влияния Александрии внимание было обращено на молодое поселение, набиравшее силу, названное за одержанные победы аль-Кахара (Победоносное).

Сейчас Каир- это мегаполис с многомиллионным населением. В нём мирно уживаются современные небоскрёбы , восточный рынок с дурманящим ароматом специй и блеском золотых украшений, купола и минареты мечетей , жалкие лачуги , шикарные отели, дворцы и парки. « Город контрастов»- это второе название многоголосой и по- восточному гостеприимной столицы Египта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...