«Повторение и обобщение сложносочиненных предложений» с элементами подготовки к ГИА-9
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

 Методическая разработка урока русского языка в 9 классе  - урок- обобщение изученного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka-9kl.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

   Методическая разработка урока русского языка в 9 классе по теме «Повторение и обобщение сложносочиненных предложений» с элементами   подготовки к ГИА-9

Цели:

  • Познакомить с авторским употреблением знаков препинания.
  • Повторить и обобщить знания о группах сложносочинённых предложений по значению и союзам, о знаках препинания между частями сложносочинённых предложений, о построении схем ССП;
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся, умения обобщать, сравнивать, делать выводы;
  • Воспитание коллективизма, умения общаться и сотрудничать в группах, в мини-социуме.
  • воспитание любви к родной природе и родному краю  (на примере текстов)

Оборудование:  раздаточный материал (карточки по вариантам)

Тип урока: урок - обобщение изученного материала.

Ход урока

I. Оргмомент

Приветствие учителя, учитель отмечает отсутствующих. На доске до начала урока записаны число и  предложение:

То сам себя не понимал я,

То мир не понимал меня.

Ребята, какое это предложение? О чем мы сегодня будем говорить на уроке. Тема урока.

II. Словарно-орфографическая работа

Один ученик у доски пишет под диктовку учителя, класс выполняет эту же работу в тетрадях вместе с учителем. Задание: записать и указать виды словосочетаний, указать в них главные и зависимые слова, способ связи слов в словосочетаниях.

а) Примерять платье (гл.+сущ= глагольное управление), кабинет директора (сущ+сущ= именное управление), умирать от горя (гл.+ сущ=глагольное управление), усмирённый зверь(прил+сущ= именное согласование), примирять друзей (гл+сущ= глагольное управление), жить дружно (гл+наречие= глагольное примыкание), разговаривал улыбаясь (гл+ дееприч= примыкание).

Учитель задаёт вопрос:

- Что такое словосочетание? Чем оно отличается от предложения?

(словосочетание - это сочетание двух или более самостоятельных слов связанных между собой по смыслу и грамматически.)

(Предложение-это основная единица синтаксиса. В предложении оформляется мысль, которую говорящий ( пишущий) хочет сообщить слушающему (читающему).

3. Актуализация изученного материала.

 «Верные и неверные утверждения» (индивидуальная работа). Рассмотрите «верные и неверные» утверждения, произведите на листах их правку. Если вы согласны с данным утверждением, поставьте рядом с ним цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

    дата

фамилия

1. Предложение – это синтаксическая единица

         2. ОДНАКО, ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ – подчинительные союзы.

3. В сложносочинённом предложении все предложения равноправны.

4. Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения

5. Запятая перед союзом  И не ставится, если части ССП имеют общий второстепенный член.

        6. Тире в сложносочиненном предложении ставится, если передается быстрая смена событий

        7.  В предложении НА НЕБЕ ГОРЕЛИ ЗВЕЗДЫ И СВЕТИЛА ЛУНА  ставится запятая перед союзом И

Ответы

Каждый из сидящих за партой  берёт  вариант работы. Записывается дата. Указывается фамилия в первой  отведённой для этого  графе. Читая утверждение, учащийся ставит напротив него цифру 1, если утверждение верное,  или цифру 0, если оно не соответствует истине. Выполнив эту часть работы, ученик переносит цифры в строгом порядке из вертикального столбца в  нижнюю строку таблицы. Заполненная  строка – матрица ответа. В случае, если учащийся забыл перенести цифры  в строку,  работа  не оценивается. Важен порядок цифр в строке, а не в столбце. Учащийся, нарушивший порядок цифр, получает оценку, соответствующую  количеству  допущенных    нарушений.

 2. «Восстановление  схемы» (работа в парах).

                               СЛОЖНОЕ

                        …                 бессоюзное

Сложносочиненное       …..

….         ….         …….

- Обсудите в парах восстановленную схему. Озвучьте полученные результаты

3. «Установи соответствия» (индивидуальная работа)

Простые предложения -         …это такие сложные предложения, в которых одна часть по смыслу                    подчинена другой и связана с ней подчинительным союзом или союзным словом.

Сложные предложения -         … это такие сложные предложения, которые обходятся без союзов и союзных слов.

Сложносочинённые

предложения -         …это предложения, в которых имеется только одна грамматическая основа.

Сложноподчинённые

предложения -                            … это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений.

Бессоюзные

предложения -                        … это сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связываются сочинительной связью.

- Прочитайте полученные тексты. Согласны ли вы?

3.Работа в группах

  1 группа.

  1. Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Степь покрылась цветами и травами. Это буйное цветение длится недолго.

минуту хватаются за(то), что у них болит: кто за голову, кто за сер…це.

  1. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Иску(с/сс)тво может пер..жить врем..на упадка но оно вечно как и сама жизнь. Подл..жили огонь под г..товый к..стер со стру..ками и пламя з..пылало. Здесь кружились над поляной желтые и синие баб..чки бл..стали стр..козы и (не)умолчно тр..щали кузнечики.

      2 группа.

  1. Из простых предложений образуйте ССП. Определите разновидность ССП

Ветер подхватывает снег, скручивает в тугие, хлесткие спирали. Начинается метель.

  1. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

То птица (из)под ног в..порхнет то красн..бокая л..сица в кусты цв..тущие нырнет. Д..рога торная сп..шит встр..чается с подру..ками и елки ч..лки ра..пустив кивают ей в..рхушками. Окунешься в воду и все пр..йдет!

      3 группа.

  1. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни . Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение

… выскочит на поляну рябчик, … выйдет осторожно из чащи лось.

  1. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

Со..нце еще раз в..глянуло (ис)подлобья на п..ля и в сиянье пот..нула вся смяте(н/нн)ая з..мля. Вскоре после в..схода наб..жала туча и брызнул к..роткий дождь. Тихо шепчутся б..резы да вет..р в..лнует хл..ба на нивах.

 4 группа.

  1. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу союзы или-или, то-то, ни-ни . Определите, какие смысловые оттенки они вносят в сложное предложение.

… бури завываньем ты, мой друг, утомлена, … дремлешь под жужжаньем своего веретена.

  1. Спишите ССП, решая орфографические и пунктуационные задачи. Постройте схемы предложений

В с..нтябре лес реже и светлее и птич..и г..лоса тише. Жизнь д..ется один раз и хоч..тся пр..жить ее бодро осмысле(н/нн)о кр..сиво. Со..нце то по..влялось то и..чезало и к вечеру опять пош..л дождь.

4.Работа с текстом. Подготовка к ГИА-9.

     (1)8 сентября 2006 года. (2)Праздник для всего казачества, день, который яркой страницей войдет в историю Кубани и России.

      (3)Казалось, сама природа благословляла людей на это событие: после нескольких пасмурных и неприятно холодных дней в Краснодаре вдруг стало светло и тихо. (4)Яркое безмятежное солнце наполнило теплым светом каждый уголок Екатерининского сквера. (5)Легкий ветерок  ласково шелестел зеленой листвой деревьев, дополняя живым звучанием мелодии старинных казачьих маршей, наполнявших сквер. (6)Люди, заполнившие  все аллеи и ближайшие к ним улицы, молчали, ожидая  торжественного открытия памятника Екатерине Великой, подарившей черноморским казакам Кубань с ее необъятными просторами.

      (7)  Церемония открытия памятника практически полностью повторила сценарий событий столетней давности. (8)Сначала по центральной улице краевого центра прошли маршем сотни представителей Кубанского казачьего войска и курсанты краснодарских военных училищ.
(9)Затем на площадку перед монументом были торжественно внесены казачьи знамена, а также главные реликвии Краснодарского края и кубанского казачества: войсковое Евангелие XIX века, ларец с освященной землей Таманского полуострова и копия жалованной грамоты императрицы Екатерины II. (11)И так же величаво, как много лет назад, спало покрывало, открыв взорам людей фигуры императрицы и ее верных помощников  - князя Потемкина и казачьих старшин.

     (12) Фигура Екатерины II со скипетром и державой в руках возвышается на высоком пьедестале.  (13)На выступающем карнизе, из-под золоченой короны, ниспадает длинный свиток из белого никеля, на котором золотым выпуклым шрифтом помещен полный текст грамоты от 30 июня 1792 года. (14)У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, первого кошевого атамана Сидора Белого, войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. (15)Головатый читает грамоту, Белый слушает, а Чепега осеняет себя крестным знамением.

     (16)О счастливом возвращении Кубани ее главного символа ровно в полдень все православные храмы  края возвестили малиновым перезвоном колоколов.

  4. Из предложений 12- 15 выписать слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

  5.  Из предложения 6 выписать грамматическую основу.                                                                        

  6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую в сложном предложении запятую между частями, связанными сочинительной связью.

      У подножия бронзовые фигуры светлейшего князя Г.А. Потемкина, (1)первого кошевого атамана Сидора Белого, (2)войскового судьи Антона Головатого и кошевого атамана Захария Чепеги. Головатый читает грамоту, (3)Белый слушает, а (5)Чепега осеняет себя крестным знамением.  

  7.  Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

 8. Замените словосочетание бронзовые фигуры (предложение 14), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.           

  9. Среди предложений 2—5 найдите предложения с обособленным обстоятельством. 

 

7. Итог урока

Учитель выставляет оценки с комментарием.

8. Домашнее задание. Подготовиться к   К/Р.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики по теме: "Повторение и обобщение курса физики основной школы. Подготовка к ГИА".

В данной разработке представлен тест, позволяющий определить уровень готовности учащихся 9 класса к Государственной итоговой аттестации....

Подготовка к ЕГЭ. Тест по теме "Пунктуация в сложносочиненных предложениях и предложениях с однородными членами"

Материал предназначен для учащихся и учителей при подготовке к ЕГЭ с довольно сложным материалом. Алгоритм и практический материал, который для удобства копируется в презентации и в документе, поможет...

Сложносочиненное предложение. Обобщение изученного.Подготовка к ОГЭ

Материал подобран с целью подготовки учащихся 9 классов к ОГЭ по русскому языку....

Повторение и обобщение сложносочиненного предложения в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в 9-м классе.

Повторение и обобщение сложносочиненного предложения в системе подготовки к ОГЭ и ЕГЭ в 9-м классе....

Подготовка к ГИА (КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ», «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»)

Тестовое задание позволяет проверить знания данных тем с точки зрения готовности к ГИА по русскому языку.Тестовое контрольное задание имеет следующую структуру:-   10 заданий 1 уровня (...

Презентация Урок-обобщение "Сложносочиненное предложение"

Обобщающий материал по теме "Сложносочиненное предложение"...